Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Начинаем судебный процесс»
методическая разработка

Внеклассное мероприятие  направлено на побуждение познавательной активности обучающихся к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, развитию понимания тесной взаимосвязи и соотношения между собой различных групп общественных отношений, а также закрепление практических навыков и умений приобретенных во время обучения.

МДК 01.01 Право социального обеспечения является профилирующей дисциплиной  для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, которая, безусловно связана с целым рядом общепрофессиональных дисциплин, в том числе и с дисциплиной ОП.08 Гражданский процесс.  Так, при реализации своего права на социальное обеспечение, граждане могут столкнуться с нарушениями, допускаемыми органами осуществляющими деятельность по социальному обеспечению. Данные разногласия могут привести к возникновению споров. И в целях восстановления своих нарушенных прав граждане вправе использовать все способы защиты, предусмотренные законодательством РФ, в том числе обращение в суд. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

«Начинаем судебный процесс»

по дисциплинам ОП.08 Гражданский процесс; МДК 01.01 Право социального обеспечения

для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Хабаровск, 2022

Содержание

1. Пояснительная записка……….……………………..………………………....4

2. Технологическая карта мероприятия……………………………...…….........6

3. Заключение..…………………………………………………………………...13

4. Список использованных источников………………………………………...14

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения направлено на побуждение познавательной активности обучающихся к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, развитию понимания тесной взаимосвязи и соотношения между собой различных групп общественных отношений, а также закрепление практических навыков и умений приобретенных во время обучения.

МДК 01.01 Право социального обеспечения является профилирующей дисциплиной  для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, которая, безусловно связана с целым рядом общепрофессиональных дисциплин, в том числе и с дисциплиной ОП.08 Гражданский процесс.  Так, при реализации своего права на социальное обеспечение, граждане могут столкнуться с нарушениями, допускаемыми органами осуществляющими деятельность по социальному обеспечению. Данные разногласия могут привести к возникновению споров. И в целях восстановления своих нарушенных прав граждане вправе использовать все способы защиты, предусмотренные законодательством РФ, в том числе обращение в суд. Именно гражданское процессуальное право как отрасль  российского права регулирует совокупность процессуально-правовых норм регулирующих отношения, которые возникают в рамках гражданского судопроизводства.

Проведение внеклассного мероприятия в форме деловой игры позволяет не только воспитывать у обучающихся глубокий устойчивый интерес к осваиваемой профессии, но и закрепить полученные знания, навыки и умения при решении конкретной правовой ситуации. Все это в свою очередь побуждает у обучающихся потребность к самообразованию и саморазвитию, тренирует навыки правового поведения, способствует повышению успеваемости, а также пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Цель мероприятия: познакомить обучающихся с порядком проведения судебного заседания в суде общей юрисдикции.

Задачи:

Обучающие: создать целостное представление о порядке проведения судебного заседания.

Развивающие: развивать навыки анализа правовых ситуаций и публичного выступления.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры поведения.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Междисциплинарные связи: 

ОП.02 Конституционное право;

ОУД.9 Право;

ОП.07 Семейное право;

ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи.

Методические приемы: ролевая игра, анализ конкретной ситуации, словесные, наглядно-демонстрационные, беседа.

Формы активизации учебной деятельности обучающихся: групповая работа, работа с нормативными правовыми актами.

Материально-техническое оснащение: сценарий внеклассного мероприятия, проектор, компьютер, раздаточный материал, электронная презентация преподавателя.

Технологическая карта мероприятия

Время

Этапы проведения занятия

Ход, содержание и структура мероприятия

5 мин.

Целевой и мотивационный этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствуют преподавателя.

Самостоятельно определяют цель и задачи мероприятия.

  1. Приветствуют. Формулируют тему мероприятия.
  2. Проверяют готовность студентов к мероприятию. Оценивают физическое и психологическое состояние студентов, их настрой на мероприятие.
  3. Совместно со студентами определяют цель и задачи мероприятия, знакомят с планом мероприятия.

3 мин.

Ознакомление с правилами игры.

  1. Семкина – Прежде чем приступить, хочу напомнить. Совместно с Еленой Анатольевной студентам было предложено принять участие в деловой игре. Между студентами, пожелавшими стать участниками-процесса были распределены роли, а также предложена к изучению правовая ситуация. После чего студентам было выдано задание: предварительно подготовить тезисы выступлений, вопросы к участникам, документы и материалы, необходимые для проведения игры.
  2. Власова – Зрителям в свою очередь необходимо внимательно слушать и следить за ходом процесса, выявлять допущенные ошибки и фиксировать их. По итогам деловой игры мы обсудим, были ли допущены ошибки и какие.

Слушают информацию для дальнейшей работы.

32 мин.

Обобщение и систематизация  знаний и умений

Содержание игры

I этап. Подготовительная часть судебного заседания.

Секретарь: «Прошу всех встать».

Судья: «Прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым. Центральным районным судом г. Хабаровска, слушается дело по иску (ФИО истца) к Управлению пенсионного фонда РФ г. Хабаровске. В судебное заседание явились со стороны Истца: Истец (ФИО) и представитель Истца (ФИО). Со стороны ответчика: Ответчик (ФИО) и представитель ответчика (ФИО)».

Суд устанавливает личность явившихся: Истец встаньте, пожалуйста и представьтесь.

Истец: «Я (ФИО), родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу (адрес)».

Судья: «Представитель Истца встаньте, пожалуйста, представьтесь».

Представитель Истца: «Я (ФИО), родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу (адрес). Действую на основании доверенности».  

Судья:  «Ответчик встаньте, пожалуйста, представьтесь».

Ответчик: «Я (ФИО), родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу (адрес). Действую по доверенности от организации Пенсионного фонда РФ».

Судья: «Представитель Ответчика встаньте, пожалуйста, представьтесь».

Представитель Ответчика: «Я (ФИО), родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу (адрес). Действую на основании доверенности».

Судья: «Дело слушается судьей Савенко при секретаре Мамедовой. Ведется аудио запись судебного заседания. Разъясняются права лицам, участвующим в деле».

 Судья: «Лица, участвующие в деле могут заявить отводы – составу суда, секретарю. Имеются ли отводы?».

Истец: «Отводов не имеется».

Ответчик: «Отводов не имеется».

Судья: «Стороны вам разъясняются ваши процессуальные права. Вы имеете право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, задавать вопросы другим лицам, свидетелям и экспертам, давать объяснения суду, заявлять ходатайства.  Есть ли у сторон заявления, ходатайства?».

Стороны: - «Нет, не имеются».

II этап Рассмотрение дела по существу.

Судья: «Истец, Вы поддерживаете свои требования?»

Истец: «Да, поддерживаю».

Судья: «Признает, ли ответчик эти требования?»

Ответчик: «Нет, не признаю».

Судья: «Не желают ли стороны заключить мировое соглашение или обратиться к процедуре медиации?»

Стороны: «Нет».

Судья: «Истец, объясните Вашу позицию».

Истец: «20.01.2019 года мне была назначена социальная пенсия, я её получаю уже 3 года, так как я являюсь инвалидом, моим единственным кормильцем был мой отчим. 14.10.2021 года - он умер. Я знаю, что мне может быть назначена пенсия по потере кормильца, в связи, с чем 16.11.2021 года, я обратилась в ПФРФ с просьбой назначить мне эту пенсию, однако Пенсионный Фонд отказал мне. В связи с чем, мне и пришлось обратиться в суд, чтобы по решению суда мне была назначена пенсия, поскольку работать я не могу, а социальной пенсии мне не хватает на полноценную жизнь, ведь отчим был моим единственным кормильцем. Прошу Вас удовлетворить мои требования».

Судья: «Присаживайтесь. Представитель истца, встаньте. Есть ли Вам, что сказать?»

Представитель Истца: «Уважаемый Суд, я бы хотела дополнить позицию истца. Истец (ФИО), является на данный момент получателем социальной пенсии по инвалидности и простит о назначении второй пенсии по потери кормильца. В обоснование данной позиции мы ссылаемся на Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как лицу, находившемуся на иждивении умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Также в соответствии  с ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. К тому же, истец, находился на иждивении у умершего, следовательно, в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ пп. 5 п. 3 ст. 3 право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, указанным в пп. 11 п. 1 ст.10 настоящего Федерального закона. Так как, истец является получателем пенсии по подп.    2.1. ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как инвалид с детства II группы, находился на иждивении умершего отчима, следовательно, относится к категории граждан, указанным в пп. 11 п. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, и в силу пп.   5 п. 3 ст. 3 данного Закона, ему может одновременно устанавливаться социальная пенсия, предусмотренная ст. 18, и пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 ст. 17 названного мной закона. На основании вышеизложенного мы считаем, что существуют все основания для назначения истцу 2-х пенсий социальной пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца, а действия ответчика нарушают законные права и интересы истца и являются не правомерными. Прошу суд удовлетворить иск, у меня все».

Судья: «Присаживайтесь. Есть ли вопросы у ответчика?»

Ответчик: «Нет».

Судья: «Ответчик, объясните вашу позицию».

Ответчик: «Прошу передать мое слово представителю».

Судья: «Присаживайтесь. Представитель ответчика, встаньте».

Представитель ответчика: «Я не согласна с требованиями истца, т.к. истец (ФИО), являющаяся получателем социальной пенсии по инвалидности, обратилась к нам, в Пенсионный фонд РФ, с просьбой назначить ей вторую пенсию по потере кормильца. Пенсионным фондом на обращение истца был дан ответ о том, что у истца право на вторую пенсию отсутствует, а переход на страховую пенсию по потере кормильца не целесообразно. В соответствии с п.2 ст.3 Федеральным законом № 166 «О пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом п.3 ст.3 Федерального закона № 166 «О пенсионном обеспечение граждан в РФ» содержит исчерпывающий перечень категорий лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Истец не входит в перечень граждан, который предусмотрен законом. В соответствии со ст.6 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу предусмотрено право выбора наиболее выгодного варианта пенсии, чем истец вправе воспользоваться. Следовательно, просим суд отказать истцу в удовлетворении его требований. У меня все».

Судья: «Есть ли вопросы у истца?»

Истец: «Нет».

Судья: «Суд переходит к исследованию доказательств, в материалах дела имеются следующие документы». (Судья перечисляет документы, имеющиеся в материалах дела)

Судебные прения

Судья: «Суд переходит к судебным прениям. Слово в судебных прениях предоставляется истцу».

Истец: выступает в судебных прениях.

Судья: «Представитель истца, есть ли Вам, что сказать?»

Представитель Истца: выступает в судебных прениях.

Судья: «Слово в судебных прениях предоставляется ответчику».

Ответчик: выступает в судебных прениях.

Судья: «Представитель ответчика, есть ли Вам, что сказать?»

Представитель ответчика: выступает в судебных прениях.

Судья: «Прения окончены, у сторон будут реплики?»

Стороны: «Нет».

Судья: «Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения».

После удаления суда в совещательную комнату преподаватели обсуждают со зрителями правильность применения норм действующего законодательства применяемого сторонами при отстаивании своей позиции в судебном процессе.

Вынесение и оглашение решения.

Судья: «Оглашается резолютивная часть решения суда» (оглашает).

Судья: «Сторонам понятно решение?»

Стороны: «Да».

Судья: «Судебное заседание окончено».

Студенты-участники процесса выступают в судебном разбирательстве, соблюдают все его стадии.

Зрители внимательно слушают и следят за соблюдением норм ГПК РФ и ходом процесса. Обсуждают с преподавателями правильность применения норм действующего законодательства применяемого сторонами при отстаивании своей позиции в судебном процессе.

5.

5 мин.

Подведение итогов

1. Преподаватели подводят итоги деловой игры.

Обсуждают со студентами рассмотренное судебное разбирательство.

2. Проводят рефлексию.

Сформулируйте 2 – 3 мысли по итогам проведенного мероприятия.

- Самым важным на данном мероприятии было………

- Я хочу похвалить себя или (кого-то из студентов) за ……

- Теперь я знаю (вспомнил/вспомнила)……

- Полученные знания я смогу применить……

3. Подводят итог мероприятия.

Обсуждают допущенные ошибки.

Проводят самооценку своей деятельности (рефлексия).

Заключение

Выбранная форма проведения позволяет развивать у обучающихся глубокий устойчивый интерес к изучению учебных дисциплин, закрепить полученные знания, применить практические навыки и умения при решении конкретных правовых ситуаций.

Деятельность обучающихся на внеклассном мероприятии позволяет также развивать коммуникативные и личностные навыки студентов, прививает навыки правового поведения и культуры общения. Проведенное внеклассное мероприятие вызвало заинтересованность не только у студентов третьего курса, но и у студентов второго курса. Так, обучающиеся обсудили спорные моменты по представленной правовой ситуации, выразили свое желание принимать активное участие в подобных внеклассных мероприятиях, а также признались, что для целостной системы обучения необходимо не только изучать учебный материал, но и проводить взаимосвязь между учебными дисциплинами, а также анализировать судебную практику по спорным вопросам. Таким образом, можно отметить, что данное внеклассное мероприятие ориентирует студентов на самообразование и саморазвитие.

Данное внеклассное мероприятие предназначено для студентов второго и третьего курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Специально выбранная форма проведения может быть использована также и на уроках обобщения и закрепления знаний, которые обычно проводятся в конце изучения определенного раздела учебных дисциплин МДК 01.01 Право социального обеспечения и ОП.08 Гражданский процесс.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://www.consultant.ru/
  2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://www.consultant.ru/
  3. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://www.consultant.ru/
  4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://www.consultant.ru/

Интернет-ресурсы

  1. Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://www.consultant.ru/
  2. ГАРАНТ.RU информационно-правовой портал [Электронный ресурс] – Режим доступа:// https://www.garant.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Память о войне»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов чувства патриотизма, воспитания ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего наро...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Пасхальные традиции»

Вспомнить некоторые традиции праздника Пасхи и  изготовить своими руками пасхальные сувениры участвуя в мастер-классах....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»

Данный материал предполагается для использования во внеклассной работе или  для кружковой работы по экологии. Материал содержит данные пропагандирующие здоровый образжизни....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике"

Успех обучения и воспитания зависит не тольлько от эффективных методов и форма обучения на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету.Цель проведения открытого внеклассного мероприятия ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Основы профессионального имиджа юриста»

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия включает методику и план проведения мероприятия, формы работы, задания, презентацию. Настоящая методическая разработка может быть использован...