"Семь бед - один ответ"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе.
Форма: литературная игра
Тема: «Семь бед - один ответ»
Цель:
сформировать познавательную компетентность старшего школьника:
*развить познавательный интерес к предмету, обобщить и систематизировать знания учащихся основных сведений о литературном процессе XIX и XX веков; повторить и закрепить ключевые понятия русской литературы, литературной критики и теории литературы;
развить самообразовательную компетентность:
*умение быстро ориентироваться в нестандартной ситуации, гибкость в использовании полученных знаний;
сформировать поликультурную компетентность:
*воспитать грамотного читателя, содействовать повышению общего культурного и интеллектуального уровня школьников.
Форма поведения: игра
Технологии: технология коллективного способа обучения, технология компетентностно
ориентированного обучения, технология развивающего обучения, игровая технология
обучения, технология создания ситуации успеха
Методы: словесный, репродуктивный, анализ, синтез, практический
Межпредметные связи: история
Оборудование: доска оформлена эпиграфом;
портреты деятелей литературы (поэтов, писателей, драматургов, литературных критиков) XIX и XX веков;
жетоны – баллы за правильные ответы;
призы на литературную тему.
Условия проведения мероприятия: участие принимают 1 ведущий и 2 команды.
Эпиграф:
Литература – это учебник жизни.
Н.Г. Чернышевский
В историческом развитии литератур европейских стран наша юная литература представляет собой феномен изумительный. Я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном и ослепительном блеске таланта, никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях, нигде … не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. Наша литература – наша гордость. В русской литературе нашли себе яркое выражение великие … идеи, созданные человечеством… Значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой.
А.М. Горький
Ход мероприятия.
Ведущий:
Наверняка вам знакома русская пословица: «Семь бед - один ответ», означающая:
1) кто-либо, зная за собой какие-либо проступки, снова идет на риск, будучи готовым отвечать за все сразу;
2) иногда за два и более проступка наказание такое же, как и за одно.
Сегодня мы взяли её в качестве правила игры по русской литературе. Разделы самые различные: история литературы, теория литературы, литературная критика. Вам предстоит вспомнить ключевые понятия литературного процесса XIX и XX веков: Золотого, Серебряного веков русской литературы и ещё не получившей названия литературы 2-й половины XX в.
Таким образом, вы продемонстрируете и глубину своих знаний, и уровень интеллекта, и умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
Правила игры.
В игре три тура и финал.
Первый тур
Я называю семь понятий, вы обобщаете одним словом, которое относится ко всему сказанному.
Второй тур
Я называю либо предмет литературоведения, либо имя, либо название, вы – семь понятий, связанных с ним.
Третий тур.
Я называю семь подсказок, вы – одно имя.
Финал.
Я называю имя, вы – семь слов, связанных с ним.
Участвуют две команды, состоящие из семи человек.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у одной команды нет ответа на вопрос, вопрос переходит другой команде или зрителям. После каждого тура жюри подводит итоги и объявляет результаты. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Первый тур
«Я - семь, вы - одно».
1. Миргород, «Портрет», птица–тройка, украинская ночь, «Женитьба», «Выбранные места из переписки с друзьями», душевный кризис (Гоголь).
2. Пятигорск, Мартынов, дуэль, «Маскарад», «Парус», музыка, живопись (Лермонтов).
3. «На дне», легенда о Ларре, «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», Данко, «Песня о соколе», «Песня о буревестнике» (М.Горький)
4. Народ, гражданин, лира, Русь, Красный Нос, «Зеленый шум», дед Мазай (Некрасов).
5. «Первая любовь», «Муму», Полина Виардо, Франция, Базаров,
«Русский язык», Спасское - Лутовиново. (Тургенев).
6. Сонет, элегия, ода, сатира, стансы, мадригал, эпиграмма (лирика).
7. Рязанская губерния, село Константиново, последний поэт деревни, «Белая черемуха», Айседора Дункан, Родина (Есенин).
8. Ясная поляна, крестьянская школа, «Севастопольские рассказы», «Воскресенье», «Крейцерова соната», «После бала» (Лев Толстой).
9. Психологизм, страдания, «Время», «Униженные и оскорбленные», топор, «Идиот», каторга (Достоевский).
10. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Герцен, Дружинин, Аполлон Григорьев (русская литературная критика XIXв.)
Второй тур
«Я – одно, вы – семь».
1. Художественные изобразительные средства (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллитерация, олицетворение, аллегория.)
2. Творческие методы, течения (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.)
3. Пушкин («Евгений Онегин», дуэль, Дантес, Наталья Гончарова, «Цыганы», «Борис Годунов», лицей).
4. Серебряный век (первая половина XX века, эмиграция, литература в стол, Цветаева, Бальмонт, Маяковский, Блок).
5. «Преступление и наказание» (Достоевский, психологизм, Раскольников, каторга, Соня Мармеладова, Петербург, старуха-процентщица).
6. «Кому на Руси жить хорошо» (поэма-эпопея, Некрасов, народ, правдоискатели, Ермила Гирин, Гриша Добросклонов, Савелий).
7. «Война и мир» (роман-эпопея, Толстой, Кутузов, Наполеон, Болконский, Безухов, Ростова).
8. «На дне» (пьеса, Горький, подвал, ночлежка, Сатин, Лука, Васька Пепел).
9. «Отцы и дети» (роман, Тургенев, дворяне, Базаров, Кирсанов, Одинцова, нигилизм).
10. «Капитанская дочка» (повесть, Пушкин, Гринев, Швабрин, Пугачев, бунт, казнь).
Третий тур
«Я – семь подсказок, вы – одно имя».
1.
1) Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика.
2) После смерти отца приехал к деду Каширину, у которого были красильные мастерские.
3) К одиннадцати годам остался круглым сиротой.
4) Разорившийся дед отдал внука «в люди».
5) Из-за отсутствия аттестата об образовании не допустили на экзамены в университет.
6) В 1934 году возглавил Союз советских писателей.
7) О нем Л.Толстой писал: «Он показал нам живую душу в босяке».
(А.М. Горький)
2.
1) Родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье.
2) Мать – Бекетова, дочь известного учёного-ботаника, литератор, переводчица.
3) В 1903 году женился на Любови Менделеевой.
4) Крупный представитель русского символизма.
5) Революцию принял с восторгом, от эмиграции отказался.
6) Именно ему показал тетрадь со стихами молодой поэт С.Есенин.
7) Умер в 1921 году.
(А.А. Блок)
3.
1) Он решительно и категорически отверг Временное правительство.
2) Не принял и большевистское руководство.
3) Покинул Россию в феврале 1920 года.
4) За поэтический сборник «Листопад» получил Пушкинскую премию.
5) Родом из Воронежа.
6) В 1933 году получил Нобелевскую премию.
7) Скончался в Париже в 1953 году.
(И.А. Бунин)
4.
1) Родился в селе Багдади 7 июля 1893 года.
2) Его семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила в весьма скромном достатке, так как учить детей приходилось на стороне.
3) Вольный дух Кавказа, дружба с грузинскими детьми, поездки по лесничеству, в котором работал отец, способствовали раннему взрослению и самостоятельности.
4) Был представителем футуристического направления в поэзии Серебряного века.
5) Один из первых создателей рекламного плаката.
6) В своем творчестве выступал против мещанства, обывательщины.
7) Обладал актерским, режиссерским талантом, талантом художника.
(В.В. Маяковский)
5.
1) В 1877 году из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена была отдать его в Александровское малолетнее сиротское училище в Москве.
2) В 1880 году сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус.
3) Четырёхлетняя служба столкнула его с тяготами армейской действительности.
4) Впечатления этой поры нашли отражение в повести «Поединок».
5)Вышел в отставку, много странствовал по России, занимаясь разными занятиями. Освоил около 20 профессий.
6) Разочаровавшись во власти большевиков, надолго покинул родину, но будучи истинно русским человеком, все же вернулся.
7) Пишет автобиографическую повесть «Юнкера».
(А.И. Куприн)
6.
1) Этот активный сотрудник журнала «Москвитянин», один из основателей «Литературного фонда» и «Артистического кружка», несмотря на признание, всю жизнь жил в бедности и вынужден был, помимо литературной деятельности, работать в Московском совестном и коммерческом судах.
2) Он справедливо считается основоположником русского национального театра.
3) Родился в купеческом районе Москвы – Замоскворечье.
4) Отец служил чиновником в суде.
5) В гимназии увлекся литературой и театральным искусством.
6) Несостоявшегося студента отец устроил в канцелярию суда.
7) Известность драматургу принесла пьеса «Банкрот».
(А. Н. Островский)
7.
1) Был лишен привилегий потомственного дворянина.
2) В 14 лет отправили в немецкую школу-пансионат Крюммера в эстонский город Выру.
3) В 1840 году вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон».
4) Поступил на военную службу, чтобы вернуть дворянский титул.
5) В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук.
6) Автор знаменитых строчек «Я пришел к тебе с приветом…»
7) Фамилия по отцу Шеншин.
(А. А. Фет)
8.
1) «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.
2) Дружбы сокурсников не искал, участия в студенческих кружках не принимал.
3) Поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
4) В Школе подпрапорщиков получил прозвище Маюшка.
5) Сокурсником был Николай Мартынов.
6) Автор знаменитого стихотворения «Смерть поэта».
7) Убит на дуэли 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска.
(М. Ю. Лермонтов)
9.
1) Был дипломатом и работал за границей, а стихи писал в свободное от службы время.
2) Его произведения почти не печатали в России.
3) Николай Некрасов назвал его «русским первостепенным поэтическим талантом».
4) Родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии.
5) Ему принадлежат строки: «Умом Россию не понять…»
6) В конце 1840-х годов в Смольном институте познакомился с Еленой Денисьевой, вдохновившей поэта на создание любовных лирических стихов.
7) За всю свою жизнь он написал более 400 стихотворений.
(Ф. И. Тютчев)
10.
1) Он сказал о себе однажды: «У меня болезнь — автобиографофобия».
2) О нем говорят: писатель с образованием врача.
3) Родился в большой семье в Таганроге.
4) Обстановка в доме была строгой: детям не позволяли бездельничать. Все дети должны были изучать ремесло.
5) В гимназии увлекся театром и литературой.
6) Имел около 50-ти псевдонимов, в том числе «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата».
7) Написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре».
(А. П. Чехов)
Четвертый тур
«Я – одно имя, вы – семь подсказок».
1. Наташа Ростова (Толстой, «Война и мир», некрасивая, но живая, первый бал, Андрей Болконский, подводы для раненых, госпиталь).
2. Пьер Безухов (Толстой, «Война и мир», незаконный сын, неуклюжий, массивный, масонство, дуэль).
3. Раскольников (Достоевский, «Преступление и наказание», бывший студент, ипохондрия, сон, теория, Разумихин).
4. Мармеладов (Достоевский, «Преступление и наказание», Соня, бывший чиновник, пьяница, нищета, Катерина Ивановна).
5. Пирогов (Гоголь, «Невский проспект», Петербург, поручик, приятель Пискарева, самодовольный).
6. Пискарев (Гоголь, «Невский проспект», Петербург, художник, приятель Пирогова, тихий, робкий).
7. Челкаш (Горький, Гришка, вор, пьяница, гуляка, веселый, старый травленый волк).
8. Лука (Горький, «На дне», странник, 60 лет, котомка, ночлежка, жалость).
9. Катерина Кабанова (Островский, «Гроза», купечество, Тихон, птица, Волга, Борис).
10. Дмитрий Ионович Старцев (Чехов, «Ионыч», земский врач, Дялиж, Екатерина Ивановна, кучер, языческий бог).
Ведущий:
Итак, подведем итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми
Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?»
Данные методические рекомендации,очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а могут закончиться такие отношения. Те...
Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их...
Интегрированная конференция. Тема: "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"
Сценарий конференции на тему "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"Дисциплины: "Философия", "Педиатрия", "Психология"Ссылка на скачивание презе...
Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.
Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровняэкологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. ГлазычевуИнструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.I. ЭКОЛО...
Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!
, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...
КОНКУРС – ИГРА «СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ» по профессиональному модулю ПМ 02 Конструирование и моделирование одежды
В рамках месяца открытых методических недель объединений преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения швейного, изобразительного ци...