А.А.Фет. Жизнь и творчество
презентация к уроку

Шефер Екатерина Сергеевна

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892 гг.) – известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. В презентации предствалены сведения из биографии и дидактиеские материалы для занятий.посвященных творчеству А.А.Фета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aafet.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892

Слайд 2

Родился 5 декабря 1820 г. в Орловской губернии. Мать поэта — Каролина Шарлотта Фет,— будучи замужем, беременная сбежала из Германии в Россию вместе с богатым помещиком Шеншиным . Отцом Фета был записан Шеншин , что с юридической точки зрения было незаконно (Шарлота Фет и Шеншин не состояли в браке). Когда обман открылся, Фет превратился из богатого дворянина, русского подданного в иностранца сомнительного происхождения.

Слайд 3

В 1837 г. Фет переехал в Москву, где был определён в пансион М. П. Погодина. Спустя год стал студентом Московского Университета. К старшим курсам увлёкся поэзией. В 1840 г. вышел первый сборник его стихов — «Лирический пантеон», в 1842–1843 гг. стихи Фета публиковали во многих журналах.

Слайд 4

После окончания университета Фет выбрал дорогу, далёкую от литературы — он поступил на военную службу. В 1845 году был зачислен в кирасирский полк. Отдалённость от Москвы негативно сказалась на литературной деятельности — о поэте почти забыли, перестали печатать. Во время Крымской войны Фет находился в составе войск, располагавшихся под Петербургом. Стал бывать в северной столице, благодаря чему сблизился с Н.А. Некрасовым и И.С. Тургеневым, издававшими «Современник». Начался новый виток литературной карьеры: в 1850 г. вышел второй сборник стихов, в 1856 — третий. Успехи на военном поприще были гораздо скромнее: поэту так и не удалось дослужиться до звания, дающего дворянский титул. В 1856 г. он вышел в отставку.

Слайд 5

Любовь Во время военной службы Фет страстно влюбился в бесприданницу Марию Лазич . Однако не обладал средствами, чтобы содержать семью, поэтому жениться категорически отказывался. Они встречались около двух лет. Затем поэта перевели на другое место службы. Вскоре он узнал, что возлюбленная погибла при странных обстоятельствах. В 1857 г. он по расчёту женился на М. П. Боткиной.

Слайд 6

1861 году приобрёл в Орловской губернии небольшое имение Степановка. Здесь у поэта открылся новый талант: он показал себя незаурядным хозяином. Степановка стала образцовой усадьбой: показатели урожаев его имения были едва ли не лучшими в губернии, а яблочную пастилу Фета доставляли прямо к императорскому двору. В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьёвку и дом в Москве, где и провёл остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в столицу. С 1867 по 1877 г. Фет служил мировым судьёй.

Слайд 7

В 1873 произошло событие, к которому поэт стремился всю жизнь,— он получил дворянский титул и фамилию Шеншин . В 80-е годы Фет вернулся в Москву, а вместе с тем — в литературу. С 1883 по 1891 гг. вышли три сборника — «Вечерние огни». Последние годы жизни были весьма тяжёлыми — его мучили приступы удушья, он почти ослеп. Поэт настолько устал от болезней, что даже предпринял попытку самоубийства, которая спровоцировала смерть. 21 ноября 1892 г. Афанасий Фет скончался. «Я между плачущих Шеншин , И Фет я только средь поющих»

Слайд 8

Особенности поэзии «чистого искусства» •Поэзия намёков, догадок, умолчаний. •Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. •Искусство не должно быть связано с жизнью. •Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира. •Это поэзия для избранных.

Слайд 9

Основные темы поэзии «чистого искусства» Любовь Природа Искусство Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. Образность, очеловечивание природы. Певучесть и музыкальность.

Слайд 10

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. ⟨1850⟩

Слайд 11

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…» Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Как вы думаете, о чём оно? В чём необычность этой лирической миниатюры? Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли на-строение по ходу текста? Какой характер придаёт тексту фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно? Объясните смысл последней строчки стихотворения.

Слайд 12

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! 2 августа 1877

Слайд 13

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? В чём сложность эмоционального состояния лирического героя? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Какой характер придают внутреннему миру лирического героя короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Что изменилось в отношении лирического «я» к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что даёт ему жизненные силы? Назовите средства, создающие музыкальность стихотворений Фета. (Фонетические средства — звукопись: аллитерация, ассонанс; синтаксические средства: параллелизм, анафора, повтор союзов, однородные члены)

Слайд 14

Это утро, радость эта, Это мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна. 1881

Слайд 15

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Это утро, радость эта…» Какие предметные реалии рисуют картину весны? Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт? Определите характер художественного времени стихотворения. Какой пери-од времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется? Каким чувством проникнуто стихотворение? В чём состояние природы со-звучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»? Какой характер придают стихотворению его « безглагольность » и многочисленные анафоры? Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются для со-здания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Слайд 16

Еще весны душистой нега… Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти, Ещё овраги полны снега, Ещё зарёй гремит телега На замороженном пути. Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей ещё не смеет Запеть в смородинном кусте. Но возрожденья весть живая Уж есть в пролётных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках. 1854 г.

Слайд 17

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Ещё весны душистой нега…» Каким настроением проникнуто стихотворение? Проследите развитие лирического сюжета. В какой строфе выражена главная мысль стихотворения? С помощью каких изобразительно-выразительных средств автору удаётся передать ощущение возрождения природы? Рассмотрите репродукцию картины Фёдора Васильева «Оттепель». Что общего у этого живописного полотна со стихотворением Фета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте

Данный проект разработан для учащихся системы НПО, изучающих немецкий язык. Проект может быть использован при изучении темы «Литература» в разделе «Творчески познаём искусство»....

Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".

Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

Жизнь и творчество А. А. Фета

Обзор жизни и творчества А. А. Фета....

Литературная гостиная, просвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на г...

Презентация к уроку Литературы "С.А. Есенин. Жизнь и творчество"

Данная презентация может быть использована на уроке Литературы в 11 классе и на первом курсе СПО....