Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования
статья

Роль интеллектуальных игр в дополнительном образовании. Познавательные и социальные потребности игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnye_igryword.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования

Перед современным обществом возникла необходимость в людях, обладающих нестандартным мышлением, разносторонне развитых, активных, вносящих инновации в производственную и социальную жизнь. В этой связи необходимо создание условий для развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Поэтому под воспитанием интеллекта следует понимать создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию. В условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования детей и молодежи как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право каждого ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение. Сфера дополнительного образования детей и молодежи создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий интеллектуального будущего последующего поколения.

Дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры, установок на созидательную, продуктивную деятельность. Интеллектуальная игра является ценным средством  развития  умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает интерес к познанию окружающего мира.  Игра помогает не только заострить умственные способности,  развить смекалку и умение мыслить логически, но и воспитывает чувство собственного достоинства и  ответственности, дарит радость человеческого общения. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Педагогическая целесообразность использования игры на занятиях заключается в том, что дети подросткового и раннего юношеского возраста получают эмоциональное удовлетворение и необходимое признание сверстников с помощью демонстрации интеллектуального опыта в условиях здоровой конкуренции. Посредством игры создаются условия для развития умственных способностей обучающихся подросткового и раннего юношеского возраста, формирования их интеллектуального потенциала. Практические задания способствуют формированию у обучающихся комплекса компетенций (общекультурных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных).

             Интеллектуальные игры востребованы  детьми, поскольку  они удовлетворяют  их особые познавательные и социальные потребности:

·                    потребность в общении;

·                    потребность в проявлении самостоятельности;

·                    потребность в самореализации;

·                    потребность в творчестве;

·                    потребность в разностороннем развитии;

·                    потребность в отдыхе;

·                    потребность в самоутверждении,  успехе, а также в связанном с успехом удовольствии.

            Через игру учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

            Игра – это самая свободная, естественная форма проявления реальной деятельности детей. Когда ребёнок играет, он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он полноправный субъект деятельности.

            Традиционной  основной игровой и организационной  единицей детского объединения  является команда. Интеллектуальные игры командных форм  помогают выработать навыки  совместной работы в коллективе,  терпимость и уважение.

            Любая игра – это наука побеждать. Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность. 
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.
В действительности интеллектуальных игр существует множество. Вот некоторые из них, которые можно эффективно использовать в системе дополнительного образования: викторины(тестовая, сюжетная), стратегии(боевая, экономическая, ролевая, импрвизационная, сценарная).  Также можно самостоятельно компоновать различные их элементы для получения собственных многообразных форм игр.

        Интеллектуальная игра является ценным средством  развития  умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает интерес к познанию окружающего мира.  Игра помогает не только заострить умственные способности,  развить смекалку и умение мыслить логически, но и воспитывает чувство собственного достоинства и  ответственности, дарит радость человеческого общения.

Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Таким образом, использование игры в дополнительном образовании является практически основной формой единого процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагога с ребенком, детским коллективом, в результате которого происходит не только получение детьми новых знаний, умений, навыков, но и самостоятельное применение их на практике. Разработанная программа предназначена для проведения занятий в клубе интеллектуальных игр с целью расширения у воспитанников интеллектуальных навыков, развития эрудиции, логики, фантазии, обучения умению принимать решения в критических ситуациях и др.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в системе дополнительного образования.

Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебное занятие в системе дополнительного образования для начинающих педагогов.

Основные требования к современному занятию, основные принципы обучения, структура различных типов занятия, общая структура плана занятий, методы организации занятий....

"Дистанционные конкурсы - новые горизонты в системе дополнительного образования"

Работа предназначена педагогам дополнительного образования....

"Дистанционные конкурсы - новые горизонты в системе дополнительного образования"

Работа предназначена педагогам дополнительного образования....

"Дистанционные конкурсы - новые горизонты в системе дополнительного образования"

Работа предназначена педагогам дополнительного образования....