«Московский Кремль –центр государства» истоки 5 класс
учебно-методический материал

Матвеева Татьяна Джуракуловна

Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту открытого занятия по  программе «Истоки-5» социального направления. 

   Материал  может быть использован педагогами, преподающими предмет "Истоки" в 5 классе, классными руководителями при разработке классных часов . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Истоки.

Базовый учебник: А.В. Камкин, «Истоки. Память и мудрость Отечества. 5 класс», М., «Истоки», 2016

3-й урок по теме «Московский кремль».

Cлайд 1:Тема урока: «Московский Кремль – центр государства»

Цели урока:

  • Формировать образы и символы Московского Кремля как центра Российского государства
  • Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля.  
  • Обобщить знания об образах  и символах  Московского Кремля как исторически-духовного центра;
  • Прививать соприкосновение к служению по Вере и Правде.

  Задачи урока:

Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля как :

  • центра государственности, резиденции главы государства;
  • Кремлевские дворцы и сооружения -   свидетельства достоинства России;
  • собирателя и хранителя лучших творений культуры России, её исторических и современных государственных регалий: шапки Мономаха, царской и императорской короны, двуглавого орла, герба, державы скипетра;
  • символику регалий;
  • идею власти по Вере и Правде.

Оборудование: учебник, медиапрезентация, иллюстративный материал

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

 Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Открывается презентация:

Cлайд 2 Московский кремль.

Честь и Правда, Совесть и Свобода

Живут в Москве, в ее седом Кремле!

Приветствие учителя, друг друга

Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

 2

Постановка темы и цели урока

Присоединение Ресурсный круг на развитие целостного восприятия

Cлайд 3 Подумайте, что для вас означает Московский Кремль? Что вы представляете, что чувствуете, о чём вспоминаете, когда слышите это слово?

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

Вывод: Конечно, Московский Кремль – сердце нашей Родины, никого не оставляет равнодушным. Поэтому  мы продолжим разговор о Московском Кремле.

Давайте посмотрим на слайд и определим тему нашего 3-го урока по разделу «Московский Кремль». Как вы думаете, почему Василий Лебедев-Кумач говорит:  Честь и Правда, Совесть и Свобода

Живут в Москве, в ее седом Кремле?

Cлайд 4 - Верно! Мы будем сегодня говорить о Московском Кремле – как о центре государства.

Ответы: Честь и Правда, Совесть и Свобода

Живут в Москве, в ее седом Кремле, потому что оттуда идёт управление государством

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

3

 4

Актуализация знаний.

Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Cлайд 5 – посмотрите внимательно на изображение и ответьте на вопросы:

Почему Московский Кремль является местом пребывания главы Российского государства?

Cлайд 6: Почему дворцы и палаты называют величественными?

Верно. С древности в Кремле есть древнейшие сооружения, где решались и решаются ныне  самые важные события Российского государства. Назовите их?

А что вы знаете о Грановитой палате?  

Cлайд 7: Названа так, потому что   её стены были облицованы белым камнем, обтесанным на четыре грани. Здесь был парадный тронный зал. Здесь принимали почетных гостей на аудиенцию к государю.

Иван Грозный  праздновал здесь в 1552 г. взятие Казани, а Петр I в 1709 г.- победу над шведами. Стены палаты украшены фресками. Многие из них рассказывают об истории России.

Кремль был  крепостью для защиты от неприятеля и духовным защитником людей. Здесь молились за всех людей России.

В Кремле хранятся государственные регалии.

Что такое регалии?

Cлайд 8: Это шапка Мономаха – древнейший венец русских князей и царей. Она выполнена из золота,

драгоценных камней, жемчуга и соболиного меха. Её вес – 16 кг. По преданию, она была привезена от императора Византии Константина Мономаха в дар России как своей наследнице. Есть выражение «Тяжела ты шапка Мономаха» (приглашение на размышление об ответственности человека облечённого властью).

Обсуждение и ответы учащихся. (Здесь престол великих князей Московских, царей русских, имели покои русские императоры, находится резиденция Президента России)

(Своим назначением и красотой они прославляют честь и достоинство Российской державы)

Это знаки и привилегии власти

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

Cлайд 9: О Византийской истории напоминает  двуглавый орёл.

Его изображение было гербом сильной и могучей Византийской империи..

   Он появился на гербе России, а также разместился на четырех кремлевских башнях.

Как вы думаете  почему орёл и почему двуглавый?

Вывод: В Византии орел грозно взирал одновременно на запад и на восток, где жили покоренные Византией народы, а в России орёл олицетворяет единство светской и духовной власти.

Cлайд 10: Изображение двуглавого орла и креста имеется на ордене «За заслуги перед Отечеством». Вместе с орденской цепью он торжественно возлагается на Президента России. На обороте орденского знака девиз: «Польза, Честь и Слава». Как понимаете эти слова?

Cлайд 11: К старинным регалиям относятся  держава и скипетр (видео о регалиях).

Вывод: Регалии означали, что вместе с ними царю вручается власть над страной.

 Cлайд 12:   Цари венчались на царство в Успенском соборе Кремля.

Как понимаете, что значит венчались?

Cлайд 13:   И он должен править по Вере и Правде.

Как вы понимаете: что значит править по Вере и Правде?

С регалиями власти императоры появлялись лишь в самых торжественных случаях. Шапка Мономаха, Корона, держава и скипетр бережно хранятся в сокровищнице Кремля. Они – государственное достояние.

Сами цари оставались в Кремле и после своей смерти – Архангельский собор стал усыпальницей великих царей и князей Московских.

Cлайд 14: Традиции служения Отечеству по Вере и Правде на посту главы государства следует президент России В.В.Путин.

 

Это наказ народа правителю

Держава (от древнерусского слова «държа» - власть, скипетр- посох, направление, владычество на морях

Им давался венец – драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха,  предназначение быть царём-батюшкой

Править соблюдая верность народу, Отечеству, честным, справедливым

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4.Объяснять понятия.

5

Активное занятие (работа в четвёрке)

«Московский Кремль- символ Российского государства»

Подготовительный этап

Обсуждение.

Представление результатов работы

Экспертная оценка

Рефлексия в ресурсном круге (макет Спасской Башни)

Вывод учителя

 Cлайд 15: Мы поговорили о Московском Кремле как о символе государства, о тех сокровищницах, которые веками хранятся в Кремле. А сейчас переходим к активной форме – работа в четвёрках. Все АФО прописаны рабочих тетрадях.  Мы с вами проведём  активное занятие «Московский Кремль - символ Российского государства»

Перед вами страница 27 занятия. Начинается с самостоятельной работы

Напоминаю Вам,  что работа в четвёрке идёт в 3 этапа.

1-ый этап – самостоятельный. Поэтому прочитайте  задание и выполните самостоятельно. На выполнение задания даю 4 минуты. Звоню в колокольчик – окончание этапа.  

Индивидуальный этап: выполнение задание каждым участником.

Работа в группе (четвёрки): Объясняю этапы работы:

  • объединение в четвёрки;
  • выбор лидера;
  • объяснение функций лидера (дать возможность высказаться каждому участнику группы, в случае разногласий – организует обсуждение и помогает группе.  Лидер аргументированно представляет результат работы классу.

Называю состав групп и имена лидеров.

Звоню в колокольчик – окончание этапа.

Как вам работалось в четвёрках?

Спасибо вам за слаженность, за внимательность друг к дружке.

Итак, сегодня мы говорили о Кремле как о ядре державы. Я сейчас прошу  в ресурсном круге, передавая друг другу один из символов Кремля макет Спасской башни,  поделиться своими размышлениями: Стал ли для Вас сегодня Московский Кремль ближе, понятнее, роднее? И чем?

 Мы говорили сегодня о самом священном месте нашего Отечества, дорогом для сердца каждого человека, кто любит Россию, - о Московском Кремле. Его называют  алтарь Отечества, святое и священное место.  Священное потому,  что  это центр гражданственности, державности и патриотизма. Отсюда, от стен Кремля,  уходили воины на защиту Отечества, здесь были повержены знамёна гитлеровской армии, здесь проходит парад Победы-самого великого праздника, здесь решается судьба России. Мы будем трепетно, с любовью относится к нашему Кремлю. Спасибо Вам.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Литература:

           1.Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. «Истоки» рабочая тетрадь  3  класс  ; М. Издательский дом «Истоки»,. 2016г.

 2.А.В.Камкин  «Истоки» 3 класс; М. Издательский дом «Истоки», 2016г.

 3. «Истоковедение»  т.2 под редакцией И.А.Кузьмина; М. Издательский дом «Истоки»,2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Мастер-класс для педагогов центра: ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует ис...

Рабочая программа по курсу " Истоки" ( 3 класс).

Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира реб...

Открытый урок по композиции "Построение сюжетного центра" 3 класс

Тема: "Построение сюжетного центра"Аудитория: 3 классЦель: 1 занятие Выявление композиционного центра с помощью цвета (открытый урок)2 занятие Выделение композиционного центра с помощью тона...

Композиция станковая 1 класс Композиционный центр композиции станковой

1 класс Композиционный центр композиции станковой...

Тест 5 класс. Государство на берегах Нила

На выполнение теста отводиться 5-7 мин....