Основы здорового образа жизни студента
статья

Многими поколениями выработана аксиома: только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высо­кой умственной и физической работоспособностью способен занимать активную жизненную позицию, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni_studenta.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Учебные вопросы:

1. Понятие здорового образа жизни.

2. Роль различных физических упражнений в обеспечении здорового образа жизни.

3. Требования к гигиене студента физкультурника.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. М., Медицина, 1990.
  2. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки. Учеб. пособ. для слушателей Высшей школы тренеров, ГЦОЛИФКа, М., 1986.
  3. Физиология мышечной деятельности. Учеб. для ин-тов физкультуры, под общ. ред. Я.М Коца. М., ФиС, 1982.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003.
  5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000.
  6. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие / В. Ю. Волков, Ю. С. Ланев, В. П. Петленко и др. Под общ. ред. Д. Н. Давиденко; СПбГТУ, БПА. -  СПб., 2001.
  7. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / Сост. В. И. Ильинич, Ю. И. Кислицын. - М.: Министерство образования Российской Федерации. - М., 2000.
  8. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В. В. Пономаревой. — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.

ВВЕДЕНИЕ

За прошедшие 100-150 лет человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Были как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, природные катаклизмы, эпидемии заболеваний). Человек все больше и больше покоряет природу, одновременно забывая о том, что сам является составляющей частью окружающей среды.

Многими поколениями выработана аксиома: только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен занимать активную жизненную позицию, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Еще в древности была создана и обоснована теория о том, что подлинная красота человека это физическое совершенство в сочетании с умственным и нравственным развитием. А физическое совершенство невозможно себе представить без крепкого здоровья.

  1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Существует множество определений здоровья, но наиболее оптимальным является определение доктора медицинских наук профессора Б.Н. Чумакова.

Здоровье человека – это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Как следует из определения, “Здоровье - это процесс сохранения и развития психических и физиологических качеств...”. Следовательно “здоровье” как процесс - это длящееся во времени явление. И действительно, не возможно за один день стать здоровым, если раньше никогда не следил за своим здоровьем.

Так какой же отрезок времени занимает “здоровье” как процесс.

С самого рождения родители следят за здоровьем ребенка (борются с болезнями, обеспечивают закаливание, водные процедуры, воздушные и солнечные ванны, физическое развитие ребенка). Взрослея, человек приобретает все большую дееспособность, и состояние его здоровья все больше и больше зависит от его воли и самосознания. О здоровье человек заботится вплоть до самой смерти. К сожалению, в большинстве случаев эта забота сводится к принятию медикаментов и посещению поликлиники, хотя любую болезнь легче предупредить, нежели ее потом лечить.

Вывод: если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который так же улучшается или ухудшается, т.е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания.

Также, исходя из определения, здоровье подразумевает развитие психических и физических качеств, следовательно, необходимо различать физическое и психическое здоровье.

Под психическим здоровьем следует понимать высший уровень умственной работоспособности, психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, возможность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

В свою очередь физическое здоровье - это поддержание физических качеств на таком уровне, когда человек с наименьшими для себя потерями справляется с возникшими жизненными ситуациями при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купить ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Наряду с высокими профессиональными занятиями, крепким здоровьем, оптимизмом и физической работоспособностью каждый должен именно должен быть здоровым человеком и, безусловно, знать и уметь, какими методами и секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. Именно “вести”, а не “катиться по течению”, т.е. выработать правила стиля жизни, которые подходят Вам, вашей семье и вызывают психологическое удовлетворение, положительные эмоции, радость в общении, должна сложиться твердая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья.

Нормальная полноценная жизнь человека немыслима без достаточно хорошего здоровья.

Как уже говорилось, “здоровье” - это динамический процесс, который может улучшаться или ухудшаться под воздействием различных факторов. По данным академика Ю.П. Лисицына, факторы, оказывающие влияние на наше здоровье могут быть следующими:

50-55% - здоровый образ жизни;

20-25% - экологические факторы;

20% - биологические (наследственные) факторы;

10% - медицинские факторы.

Как мы видим, в наибольшей степени наше здоровье зависит от ведения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (30 Ж) можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом  необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств и формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование 3ОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечив тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально психологических ситуаций.

3ОЖ достигается типичными (характерными для 3ОЖ) формами и способами. Эти формы и способы очень многообразны, так как существует множество оздоровительных систем, но главной отличительной чертой этих форм и методов является то, что они направлены на укрепление и развитие резервных возможностей организма.

Следует различать два понятия 3ОЖ и здоровый стиль жизни. Здоровый стиль жизни - это те приемы, методы, способы, при помощи которых тот или иной индивид ведет здоровый образ жизни. Некоторые занимаются бегом трусцой, кто-то предпочитает закаливание, кто-то силовые упражнения и т.д.

Выводы по первому вопросу.

Здоровье является величайшей ценностью, дарованной человеку от рождения. Различают психическое и физическое здоровье, эти два понятия являются составляющим понятия здоровья. Здоровье является изменяющимся, динамическим процессом.

Здоровый образ жизни - это вид деятельности людей, направленный на сохранение и улучшение здоровья.

Формы ведения здорового образа жизни очень многообразны и зависят от личностных особенностей и склонностей индивида.

2. РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

За короткий исторический период (50-70 лет) доля тяжелого мускульного труда в процессе жизнедеятельности сократилась примерно в 200 раз. Это приводит к нарушению программы заложенной в организм, он не успевает приспосабливаться к быстроизменяющимся условиям внешней среды (когда физический труд уступает место умственному), что вызывает целый ряд так называемых болезней цивилизации: нарушение обмена веществ, ожирение, диабет и т.д. Молодой организм студента без достаточных физических нагрузок быстро дряхлеет, а одной из задач высшего образования является всестороннее развитие личности при подготовке высококвалифицированных специалистов. В свою очередь всестороннее развитие личности подразумевает равномерное умственное, физическое и духовное (нравственное воспитание). Физическое воспитание не возможно без ведения здорового образа жизни. Даже если человек занимается физическими упражнениями, но не ведет здоровый образ жизни (не соблюдает режим, злоупотребляет табаком и алкоголем), то это не дает должного оздоравливающего эффекта и даже может принести вред здоровью. Хочется подчеркнуть, что здоровье - это не только отсутствие болезней, а еще определенное  функциональное состояние организма, при котором он с наименьшими потерями может решать различные жизненные проблемы. Здоровый организм с меньшими для  себя потерями переживает стрессовые ситуации, противостоит инфекциям и вирусам, быстрее восстанавливается после перенесенного заболевания, он более работоспособен. Поддержанию организма в таком состоянии способствуют физические упражнения, они не дают организму преждевременно стареть. Двигательная активность является важнейшим фактором гармоничного формирования молодого организма. У людей, ведущих малоподвижный образ жизни, организм снабжен сосудами с минимальными просветами (у этих людей мало капилляров, не развита кровеносная система). Не получая необходимых нагрузок, дряхлеет сердечная мышца. Организм является целостной взаимосвязанной системой и поэтому воздействуя на мышечную систему физическими упражнениями, мы не только поддерживаем мышцы в определенном тонусе, но и улучшаем обмен веществ, обогащаем внутренние органы кислородом, улучшаем мозговое кровообращение. В случае, если организм не получает достаточной физической нагрузки, то происходит нарушение нервно-рефлекторных связей, заложенных в человеке с рождения и выработанных предыдущими поколениями в результате тяжелого физического труда. Для того, чтобы молодой организм студента нормально функционировал, необходим определенный уровень двигательной активности. Минимальная величина суточных энергозатрат организма должна составлять 2900-3900 ккалл. Современный человек может выработать изменения энергии на стадионе либо в спортзале.

Все это приобретает еще большую остроту применительно к вопросу о физическом воспитании студентов. Занятия по физической культуре должны быть запланированы на протяжении всего периода обучения, кроме этого среди учащихся должны пропагандироваться и поощряться самостоятельные занятия физической культурой, занятия в спортивных секциях в физкультурно-массовых мероприятиях.

Учебный процесс по физической культуре в вузах системы МВД России предусматривает изучение студентами теоретического и практических разделов.

Практический раздел предусматривает всестороннее физическое развитие учащихся, формирование профессионально прикладных навыков и умений воспитания к систематическим занятиям физическими упражнениями. Всесторонне развитие физических качеств обеспечивается разнообразными по целевой направленности упражнениями. Так, рабочая программа по физической культуре БелЮИ МВД России для студентов юридического факультета с пятилетним сроком обучения предусматривает такие разделы как: легкая атлетика, гимнастика, плавание, спортивные игры, лыжная подготовка, а также обширный раздел самозащиты и рукопашного боя.

Все занятия по любому из перечисленных из разделов носят не только прикладной, тренировочный, но и оздоровительный характер. Так, например, раздел легкая атлетика включает в себя бег на короткие дистанции, средние и длинные дистанции. Сочетание боевых легкоатлетических упражнений, тренировочных и соревновательных забегов способствуют развитию быстроты, выносливости, ловкости и дает необходимый оздоровительный эффект.

Значение бега для организма человека очень велико, и это в сочетании с простотой техники и отсутствием дополнительного инвентаря делает его одним из основных видов оздоровительной тренировки. Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают нервное напряжение. Беговые упражнения благоприятно сказываются на сердечно-сосудистой системе, системе кровообращения и иммунитета.

Одной из основных задач профессиональной подготовки в вузах системы МВД РФ является развитие основных физических качеств быстроты, выносливости, силы, а развитие последнего качества без гимнастических упражнений невозможно. Регулярные занятия на гимнастических снарядах способствуют увеличению физиологического поперечника мышц, росту мышечной массы, силы и силовой выносливости, улучшению кровоснабжения. Упражнения на гимнастических снарядах для развития силы и силовой выносливости приобретают наибольший оздоровительный эффект в сочетании с бегом и спортивными играми.

Занятия по плаванию имеют прежде всего прикладное значение, т.к. на этих занятиях студенты приобретают жизненно-необходимые навыки плавания, оказание помощи утопающему и поведению на воде. Но трудно недооценить и оздоровительный эффект плавания. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо двигательных действий) вызывает увеличение расхода энергии на 50% по сравнению с уровнем покоя. При выполнении правильных упражнений в работе участвуют практически все основные группы мышц, и в то же время разгружается позвоночный столб и суставы. В результате затрудненного вдоха (давление воды на грудную клетку) и продолжительного выдоха в воду плавание способствует развитию межреберных мышц и увеличению жизненной емкости легких.

Из вышеописанного следует, что все разделы по физической подготовке носят оздоравливающий эффект, укрепляя и способствуя формированию гармонично развитой личности.

Выводы по второму вопросу.

За короткий исторический период доля тяжелого мускульного труда сократилась во много раз, а это отрицательно сказывается на организме и влечет за собой возникновение целого ряда заболеваний.

Организм человека без достаточных физических нагрузок очень быстро дряхлеет.

Одна из важнейших задач высшего образования - формирование гармонично развитой личности, что невозможно без достаточного физического развития.

Всестороннее развитие физических качеств достигается разнообразными по целевой направленности упражнениями.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ГИГИЕНЕ СТУДЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНИКА

Каждый студент должен знать влияние различных внешних условий на здоровье, уметь правильно их оценить, в соответствии с гигиеническими требованиями, выбрать место для занятий, подобрать одежду и обувь, построить свой режим и т.п. Занятия физической культурой, проводимые без учета гигиенических нормативов или вопреки, им могут послужить причиной ухудшения состояния здоровья.

Основу гигиены физкультурника составляет соблюдение режима дня. Нарушение режима, как правило, проводится не к полному восстановлению сил после работы и быстрому утомлению.

Значения правильного режима спортсмена в физиологическом отношении заключается в том, что ритмичная работа приводит к выработке условных рефлексов, выражающихся в готовности организма в определенное время совершать ту или иную деятельность.

При построении режима дня соблюдаются отдельные гигиенические и физиологические требования, которые присущи всем схемам распорядка дня человека, занимающегося физической культурой: подъем в одно и тоже время, не позднее 7-8 часов. Непосредственно после подъема утренняя гимнастика, основная цель которой - ускорение перехода организма от сна к выполнению предстоящей работы. После зарядки водные процедуры. Продолжительность водных процедур и температура применяемой воды устанавливается в соответствии с общим состоянием здоровья человека и степенью его закаленности.

На прием пищи отводится в общей сумме 1,5 часа в день. Вреден прием пищи непосредственно перед тренировкой, вызывает не только плохое переваривание пищи, но и значительно снижает эффект тренировки. Последний раз следует принимать пищу не позже чем за два часа до сна, так как процесс пищеварения возбуждает некоторые центры головного мозга и делает сон не спокойным.

Наиболее целесообразное время для проведения тренировочных занятий от 10 до 14 часов, для вечерних тренировочных занятий от 18 до 21 часа с окончанием за 2-3 часа до сна, чтобы могло пройти возбуждение, вызванное занятиями.

Обязательным условием сохранения здоровья и успешной спортивной деятельности является полный отказ спортсмена от употребления алкоголя и курения.

К личной гигиене относится ряд таких мероприятий, как закаливание, уход за кожей, а так же соблюдение гигиены одежды и обуви.

Закаливание - это система мероприятий, повышающих стойкость организма и резким изменением метеорологических условий. Закаливание является неотъемлемой частью физического воспитания и имеет чрезвычайно большое значение для укрепления здоровья и повышения работоспособности спортсмена. Основными принципами закаливания является систематичность и комплексность закаливающих мероприятий. Перерывы в проведении закаливания ведут к снабжению или полной утрате организмом приобретенных защитных реакций. Необходимы постепенность воздействия на организм повышающимися по своей интенсивности факторами, например, постепенное понижение температуры воды и увеличение продолжительности процедуры. Но этим соображениям рекомендуется начинать закаливание в теплое время года, чтобы организм успел привыкнуть к постепенно понижающейся температуре. Наконец, закаливание должно осуществляться таким образом, чтобы вызвать устойчивость организма к воздействию разнообразных раздражителей, так как длительное применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя повышает сопротивляемость организма только к данному раздражителю. Для достижения этой цели следует использовать комплекс различных средств и методов закаливания.

Для обеспечения нормальной деятельности организма большое практическое значение имеет правильный уход за кожей.

Кожа выполняет ряд важнейших физиологических функций. Она предохраняет органы от механических, физических и химических повреждений, от проникновения микроорганизмов.

Правильному уходу за кожей должно быть отведено большое место в личной гигиене физкультурника. Тем более, что занятия спортом обычно сопровождаются обильным потоотделением и загрязнениями кожи. Для поддержания чистоты кожи обязательное обливание и обтирание тела. Мытье в бане или принятие горячего душа более 1-2 раза в неделю не рекомендуется, поскольку частое применение горячей воды вызывает застой крови в сосудах кожи, обезжиривает и изнеживает ее.

Основное назначение одежды заключается в том, что бы защитить человека от резкого воздействия метеорологических факторов, загрязнения и механических повреждений. Однако, одежда может удовлетворить своему назначению только в том случае, если будет отвечать ряду гигиенических требований, касающихся как самих тканей, так и покроя одежды.

Одежда должна быть свободного покроя, не ограничивающего движения, не должна нарушать кровообращения, дыхания, пищеварения, а также не должна вызывать потертости или раздражения кожи швами, складками, застежками. Одежду нужно содержать в чистоте.

Уход за одеждой должен проводиться каждым занимающимся систематически. При загрязнении одежды уменьшается ее воздухопроводность, увеличивается удельный вес и гигроскопичность. Загрязненная одежда нередко является местом скопления болезнетворных микробов. При соприкосновении грязной одежды с телом происходит раздражение кожи, а при наличии на коже трещин, ссадин может быть занесена инфекция в организм.

Основным назначением обуви является защита ног от воздействия неблагоприятных внешних факторов, механических и всевозможных загрязнений. К обуви предъявляются такие же требования, что и к одежде, то есть материал, из которого изготавливается обувь, должен обладать достаточной прочностью, пористостью, воздухопроходимостью, а также иметь возможно меньшую способность к намоканию. Все эти качества свойственны коже, которая с гигиенической точки зрения считается лучшим материалом для изготовления любой обуви. Основное гигиеническое требование к обуви заключается в том, что она должна полностью соответствовать всем индивидуальным особенностям строений стопы и должна быть удобной при ходьбе.

При занятиях физической культурой очень важен также самоконтроль и самооценка физкультурника.

Самоконтроль - это систематические наблюдения за состоянием своего организма в процессе тренировки.

Самооценка - это способность физкультурника четко оценивать уровень своей тренированности на основе данных самоконтроля и в соответствии с этим планировать нагрузку.

Человеку, занимающемуся физкультурой, необходимо знать особенности воздействия на организм различных физических упражнений, уметь следить за состоянием организма в разные периоды тренировки и правильно разбираться в изменениях его состояния в связи с воздействием физических нагрузок. Такие данные помогают наиболее обоснованно регулировать нагрузку, определять самые ранние признаки нарушений в состоянии здоровья и тренированности и тем самым вовремя принимать необходимые меры.

В минимум самоконтроля рекомендуется включать наблюдения за самочувствием, сном, аппетитом, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, контроль за пульсом, весом, дыханием. Самоконтроль должен основываться на субъективной оценке физкультурника своего состояния и на объективной составляющей самоконтроля, основанной на использовании простейших объективных методов исследования (подсчет пульса, динамометрия, спирометрия, наблюдения за весом тела, и т.д.).

Все исследуемые показатели необходимо изучать как в состоянии покоя, так и в процессе и после различных по величине, интенсивности и характеру тренировочных и соревновательных нагрузок в связи с различными периодами тренировки, а также теми или иными особенностями общего и тренировочного режима.

Если физкультурник проводит систематический самоконтроль и хорошо знает особенности своего организма, он сумеет выявить у себя самые ранние признаки заболевания: изменения самочувствия и настроения, появление вялости, апатии или, наоборот, раздражительности, снижение аппетита, необычная усталость после физических нагрузок, потеря желания тренироваться, нарушение технических навыков, а также появления необычных ощущений: различные боли, тяжесть в голове и ногах, полнота в суставах, кашель, насморк, повышение температуры и пр. Все данные самоконтроля нужно систематически фиксировать в дневнике.

Выводы по третьему вопросу.

Занятия физической культурой, проводимые без учета гигиенических требований или вопреки ним, могут послужить причиной ухудшения состояния здоровья. Соблюдение режима дня приводит к улучшению самочувствия, повышению спортивных результатов и общему оздоровлению организма.

Личная гигиена включает в себя: гигиену одежды, обуви, гигиену сна и питания, уход за кожей и закаливающие процедуры.

При самостоятельных занятиях физической культурой большое значение приобретает самоконтроль и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)

Тест по ОБЖ  "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)...

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)...

«Основы здорового образа жизни студентов»

Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовы...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Выступление на родительском собрании : «Формирование здорового образа жизни студентов»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность ус...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...

Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций

ГБПОУ «Московского колледжа управлtybz гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Тимофеев В.С.Научная статья на тему:«Основы формирования личного стиля з...