Выразительные средства языка в поэзии А.А. Фета
методическая разработка

Беленькая Лариса Николаевна

 Афанасий Фет отлично использовал в своих стихах художественные средства, что помогало поэту-пейзажисту наполнять строки выразительностью и передавать читателю глубокие и реалистичные образы. Одними из наиболее применимых троп в лирике Фета являются олицетворения и метафоры, их мы сегодня и разберем на реальных примерах из стихотворений «Весенний дождь», «Осенняя роза» и «Вечер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metafory_u_feta.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Метафоры у Фета

☝ Коротко о самом понимании метафоры – это средство выразительности, слово или фраза, которое употребляется в переносном значении и сравнивает предмет (явление, событие) с другим на основе общих свойств.

Простейший пример метафоры:

Золотые волосы.

Свойства золота переносятся на «волосы» и наделяют их новыми качествами в переносном смысле «волосы, как золото».

В произведении «Весенний дождь» мы видим следующие метафорические связки:

  1. Качаясь, движется завеса.
  2. Золотая пыль.
  3. Что-то подошло и барабанит.

☝ В первом примере завеса наделяется свойствами качелей, что является переносным смыслом, во втором пыль становится похожей на золото, а в третьем дождь получает качества барабанщика)). Всё понятно?

В стихе «Осенняя роза» ярко выраженная метафора одна – это:

Осыпал лес свои вершины.

Лес не может «осыпать», он не живой, а Фет наделил его качествами живого существа, что является метафорическим сравнением и чуть-чуть олицетворением.

Заглянув в стих «Вечер», мы увидим метафоры:

  • Разлетелись облака.
  • Убегает на запад река.
  • Вздохи дня есть в дыханье ночном.

☝ В первом случае поэт показывает, что небо стало чистым, во втором река бежит за заходящим солнцем, что свойственно вечеру, а в третьем Фет показывает вечер между днем и ночью, когда первый сожалеет о своем временном уходе.

Примеры олицетворений

Не меняя ярко смотрятся олицетворения Афанасия Фета, главная художественная задача которых оживлять неживые предметы, наделяя их свойствами и качествами живого существа.

В «Весеннем дожде» олицетворение одно, но она яркое и запоминающееся:

Воробей купается.

✨ Как известно, птицы не могут купаться, этим грешат люди, но поэт наделяет воробья человеческими качествами с помощью художественного средства.

В «Осенней розе» олицетворений много, это:

  1. Дохнул сентябрь.
  2. Весною веешь.
  3. Сад обнажил своё чело.

Как известно из законов физики)), сентябрь не может дышать, но он получил от Фета в подарок дыхание с помощью олицетворения и после этого «дохнул».

Роза же с помощью магии поэта начала «веять» весной, а сад уподобился нескромной восточной девице и обнажил лицо, получив для этого человеческие качества.

В произведении «Вечер» олицетворения:

  • Вздохи дня.
  • Немая роща.
  • Убегает река.

В этих тропах неодушевленные день, роща и река наделяются качествами живого существа и начинают, соответственно, вздыхать, неметь и убегать.

💥 Отметим, что в редких случаях фраза может быть олицетворением и метафорой одновременно.

Кроме метафор и олицетворений Фет использует в стихах и другие тропы, например, эпитеты, инверсии, анафоры, сравнения и т д, но об этих средствах выразительности блог Stihirus24 расскажет отдельно, чтобы не делать из урока винегрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

Интегрированный урок немецкого языка "Час поэзии" совместно со школьной библиотекой

Данную разработку можно использовать на уроке немецкого языка  по теме "Фридрих Шиллер - романтик всея Руси" в 10-11 классах....

Конспект открытого урока "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"

Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету &l...

Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...

Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»

В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...

Изобразительно-выразительные средства на уроках русского языка и литературы как способ развития речи

Использование изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка и литературы способствует развитию речи обучающихся.На уроках ученики анализируют тексты, составляют предложения, подбирают ...