Лекция "Мышление"
план-конспект урока

Метелик Наталья Петровна

Лекция "Мышление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_myshlenie.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Мышление»

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Вопрос 1. Функции мышления

◄Установление всеобщих взаимосвязей.

◄Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

◄Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Особенности мышления как психического познавательного процесса:

◄Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование

◄Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, знания и умения.

◄Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существенные связи и отношения между предметами и явлениями Объективной реальности.

◄Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

◄Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.

Вопрос 2. Операции мышления

1. Анализ – мысленное  разложение сложного объекта, явления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.

2. Синтез – мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое.

3. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных предметах, явлениях, ситуациях.

4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

5. Абстрагирование – отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.

Вопрос 3. Формы мышления

  1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития. Усвоить понятие – осознать его содержание и уметь использовать в познавательной и практической деятельности.
  2. Суждение – это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются какие-либо отношения между предметами или явлениями.
  3. Умозаключение – это выделение из двух или нескольких суждений нового суждения.
  4. Аналогия – это такое умозаключение, в котором вы делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.

Вопрос 4. Способы мышления

Индукция – способ мышления, при котором умозаключение движется от единичного к общему выводу.

Дедукция – способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.

Вопрос 5. Виды мышления

Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.

1. По степени развернутости разделяют:

◄Дискурсивное мышление – поэтапно развернутый процесс.

◄Интуитивное – характеризуется быстротой протекания,  отсутствием  четко  выраженных  этапов,  минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чувственных восприятий.

2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:

◄Творческое мышление (продуктивное) – направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.

◄Репродуктивное мышление (воспроизводящее) - применение готовых знаний и умений.

3. По характеру решаемых задач разделяют:

 ◄Теоретическое мышление – направленное на открытие законов, свойств объектов;

◄Практическое мышление – связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.

4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:

◄Предметно-действенное – это мышление, включенное в деятельность, реальное преобразование ситуации.

◄Наглядно-образное мышление – связано с представлением того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно-действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

◄Словесно-логическое мышление – оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций.

Вопрос 6. Качества мышления (ума)

Широта – умение охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.

Конкретность – способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные частные моменты.

Глубина – умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.

Самостоятельность – возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами.

Критичность – умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.

Гибкость – способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления.

Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений.

Быстрота – принятие обоснованного решения и его реализация в условиях дефицита времени.

Вопрос 7. Этапы решения мыслительных задач

  1. Осознание проблемной ситуации.
  2. Постановка задачи.
  3. Ограничение зоны поиска.
  4. Построение гипотезы.
  5. Проверка гипотезы.
  6. Оценка действий и результатов.