Лекция "Личность"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Лекция «Личность. Структура личности. Развитие личности»
Вопрос 1. Определение личность, индивид, индивидуальность, субъект
1. Мясищев В.Н. Личность – система отношений человека к окружающей действительности. Эти отношения представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь человека с различными сторонами действительности.
2. Петровский А.В. Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в совместной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
3. Ананьев Б.Г. Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.
4. Рубинштейн С.Л., А.Н. Леонтьев. Личность – совокупность социальных свойств и качеств человека, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Личностью не рождаются, личностью становятся.
5. Рубинштейн С.Л. Личность – характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.
Индивид — это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивидом является и новорожденный, и взрослый человек, который также является личностью.
Индивидуальность - совокупность индивидуальных, специфических характеристик человека, которые отличают его от других людей, т.е. личность всегда характеризуется.
Субъект – человек как субъект является носителем видов человеческой деятельности, активным субъектом познания и преобразования действительности.
Человек – это общее понятие, отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Вопрос 2. Теории личности
- К. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного и его первичного образования (архетипа). Он создал типологию личности, в основе которой положена направленность человека на себя (интроверты) или на объект (экстраверты).
- А. Адлер считал основой не природные инстинкты, а врожденное общественное чувство.
В развитии человека можно условно выделить два этапа: биологический и культурный. Биологическое развитие человека и его психики не существенно отличается от аналогичных процессов у животного. Человек, как и другие представители биологических видов, наделен естественными врожденными психическими функциями, которые обеспечивают реализацию адаптационных возможностей его организма. Но в отличие от животных у человека в ходе культурного развития сформировалась система более сложных социально обусловленных и формируемых в процессе жизни высших психических функций, которые отражают социокультурную историю как отдельного субъекта, так и всего человеческого сообщества. Эти высшие функции складываются только в процессах социального взаимодействия, обучения и общения и отличаются от низших функций, присущих животным, своими свойствами, строением и происхождением. Они произвольны, опосредованы и социальны
Вопрос 3. Структура личности в различных психологических теориях
Структура личности является продуктом социализации, она оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и общения с другими людьми.
Структура личности по К.К. Платонову.
К.К. Платонов выделил в структуре личности четыре подструктуры на основе соотношения биологического и социального в человеке, их иерархической подчиненности и особого для каждой из них типа формирования.
1-я подструктура (социально–обусловленная подструктура, или направленность) личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Эта подструктура формируется путем обучения и воспитания.
2-я подструктура (опыт) объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, но с влиянием биологически и генетически обусловленных свойств личности.
3-я подструктура (подструктура форм отражений) объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые можно развить через упражнения.
4-я подструктура (биопсихическая) объединяет свойства темперамента, возрастные и половые свойства личности, ее патологические изменения.
По теории А.Г. Ковалева структура личности включает:
- направленность (система потребностей, интересов, идеалов),
- способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств),
- характер (синтез отношений и способов поведения),
- темперамент (система природных свойств).
Теория интегральной индивидуальности B.C. Мерлина описывает две группы индивидуальных особенностей:
1) “свойства индивида” — включает две подструктуры:
а) темперамент;
б) индивидуальные качественные особенности психических процессов.
2) “свойства индивидуальности” — имеет три подструктуры:
а) мотивы и отношения;
б) характер;
в) способности.
Деятельность является опосредующим звеном между всеми подструктурами личности.
По Б.Г. Ананьеву структура личности строится из:
1) первичного класса личностных свойств:
а) статус;
б) роли;
в) ценностные ориентации;
2) вторичного класса личностных свойств:
а) мотивация поведения,
б) структура общественного поведения,
в) сознание и др.
Структура личности по 3. Фрейду включает:
Ид — расположен в бессознательном слое психики и является энергетической основой личности, он содержит врожденные бессознательные инстинкты;
Эго — врожденная подструктура личности, располагается в сознании и в предсознании;
Супер-Эго — формируется в процессе жизни, расположена в сознании.
Вопрос 4. Типологии личности
Типологии личности по И.П. Павлову.
В основу типологии положена степень участия первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.
И.П. Павлов выделил следующие типы личности:
1) художественный тип характеризуется преобладанием первой сигнальной системы правого полушария головного мозга. Личности данного типа обладают высокой эмоциональностью, развитым образным мышлением, яркостью воображения, непосредственностью и живостью восприятия реалий окружающего мира. Они склонны к различным видам искусства, к поэзии, музыке, театру, литературе. Романтизм у данного типа личности преобладает над скептицизмом;
2) мыслительный тип — активность второй сигнальной системы левого полушария головного мозга преобладает над первой. Личности данного типа склонны к детальному анализу жизненных ситуаций и явлений, весьма рассудительны, склонны к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Для них характерна общая сдержанность, умеренность чувств, которые преломляются и активно контролируются разумом. Люди мыслительного типа, склонны к научной деятельности, особенно в области точных наук: математике, физике, информатике и т.д.;
3) средний тип (смешанный) включает 80% людей, характеризуется незначительным преобладанием рационального или эмоционального компонента психики.
Типологические особенности начинают проявляться в подростковом возрасте.
Типология личности по К.Г. Юнгу основана на:
1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида:
а) интроверсия - психическая активность направлена на феномены и содержания внутреннего мира субъекта его мысли, фантазии, переживания. Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к “внутреннему голосу”, ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему Поведение интроверта контролируется в большей степени внутренней мотивацией субъекта и практически не зависит от внешних обстоятельств;
б) экстраверсия - преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в большей степени обращен к миру внешних явлений и событий. Он склонен подчиняться “объективным” внешним требованиям или «притягательной силе» объекта.
2) доминирование одной из основных психических функций: мышления, чувства, ощущения или интуиции. Одна из функций является доминирующей, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне.
К.Г. Юнг выделил восемь типов:
1. мыслительный интроверт;
2. эмоциональный интроверт;
3. сенсорный интроверт;
4. интуитивный интроверт;
5. мыслительный экстраверт;
6. эмоциональный экстраверт;
7. сенсорный экстраверт;
8.интуитивный экстраверт.
Вопрос 5. Подходы в зарубежной психологии по изучению личности
- Социогенетический подход объясняет, что особенности личности обусловлены способами социализации, взаимоотношениями с другими людьми. Теория социализации утверждает, что, рождаясь биологическим существом, человек под влиянием социальных условий становится личностью.
- Биогенетический подход признает, что в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма.
- Психогенетический подход – не отрицает ни биологических, ни социальных факторов в развитии личности, но обращает внимание на развитие психических процессов личности.
Вопрос 6. Факторы развития личности.
- Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, разнообразные социальные и духовные отношения.
- Влияние микро- и макросреды на становление личности человека: люди живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам, где происходит их непосредственное общение и удовлетворение разнообразных потребностей (это семья, класс в школе, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). Влияние среды носит стихийный и неорганизованный характер и не может решить задачи, связанные с формированием личности и ее подготовкой к жизни и профессиональной деятельности.
- Воспитание: без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки.
Вопрос 7. Целостность развития личности
Целостность развития личности обеспечивает ее психическое развитие. Этот процесс осуществляется по следующим направлениям:
- Развитие и совершенствование познавательной и эмоциональной волевой сферы;
Развитие психических свойств – характера, способности, направленности;
- Развитие психической структуры деятельности – формирование способностей, умение планировать свои действия и правильно выбирать способы действий, совершенствование навыков и т.д.
Вопрос 8. Движущие силы развития личности
Движущими силами развития личности являются противоречия между:
- Потребностями и внешними обстоятельствами;
- Возросшими физическими и духовными возможностями и старыми формами деятельности, которые человек осуществляет;
- Новыми потребностями, которые порождаются деятельностью, общением и возможностями их удовлетворения;
- Новыми требованиями, которые предъявляет деятельность и несформированными умениями и навыками, необходимыми для ее осуществления.
Вопрос 9. Характеристики психического развития
Характеристиками психического развития личности выступают:
- Социальная природа личности – проявляется в овладении личностью общественно – историческим опытом, накопленным человечеством, и определяется общественными отношениями, в которых она формируется.
- Целостность – выявляется во взаимосвязях всех психических функций, которые развиваются в целостной структуре личности.
- Стадиальность – последовательный переход от одной ступени развития к качественно другой, и чем полнее и гармоничнее на ранних этапах будет развитие, тем более богатым будет последующее развитие.
Вопрос 10. Внутренние механизмы психического развития
- Неравномерность - проявляются в том, что различные психические свойства, процессы, проявления, образования личности не находятся на одинаковом уровне развития и в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях.
- Интеграция - по мере развития личности ее психика со всеми элементами, приобретает все большую целостность, постоянство, устойчивость, т.е. определенное качественное формирование.
- Компенсация - внутренний механизм, позволяющий целенаправленно замещать и восполнять те функции, которые еще недостаточно или дефективно развиты.
Вопрос 11. Уровни психического (умственного) развития
Л. С. Выготский ввел в возрастную и педагогическую психологию следующие понятия:
1. «Зона ближайшего развития». Она происходит на «пределе» познавательных возможностей ребенка, определяет его умственное развитие и показывает, что может выполнить ребенок с небольшой помощью взрослых, отражает потенциал его обучаемости, воспитуемости и развитости.
2. «Зона актуального развития» - обученность, воспитанность и развитость ребенка на данный момент времени.
Вопрос 12. Социализация личности
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, в ходе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразует в собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы, принятые в обществе или группе.
Подразумевается, что человек (ребенок) изначально ассоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В процессе социализации происходит превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Нормы поведения и морали, усваиваемые человеком, зависят от того, в каком обществе он живет. В процессе социализации происходит психологическое развитие личности, связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности, возникновение и развитие основных социально-значимых свойств и социально-психологических свойств, которые обнаруживаются при непосредственном контакте с социальной средой.
Социализация имеет системный характер в связи с тем, что личность, малые и большие группы, общество и человечество в целом находятся в сложных иерархически-системных отношениях друг с другом.
Вопрос 13. Факторы социализации
К факторам социализации относятся:
1) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
2) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т.д.).
Иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
3) фактор собственной социальной активности человека.
Вопрос 14. Стадии социализации
1. стадия первичной социализации — продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Происходит в малых социальных группах. Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т.д. (первичные агенты социализации);
2. стадия индивидуализации — наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные: формальные организации, официальные учреждения, представители власти. В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия “мир и я” неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;
3. стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе.
Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
а). Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
б). Изменение себя;
в). Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;
г). Трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его;
д). Послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социализация может происходить как стихийно, так и организованно, осуществляться как в специальных институтах (школа, вуз, трудовой коллектив, семья и т.д.), так и в неформальных объединениях. На социализацию влияет само общество, культура, этнос, условия региона проживания и даже тип поселения, средства массовой коммуникации и пр. Процесс социализации непрерывен на протяжении всего онтогенеза и протекает неравномерно. Например, на дотрудовой стадии социализации человек усваивает больше социальный опыт, на трудовой – больше воспроизводит за счет активного участия в деятельности и воздействия на среду через эту деятельность; на послетрудовой стадии социализации человеком вноситься существенный вклад в воспроизводство опыта, за счет передачи его новому поколению и т.д.