Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе".
методическая разработка

Класс: 1.

Тема: Адаптация первоклассников к школе.

Цель: помочь родителям разобраться в основных аспектах адаптации первоклассника.

Задачи:

-познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением;

-предложить практические советы по адаптации первоклассников;

-научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми;

-повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем родительском собрании.

Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режима.

Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

Можем ли мы, взрослые, им помочь?

Как вы думаете, какая проблема в первую очередь стоит перед первоклассником? (приспособление к школе, новый коллектив, общение с незнакомыми детьми и т.д.)

А как это называется одним словом? (адаптация).

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Конечно, сегодня мы поговорим об адаптации.

Какую цель мы поставим? (узнать, как можно больше о периоде адаптации и найти путь его безболезненного прохождения).

Вы знаете, что такое адаптация?

Адаптация – это перестройка личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Проще говоря, это приспособление, привыкание.

Я предлагаю провести игру, которая называется «Радуга чувств». На экране вы видите радугу, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство (беседа о чувствах).

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка и приспособление к школе происходит не сразу. Это длительный процесс. Мы должны хорошо представлять себе этот процесс и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Сейчас я представлю вам данные по адаптации детей к школе.

Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе.

Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.  Они испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 10 - 20%). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года; кроме того, они не усваивают учебную программу.

 

Как вы думаете, что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Я раздам вам карточки с заданием. Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выши мнения разнообразны (интересны, правильны).

 

Как вы думаете, какие признаки могут говорить о том, что ребёнку трудно адаптироваться к школе? (поведение, усталость и т.д.).

Ваши мнения интересны и правильны.

Я хочу зачитать вам основные признаки плохой адаптации к школе:

1. Ребёнок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита.

2. Ребёнок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

3.  Ребёнок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. 

4. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям.  Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. 

 

Я предлагаю провести небольшой тренинг. Вспомните себя в первом классе, как вы пришли в школу, напишите на листиках всё, о чём вы переживали, в чём вам было трудно в первые дни в школе.

Давайте послушаем, что же было для вас трудным в тот период.

 

Я думаю, что проблемы адаптации можно разделить на 3 группы:

  • режим дня;
  • соблюдение правил и норм;
  • коммуникация.

Предлагаю вам поработать в парах, подумать и написать на карточках, как помочь ребёнку адаптироваться к школе.

1 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой коммуникации.

2 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой режима дня.

3 пара – продумайте и запишите, как помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой соблюдения школьных правил и норм.

Прочитайте ваши ответы. Вы написали много полезных рекомендаций.

 

Я тоже составила рекомендации. Хочу дополнить ваши ответы своим.

1.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

2. Утром будите ребёнка спокойно, с улыбкой.

3. Не торопите его.

4. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.

5. Забирая первоклассника из школы, не спрашивайте его о том, что он сегодня получил. спрашивайте, что нового он узнал.

6. Если ребёнок огорчён - ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет всё сам.

7. Не торопитесь наказывать своего сына или дочь, особенно при учителе.

8. После школы необходимо 2-3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе. Лучшее время для дополнительных занятий - 15-17 часов.

9. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.

10. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником.

 

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 3 человека. Каждая группа разбирает педагогическую ситуацию. Они написаны на карточках.

Группа 1.

Ситуация 1.

Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует. 

б) Сегодня увидимся в 3 часа. 

в) Не вздумай болтаться на улице после школы, сразу иди домой.

Ситуация 2.

В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу. 

б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах! 

в) Вот твой учебник (дневник, пластилин).

Группа 2.

Ситуация 1.

Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?

б) Что сегодня было интересного в школе? 

в) Чему сегодня научился?

Ситуация 2.

Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья. 

б) Позволяете делать ему, что хочет (когда ляжет, тогда и ладно).

в) Всегда ложится спать в одно то же время, даже если со слезами.

 

Я согласна с вашими ответами. Вы хорошо разобрали педагогические ситуации.

Наше родительское собрание подходит к концу. Предлагаю ответить на несколько вопросов по очереди.

Что нового вы узнали?

Что вас удивило?

Что вы запомнили?

Как вам может помочь сегодняшнее собрание?

 

Напоследок я хочу раздать вам памятки «Как помочь ребёнку адаптироваться к школе».

Уважаемые родители!

1. Поддерживайте стремление ребёнка стать учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.

2. Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.

3. Объясните ребёнку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.

4. Поддерживайте ребёнка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.

5. Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни.

6. Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом.

7. Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.

8. С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.

9. Несмотря на то, что учёба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребёнка оставалось время для игр и отдыха.

10. Не нужно сравнивать успехи своего ребёнка с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведёт лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учёбой.

 

Наше родительское собрание окончено. До свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen.docx341.56 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1.

Тема: Адаптация первоклассников к школе.

Цель: помочь родителям разобраться в основных аспектах адаптации первоклассника.

Задачи:

-познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением;

-предложить практические советы по адаптации первоклассников;

-научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми;

-повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем родительском собрании.

Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режима.

Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

Можем ли мы, взрослые, им помочь?

Как вы думаете, какая проблема в первую очередь стоит перед первоклассником? (приспособление к школе, новый коллектив, общение с незнакомыми детьми и т.д.)

А как это называется одним словом? (адаптация).

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Конечно, сегодня мы поговорим об адаптации.

Какую цель мы поставим? (узнать, как можно больше о периоде адаптации и найти путь его безболезненного прохождения).

Вы знаете, что такое адаптация?

Адаптация – это перестройка личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Проще говоря, это приспособление, привыкание.

Я предлагаю провести игру, которая называется «Радуга чувств». На экране вы видите радугу, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство (беседа о чувствах).

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка и приспособление к школе происходит не сразу. Это длительный процесс. Мы должны хорошо представлять себе этот процесс и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Сейчас я представлю вам данные по адаптации детей к школе.

Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе.

Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.  Они испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 10 - 20%). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года; кроме того, они не усваивают учебную программу.

Как вы думаете, что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Я раздам вам карточки с заданием. Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выши мнения разнообразны (интересны, правильны).

Как вы думаете, какие признаки могут говорить о том, что ребёнку трудно адаптироваться к школе? (поведение, усталость и т.д.).

Ваши мнения интересны и правильны.

Я хочу зачитать вам основные признаки плохой адаптации к школе:

1. Ребёнок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита.

2. Ребёнок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

3.  Ребёнок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. 

4. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям.  Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. 

Я предлагаю провести небольшой тренинг. Вспомните себя в первом классе, как вы пришли в школу, напишите на листиках всё, о чём вы переживали, в чём вам было трудно в первые дни в школе.

Давайте послушаем, что же было для вас трудным в тот период.

Я думаю, что проблемы адаптации можно разделить на 3 группы:

  • режим дня;
  • соблюдение правил и норм;
  • коммуникация.

Предлагаю вам поработать в парах, подумать и написать на карточках, как помочь ребёнку адаптироваться к школе.

1 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой коммуникации.

2 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой режима дня.

3 пара – продумайте и запишите, как помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой соблюдения школьных правил и норм.

Прочитайте ваши ответы. Вы написали много полезных рекомендаций.

Я тоже составила рекомендации. Хочу дополнить ваши ответы своим.

1.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

2. Утром будите ребёнка спокойно, с улыбкой.

3. Не торопите его.

4. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.

5. Забирая первоклассника из школы, не спрашивайте его о том, что он сегодня получил. спрашивайте, что нового он узнал.

6. Если ребёнок огорчён - ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет всё сам.

7. Не торопитесь наказывать своего сына или дочь, особенно при учителе.

8. После школы необходимо 2-3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе. Лучшее время для дополнительных занятий - 15-17 часов.

9. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.

10. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 3 человека. Каждая группа разбирает педагогическую ситуацию. Они написаны на карточках.

Группа 1.

Ситуация 1.

Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует. 

б) Сегодня увидимся в 3 часа. 

в) Не вздумай болтаться на улице после школы, сразу иди домой.

Ситуация 2.

В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу. 

б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах! 

в) Вот твой учебник (дневник, пластилин).

Группа 2.

Ситуация 1.

Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?

б) Что сегодня было интересного в школе? 

в) Чему сегодня научился?

Ситуация 2.

Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья. 

б) Позволяете делать ему, что хочет (когда ляжет, тогда и ладно).

в) Всегда ложится спать в одно то же время, даже если со слезами.

Я согласна с вашими ответами. Вы хорошо разобрали педагогические ситуации.

Наше родительское собрание подходит к концу. Предлагаю ответить на несколько вопросов по очереди.

Что нового вы узнали?

Что вас удивило?

Что вы запомнили?

Как вам может помочь сегодняшнее собрание?

Напоследок я хочу раздать вам памятки «Как помочь ребёнку адаптироваться к школе».

Уважаемые родители!

1. Поддерживайте стремление ребёнка стать учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.

2. Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.

3. Объясните ребёнку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.

4. Поддерживайте ребёнка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.

5. Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни.

6. Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом.

7. Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.

8. С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.

9. Несмотря на то, что учёба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребёнка оставалось время для игр и отдыха.

10. Не нужно сравнивать успехи своего ребёнка с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведёт лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учёбой.

Наше родительское собрание окончено. До свидания.

Класс: 2.

Тема: «Экологическое воспитание».

Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, воспитание на примере старшего поколения и традиций семьи внимательного, сознательно бережного отношения к животным и окружающей природе.

Задачи:

- повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес к вопросам воспитания и образования.

- продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде;

- привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры младших школьников.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем родительском собрании.

Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы.

Что изображено на картинке? Что делает девочка? Правильно ли девочка поступает? Почему? Что нужно делать, чтобы такого не было?

За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей. Как вы думаете, почему это произошло, в чём причины? (загрязнение окружающей среды; сокращение площади лесов; загрязнение почвы).

Какой же вывод из сложившейся ситуации, что надо делать? (беречь природу; не раскидывать мусор, а утилизировать его; воспитывать с раннего возраста детей любить природу; показывать личным примером, как относиться к природе).

Я согласна с вашими ответами.

Сегодня от нас с вами зависит дальнейшее существование жизни на Земле. Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства

Как вы думаете, какая тема нашего собрания? (воспитание у детей любви к природе и т.д.).

А как можно назвать это одним термином? (экологическое воспитание).

Правильно, тема нашего собрания – «Экологическое воспитание».

Давайте сформулируем цель нашего собрания.

Цель собрания – узнать, как правильно воспитывать в ребёнке экологически грамотную личность.

А как вы думаете, что такое вообще экологическое воспитание?

Все ваши ответы правильны. Я хочу объединить их одним высказыванием: «Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение».

Сейчас я предлагаю выполнить задание в группах. Оно называется «Директива». На карточках №1 написаны скрытые приказания, неправильно сформулированные родителями, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно собственным чувством вины перед родителем. Ваша задача из неправильных высказываний сделать правильные.

Группа №1.

1.  «Не ломай ветки, бесстыдник» («Сынок, береги дерево, оно важная часть природы»).

2. «Ты опять принёс этого кота с улицы? Где твоя голова?» («Мы не можем завести сейчас животное, давай отдадим его в приют?»).

Группа №2.

1.  «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» («Пойдём медленнее. Тут дорога. Вспомним правила поведения на дороге»).

2.  «Ты опять выбросил бумажку мимо урны? Когда ты станешь внимательнее?» («Ничего страшного, подними бумажку и выброси ещё раз»).

Я согласна с вашими ответами.

Сейчас я предлагаю выполнить вам задание «Дополни фразу». На слайде вы увидите одну фразу, вам по очереди надо её закончить.

 «Мой ребёнок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…»

У вас всех разные, но интересные (правильные) мнения.

Сейчас предлагаю выполнить упражнение в парах. Вам необходимо придумать и написать на карточках №2 мероприятия, которые помогут воспитать в детях любовь к экологии.

Зачитайте, пожалуйста, ваши предложения.

У вас действительно интересные и полезные предложения.

А как вы думаете, с чем по вашему мнению может быть связано небрежное отношение детей к природе?

Ваши ответы интересны, но я хочу зачитать вам цитату из книги А.Т. Зверева «Экология»: «Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней.»

Я предлагаю вам снова поработать в группах. На карточках №3 напишите аргументы, почему же так важно бережно относиться к природе.

Прошу зачитать ваши аргументы. Ваши ответы интересны.

Ещё хочу добавить, что аргументы бережного отношения к природе можно найти в работах русского писателя Паустовского, где он пытается понять, насколько важно охранять окружающий мир. Автор уверен, что все изменения в природе происходят по вине человека. Чтобы донести эту мысль, он описывает тусклый пейзаж осени: «Лес плакал дождём из опавшей листвы». Сравнивает птичьи голоса со звоном битого стекла и рассказывает старую сказку о том, что природа наказывает людей: однажды кто-то убил иволгу, что летела по небу и с того момента начала приходить осень. Паустовский уверен, что защита природы - важное и необходимое дело. Поэтому так важно воспитывать любовь к природе у детей.

Предлагаю снова поработать в парах и выполнить задание на карточках №4. У каждой пары на карточках написаны ситуации, которые связаны с экологическим воспитанием. Каждой паре необходимо подумать и решить эти ситуации.

Пара №1.

1. Ребёнок ломает ветку дерева. Ваши действия?

2. Ползёт жук, ребёнок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?

Пара №2.

1. Ребёнок бросил мусор на улице. Ваши действия?

2. Ребёнок увидел много цветов в поле и бежит их сорвать. Как его остановить, чтобы он этого не делал?

Прошу зачитать ваши ситуации и их решения.

Я полностью с вами согласна. Вы подобрали отличные решения для данных ситуаций.

Итак, какие выводы можно сделать исходя из собрания?

Спасибо за ответы, вы сделали правильные выводы.

И в завершение я предлагаю подвести итоги. Посмотрите нас слайд и ответьте на вопросы.

Что больше всего запомнилось?

Что было интересным на собрании?

Чем была полезной полученная информация?

Как вы собираетесь использовать эту информацию?

Спасибо за ваши ответы.

Также я хочу поделиться с вами памятками «Как воспитать экологически грамотного ребёнка».

1. Рассказывайте детям о загрязнении планеты.

2. Объясняйте ребёнку, что даже один не брошенный фантик на землю делает природу чище.

3. Обращайте внимание ребёнка на красоту природы, даже гуляя во дворе.

4. Расспрашивайте ребёнка о том, как он относится к природе, животным, обсуждайте с детьми эти немаловажные вопросы.

5. Читайте с детьми художественную и научную литературу о природе.

6. Чаще гуляйте в парке, ходите в походы - ребёнок должен быть один на один с природой.

Наше родительское собрание окончено. До свидания.

Класс: 3 – 4.

Тема: «Буллинг».

Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.

Задачи:

-познакомить родителей с понятием «буллинг»;

-формировать активную педагогическую позицию родителей;

-оказание компетентной помощи родителям в вопросах формирования ответственного отношения у детей к своим поступкам.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем родительском собрании.

Посмотрите на слайд и ответьте на мои вопросы.

Итак, что вы можете сказать об этих изображениях?

Как вы думаете, часто ли случаются такие ситуации в классе?

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (издевательства, насмешки, обиды в классе и т.д.).

А кто знает, каким научным термином это можно объединить?

Сегодня на нашей встрече мы поговорим о буллинге в школе. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса.

Какую цель мы можем поставить?

Цель собрания – узнать, что такое буллинг, его проявления и меры пресечения.

Кто может сказать, что такое буллинг?

Буллинг – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей̆ к другому ребёнку (другим детям).

Многочисленные исследования доказывают, что буллинг имеет очень тяжелые последствия для становления личности и дальнейшей судьбы всех участников этой ситуации – и буллеров (преследователей̆), и жертв, и зрителей. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Как вы думаете, каковы признаки буллинга?

У него есть 4 основных признака:

- неравенство сил;

- агрессия;

- повторяющиеся инциденты;

- острая эмоциональная реакция жертвы.

Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребёнку, - возникает длительный конфликт. Его отличительными признаками являются власть и беспомощность, а также произвол того, кто обладает властью.

Выполним одно упражнение. Посмотрите на экран и попробуйте сопоставить виды буллинга с его определением.

Виды буллинга:

Физический – нанесение физических повреждений жертве, а также воровство или порча имущества (физическая агрессия чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек; толкание, пинки, удары и т.п.)

Вербальный – насмешки, распускание слухов, унижения, запугивание, высмеивание.

Социальный – исключение из группы, клевета с целью принизить социальный статус жертвы и повысить свой.

Кибербуллинг – издевательства и запугивания в социальных сетях, при помощи электронных писем или в компьютерных играх.

Вы верно выполнили упражнение.

Как вы думаете, что является факторами возникновения буллинга?

Факторы возникновения буллинга:

- личностные;

- семейные;

- факторы среды;

- ситуативные факторы;

- социальные факторы.

Как вы думаете, кто может быть участником буллинга?

Участники буллинга:

Жертвы: тревожные, с низкой самооценкой. Мальчики обычно физически слабые. Обычно отвергаются сверстниками. Фиксируются на своих неудачах, жаждут одобрения.

Обидчики: сильно выражена потребность в доминировании, положительно относятся к насильственным методам при решении проблем. Другие ученики их уважают, но к старшим классам их популярность падает. Умеют скрывать своё поведение от взрослых.

Свидетели: разнородная группа. Включает «помощников» обидчика (включаются в ситуацию буллинга на стороне обидчика), «группу поддержки» (наблюдают за буллингом одобрительно, подбадривают обидчиков), свидетелей (не вмешиваются из-за страха социального отвержения, нерешительности, страха перед буллингом) и защитников (приходят на помощь жертве).

Я раздам вам карточки, а вам необходимо в парах охарактеризовать каждую группу участников буллинга.

1 пара – характеристика жертв.

2 пара – характеристика обидчиков.

3 пара – характеристика свидетелей.

Прошу зачитать ваши ответы.

Вы верно охарактеризовали каждую группу.

Теперь я предлагаю поработать в группах. Каждой группе необходимо написать на карточках №1 последствия буллинга в начальной школе.

1 группа, зачитайте ваши ответы.

2 группа, какие последствия по вашему мнению могут быть?

Ваши ответы интересны и правильны.

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место - физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Поэтому ребёнку необходимо оказывать помощь.

Предлагаю вам снова поработать в парах.

1 пара – напишите, как догадаться, что ребёнок буллер.

2 пара – напишите, как догадаться, что ребёнок жертва.

3 пара – напишите, что предпринять родителям в такой ситуации.

Пожалуйста, прочтите ваши ответы.

Я полностью с вами согласна.

Как догадаться, что ребёнок может быть буллером (преследователем)? Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.

- вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается);

- имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

- группируется со старшими подростками;

- проявляет жестокие наклонности;

- в игре навязывает друзьям свои правила;

- злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

- игнорирует указания и легко раздражается;

- ведёт себя так, будто ищет повод к ссоре;

- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Как догадаться, что ребёнок – жертва буллинга? Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.

- не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

- не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг;

- одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт;

- по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит;

- наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

- просматриваются резкие перемены настроения;

- злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).

- выпрашивает или тайно берёт деньги, внятно не объясняя причину своего проступка;

- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами;

- выбирает нестандартную дорогу в школу.

Что предпринять родителям в такой ситуации:

- попытаться понять причины травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а порой и отличная, успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.) и т.д.

- разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне. Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

- расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуациях.

-если ребёнок обидчив, с помощью игр и тренировок научите его молчанию, спокойному безразличию.

- сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору школы. Потребуйте вмешательства педагогического коллектива.

- выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.

- если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома.

- не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

Предлагаю снова поработать в группах. Вам необходимо посовещаться и придумать игру или упражнение по профилактике буллинга. То есть, придумать игру на сплочение.

1 группа, продемонстрируйте, что вы придумали.

2 группа, покажите, что придумали вы.

У вас получились интересные игры (упражнения) на сплочение.

Предлагаю выполнить упражнение «Решение педагогических ситуаций». Я зачитаю вам проблему, а вам необходимо предложить её решение.

1. Маша – отличница в классе. Дети не хотят с ней дружить, обзывают «ботаник», «книжный червь», «заучка». Часто она приходит домой в слезах. Что делать в такой ситуации?

2. Саша носит очки и имеет полное телосложение, из-за чего дети его часто задевают и бьют. Что делать в данной ситуации?

3. У Пети кнопочный телефон. Его одноклассники не хотят с ним общаться, потому что он «не крутой/не модный». Что делать в этой ситуации?

Вы предложили интересные (эффективные, правильные) решения проблем, спасибо.

Родительское собрание подходит к концу, пора подвести итоги. Посмотрите на слайд и ответьте по очереди на вопросы.

Что нового вы узнали?

Что больше всего запомнилось?

Что вас удивило?

Как вы можете использовать данную информация?

Также дома присмотритесь к своему ребёнку, его поведению, побеседуйте с ним на данную тему.

Наше собрание окончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детско-родительские игры в начальной школе

Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений. Не обошли эт...

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Презентация для родительского собрания. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....

Адаптация первоклассников к школе и пути их решения с родителями

Адаптация- это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям...

Родительское собрание в начальной школе «Безопасное поведение детей»

Родительское собрание в начальной школе «Безопасное поведение детей»...

Родительское собрание "Скоро в школу в первый класс"

Презентация родительского собрания...