Методическая разработка учебного занятия по русскому языку по теме "Словосочетание"
методическая разработка
Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией. На усвоение данной темы отведено 2 часа согласно КТП.
Изучение особенностей строения словосочетаний, способов связи слов в них позволит в дальнейшем соблюдать нормы лексического словоупотребления, развивать пунктуационную зоркость обучающихся.
В методической разработке упражнения подобраны таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные знания о словосочетании и связи слов в нём.
К методической разработке прилагается дидактический материал разного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_slovosochetanie.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
по ООД.01 Русский язык
Специальность «Сестринское дело»
Тема: «Словосочетание»
Кыштым 2023
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК СГ дисциплин Протокол №____от «__»______20__ г. Председатель ЦМК _______ /Быховская О.В. | Утверждаю Зам.директора по УВР _________/ С.А.Сорокина от «__»_______20___г. |
Методическая разработка учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело».
Организация-разработчик:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».
Разработчик: Зубова И.Е. преподаватель Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».
Рецензент:
Рецензент: Павлова О.В., методист Кыштымского филиала «Миасского медицинского колледжа».
Методическое пояснение
Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией. На усвоение данной темы отведено 2 часа согласно КТП.
Изучение особенностей строения словосочетаний, способов связи слов в них позволит в дальнейшем соблюдать нормы лексического словоупотребления, развивать пунктуационную зоркость обучающихся.
В методической разработке упражнения подобраны таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные знания о словосочетании и связи слов в нём.
К методической разработке прилагается дидактический материал разного уровня сложности.
Цель занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации
Учебная (дидактическая) цель:
1- уровень усвоения
- сообщение актуальности темы (ОК1);
- повторение и обобщение знаний обучающихся о способах связи слов в словосочетании (ОК2);
- продолжение формирования понятий «основные единицы синтаксиса» (ОК2);
2- уровень усвоения
- повторение темы «Орфография», «Синтаксис и пунктуация» (ОК2, ОК6);
- повторение и закрепление орфографических правил написания разных частей речи (ОК2, ОК6)
Развивающая цель:
- продолжение формирования умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык (ОК2, ОК10);
- продолжение формирования умения использовать фонетические нормы в речи (ОК10);
- развитие умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы (ОК2)
Воспитательная цель:
- способствование воспитанию внимательности, аккуратности в своей работе (ОК12);
- способствование формированию любви и интереса к русскому языку (ОК10);
- способствование воспитанию орфографической и пунктуационной зоркости (ОК10).
Методическая цель урока: формирование общих компетенций через развитие грамотности на занятиях русского языка
Тип занятия: теоретическое занятие
Место проведения: кабинет № 508
Количество часов: 2 часа
Методы (М), методические приемы (МП) в соответствии с уровнями усвоения информации.
1 уровень-объяснительно-иллюстративный
Словесные: беседа, объяснение, решение проблемной ситуации
Наглядные: работа с кластером, рабочей тетрадью
2,3 уровень- репродуктивный
Фронтальный опрос, практические задания и упражнения
3 уровень- частично-поисковый
Междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | школьный курс русского языка | - | «Синтаксис» «Правила орфографического написания» |
Сопутствующие | ОДБ 02 Литература ОДБ 03 Английский язык | - | все темы «Вводно-коррективный курс» «Правила построения словосочетаний» |
Последующие | ОП 05 Гигиена и экология человека | - | «Профессиональные вредности», «Здоровый образ жизни» |
Внутридисциплинарные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | - | «Орфоэпические нормы» «Фонетические нормы» |
Последующие | - | «Предложение как единица синтаксиса» «Текст» |
Требования к подготовке обучающихся
Обучающийся должен уметь:
- вычленять словосочетание из предложений;
- выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании;
- использовать в устной и письменной речи;
- находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование;
- выполнять упражнения по орфоэпии, лексике, грамматике, орфографии и
пунктуации согласно нормам современного русского литературного языка;
- строить свою речь в соответствии с нормами речевого поведения.
Обучающийся должен знать:
- строение словосочетаний;
- отношения между компонентами словосочетания;
- отличие словосочетаний от слова и предложения;
- способы выражения;
Изучение темы должно способствовать формированию общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
Оснащение:
- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя;
- Рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Продолжить работу над созданием словаря медицинских терминов | 1 | занести в тетрадь 10 терминов на тему «Медицинские манипуляции» | уметь ориентироваться в речевой ситуации, связанной с профессиональной деятельностью |
Литература
Основная:
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова.-Изд.11-е.-Ростов н/Д:Феникс, (1) с.-(среднее профессиональное образование).
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов 2-е изд., стер..:Высш. Школа, 2019г.
Дополнительная:
- Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д.:Феникс, 2017г.
- Греков В.Ф. Русский язык 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд.-М.:просвещение,2019г.
- Медицинский портал. Великие врачи.
Структура занятия 90 мин
Организационный момент: 2 мин
Цели и план занятия: 3 мин
Проверка знаний 15 мин
Изложение нового материала 15 мин
Закрепление материала 45 мин
Итоги. Задание на дом 10 мин
Хронологическая карта занятия 90 минут
Этап | Время | Содержание | Цель | Методы и средства | Реализация ОК | Приложение | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | ||||||
| 2 мин. | Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Проверка подготовленности обучающихся к занятию; Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет наличие учебных принадлежностей. Организация внимания и внутренней готовности. Создание деловой, дружеской атмосферы общения. | Приветствуют преподавателя. Староста называет фамилии отсутствующих. подготовка к работе. | Установка на работу | Словесные | ОК 12 | |
| 3 мин. | Сообщает цели, совместно со студентами ставит задачи, информирует о ходе занятия. Мотивация: см. этап 3. | Слушают преподавателя, участвуют в целеполагании, настраиваются на продуктивную работу во время урока. | Организация обратной связи, настрой на работу на занятии. | Словесные: беседа | ОК 1, ОК 6 | |
| 15 мин. | Комментированная проверка вслух упр.369 с выборочной проверкой нескольких тетрадей. Цель: проверка знаний по теме «НЕ с разными частями речи». В процессе проверки преподаватель выставляет оценки и делает вывод, как усвоен материал прошлого урока. | Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, обосновывая слитное и раздельное написание. | Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать. Способствование развитию мышления. | Устная работа. | ОК 2 ОК1 ОК 10 | |
- актуализация знаний; - совместное «открытие» новых знаний | Работа с эпиграфом, выход на тему. О каких сочетаниях идёт речь? как называются такие сочетания? Итак, мы определили тему нашего сегодняшнего урока, которая звучит? Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Словосочетание». Далее знакомство с новым материалом проводится с помощью изучения раздаточного материала по теме Преподаватель реализует принцип обратной связи с обучающимися, актуализирует их знания, полученные ранее Раскрывает некоторые вопросы темы, с использованием рассуждений обучающихся. Проводит синтаксический эксперимент | Отвечают на проблемные вопросы преподавателя, совместно с преподавателем составляют кластер по теории, выполняют упражнения письменно, читают информацию, делают выводы. Рассуждают о понятии «словосочетание» и самостоятельно формулируют высказывания | Реализация дидактических целей урока (смотри выше) | Словесные: лекция с элементами эвристической беседы. | ОК 1; ОК 2; ОК6 ОК 12. | Приложение 1, 2 | |
| 45 мин | Задает вопросы на выяснение уровня усвоения материала. Организует работу студентов в рабочей тетради по анализу изученного. | Отвечают на поставленные вопросы, отдельные обучающиеся работают у доски и в тетради. Выполняют упражнения с комментариями | Проверка усвоения материала | Беседа. | ОК 2 ОК 10 | Работа с рабочей тетрадью |
Рефлексия | 10 мин. | Преподаватель возвращается к теме урока и целевой установке. Совместно со студентами проверяет, все ли поставленные цели достигнуты. Оценивает работу студентов на уроке, выделив наиболее активных. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку. Дает под запись домашнее задание: составить 10 словосочетаний с разными способами связи слов на тему «Медицинская деятельность».
Преподаватель благодарит группу за урок. | Дают разъяснения поставленным в начале урока целям. Делают самоанализ изучения темы. | ОК10 ОК12 | Приложение 3 |
Приложение 1
Эпиграфом нашего занятия станут слова А.С.Пушкина «Язык неистощим в соединении слов». Эти слова будут сопровождать наше занятие.
Посмотрите на те предметы, которые вас окружают. Назовите их. А теперь давайте конкретизируем информацию об этих предметах. (на доске фиксируются ответы студентов в два столбика). Например, ручка – гелевая ручка.
В какой колонке более конкретно говорится о предметах? Там, где записаны только слова, или там, где сочетания слов?
- Как называются такие сочетания?
Итак, мы определили тему нашего сегодняшнего урока, которая звучит?
Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Словосочетание».
Чем отличается слово от словосочетания?
Приложение 2
Теоретический материал
Словосочетание
– единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главное слово – это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.
главное слово + зависимое слово
– вопрос –
Главное слово в словосочетании может быть выражено различными самостоятельными частями речи.
НО!
Подлежащее и сказуемое – это предложение, а не словосочетание!!!
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные
Виды словосочетаний
Именные
– в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
Глагольные
– в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено глаголом, деепричастиями или причастиями.
Наречные
– в таких словосочетаниях главное слово выражено наречием.
Виды связи в словосочетаниях:
Согласование
— вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей?
Примеры: белый халат, о выздоравливающем пациенте.
Управление
— вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Примеры: забота о больном, назначить лечение, любовь к работе.
Примыкание
— вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как?
Примеры: выглядеть красиво, лежать спокойно, очень устал, выслушать не спеша, ее история, мальчик постарше.
Словосочетаниями НЕ являются:
- Грамматическая основа
- Однородные члены предложения
- Служебная часть речи + существительное
- Фразеологизм
Приложение 3
Итак, подведем итог нашей работы:
- какую цель мы с вами поставили в начале урока?
- мы достигли цели?
- Что такое словосочетание?
- расскажите на примере о том, как определить тип связи слов в словосочетании?
- что вам понравилось на уроке?
- что оказалось для вас трудным?
- как бы вы оценили свою работу?
Спасибо за ваши мысли и ответы. Вы сегодня все замечательно и плодотворно поработали. Особенно мне помогли…
Преподаватель оценивает работу студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме В терапевтическом отделении, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме В терапевтическом отделении, специальность 31.02.01 Лечебное дело...
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке...
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Фармация
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Фармация...
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке...
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Фармация
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Фармация...
методическая разработка внеучебного занятия "Знатоки русского языка"
Методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка, классных руководителей групп студентов, обучающихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, и может быть исп...
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку по теме "Сложносочинённое предложение"
Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис и пунктуация». Содержание раздела в целом органически связано также с лексикой и орфографией. На усвоение данной те...