Статус классики в гуманитарных науках
статья
В статье данахарактеристика роли, статуса и специфики понятия классики в гуманитарных науках на примере социологии и философии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
status_klassiki_v_gumanitarnyh_naukah.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Статус классики в гуманитарных науках
Классика в гуманитарных и социальных науках определяется по принципу, что в первую очередь, «классикой» признаются как определенные научные труды, в которых содержатся основополагающие принципы науки и значимые идеи. Так же в гуманитарных науках «классика» может относиться к совокупности определенных идей, направлению, как, например «немецкая классическая философия», «классическая экономическая теория» или к периоду развития науки (классическая, неклассическая и пост неклассическая философия).
«Классиками» в социально-гуманитарных науках обычно называют ученых-основателей данной науки, заложившим ее основы и благодаря которому она получила дальнейшее развитие или выделилась как самостоятельная дисциплина, как, например, педагогика и социология. В педагогике классиком-основателем выступает Я. А. Коменский, автор «Великой дидактики», а в социологии О. Конт.
А. Полетает в статье «Классика в общественных науках», указывает на проблему определения набора «классиков» в социологии из-за относительной молодости данной науки. Социология так же часто пересекается с экономикой и философией, поэтому «классики» социологии могут быть так же хорошо известны своими работами или идеями в других науках. Примером чисто-социологических классиков А. Полетаев указывает Э. Дюркгейма и М. Вебера. Из экономики в социологию перешло имя еще одного классика – К. Маркса.
Также А. Полетаев дает перечень авторов, которые, по мнению социологов, так же составляют «классическое» наследие, но более позднего поколения, к которому относятся Г. Зиммель, Д. Г. Мид, Ч. Кули и А. Шюц. Однако некоторые исследователи придерживаются позиции, что не следует делать активный упор на работы «классиков», так как общество меняется и некоторые подходы или идеи могут быть устаревшими.
В социологии «классикой» признаются работы ученых-основателей науки, которые разработали эффективные подходы и методы к исследованию общества, сформулировавшие уникальные теории общественного развития. Но особенность социологии как науки заключается в том, что она должна «идти в ногу со временем» и меняться и развиваться вместе с меняющимся и развивающимся обществом, поэтому список «классиков» будет изменчив, он может дополняться или наоборот, из него исключаются имена. «Классика» социологии – это работы актуальные на определенное время, к которым обращаются, пока идеи, содержащиеся в них применимы по отношению к существующему обществу.
В экономике, как пишет А. Полетаев, список «классиков» прочно утвердился и практически не изменяется, так как сама наука старше социологии и в меньшей степени подвержена изменениям в процессе мультикультурализма и постмодернизма. Первым вопрос о классике социологии поднял К. Маркс, обозначив перечень фамилий, которых относил к выдающимся социологам. Список Маркса был несколько отредактирован со временем и на сегодняшний день «классиками» экономики признаны: А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мультус, Д.С. Милль, Ж.-Б. Сэ и К. Маркс.
Нерешенным моментом в проблеме определения статуса классики в экономике остается только затруднения в самом определении понятия «классик». То есть четко не обозначена граница, каких авторов именовать именно «классиками», а каких просто «выдающимися» или «крупнейшими». Если отождествлять данные понятия, то перечень авторов-классиков становится шире.
Философия отличается от других гуманитарных и социальных наука, а так же от наук естественных тем, что в ней нет открытия и достижения абсолютной истины. Философия содержит «вечные вопросы», поиск ответов, на которые, человек осуществляет через всю жизнь и эти ответы могут быть различные, в зависимости от исторического времени, культуры и субъективного взгляда ученого. Философское исследование – это диалог ученого-настоящего с философами прошлого через их труды и посредством критики, дополнения, анализа их идей.
Если в других гуманитарных науках обращение к «классике» происходит как опора на авторитет ученого, его метода и теории, то в философии обращение к классике – это непосредственное цитирование, то есть обращение буквальное. В философии не происходит кардинальной смены учений, она развивается приращивая к известному «старому» новое, то есть происходит постоянное дополнение, уточнение и развитие уже существующих положений.
«Классика» в философии это не просто каркас исследований, на которые опирается новое знания, как в естествознании. В философии «классика» - это материал, из которого строятся новые исследования. Если определять, какие авторы в философии и их работы входят в перечень «классиков», то это наиболее цитируемые авторы (к которым могут относиться даже Платон и Аристотель). В этом смысле, классика в науке философии схожа с классикой в искусстве и общекультурном значении наиболее полно отражает специфику самого понятия «классика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пресс -релиз "Живая классика"
песс-релиз...
Методическое пособие "Анализ – обзор художественной культуры России XVIII в. на слушании русской классики"
Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки.Методическое пособие предназначено для использования на практике студентами педагогических колледжей. В методическом пособ...
Игра " Знатоки гуманитарных наук"
Интелектуалная игра для старшиклассников.Учащиеся 10- 11 класса соренуются в знаниях гаманитарных наук.Результаты оценивают уителя гаманитарных наук - эксперты.Командная игра...
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО» ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Химизация швейной промышленности
Актуальность темы: Химизация - одно из направлений техническогопрогресса швейной отрасли....
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО», ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Рославль 2019
Настоящее положение определяет порядок проведения международной научно-практической студенческой конференции «Наука, творчество, молодёжь – успех будущего», проводимой в рамках IX Вс...
Студенческая конференция «Наука, творчество, молодежь – успех будущего», проводимой в рамках IX всероссийского фестиваля науки «наука 0+» Исследовательский проект на тему: «Инновационные способы защиты от коррозии автотранспорта»
Студенческая конференция «Наука, творчество, молодежь – успех будущего», проводимой в рамках IX всероссийского фестиваля науки «наука 0+»Исследовательский проект на тему:...
Место истории в системе гуманитарных наук.
Роль истории в гуманитарных науках....