Лекция "Внимание"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Лекция «Внимание»
Вопрос 1. Понятие «внимания»
Внимание - один из тех познавательных процессов, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует; что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека; специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании.
Вопрос 2. Функции внимания
К функциям внимания относятся:
- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных объектов;
- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;
- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.
Вопрос 3. Характеристики (свойства) внимания
- Концентрация – степень сосредоточенности на объекте;
- Объем - количество отчетливо воспринимаемых объектов, которые могут быть охвачены вниманием оновременно;
- Переключаемость – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта или вида деятельности на другой;
- Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте;
- Распределение – возможность одновременно удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов, успешно выполнять деятельность, состоящую из нескольких операций;
- Отвлекаемость – непроизвольный перенос внимания с одного объекта на другой под действием посторонних раздражителей на занятого какой – либо деятельностью человека;
- Избирательность – сосредоточенность на наиболее важных объектах;
- Рассеянность – невозможность человека сосредоточиться на чем – либо в течение длительного времени.
Рассеянность бывает:
а) мнимая («рассеянность великих»). Часто возникает по причине чрезмерной сосредоточенности, когда внимание направлено на что-то одно, а остальных предметов и явлений человек не замечает. Ею нередко «страдают» ученые, профессора, руководящие работники, бизнесмены, политики;
б) подлинная - связана с проблемами здоровья: это неврастения, анемии разных видов, болезни дыхательной системы и носоглотки, синдром хронической усталости и сильное переутомление. Люди в таких случаях с трудом могут удерживать внимание на чем-то конкретном, а отвлекаются легко - чтобы сосредоточиться на действии или предмете, им приходится прикладывать немало волевых усилий.
В западной культуре существует убеждение, что рассеянных людей «не исправить», но такая точка зрения ни на чем не основана – людям просто не хочется собой заниматься. А вот на востоке рассеянных мало: восточному человеку не придет в голову оправдывать свое невнимание к окружающему миру слабой памятью и особенностями характера. Так что рассеянность – не фатальное свойство, и ее причины вполне можно устранять своими силами.
Вопрос 4. Виды внимания
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие формы (непроизвольное внимание) и высшие формы - (произвольное внимание).
1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) – возникает вне зависимости от цели деятельности человека. Оно вызвано действием сильного, неожиданного или нового, а также значимого или вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
2. Произвольное внимание (активное, волевое) – управляется сознательной целью, требует волевых усилий.
3. Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Послепроизвольное внимание связано с целью деятельности, поддерживается сознательным интересом, не имеет волевых усилий как произвольное внимание. Оно длительное время сохраняет целенаправленность, снимает напряжение и человек не устает (пример: студент целенаправленно готовящейся к экзамену по трудной дисциплине, вдруг обнаруживает заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, требующая воли и значительного напряжения внимания, становиться увлекательным процессом без специальных усилий).
Внимание у человека появляется с рождения и в процессе его формирования происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т. д.
Вопрос 5. Этапы развития внимания
- первые две недели жизни - проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка;
- конец первого года жизни - возникновение ориентировочно-исследавательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания;
- начало второго года жизни - зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого;
- второй-третий год жизни - развитие произвольного внимания;
- четыре с половиной - пять лет - направление внимания на сложные инструкции взрослого;
- пять-шесть лет - возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций;
- школьный возраст - развитие и совершенствование произвольного внимания.