РП по дисциплине ОУП 07 История
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине ОУП.07 История
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sv_rp_istoriya_oup.07.doc | 412 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
43.02.03 Стилистика и искусство визажа
ОУП.07 История
Москва – 2021 г.
ОДОБРЕНА Кафедрой профессионального образования ______________________________ ______________________________ ______________________________ наименование кафедры | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа (приказ Минобрнауки России от 07 мая 2014 г. № 467), Рекомендаций Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» |
Протокол № ____ от «_____»_____________2020 г. Заведующий кафедрой ____________/________________ Подпись Ф.И.О. Администратор блока компетенций __________ _И.А. Андрияш_ | Заместитель директора по контролю качества образования _____________/_Н.А. Казанцева___ Подпись Ф.И.О. |
Подпись Ф.И.О.
Составители (авторы): _________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОО
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОО
Рецензент:______________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОО
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 29 |
| 31 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
- Область применения программы:
реализация среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии c ФГОС СПО по специальностям 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, укрупненная группа 43.00.00 Сервис и туризм, Рекомендациями Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» с учетом требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года, и примерной программой учебной дисциплины «История», с учетом социально – экономического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане ППССЗ учебная дисциплина «История» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования. При этом изучение учебной дисциплины «История» предусмотрено на базовом уровне и направлено на достижение личностных и метапредметных результатов обучения, выполнение требований к предметным результатам обучения, а также на формирование общих компетенций.
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (самоорганизация, самообучение). |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (самоорганизация, самообучение). |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (информационная компетенция, самоорганизация, самообучение). |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (информационная компетенция, самоорганизация, самообучение). |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (коммуникативная компетенция). |
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
5. формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Личностные результаты обучения:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты обучения:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Требования к предметным результатам обучения:
на базовом уровне
обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
В профильную составляющую учебной дисциплины История для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа включено профессионально направленное содержание, необходимое для освоения ППССЗ и формирования общих компетенций. Специфика изучения учебной дисциплины История для овладения данной специальностью отражена в следующих темах:
- Античная цивилизация. Греция. Рим.
- Культура Древнего мира.
- Запад и Восток в Средние века.
- Эпоха расцвета Средневековья.
- Культура Средневековья.
- Культура Руси IX – XVII вв.
- Великие географические открытия.
- Англия и Восток в XVI – XVIII вв.
- Европейская культура XVI – XVIII вв.
- Культура России в XVIII в.
- Русская культура в XIX в.
- Америка и Восток в XIX в.
- Развитие европейской культуры в XIX в.
- Мир перед Первой мировой войной.
- Первая мировая война. Мир после войны.
- Перестройка и распад СССР.
- Культура ХХ в.
Для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа дисциплина «История» тесно связана с такими учебными дисциплинами, как «Обществознание», поэтому при изучении обращается внимание обучающихся на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
1.5. Количество часов на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с примерной программой по общеобразовательной дисциплине «История»:
Рабочая программа соответствует примерной программе по общеобразовательной дисциплине «История».
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
контрольные работы | 1 |
зачеты | 0 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего) | 59 |
в том числе: | |
самостоятельная работа обучающихся, направленная на углубление знаний по темам, необходимым при освоении ППССЗ по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям): | 59 |
Таблицы | 23 |
Схемы | 4 |
Рассказы | 2 |
Биографические очерки | 4 |
Отчеты | 4 |
Рефераты | 2 |
Доклады | 2 |
Эссе | 6 |
Работа с документами | 2 |
Презентации | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05 «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Понятие «История». Роль и функции истории. Исторические источники. Проблема достоверности исторических знаний. Хронология и проблема периодизации истории. | 2 | 1 |
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. | 4 | ||
Тема 1.1. Эпоха первобытности | Что такое человек. Антропогенез. Виды человека. Расселение древнейших людей. Условия жизни первобытных людей. Родовая община. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка короткого отчета: «Достижения людей в период палеолита, мезолита и неолита». | 2 | ||
Тема 1.2. Неолитическая революция | Причины и последствия неолитической революции. Производящее хозяйство. Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торговли. Начало формирования народов. Соседская община. У истоков государственности. Зарождение городов. | 2 | 2 |
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира. | 8 | ||
Тема 2.1. Древневосточные цивилизации | Ранние цивилизации. Древний Египет. Города-государства Шумера. Вавилон времен Хаммурапи. Восточное средиземноморье. Древняя Индия. Древнекитайская цивилизация. Персидское царство. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Античная цивилизация. Греция | Древнегреческий полис. Великая греческая колонизация. Тирания. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Кризис полиса. Походы Александра Македонского. Эллинистические государства. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Античная цивилизация. Рим | Царский Рим. Управление в Римской республике. Римские завоевания. Римское общество. Гражданские войны. Рождение Римской империи. Падение Западной Римской империи. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы: «Общие черты и различия между древневосточными и античной цивилизациями». | 2 | ||
Тема 2.4. Культура Древнего мира | Особенности культуры и религиозных воззрений Древневосточных и Античной цивилизаций | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка короткого отчета по теме: «10 достижений человечества периода Древнего мира, которые продолжают играть существенную роль в современном мире». | 2 | ||
Раздел 3. Средневековье. | 10 | ||
Тема 3.1. Запад и Восток в Средние века | Варварские королевства. Восточная Римская империя. Королевство франков. Завоевания Карла Великого и воссоздание Римской империи. Каролингское возрождение. Распад империи. Причины раздробленности. Проповедь Мухаммеда. Арабский халифат и его распад. Индия, Китай, Япония. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы: «Общие черты и различия в развитии Индии, Китая, Японии в Средние века». | 2 | ||
Тема 3.2. Эпоха расцвета Средневековья | Понятие «феодализм». Крестьяне. Феодалы. Рыцарство. Возникновение городов как центров торговли и ремесла. Значение средневековых городов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Сословия феодального общества». | 2 | ||
Тема 3.3. Католическая церковь в Средние века | Раскол церкви. Монашеские ордена. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена. Ереси и борьба с ними. Упадок папства. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы: «Сходства и различия между исламом и христианством». | 2 | ||
Тема 3.4. Зарождение централизованных государств в Европе | Столетняя война. Гуситские войны. Начало османских завоеваний. Складывание централизованных государств во Франции и Англии. | 2 | 2 |
Тема 3.5. Культура Средневековья | Расцвет Средневековья: наука и богословие, образование и книгопечатание, архитектура и скульптура | 2 | 2 |
Раздел 4. Россия в VI – XVII вв. | 14 | ||
Тема 4.1. Древняя Русь | Восточные славяне в древности. Возникновение государства Русь. Первые русские князья. Деятельность Святослава. Правление Владимира Святославовича. Крещение Руси. Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Владимир Мономах. Причины и последствия раздробленности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление схемы: «Система управления в Древней Руси». | 2 | ||
Тема 4.2. Монгольское завоевание. Возвышение Москвы | Монгольское нашествие. Поход Батыя. Натиск с Запада. Русь под ордынским игом. Начало объединения Северо-Восточной Руси. Борьба за первенство между Москвой и Тверью. Возвышение Москвы. Начало борьбы с ордынским игом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление схемы: «Социальная структура общества Древней Руси». | 2 | ||
Тема 4.3. Образование единого Русского государства | Начало правления Ивана III. Падение ордынского ига. Войны с Ливонским орденом, Литвой и Швецией. Новое государство. Правление Василия III. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Написание эссе, раскрывающего роль Ивана III в истории России. | 2 | ||
Тема 4.4. Россия в правление Ивана IV | Начало правления Ивана Грозного. Опричнина. Войны с Турцией и Крымом. Конец опричнины. Завершение Ливонской войны. Разорение страны. Закрепощение крестьян. | 2 | 2 |
Тема 4.5. Смутное время начала XVII в. | Причины и начало Смуты. Основные события Смутного времени. Избрание Михаила Романова. Последствия смуты. Развитие торговли, ремесла и промышленности в России в XVII в. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление таблицы: «Управление Россией в XVII в.». | 1 | ||
Тема 4.6. Становление абсолютизма в России | Усиление крепостничества. Народные восстания. Усиление царской власти. Государственный аппарат. Преобразования в армии. Раскол в Русской православной церкви. Внешняя политика. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление таблицы: «Сословная структура в Росси в XVII в.». | 2 | ||
Тема 4.7. Культура Руси IX – XVII вв. | Письменность и литература, архитектура и искусство, книгопечатание. | 2 | 2 |
Раздел 5. Европа и Америка в XVI – XVIIIвв. | 12 | ||
Тема 5.1. Великие географические открытия | Открытие Америки. Плавание Магеллана. Испанские и португальские колонии в Америке. Последствия географических открытий для европейской экономики. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации: «Географические открытия XV — первой половины XVII в.». | 2 | ||
Тема 5.2. Абсолютизм. Реформация и Контрреформация | Абсолютизм в Европе. Реформация и Контрреформация. Религиозные войны. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы: «Общие и отличительные черты абсолютизма во Франции, Испании, Англии». | 2 | ||
Тема 5.3. Англия и Восток в XVI–XVIII вв. | Английская революция XVII в. Режим протектората. Реставрация Стюартов и «Славная революция». Начало промышленного переворота. Завоевание Китая. Колонии в Америке. Колонизаторы в Индии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Становление колониальной системы в XVI-XVIII вв.». | 2 | ||
Тема 5.4. Европа в XVII – XVIII вв. | Тридцатилетняя война. Войны XVIII в. Французская революция конца XVIII в. Причины и начало революции. Провозглашение республики. Якобинская диктатура. Завершение революции. | 2 | 2 |
Тема 5.5. Образование США. Война за независимость | Декларация независимости. Образование США. Война за независимость. Конституция 1787 г. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка доклада: «Политический деятель США XVIII в.». | 2 | ||
Тема 5.6. Европейская культура XVI – XVIIIвв. | Основные течения в европейской культуре эпохи Возрождения: открытия в науке и технике, великие гуманисты, художники, архитекторы и эпохи Просвещения: писатели, художники, композиторы, развитие науки и техники, идеология. | 2 | 2 |
Контрольная работа за 1 семестр. | 1 | 3 | |
ИТОГО ЗА 1 СЕМЕСТР: | 80 | ||
Раздел 6. Россия в XVIII в. | 8 | ||
Тема 6.1. Россия в эпоху петровских преобразований | Начало правления Петра I. Первые преобразования. Государственные реформы Петра. Преобразования в экономике. Реформы в социальной сфере. Восстание Булавина. Северная война. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление таблицы: «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ». | 2 | ||
Тема 6.2. Эпоха дворцовых переворотов | Россия после Петра I. Бироновщина. Правление Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. | 2 | 2 |
Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII в. | Правление Петра III и переворот 1762 г. Правление Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Политика Павла I. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Написание эссе о сражении периода русско-турецких войн XVIII в. | 2 | ||
Тема 6.4. Культура России в XVIII в. | Развитие культуры и искусства, образования и науки в России в XVIII в. | 2 | 2 |
Раздел 7. Россия в ХIX в. | 10 | ||
Тема 7.1. Россия в начале XIX в. | Вступление на престол Александра I. Внешняя политика до 1812 г. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Изучение текста указа Александра I 1803г. о «вольных хлебопашцах». | 2 | ||
Тема 7.2. Россия в первой половине XIX в. | Возникновение тайных обществ. Программные документы декабристов. Восстание декабристов. Попытки преобразований. Крестьянский вопрос. Финансы. Политика в области образования. Основные направления внешней политики. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Войны России в правление Николая I». | 2 | ||
Тема 7.3. Реформы в России во второй половине XIX в. | Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян. Судебная и военная реформы. Реформы в области образования и печати. Контрреформы. | 2 | 2 |
Тема 7.4. Россия во второй половине XIX в. | Русско–турецкая война 1877–1878 гг. Сан–Стефанский договор и Берлинский конгресс. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы «Уровень экономического развития России и стран Западной Европы, стран Азии во второй половине XIX в.». | 2 | ||
Тема 7.5. Русская культура XIX в. | Путешественники и первооткрыватели, развитие науки и образования, печать, и литература, театр и музыка, живопись, архитектура и скульптура. | 2 | 2 |
Раздел 8. Европа, Америка и Восток в XIX в. | 6 | ||
Тема 8.1. Европа в XIX в. | Промышленный переворот. Зарождение индустриального общества. Наполеоновские войны. Венская система. Европа после наполеоновских войн. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации: «Возникновение и развитие монополистической династии». | 2 | ||
Тема 8.2. Америка и Восток в XIX в. | Новые государства Америки. Гражданская война в США. Завершение колониального раздела мира. Индия под властью Великобритании. Закабаление Китая. Япония в XIX в. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Написание биографического очерка об одном из политических деятелей США периода Гражданской войны XIX в. | 2 | ||
Тема 8.3. Развитие европейской культуры в XIX в. | Революция в умах, литература, изобразительное искусство, музыка, главные ученые открытия, автомобили и воздухоплавание. | 2 | 2 |
Раздел 9. Мир в первой половине XX в. | 16 | ||
Тема 9.1. Россия в первое десятилетие XX вв. | Николай II. Оппозиционные организации. Русско–японская война 1904–1905 гг. Причины революции. Начало революции. Октябрьская стачка и Манифест 17 октября. Кульминация революции. Спад и итоги революции. Реформы П.А.Столыпина. | 2 | 2 |
Тема 9.2. Мир перед Первой мировой войной. Начало войны | Борьба за передел мира. Планы военно-политических блоков в Европе. Балканские войны. Начало первой мировой войны. Основные этапы Первой мировой войны. Развитие военной техники в годы войны. Государственное регулирование экономики. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка реферата: «Азия в XIX – начале ХХ в.: Восстание сипаев. Тайпинское восстание. Синьхайская и Младотурецкая революции. Национально-освободительная борьба в Индии». | 2 | ||
Тема 9.3. Первая мировая война. Мир после войны | Военные действия 1914 г. Военные действия 1915 г. Военные действия 1916 г. Военные действия 1917-1918 гг. Участие России в Первой мировой войне. Итоги войны. Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Территориальные изменения после Первой мировой войны. | 2 | 2 |
Тема 9.4. Великая русская революция | Февраль 1917 г. Двоевластие. События 03–05 июля 1917 г. Большевизация Советов. Октябрьская революция. Первые решения большевиков. Учредительное собрание. Формирование новой государственности. | 2 | 2 |
Тема 9.5. Гражданская война в России | Причины Гражданской войны и иностранной интервенции. Белое, Красное, Зеленое движения. Периодизация и основные события Гражданской войны. Причины победы Красного движения. Итоги и последствия Гражданской войны. Террор Красный и Белый. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Написание биографического очерка об одном из участников Гражданской войны в России. | 2 | ||
Тема 9.6. Советское государство в 20–30-е гг. ХХ в. | Причины, сущность и итоги нэпа. Образование СССР. От нэпа к социализму. Индустриализация. Коллективизация. Мобилизационное развитие. Идеология. Репрессии. Социальные процессы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Написание эссе на тему: «Голод 1930-х гг.: рукотворная трагедия?..». | 2 | ||
Тема 9.7. Мировой экономический кризис первой половины ХХ в. | США – «процветание» по-американски. Причины, особенности и последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Кейнсианство. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации: «Повседневная жизнь и быт американцев в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.». | 2 | ||
Тема 9.8. Недемократические режимы | Тоталитаризм и авторитарные режимы. Причины установления недемократических режимов. Фашизм в Италии. Нацизм в Германии. Франкизм в Испании. Кубинская революция 1933-1934 гг. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы: «Схожие и отличительные черты фашизма и нацизма». | 2 | ||
Раздел 10. Вторая мировая война. | 14 | ||
Тема 10.1. Начало Второй мировой войны | Лига Наций. Мюнхенский договор. Германо-советский договор. Военно-политические планы сторон. Масштаб и причины войны. Стратегия «странной войны» и ее провал. «Новый порядок» на оккупированных территориях. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации: «Немецкий концентрационный лагерь. Лагерь смерти». | 2 | ||
Тема 10.2. Начало ВОВ | Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Канун войны. Нападение Германии на СССР. Периодизация ВОВ. Характер войны. Силы и планы сторон. | 2 | 2 |
Тема 10.3. Первый период ВОВ | Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации: «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда». | 2 | ||
Тема 10.4. Поражения и победы 1942 г. | Ситуация на фронте весной 1942 г. Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва. | 2 | 2 |
Тема 10.5. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны | Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Образование антигитлеровской коалиции. Битва на Курской дуге. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Написание рассказа от первого лица «Один день советского солдата на фронте». | 2 | ||
Тема 10.6. Третий период ВОВ | Второй фронт в Европе. Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Освободительная миссия Советской Армии. Ялтинская конференция. Битва за Берлин. | 2 | 2 |
Тема 10.7. Завершение Второй мировой войны | Создание ООН. Капитуляция Японии. Итоги, последствия и уроки ВОВ и Второй мировой войны. Нюрнбергский и Токийский процессы. | 2 | 2 |
Раздел 11. Мир во второй половине XX – начале XXI в. | 12 | ||
Тема 11.1. Мир после войны | Изменение положения СССР в мире. Начало и периоды «холодной войны». Превращение США в ведущую мировую державу. Корейская война. Начало строительства социализма. СЭВ и ОВД. | 2 | 2 |
Тема 11.2. СССР в 50-х – начале 80-х гг. ХХ в. | Перемены после смерти И.В.Сталина. Реформы в области экономики. Развитие народного хозяйства. Социальная реформа. Свержение Н.С.Хрущева и поиски политического курса. Реформа 1965 г. и ее результаты. Хозяйственный застой. Диссиденты. | 2 | 2 |
Тема 11.3. Международные отношения | Кубинская революция. Война во Вьетнаме. Карибский кризис. Разрядка международных отношений. Война в Афганистане. | 2 | 2 |
Тема 11.4. Перестройка и распад СССР | Начало политики перестройки. Экономические реформы. Реформы политической системы. Национальная политика. Политика гласности. Распад СССР. | 2 | 2 |
Тема 11.5. Культура XX в. | Развитие мировой и отечественной культуры в ХХ в.: живопись, искусство и архитектура, литература, музыка и театр, наука и техника, кинематограф, нацизм и культура, поп-арт. | 2 | 2 |
Тема 11.6. Россия в конце ХХ – начале ХХI в. | «Шоковая терапия». Приватизация и ее особенности в России. Результаты приватизации. Россия в первые годы XXI в. | 2 | 2 |
ИТОГО ЗА 2 СЕМЕСТР: | 96 | ||
ИТОГО ЗА ГОД: | 176 | ||
Дифференцированный зачет. | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).
2.3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение | Актуализация знаний о предмете истории. Высказывание собственных суждений о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества. Высказывание суждений о месте истории России во всемирной истории. |
Древнейшая стадия истории человечества | |
Эпоха первобытности | Рассказ о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указание на карте мест наиболее известных археологических находок на территории России. |
Неолитическая революция | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация». Раскрытие причин возникновения производящего хозяйства, характеристика перемен в жизни людей, связанных с этим событием. Называние расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обоснование закономерности появления государства. |
Цивилизации Древнего мира | |
Древневосточные цивилизации | Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснение, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах. Характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ. Раскрытие причин, особенностей и последствий появления великих держав и указание особенностей их исторического пути. Характеристика отличительных черт древневосточных цивилизаций. |
Античная цивилизация. Греция | Характеристика основных этапов истории Древней Греции, источников ее истории. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм». Умение дать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта). Рассказ с использованием карты о древнегреческой колонизации, оценка ее последствий. Раскрытие причин возникновения, сущности и значения эллинизма. |
Античная цивилизация. Рим | Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии. |
Культура Древнего мира | Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Раскрытие предпосылок и значения распространения буддизма, христианства. Объяснение причин зарождения научных знаний. Объяснение вклада Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное наследие. |
Средневековье | |
Запад и Восток в Средние века | Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья. Раскрытие сущности военной реформы Карла Мартелла, его влияния на успехи франкских королей. Рассказ о причинах, ходе и последствиях походов Карла Великого, значении образования его империи. Объяснение термина «каролингское возрождение». Объяснение причин походов норманнов, указание на их последствия. Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснение причин его возвышения и разделения. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат». Характеристика системы управления в Арабском халифате. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Характеристика общественного устройства государств Востока в Средние века, отношений власти и подданных, системы управления. |
Эпоха расцвета Средневековья | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал». Раскрытие современных подходов к объяснению сущности феодализма. Рассказ о жизни представителей различных сословий средневекового общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «цех», «гильдия», «коммуна». Систематизация материала о причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов. Характеристика взаимоотношений горожан и сеньоров, различных слоев населения городов. |
Католическая церковь в Средние века | Характеристика роли христианской церкви в средневековом обществе. Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи. Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях. |
Зарождение централизованных государств в Европе | Раскрытие особенностей развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословно-представительной монархии. Характеристика причин, хода, результатов Столетней войны. Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах. Показ исторических предпосылок образования централизованных государств в Западной Европе. Рассказ о наиболее значительных народных выступлениях Средневековья. |
Культура Средневековья | Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры. Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. Характеристика значения арабской культуры. Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием. Представление описания, характеристики памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного материала). |
Россия в VI – XVII вв. | |
Древняя Русь | Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований. Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство». Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах. Рассказ о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси. Оценка значения принятия христианства на Руси. Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей. Анализ содержания Русской Правды. Указание причин княжеских усобиц. Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха). Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности. Указание на карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики Новгородской и Владимиро-Суздальской земель. |
Монгольское завоевание. Возвышение Москвы | Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний. Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей. Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского. Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения. Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы. Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития России. |
Образование единого Русского государства | Указание на карте роста территории Московской Руси. Составление характеристики Ивана III. Объяснение значения создания единого Русского государства. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей. Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения. |
Россия в правление Ивана IV | Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов. Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства. Объяснение причин, сущности и последствий опричнины. Обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного. |
Смутное время начала XVII в. | Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национальноосвободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России. Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке. Раскрытие важнейших последствий появления и распространения мануфактур в России. |
Становление абсолютизма в России | Раскрытие причин народных движений в России XVII века. Систематизация исторического материала о народных движениях в России XVII века. Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти. Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Характеристика значения присоединения Сибири к России. Объяснение того, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII веке. |
Культура Руси IX – XVII вв. | Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества. Систематизация данных о достижениях культуры Руси в XIII—XVII веках. Подготовка описания выдающихся памятников культуры ХШ—XVII веков (в том числе связанных со своим регионом); характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др. Осуществление поиска информации о памятниках культуры конца XIII—ХVIII веков и их создателях. |
Европа и Америка в XVI – XVIIIвв. | |
Великие географические открытия | Объяснение причин и сущности модернизации. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мануфактура», «революция цен». Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХVI—ХVIII веках. Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время. Систематизация материала о Великих географических открытиях, объяснение, в чем состояли их предпосылки. Характеристика последствий Великих географических открытий и создания первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки. |
Абсолютизм. Реформация и Контрреформация | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрытие характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии). Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов. Участие в обсуждении темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы». Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация». Раскрытие причин Реформации, указание важнейших черт протестантизма и особенностей его различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн. |
Англия и Восток в XVI–XVIII вв. | Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов. Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции». Характеристика причин и последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии. Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Востока, объяснение причин углубления разрыва в темпах экономического развития этих стран и стран Западной Европы. Характеристика особенностей развития Османской империи, Китая и Японии. Рассказ с о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI — XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ. |
Европа в XVII – XVIII вв. | Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII — середине XVIII века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XVII — середины XVIII веков. Систематизация материала по истории Французской революции. Составление характеристик деятелей Французской революций, высказывание и аргументация суждений об их роли в революции. Участие в дискуссии на тему «Является ли террор неизбежным спутником настоящей революции?». |
Образование США. Война за независимость | Рассказ о ключевых событиях, итогах и значении войны североамериканских колоний за независимость (с использованием исторической карты). Анализ положений Декларации независимости, Конституции США, объяснение, в чем заключалось их значение для создававшегося нового государства. Составление характеристик активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США. Объяснение, почему освободительная война североамериканских штатов против Англии считается революцией. |
Европейская культура XVI – XVIIIвв. | Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм». Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения. Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения. Составление характеристик титанов Возрождения и деятелей Просвещения, показывающих их вклад в становление новой культуры. |
Россия в XVIII в. | |
Россия в эпоху петровских преобразований | Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I:
Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось. |
Эпоха дворцовых переворотов | Характеристика основных черт социально-экономического развития России в XVIII веке. Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией; характеристика результатов внешней политики данного периода. |
Россия во второй половине XVIII в. | Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева. Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения. Раскрытие внешнеполитических задач, стоящих перед Россией в конце XVIII века. |
Культура России в XVIII в. | Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII веке. |
Россия в ХIX в. | |
Россия в начале XIX в. | Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления. Характеристика сущности проекта М. М. Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал. Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы. Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (с использованием источников, работ историков). Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы). |
Россия в первой половине XIX в. | Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов. Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей. Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса. Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного. Высказывание суждений о том, какие идеи общественно-политической мысли России XIX века сохранили свое значение для современности. Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIX века (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны. |
Реформы в России во второй половине XIX в. | Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 — 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы. Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 — 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ. Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников. Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения. Сопоставление этапов и черт промышленной революции в России с аналогичными процессами в ведущих европейских странах. Систематизация материала о завершении промышленной революции в России. |
Россия во второй половине XIX в. | Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к началу XIX века, концу XIX века. Систематизация материала об основных событиях и участниках Русско-турецкой войны 1877— 1878 годов; о военных и дипломатических аспектах этой войны, ее месте в общественном сознании россиян» (на основе анализа источников, в том числе картин русских художников, посвященных этой войне). |
Русская культура XIX в. | Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в XIX века, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX века. |
Европа, Америка и Восток в XIX в. | |
Европа в XIX в. | Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции. Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции. Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений ХIХ века. Участие в дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце ХIХ — начале ХХ века». Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества. Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Составление характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета. |
Америка и Восток в XIX в. | Составление характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета. Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке. Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI—XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI— XIX веках. Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран. |
Развитие европейской культуры в XIX в. | Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях ХIХ века, объяснение, в чем состояло их значение. Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре ХIХ века с раскрытием их особенностей на примерах конкретных произведений. Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской культуры в XIX веке. |
Мир в первой половине XX в. | |
Россия в первое десятилетие XX вв. | Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века. Представление характеристики Николая II. Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных черт. Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905 — 1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами). Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905 — 1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905 — 1907 годов. Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П. А.Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия». |
Мир перед Первой мировой войной. Начало войны | Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран. Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом контексте понятия «пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации стран Азии, Латинской Америки в начале ХХ века; выявление особенностей отдельных стран. Характеристика причин, участников, основных этапов Первой мировой войны. |
Первая мировая война. Мир после войны | Характеристика крупнейших сражений Первой мировой войны. Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны, раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах. Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров). Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?». Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «репарации», «Народный фронт». Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций). |
Великая русская революция | Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны — осени 1917 года Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения. Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание». Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира. Участие в обсуждении роли В. И. Ленина в истории ХХ века. |
Гражданская война в России | Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны. |
Советское государство в 20–30-е гг. ХХ в. | Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий. Участие в дискуссии на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920 — 1930-е годы. Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов. Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ». Раскрытие особенностей социальных процессов в СССР в 1930-е годы. Характеристика эволюции политической системы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления централизации власти. Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х годов, оценка этих событий. |
Мировой экономический кризис первой половины ХХ в. | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: ««репарации», «мировой экономический кризис», «новый курс». Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф.Рузвельта. |
Недемократические режимы | Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920 — 1930-е годы. Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920— 1930-х годов. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм». Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий. |
Вторая мировая война | |
Начало Второй мировой войны | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Лига Наций», «репарации». Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 года. Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны. |
Начало ВОВ | Показ особенностей развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «геноцид», «холокост», «ленд-лиз». |
Первый период ВОВ | Характеристика значения битвы под Москвой и обороны Ленинграда. Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. |
Поражения и победы 1942 г. | Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.). Характеристика значения Сталинградской битвы. |
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «коренной перелом», «коллаборационизм», «движение Сопротивления», «партизаны». Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны. Характеристика значения битвы на Курской дуге. |
Третий период ВОВ | Раскрытие значения открытия второго фронта в Европе. Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн. Характеристика значения битвы за Берлин. |
Завершение Второй мировой войны | Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения. Участие в дискуссии «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.). Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. |
Мир во второй половине XX – начале XXI в. | |
Мир после войны | Представление с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны. Раскрытие причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков. Раскрытие сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран). Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века. Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия. Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Обсуждение событий в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация». Систематизация и анализ информации (в том числе из дополнительной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХI века. |
СССР в 50-х – начале 80-х гг. ХХ в. | Систематизация материала о развитии СССР в послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики. Характеристика процесса возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы). Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. Систематизация материала о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов. Проведение поиска информации о повседневной жизни, интересах советских людей в 1960 — середине 1980-х годов (в том числе путем опроса родственников, людей старших поколений). Оценка государственной деятельности Л. И. Брежнева. Систематизация материала о развитии международных отношений и внешней политики СССР (периоды улучшения и обострения международных отношений, ключевые события). |
Международные отношения | Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости во второй половине ХХ — начале ХХI века. Характеристика этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм», «импортозамещающая индустриализация», «национализация», «хунта», «левый поворот», «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «региональная интеграция», «глобализация». Характеристика особенностей процесса национального освобождения и становления государственности в Индии и Пакистане, Китая и Индии в конце ХХ — начале ХХI века, высказывание суждений о перспективах развития этих стран, с привлечением работ историков и публицистов. Сопоставление реформистского и революционного путей решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывание суждений об их результативности. Характеристика крупнейших политических деятелей Латинской Америки второй половины ХХ — начала ХХI века. Объяснение сущности «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ века. Характеристика основных периодов и тенденций развития международных отношений в 1945 году — начале XXI века. Рассказ с использованием карты о международных кризисах 1940— 1960-х годов. Участие в обсуждении событий современной международной жизни (с привлечением материалов СМИ). |
Перестройка и распад СССР | Характеристика причин и предпосылок перестройки в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов». Проведение поиска информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки. Составление характеристики (политического портрета) М. С. Горбачева (с привлечением дополнительной литературы). Участие в обсуждении вопросов о характере и последствиях перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР, высказывание и аргументация своего мнения. |
Культура XX в. | Проведение обзора и характеристика достижений советской науки, техники и культуры, творчества выдающихся деятелей науки и культуры в разные периоды, показ их влияния на развитие общества (в том числе с привлечением СМИ, Интернета, с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения. Рассказ о выдающихся произведениях литературы и искусства. Объяснение, в чем заключалась противоречивость культурной политики. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм», «постмодернизм», «массовая культура», «поп-арт». Сравнение развития западной и советской культуры в ХХ веке, выявление черт их различия и сходства. Систематизация информации о политике в области культуры, выявление ее основных тенденций. Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР. Объяснение причин и последствий влияния глобализации на национальные культуры. |
Россия в конце ХХ – начале ХХI в. | Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников. Характеристика темпов, масштабов, характера и социально-экономических последствий приватизации в России. Сравнение Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам. Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов. Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы. Систематизация и раскрытие основных направлений реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века. Рассказ о государственных символах России в контексте формирования нового образа страны. Представление краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в XXI веке. Характеристика ключевых событий политической истории современной России в XXI веке. Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества. Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны. Характеристика места и роли России в современном мире. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины «История».
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет «История».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- телевизор;
Стационарные наглядные пособия:
- комплект видео кассет, DVD-дисков;
- подборка видео материалов;
- комплект учебных карт и плакатов.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины «История», систематизированный по компонентам
Нормативный компонент:
- ФГОС среднего профессионального образования по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
- Рекомендации Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»
- ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в редакции Приказа Минобнауки России от 29.12.2014 № 1645);
- Учебный план;
- Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций автора В.В. Артемова, почетного работника общего образования Российской Федерации, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21.07.2015 г., регистрационный номер рецензии 376 от 23.07.2015г.)
- Рабочая программа по дисциплине «История»;
- Календарно-тематический план учебной дисциплины.
Общеметодический компонент:
- методические указания к поведению тестирования;
- методические указания к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ.
Методический компонент тем учебной дисциплины:
- планы учебных занятий;
- дидактический материал к занятиям;
- наглядные пособия.
Методический компонент по контролю образования:
- комплект ФКОС по учебной дисциплине «История» (обязательные контрольные работы, перечень вопросов к экзамену, тестовые задания, используемые для текущего и рубежного контроля).
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- История России М.М. (Горинов, А.А. Данилов). 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Части 1,2,3. М.: Просвещение, 2017.
- Уколов В.И. История. Всеобщая история. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2017.
- Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
Дополнительные источники:
- История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 14-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- История Отечества : С древнейших времен до наших дней : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 19-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- История. Всеобщая история. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В.И. Уколова, А.В. Ревякин ; под ред. А.О. Чубарьяна. – М. : Просвещение, 2014.
- История. Всеобщая история. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев ; под ред. А.О. Чубарьяна. – М. : Просвещение, 2014.
- История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч 1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016.
Интернет ресурсы:
Адрес | Название — Краткое описание/содержание | |
17 | Российская национальная библиотека | |
18 | Государственная публичная историческая библиотека России | |
19 | Институт научной информации по общественным наукам РАН | |
20 | ВикипедиЯ — Свободная энциклопедия | |
21 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — На портале размещены образовательные ресурсы по предметам | |
22 | Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — Исторические источники на русском языке в Интернете | |
23 | Российский электронный журнал «Мир Истории» | |
24 | ИСТОРИЯ.РУ — Страница о всемирной истории и истории России | |
25 | «Генштаб» — Сайт, посвященный военной истории. Боевые расписания, карты сражений, статьи и справочные материалы | |
26 | Исторический альманах - лабиринт времени — На сайте размещено большое собрание материалов по истории |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных результатов обучения, а так же общих компетенций оценивается в баллах преподавателем в процессе проведения выборочных и фронтальных опросов, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, по результатам текущего, тематического, промежуточного контроля.
Результаты обучения | Формируемые общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: основные факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (самоорганизация, самообучение). | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, Тестирование, Опрос, Контрольная работа, Экзамен |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (самоорганизация, самообучение). | ||
Уметь: проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, презентации | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (информационная компетенция, самоорганизация, самообучение). | |
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности (информационная компетенция, самоорганизация, самообучение). | ||
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (коммуникативная компетенция). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)
Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...
Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»
Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия в форме викторины «История в лицах» по дисциплине ОУД.б.04 История
Данная методическая разработка представляет собой опыт проведения внеклассного мероприятия по дисциплине ОУД.б.04 История в форме викторины, которая состоит из 3 разделов различной степени сложности: ...
Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже
Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже В условиях посл...
Методическая разработка для практических работ по дисциплине 02.История
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических работ по дисциплине ОГСЭ,02. История....
Формирование интереса к учению у студентов колледжа на примере преподавания дисциплины Отечественная история
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНОВ КОЛЛЕДЖА В ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ...
Программа учебной дисциплины по истории
Программа учебной дисциплины ОДБ. 04 История разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории, на основе разъяснений Федерального института развития...