Выступление на предметно-цикловой комиссии ОУД, ОГСЭ, ЕН От 17.05.23
учебно-методический материал

Солоненко Ярослав Алексеевич

Особенности патриотического воспитания медицинских сестер

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_s_dokladom_na_ptsk_ot_17.05.23.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности патриотического воспитания медицинских сестер

Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество) – это любовь к родине, своему народу, желание своими поступками служить их интересам, защищать от внешних и внутренних врагов. Проявляется патриотизм как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из самых высших чувств человека, и выступает в качестве основополагающей духовной базы  всесторонне развитой личности, характеризует ее высокий уровень социализации. Истинный патриотизм является единством духовности, гражданственности и социальной активности гражданина, является побудительной силой деятельности личности на благо Отечества.

Сущность патриотизма можно выразить в следующих формулировках:

Патриотизм — это любовь, возвышенная и преданная к своему Отечеству.

Патриотизм — это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним.

Патриотизм — это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках.

Быть патриотом — естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания».

Медицинский работник – это не просто профессия, это служение. Поэтому он, прежде всего, как человек военнообязанный, должен всегда быть готов стать на защиту интересов своей страны, своего народа.

Главной особенностью воспитания патриотизма у будущих медицинских сестер является формирование следующих ценностных ориентиров:

  • идея сохранения, сбережения и собирания Российской государственности;
  • воспроизводства патриотически выраженных социальных отношений студентов;
  • обеспечение комфортности жизнедеятельности студента в социокультурной среде;
  • идея защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности;
  • идентификация личности обучающегося в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины;
  • мобилизация ресурсов личности и студенческого коллектива, осознание себя и своего труда как важной части российского общества и государства в целом
  • жизненная позиция и стратегия личности, основанная на идее милосердия, толерантности и уважения.

Патриотическое воспитание медицинских сестер осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота — одна из важных задач современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания будущих медиков, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности, в том числе в рамках изучения программы по истории. На примерах подвигов выдающихся врачей, сестер милосердия, медицинских сестер и санинструкторов показать значимость и важность профессии для нашего Отечества, способствовать повышению престижа медицинской сестры в восприятии общественного сознания.

Можно выделить следующие рекомендации по формированию патриотического воспитания будущих медицинских сестер:

  • использование содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического;
  • реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы;
  • посещение многопрофильных музеев и выставок;
  • организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ;
  • участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края.

Образовательное пространство как специфическая сфера деятельности субъектов образовательного процесса актуализирует гражданскую социализацию будущих медиков, необходимым компонентом которой является активизация гражданского сознания.

Гражданское сознание — это отражение в сознании человека законов общества, его норм и принципов.

Преподавательский состав и администрация должны аккумулировать ценностно-смысловое содержание гражданского идеала студента, интегрируя знания по истории России, биографии выдающихся людей, обществознания и современных международных правовых основ. Патриотизм должен стать не только основой социализации будущих медицинских сестер, но и одной из важных целей образовательного процесса.

Гражданское сознание проявляется на трёх уровнях:

На 1-ом уровне студент проявляет знание законов, норм и принципов, которые приняты в обществе, он знаком, например, с экономическими, политическими, нравственными основами общества, политическими партиями и общественными движениями, их лидерами, предвыборными программами. Но формальное усвоение знаний (даже при широте кругозора) показывает, что молодому человеку достаточно трудно сделать свой выбор, так как знание предполагает только лишь определённый уровень информированности и понимание смыслов в событиях и явлениях экономической и политической жизни страны.

На 2-ом уровне проявляются убеждения будущей медицинской сестры — это совокупность идей, которые осмыслены, приобретают личностную значимость и целесообразность в жизни человека. Это знания, ставшие личным достоянием студента. Они лежат в основе его жизненной позиции, обусловливающей его отношения с миром. Убеждения входят в систему мотивов поведения человека, которые обусловливают стремление (намерение) воплотить их в жизни.

3-й уровень характеризуется убеждённостью обучающегося. Она проявляется как умение личности высказывать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения (свои убеждения, позицию).

Формирование гражданского сознания будущего специалиста происходит в течение обучения и всей дальнейшей жизни, однако наиболее сензитивным периодом в его формировании является подростковый и юношеский возраст, т.е. время обучения в школе и в колледже. Особенностью патриотических качеств как ядра личности учащегося, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.

Формирование гражданского сознания студентов необходимо соотносить с процессом их социализации, а именно: когнитивное овладение гражданскими знаниями, реализуясь в учебной деятельности, соответствует процессу интериоризации; патриотические чувства закрепляются в создании в учебно-воспитательном процессе особых ситуаций выбора; выполнение гражданских обязанностей становится результатом социализации в культурно-образовательном пространстве колледжа.

Становление гражданского сознания будущих специалистов-медиков среднего звена — это непрерывный личностно и социально значимый процесс обеспечения понимания социально-политических процессов, формирования основных гражданских ценностных ориентаций, формирования подготовленности к гражданскому действию под влиянием собственных усилий, внешних воздействий и специально сконструированных организационно-педагогических условий.

Система показателей проявления компонентов гражданского сознания студентов включает:

  • понимание социально-политических процессов (наличие системы гуманитарных знаний общероссийской и региональной направленности: исторических, культурологических, политических, правовых, социологических, экономических; осведомленность в социально-политических проблемах региона; осознание себя как социально ответственного гражданина);
  • основные гражданские ценностные ориентации (позитивное отношение к общечеловеческим и гражданским ценностям);
  • позитивное отношение к участию в социально-ориентированной учебно-исследовательской деятельности);
  • подготовленность к гражданскому действию (активное участие в деятельности детско-взрослой общественной организации — социальном партнерстве).

Для диагностики сформированности компонентов гражданского сознания будущих медицинских сестер необходимо использовать ситуативные задачи. Ситуации большой степени сложности должны требовать от будущих медиков значительных морально-волевых усилий, связанных с подчинением личного общественному, выражение гражданской позиции, высокого уровня нравственной саморегуляции при разрешении конфликта. Ситуации средней степени сложности должны содержать проблему выбора решения, но не включать явного противоречия и малой степени сложности требовать от студента нравственного саморегулирования, основанного на простых нравственных и этических нормах.

Таким образом, работа по формированию гражданского сознания и патриотизма у медицинских сестер должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Стоит отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения медицинских работников должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия студентов в нужное русло должно как государство, так и семья, и колледж. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники на 2013-2014 учебный год Наименование предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин и ЗИО Ф.И.О. председателя цикловой комиссии Киселёва

ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИУфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техникина 2013-2014 учебный год  Наименование предметно-цикловой комиссии экономических дис...

Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии

Компетентностный подход к выполнению и защите выпускной квалификационной работы...

Предметно цикловая комиссия

Роль предметно цикловой комиссии в организации практики, как фактор обеспечения качества подготовки выпускников...

Методические рекомендации по организации работы предметных цикловых комиссий в колледже

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию студентов, являются цикловые комиссии (ЦК).Содержан...

ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДМЕТНОЙ (ЦИКЛОВОЙ) КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН НА 2015 -2016 уч.год

План работы цикловой комиссии призван организовать, оказать помощь, оптимизировать работу преподавателей в подготовке специалистов в соответствии с требованиями ФГОС, способствовать их профессионально...

Выступление на предметно-цикловой комиссии ОУД, ОГСЭ, ЕН От 27.11.20

Формирование духовно-нравственной культуры у студентов, обучающихся по специальности «сестринское дело»...

Выступление на заседании предметной цикловой комиссии на тему: «Игровые технологии»

Выступление на заседании предметной цикловой комиссии  на тему: «Игровые   технологии»...