Лекция "Память"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Лекция «Память»
Память - это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию не теряя при этом прежних знании, навыков.
Физиологические основы памяти «следы» бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешними раздражителями нервный процесс не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определённых функциональных изменений. Эти изменения облегчают течение подобных нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
ВИДЫ ПАМЯТИ
По характеру психической активности разделяют:
◄Двигательную память — запоминание, сохранение воспроизведение различных движений и их систем.
◄Эмоциональную память — пережитые и сохранённые памяти чувства выступают для нас в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих.
◄Образную — память на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные образы.
◄Словесно-логическую память — память на речь, на логику и смысл изложения.
По характеру цели деятельности разделяют: произвольную память и непроизвольную память.
По продолжительности сохранение информации выделяют:
◄Мгновенную память (непосредственный отпечаток сенсорной информации) — длится 0,1-0,5 секунд.
◄Кратковременная память — запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и непродолжительного восприятия.
◄Долговременная память — запечатление информации на длительный срок после многократного повторения.
◄Оперативная память — сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.
1. Первым процессам памяти является запоминание(запечатление)
В психологии выделяют преднамеренное и непреднамеренное запоминание.
Непреднамеренное запоминание — запечатление без специальной цели и без использования специальных приёмов. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека, сохраняя «следы» от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение. Таким образом, непроизвольное запоминание избирательно.
Преднамеренное запоминание характеризуется целью и использованием специальных приёмов. Это сложная умственная деятельность (мнемическая), подчинённая задаче запомнить и включающая в себя различные приёмы. В процессе обучения преднамеренное запоминание принимает форму заучивания (многократное повторение материала до полного и безошибочного запоминания). При произвольном запоминании большое значение имеет постановка задач: общих и специальных, установка на прочность запоминания. Запоминание произвольное зависит от активности и самостоятельности запоминающего. Необходимо, чтобы запоминаемый материал был непосредственным объектом деятельности.
Осмысленное, механическое запоминание.
Осмысленное запоминание – раскрытие в материале существенных связей и отношений.
Механическое – зубрёжка, лишённая смысла, основанная на многократном повторении. Осмысленное запоминание основывается на обобщённых и систематизированных ассоциациях, которые отражают наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. В противоположность этому – механическое запоминание основывается на единичных временных связях, которые отражают лишь последовательность явлений.
Учебный материал должен запоминаться с помощью аналитико-синтетического разбора. Для этого необходимо:
◄Прочитать весь материал;
◄Выделить основные части;
◄Установить связь между частями;
◄Отдельным разделам – дать название;
◄Для более полного запоминания содержание стоит сформулировать в виде тезисов.
Одним из условий эффективного запоминания является повторение. Повторение не только закрепляют запоминание, но и помогают пониманию. Однако многократное повторение, если оно осуществляется подряд и однообразно, ведёт к торможению в нервных клетках. Успех повторений зависит не только от их количества, но и правильной организации. Правила организации повторений:
◄Разнообразие – использование концентрированных и, распределенных повторений.
◄Сравнение прежнего материала с новым.
◄Классификация и обобщения при повторениях.
◄Чередование разных способов восприятия материала при повторении.
◄Первые воспроизведения материала отличаются большой прочностью, поэтому они должны быть безошибочными.
2. Сохранение — процесс памяти
Сохранение может быть двух видов:
– динамическое, которое проявляется в оперативное памяти (материал при таком сохранении не изменяется);
– статическое — долговременной памяти (материал подвергается реконструкции, изменяется последовательность, например, исчезают детали, одни факты накладываются на другие и т.,п.).
3. Узнавание и воспроизведение
также процессы памяти
В зависимости от степеней сходства старых и новых раздражителей и прочности запоминания старых раздражителей, узнавание бывает разной степени определённости и быстроты. При значительном совпадении новых впечатлений с прежними и достаточной прочности этих прежних впечатлений узнавание происходит мгновенно. При недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности сохранения прежних впечатлений узнавание превращается в припоминание.
Воспроизведение – надёжный критерий прочности запоминания материала, так как осуществляется без присутствия объекта. Воспроизведение бывает прямым, непосредственным (без промежуточных ассоциаций), а также непрямым, опосредованным (с промежуточными ассоциациями); непреднамеренным и преднамеренным. Во многих случаях преднамеренное воспроизведение носит характер развёрнутой умственной деятельности: сначала осознаётся вопрос, потом возникают ассоциации, после – находятся промежуточные связи; далее воспроизведение становится полным. При произвольном воспроизведении человек имеет цель вспомнить; а непроизвольное воспроизведение происходит само собой.
4. Забывание
Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа запоминания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса, и поэтому не получает достаточного подкрепления. Забывание проявляется в схематизации материала, «исчезновении» отдельных его частей и т.д. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в последующее время забывание идет медленнее. Однако забытое после восприятия может восстановиться через некоторое время – реминисценция.
На продуктивность памяти влияют следующие причины:
– субъективные: состояние организма человека в данный момент, заинтересованность, установка на запоминание или воспроизведение, используемые приемы запоминания, предшествующий опыт и знания;
– объективные: обстановка, в которой происходит запоминание и воспроизведение, количество материала и его характер (понятность, связность, наглядность и пр.).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ
◄Объём памяти – характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации.
◄Длительности памяти – отражает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию.
◄Быстрота – характеризует способность человека в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
◄Точность – возможность человека в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации качественно отражать ее содержание.
УРОВНИ ПАМЯТИ
Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.
1 уровень - непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд.
2 уровень - кратковременная память (КП). Если полученная на первом (сенсорном) уровне информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). КП ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
И только делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время (попадает в долговременную память), иначе информация может забыться полностью. Следовательно, кратковременная память поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика не может. Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать большой объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет потенциально полезное, необходимое для решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).
Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Ее емкость и длительность в принципе безграничны. Введение в долговременную память нового материала и последующее воспроизведение его требуют значительных усилий.
Бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.