Исторический проект
статья
Предварительный просмотр:
Разумеева О.Н.
Начиная с 2010 года и по настоящее время . мною был разработан и реализован проект для учащихся 1-6 классов «Будущее, настоящее и прошлое Новознаменки или я учусь в Новознаменке В современной России на первом месте стоит возрождение в Российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому, на мой взгляд, сегодня заметно возрос интерес к истории России как одному из факторов духовно-нравственной консолидации российского общества. Изучение истории страны позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история семьи помогают глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свою землю. И конечно учащимся нашей школы предоставляется уникальная возможность изучить удивительную историю нашей школы, знаменитой Новознаменки или Воронцовой дачи. С учащимися 1-6 классов была проведена работа над исследовательским проектом. В этом году я также являюсь куратором ученицы 10 класса работающей над выпускным проектом «Создание видеофильма «История Новознаменки»»
ПРОЕКТ
«Я УЧУСЬ В НОВОЗНАМЕНКЕ»
1.Обоснование проблемы.
Предметная область: изобразительное искусство и художественный труд, музыка, история, литература, информатика.
«Не стреляй в прошлое из пистолета, ибо будущее выстрелит в тебя из пушки» - гласит известная пословица. Знание истории и культуры своей Родины дает возможность формировать компетенции личного самосовершенствования – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, идет формирование гражданского самосознания. Когда – мы начинаем это понимать, тогда, и приходит осознание важности изучения истории своей страны. Но как сделать так, чтобы процесс познания стал значимым, формирующим, затрагивающим чувства и мысли ученика, не оставаясь при этом формальным. Всегда притягивает сопричастность к истории, возможность ощутить себя, как личности в историческом ряду, и здесь важно уметь не пропустить и увидеть свой шанс. Богатейшая история «Новознаменки», ее архитектуры, произведений искусства, знаменитых художников, поэтов, музыкантов. Здесь есть возможность изучения различных областей изобразительного искусства, четко прослеживаются межпредметные связи, формируются исследовательские умения. И вот это культурное наследие находиться перед глазами ребенка, он находиться в неком интерактивном музее, где до всего можно дотронуться. Открываешь учебник литературы, читаешь басни И.А. Крылова, и вспоминаешь, что знаменитый русский баснописец был частым гостем Воронцовой дачи. На уроке музыки слушаешь произведения П.И. Чайковского и осознаешь, что единственное произведение (Зимние грезы), написанное им в нашем городе, было написано в нашем здании, на уроках изобразительного искусства говоря об искусстве и архитектуре Средневековья, о его влиянии. Достаточно подойти к окну и изучить особенности архитектуры Готического домика, бывшей библиотеки Новознаменки. Ни это ли сопричастность, осознание себя в истории и знание об этом является удивительной возможностью, пройти мимо которой было бы преступлением.
В ходе подготовки к проекту были выделены следующие проблемы:
- недостаточно сформирован у учащихся интерес к отечественной истории, к истории малой родины;
- незнание учащимися истории школы;
- непонимание учащимися значимости изучения истории Отечества.
2.Основная идея, положенная в основу решения проблемы.
Для всех учащихся начальной школы и 5-6 классов предлагается единая тема: «Прошлое, настоящее и будущее Новознаменки». Почему хотелось бы использовать единую тему? Мне кажется, это способствует интеграции знаний учащихся, поможет создать единую картину восприятия, естественно единая цель объединяет, что особенно важно в нашей школе, т.к. не большие по наполняемости классы влияют на формирование единого детского коллектива в начальной школе. Так же единая тема будет способствовать облегчению проведения сравнительного анализа формирования исследовательских умений учащихся. Тема настолько интересна и многогранна, что работа по ней может вестись ни один год. Тема «История Новознаменки» позволяет заниматься ей и на уроках изобразительного искусства и истории, музыки, литературы и даже математики. В конце работы приведены отрывки из исторической справки, посвященной Новознаменки, на основе которой и будут предложены темы. Данная историческая справка была подготовлена несколько лет назад учащимися 4 класса, в ходе работы с учащимися по формированию исследовательских умений и формирование умений создавать презентаций.
Для всех учащихся в каждой параллели предполагается предложить участие в конкурсе рисунков, фоторабот и других художественных работ по теме «Моя школа в Новознаменке», которая должна являться одним из итогов исследовательских работ. Так же в каждой параллели будет предложено ученикам несколько тем на выбор, а для учащихся 5-6 классов хотелось бы добавить в список тем одну произвольную тему по желанию учеников (в рамках данной тематики), что как мне кажется, может способствовать повышению уровня формирования исследовательских умений. Так же хотелось бы отдельно оговорить, почему важны фотоработы посвященные школе. Современные дизайнеры часто прибегают к услугам современных компьютерных технологий. Программы для учащихся 5-6 классов предполагает достаточно большое количество часов посвященных графическим редакторам Paint и Adobe Photoshop, уровень знаний учащихся позволяет выполнить интересные художественные работы, например над пейзажной фотографией, сделанной в парке Новознаменки.
3. Цели:
Сформировать представление об истории Новознаменки
Ввести:
- понятие архитектурные стили;
- виды и элементы декора в убранстве загородных усадьб XVIII-XIX вв.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Познакомить учащихся с творчеством известных художников, музыкантов, поэтов, чьи имена были связаны с творчеством «Воронцовой дачи или Новознаменки».
4.Стратегия проекта.
В начале 2010 -2011 учебного года учащиеся были ознакомлены с темами исследовательских проектов и критериями подготовки, оформления и т.д. Сразу же оговорюсь, что работа рассчитана не на один год. Была продуманна система именно минипроектов. Для чего? Такая система дает возможность учитывать возрастные особенности младших школьников, ощущать себя в единой разновозрастной команде и учитывать особенности различных классов. Поскольку в конце прошлого учебного года, я работала с детьми только несколько месяцев. То приступив к работе по данной теме были внесены некоторые коррективы.
5.Описание этапов осуществления проекта.
I Подготовительный этап:
Сбор научно-исторической информации учителем и составление примерного плана минипроектов по параллелям. Разработка концепции проведения исследовательского проекта.
Класс | Темы исследовательских минипроектов |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 | 1.Так кто же Ринальди, Трезини, Растрелли или другой архитектор были авторами Воронцовой дачи? 2. Времена года. Парк Новознаменки. Создание творческой работы. 3. Гербы России. Гербы Нарышкиных и Воронцовых. 4. Произвольная тема. |
6 |
3. Времена года. Парк Новознаменки. Создание творческой работы 4. Гербы России. Гербы Нарышкиных и Воронцовых. 5. Произвольная тема. |
II Диагностический этап:
Совместно с учителями, работающими в данных классах и психологом, были проанализированы знания учащихся, их личностные особенности, уровни сформированности ключевых компетенций, формируемые в результате исследовательской деятельности по 4 направлениям: личностно-мотивационный, интеллектуально-творческий, когнитивный, действенно-операционный. К сожалению, анализ, в основном, носил эмпирический характер (за исключением, сведений полученных от психологической службы школы), но тем не менее и это позволило зафиксировать некую отправную точку в работе, а так же скорректировать темы минипроектов в зависимости от особенностей учащихся.
III Этап реализации проекта
Работа над минипроектами проходила на различных предметах, поскольку в этом учебном году, я работала не только как учитель изобразительного искусства и художественного труда, но и как учитель информатики в начальной школе, а так же преподавала окружающим мир в 3 классе, все это давало возможность смотреть на тему проекта с разных аспектов. Например, с учащимися 3 класса на уроке информатики изучая тему «Поиск и обработка информации» была начата работа по теме «Печные изразцы», в ходе работы был собран теоретический материал, в графическом редакторе Paint был создан эскиз и уже на уроке изобразительного искусства была выполнена роспись керамической плитки.
Какие сложности возникали в ходе работы над проектом:
- небольшие по составу классу (2-3 человека), особенно в начальной школе; ограничивали многообразие коллективных работ;
- низкий уровень развития общешкольных умений учащихся, в некоторых классах не соответствует возрастным особенностям, приходилось учащимся давать более легкий уровень заданий.
6. Результаты
В ходе работы над проектом учащиеся 2-3классов представили следующие минипроекты:
- Внутреннее и внешнее убранство Новознаменки.
- Деревянные кессоны.
- Художественный паркет, что это?
- Печные изразцы.
Выставка работ учащихся 2 и 6 классов «Я учусь в Новознаменке».
Фотовыставка учащихся 4 и 6 классов «Новознаменка. Времена года».
7. Этап рефлексии.
При работе над данным исследовательским проектом формировалось представление об истории Новознаменки, сопричастности к прошлому. Введены понятия архитектурные стили; виды и элементы декора в убранстве загородных усадьб XVIII-XIX вв. Учащиеся смогли использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при создании художественных работ. А также школьники знакомились
с творчеством известных художников, музыкантов, поэтов, чьи имена были связаны с творчеством «Воронцовой дачи или Новознаменки».
Что получилось:
- несомненный интерес к истории нашей школы;
- формирование исследовательских умений;
- практические умения при освоении новых художественных техник;
- формирование умение предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации;
- интерес к фотографии;
- интерес к истории вызвал желание узнать и о других сторонах жизни Новознаменки (например, учащиеся 4 класса хотели бы узнать о судьбе нашей школы в годы Великой отечественной войны).
Проблемы:
- невозможность выполнить некоторые работы, в связи с низким уровнем сформированности исследовательских умений учащимися 4 и 6 классов, всвязи, с чем минипроекты были заменены другими видами работ, которые отвечали их уровню общешкольных умений.
- невозможность обхватить весь объем предложенных минипроектов за один учебный год.
Историческая справка.
Новознаменка.
Эта дача, расположенная на 17-й версте по Петергофской дороге от Петербурга, в прежние годы являлась одним из очагов культурной жизни на территории современного Красносельского района (ныне – Сосновая Поляна, улица Чекистов, 13 литер В). Местность, на которой в дальнейшем расположилась Новознаменская дача, начали основать в 1714 году братья Апраксины, а в 1754 году они продают оба своих участка вице-канцлеру М. И. Воронцову. Здесь в период с 1755 года по 1760 год создается одна из роскошных аристократических резиденций середины XVIII столетия, среди расположенных на Петергофской дороге. Главным зданием дачи являлся трехэтажный каменный дворец с возвышающейся средней частью, завершенной фронтоном. Здание венчалось купольным шестигранным фонариком – бельведером. Декоративная обработка его фасадов, рисунок наличников, группировка пилястр были характерны для русского зодчества той поры. Еще более богатым был декор интерьеров Новознаменского дворца, в котором использовались лаковые панно, роспись перекрытий, исполненная в «китайской» манере, паркеты. В центре здания находилась парадная трехмаршевая лестница. В левом крыле правого этажа находились комнаты, отделанные во всю высоту резными деревянными панно тонкой работы, с оконными притолоками, отделанными деревом с зеркальными вставками. Потолок был украшен лепным плафоном в деревянных кессонах, разбитых в диагональном направлении. В комнате имелся изящный мраморный камин. В другом крыле находились уникальные по отделке китайские комнаты. Их стены были сплошь покрыты расписными китайскими панно в деревянных рамках. Второй этаж здания, носящий антресольный характер, предназначался для служебных помещений. На 3 этаже располагался главный, нарядно и с большим вкусом декорированный зал. Потолок зала был выполнен в виде фальшивого свода, его пол покрывал прекрасный паркет. В углах зала стояли две круглые старинные печи, отделанными изразцами, в двух других углах возле окон стояли деревянные резные створки. Мезонин четвертого этажа был отведен под домовую церковь, украшенную оригинальным лепным нарядом. С бельведера дачи открывался прекрасный вид на финский залив, шпили Петербурга и Лахту. Что же касается авторского проекта Воронцовской дачи на Петергофской дороге (позднее Новознаменка), то наблюдаются разночтения. Но в широко известном описании окрестностей Петербурга М.И. Пыляев указывает, что этот ,,барский дом,, построен архитектором Растрелли. В других источниках авторами проекта называют Ринальди, реже ссылаются Трезини. М.И. Воронцов, попав в опалу, подал в 1765 году прошение об отставке и уехал в свое подмосковное имение. На следующий год дача была приобретена казной и подарена обершталмейстеру Нарышкину А.Л. Усадьбу Нарышкиных называли»Новыми Афинами». Прекрасный дворец украшали многочисленные произведения искусства.Позднее (1829 г.) она была приобретена известным поэтом Иваном Петровичем Мятлевым, по желанию матери его, Прасковьи Ивановны Мятлевой. С этого момента дача стала называться Новознаменкой, в память некогда принадлежавшей роду Мятлевых Старой Знаменки. Благодаря усилиям последующих владельцев этой усадьбы - Мятлевых, дача долгое время сохраняла характер отдаленной старины. Благодаря усилиям последующих владельцев этой усадьбы - Мятлевых, дача долгое время сохраняла характер отдаленной старины. В числе вещей изящных были шкафы с инкрустациями из разноцветного дерева первых лет царствования Людовика XV. Затем мебель с отличительным характером начала империи. Много лаковой китайской мебели и китайской мебели и китайских вещей из фарфора и эмали, высоко ценимых знатоками. В большом зале дома было множество картин и портретов, переносящих зрителя в давно ушедший мир. Знать минувшего века глядела с портретов. Для хранения реликвий Мятлевы строят так называемый «готический дом», расположенный напротив главного здания, и пристраивают к даче боковые галереи, чем искажают начальный силуэт здания. В готическом доме хранилась превосходная библиотека, состоящая из 18 тысяч томов. Последний владелец дачи до 1880 года владел превосходной картинной галереей. У него имелась картина работы Рафаэля, изображающая «Мадонну с Младенцем Христом». Новознаменка представляла собой место встречи представителей литературы, музыки, артистических кругов и других деятелей. Здесь, или на Новознаменской даче, или в ее округе, неоднократно бывал Петр Ильич Чайковский «Зимние грезы» - так назвал свою Первую симфонию молодой композитор (в 1866 году ему было 26 лет) – единственное после окончания консерватории произведение. В 1880 году на основании Высочайшего повеления дача была приобретена у старшего советника В.И. Мятлева и передана в ведение Петербургской городской больничной комиссии для устройства в ней больницы. Во время Великой Отечественной войны здание дворца было разрушено. Реставрационные работы начались 1957 году, а закончились в декабре 1960 году, и Новознаменский дворец поднялся из руин. В настоящее время в здании Новознаменки располагается Санкт-Петербургская Международная школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая станция 7 класс
просто прекрасное начало повторительно-обобщающего урока по истории в 7 классе, в конце годаможно сделать как одну из подстанций на вашем урокезаймет по времени небольше 10 минут...
Бинарный урок-проект на тему: "Историческое развитие России""
Урок посвящен разработке методики проведения уроков- проектов по дисциплинам история и география, где рассматривается материал о проблемах современной России....
Исследовательский проект "Современный монастырский сад: историческая преемственность"
Исследовательский проект "Современный монастырский сад: историческая преемственность" - призер II Городского исследовательского культурологического фестиваля "История и культура храмов ...
Методический проект "Литературная, детская и историческая периодика XIX-XX вв"
Меиодический проект "Литературная, детская и историческая периодика 19-20 веков" был разработан и реализован преподавателями и студентами ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 Санкт-Петербурга...
Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки.
Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. Презентация к учебнику История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов. Авторы: Сахаров А. Н., Загладин Н. В.,...
Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь
Секция 4. Оборонительные бои РККА на Белорусском направлении. Зарождение партизанского движения. Подвиг советского народа.Аксёнова З.М., Завьялова С.В. Прадед - военый врачКислицына Ю.С., Завьялова С....
Проект патриотической направленности: «Моршанск в годы лихолетья». «Историческая память Великой Победы: подвиги и судьбы»
Тема: «Моршанск в годы лихолетья». Цель: - содействие воспитанию гражданской позиции, патрио...