Выразительные средства языка в поэзии А.А. Фета
методическая разработка
Афанасий Фет отлично использовал в своих стихах художественные средства, что помогало поэту-пейзажисту наполнять строки выразительностью и передавать читателю глубокие и реалистичные образы. Одними из наиболее применимых троп в лирике Фета являются олицетворения и метафоры, их мы сегодня и разберем на реальных примерах из стихотворений «Весенний дождь», «Осенняя роза» и «Вечер».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metafory_u_feta.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Метафоры у Фета
☝ Коротко о самом понимании метафоры – это средство выразительности, слово или фраза, которое употребляется в переносном значении и сравнивает предмет (явление, событие) с другим на основе общих свойств.
Простейший пример метафоры:
Золотые волосы.
Свойства золота переносятся на «волосы» и наделяют их новыми качествами в переносном смысле «волосы, как золото».
В произведении «Весенний дождь» мы видим следующие метафорические связки:
- Качаясь, движется завеса.
- Золотая пыль.
- Что-то подошло и барабанит.
☝ В первом примере завеса наделяется свойствами качелей, что является переносным смыслом, во втором пыль становится похожей на золото, а в третьем дождь получает качества барабанщика)). Всё понятно?
В стихе «Осенняя роза» ярко выраженная метафора одна – это:
Осыпал лес свои вершины.
Лес не может «осыпать», он не живой, а Фет наделил его качествами живого существа, что является метафорическим сравнением и чуть-чуть олицетворением.
Заглянув в стих «Вечер», мы увидим метафоры:
- Разлетелись облака.
- Убегает на запад река.
- Вздохи дня есть в дыханье ночном.
☝ В первом случае поэт показывает, что небо стало чистым, во втором река бежит за заходящим солнцем, что свойственно вечеру, а в третьем Фет показывает вечер между днем и ночью, когда первый сожалеет о своем временном уходе.
Примеры олицетворений
Не меняя ярко смотрятся олицетворения Афанасия Фета, главная художественная задача которых оживлять неживые предметы, наделяя их свойствами и качествами живого существа.
В «Весеннем дожде» олицетворение одно, но она яркое и запоминающееся:
Воробей купается.
✨ Как известно, птицы не могут купаться, этим грешат люди, но поэт наделяет воробья человеческими качествами с помощью художественного средства.
В «Осенней розе» олицетворений много, это:
- Дохнул сентябрь.
- Весною веешь.
- Сад обнажил своё чело.
Как известно из законов физики)), сентябрь не может дышать, но он получил от Фета в подарок дыхание с помощью олицетворения и после этого «дохнул».
Роза же с помощью магии поэта начала «веять» весной, а сад уподобился нескромной восточной девице и обнажил лицо, получив для этого человеческие качества.
В произведении «Вечер» олицетворения:
- Вздохи дня.
- Немая роща.
- Убегает река.
В этих тропах неодушевленные день, роща и река наделяются качествами живого существа и начинают, соответственно, вздыхать, неметь и убегать.
💥 Отметим, что в редких случаях фраза может быть олицетворением и метафорой одновременно.
Кроме метафор и олицетворений Фет использует в стихах и другие тропы, например, эпитеты, инверсии, анафоры, сравнения и т д, но об этих средствах выразительности блог Stihirus24 расскажет отдельно, чтобы не делать из урока винегрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....
Интегрированный урок немецкого языка "Час поэзии" совместно со школьной библиотекой
Данную разработку можно использовать на уроке немецкого языка по теме "Фридрих Шиллер - романтик всея Руси" в 10-11 классах....
Конспект открытого урока "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"
Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету &l...
Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )
Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...
Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ
Для педагогов ДОУ представлена информация в виде деловой игры....
Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»
В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...
Изобразительно-выразительные средства на уроках русского языка и литературы как способ развития речи
Использование изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка и литературы способствует развитию речи обучающихся.На уроках ученики анализируют тексты, составляют предложения, подбирают ...