Мини-кейс
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-proby_keys_mdk_01.02_psihologiya_ushakova_o.a.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательский кейс
по МДК 01.02. «Психология социально-правовой деятельности»
Тематическое направление | Социальная среда |
Отрасль | Социальная сфера |
Партнер кейса | Управление социальной политики №5 по городу Первоуральску, по городу Ревде, по Шалинскому району |
Ведущий эксперт | Ушакова Ольга Александровна, преподаватель |
Название кейса | Открываем мир для себя и друзей |
Профессия/специальность | 40.02.01 Право и организация социального обеспечения |
Объект исследования | Пожилые люди |
Предмет исследования | Реабилитация пожилых лиц и людей с ограниченными физическими возможностями в Центрах социального обслуживания населения |
Вопрос, тема исследования | Тема: Старость и инвалидность как социально-психологические явления в обществе Феномен: Обстановка одиночества и беспомощности в пожилом возрасте и у людей с ограниченными физическими возможностями |
Задача кейса | Определить круг задач по оказанию социальной помощи пожилым людям для их успешной реабилитации |
Оборудование, предоставляемое партнером | Проектор, ноутбук с выходом в интернет, парты, стулья, бумага для записей Вставьте, пожалуйста, не менее 2-х фотографий. |
Гипотеза | Предположили, что проект будет эффективным, если его задачи будут достигнуты и определены социальные партнеры проекта |
Эксперимент | Предлагаемые способы позволят пожилым людям частично выйти из обстановки одиночества и беспомощности (по наличию отзывов) |
Описание процесса решения | Кейс Открываем мир для себя и друзей Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с ситуацией, описанной ниже, изучите ее контекст и дополнительные материалы. После этого приступайте к выполнению задания кейса. Описание ситуации: Центр социального обслуживания населения поставил целью помочь пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями выйти из обстановки одиночества и беспомощности, которые являются тяжёлым испытанием, нередко заводящим в душевный тупик. Был реализован проект «Открываем мир для себя и друзей», который направлен на реабилитацию через творчество. Под руководством специалистов участники проекта приобрели навыки работы на компьютере, освоили фотоаппаратуру, научились печатать снимки. Участники проекта организовали выставку своих работ. Они стали общаться в социальных сетях с людьми, близкими по интересам. Объектами их съёмки были в основном исторические места. Фото-студия работает с «третьим возрастом». Проект рассчитан на 30 человек пожилого возраста, но в дальнейшем планируется охватить большее количество пожилых людей. Пять месяцев обучения в фото-студии рядом с участниками проекта находился психолог, который отвечал на вопросы, помогал разбираться с конкретными жизненными ситуациями. Контекст ситуации: Центр социального обслуживания стремится преодолеть изолированность, улучшить психологическое состояние, дать чувство значимости, признания и социального статуса, поддержать жизненный интерес пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями. Им не хватает общения и внимания людей. Центр ведет большую работу по увеличению круга общения, поиску новых друзей формированию новых интересов у клиентов. Проект «Открываем мир для себя и друзей» дает возможность, прежде всего, старшему поколению освоить информационные технологии, приближаясь, тем самым, по своим знаниям и опыту к своим детям и внукам. Выбор фото-студии связан с тем, что клиенты начинают вести более активный образ жизни, знакомятся с новыми местами, могут поделиться не только воспоминаниями, но и своими новыми снимками, предать и обсудить новые эмоциональные впечатления. В ходе обучения они получали заботу и поддержку со стороны, в том числе и молодёжи. Дополнительная информация Отзывы клиентов Центра социального обслуживания, ставших участниками проекта: «Благодарю за возможность побывать в монастырях и церквях нашего края. В студии меня научили пользоваться компьютером, и теперь я сама делаю фотографии, общаюсь с такими же увлеченными людьми по интернету. Буду рада участвовать еще в каких-нибудь проектах». «Приятно было общаться с умными, весёлыми людьми, учиться у них. Мы побывали в монастырях не только нашего района, узнали об истории их строительства и возрождения 58 после разрухи. С удовольствием приму предложение стать участницей каких-нибудь будущих интересных проектов». «Трудно найти ту систему координат, в которую вписались бы все мои эмоции, испытанные во время работы в проекте, ведь для меня, как и для многих такой «выход в мир, в люди» – единственная возможность снова почувствовать себя равным среди равных». Задания к кейсу Задание 1. При разработке проекта авторы поставили цель расширить границы помощи пожилым людям, предоставив им возможность вести активный, эмоционально насыщенный образ жизни на основе творческого постижения мира с помощью компьютерных технологий. Были предложены задачи, решение которые способствовало бы достижению поставленной цели: 1. Научить пожилых людей работать на компьютере, использовать фотоаппаратуру, печатать снимки; 2. Организовать интересные, содержательные выезды для фотографирования в исторические места; 3. Научить пользоваться социальными сетями; 4. Организовать тематическое общение с другими участниками проекта. Можно ли считать, что решение всех задач обеспечит достижение цели проекта (при ответе опирайтесь на описание ситуации, контекст и дополнительные материалы)? Выберите один из трех перечисленных ниже вариантов ответа тот, который, на Ваш взгляд, является наиболее точным. А. Представленных задач недостаточно, так как в них не упомянута необходимость создать условия для участников проекта презентовать свои результаты. Б. Представленных задач недостаточно, так как они ограничивают круг общения только участниками проекта, хотя для них значим «выход в мир, в люди», как указывается в дополнительных материалах. В. Представленных задач достаточно, так как они полностью соответствуют заявленной цели, их осуществление поможет обеспечить достижение всех результатов. Задание 2. Для достижения поставленной цели и решения задач авторы проекта привлекли к работе сотрудников Центра социального обслуживания, психологов, педагогов, экскурсоводов-историков. Проект оказался успешным, потребности всех его участников были удовлетворены. При продолжении этого проекта целесообразно ли привлекать других людей, искать новых социальных партнеров? Если «Да», то кого в первую очередь? Выберите один из трех перечисленных ниже вариантов ответа тот, который, на Ваш взгляд, является наиболее точным. А. Целесообразно, так как расширение проекта потребует больших материальных и нематериальных ресурсов. Можно привлечь бывших участников, тем более что они выказывают такое желание; Б. Нецелесообразно, так как уже сложилась команда проекта, включение в нее новых людей может разрушить ее и проект окажется неудачным. В. Целесообразно, так как новые специалисты могут задать проекту иное направление. Можно пригласить краеведов, чтобы пожилые люди более глубоко познакомились со своей местностью, им это понравится. Задание 3. При планировании работ по оказанию помощи пожилым людям, предоставив им возможность вести активный, эмоционально насыщенный образ жизни на основе творческого постижения мира с помощью компьютерных технологий авторы проекта проводили практические занятия по компьютерной грамотности, фотографии, экскурсии в исторические места, организовали выставку работ участников проекта в Центре. Достаточно ли этих мероприятий для достижения поставленной цели и решения задач? Выберите один из трех перечисленных ниже вариантов ответа тот, который, на Ваш взгляд, является наиболее точным. А. Мероприятий достаточно, они соответствуют задачам и позволят достичь цели; Б. Необходимо добавить мероприятия, обеспечивающие возможность эмоционального общения для участников проекта; В. Необходимо добавить мероприятия, связанные с информационной культурой в целом, чтобы участники проекта понимали значение компьютерных технологий. На решение отводится 15 минут. |
Результаты исследования (проверка гипотезы) | Участники хорошо понимают ситуацию, умеют анализировать и определять ресурсы, необходимые для решения задач, обосновывать решение задач проекта, верно оценивать целесообразность подобранных способов решения поставленных задач |