Лекция "Мышление"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Лекция «Мышление»
Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Вопрос 1. Функции мышления
◄Установление всеобщих взаимосвязей.
◄Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
◄Обобщение свойств однородной группы явлений и др.
Особенности мышления как психического познавательного процесса:
◄Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование
◄Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, знания и умения.
◄Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существенные связи и отношения между предметами и явлениями Объективной реальности.
◄Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.
◄Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.
Вопрос 2. Операции мышления
1. Анализ – мысленное разложение сложного объекта, явления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.
2. Синтез – мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое.
3. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных предметах, явлениях, ситуациях.
4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.
5. Абстрагирование – отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.
Вопрос 3. Формы мышления
- Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития. Усвоить понятие – осознать его содержание и уметь использовать в познавательной и практической деятельности.
- Суждение – это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются какие-либо отношения между предметами или явлениями.
- Умозаключение – это выделение из двух или нескольких суждений нового суждения.
- Аналогия – это такое умозаключение, в котором вы делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.
Вопрос 4. Способы мышления
◄Индукция – способ мышления, при котором умозаключение движется от единичного к общему выводу.
◄Дедукция – способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.
Вопрос 5. Виды мышления
Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.
1. По степени развернутости разделяют:
◄Дискурсивное мышление – поэтапно развернутый процесс.
◄Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чувственных восприятий.
2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:
◄Творческое мышление (продуктивное) – направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.
◄Репродуктивное мышление (воспроизводящее) - применение готовых знаний и умений.
3. По характеру решаемых задач разделяют:
◄Теоретическое мышление – направленное на открытие законов, свойств объектов;
◄Практическое мышление – связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.
4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:
◄Предметно-действенное – это мышление, включенное в деятельность, реальное преобразование ситуации.
◄Наглядно-образное мышление – связано с представлением того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно-действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
◄Словесно-логическое мышление – оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций.
Вопрос 6. Качества мышления (ума)
◄Широта – умение охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.
◄Конкретность – способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные частные моменты.
◄Глубина – умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.
◄Самостоятельность – возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами.
◄Критичность – умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.
◄Гибкость – способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления.
◄Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений.
◄Быстрота – принятие обоснованного решения и его реализация в условиях дефицита времени.
Вопрос 7. Этапы решения мыслительных задач
- Осознание проблемной ситуации.
- Постановка задачи.
- Ограничение зоны поиска.
- Построение гипотезы.
- Проверка гипотезы.
- Оценка действий и результатов.