Применение ИКТ в музейно-экскурсионной деятельности
статья

Завьялова Светлана Владимировна

Статья посвящена опросам использования информационно - компьютерных технологий в музейно - экскурсионной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_v_muzeyno.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Научный        альманах.        2015.        №        5        (7).        С.        89-91. - Ссылка        на выпуск        журнала        URL:        http://ucom.ru/doc/na.2015.05.pdf

Ссылка        на        статью        URL:        http://ucom.ru/doc/na.2015.05.089.pdf

«Научный альманах»

(Педагогические науки)

Применение ИКТ в музейно-экскурсионной деятельности

Завьялова С.В., Завьялова А.А.

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена опросам использования информационно-компьютерных технологий в музейно - экскурсионной деятельности. Раскрываются цели, задачи, преимущества использования презентаций в музеях малых городов. На основе типологии презентаций показана их роль в развитии личности.

Ключевые слова:

Музейно-экскурсионная деятельность, информационно-компьютерные технологии, презентация.

В музеях наряду с собирательской и исследовательской деятельностью проводится просветительная работа в виде экскурсионного и лекционного обслуживания населения. Разрабатываются лектории для детей дошкольного возраста, младших классов, среднего и старшего звена, для студентов, так как постоянными посетителями музея являются обучающиеся. Учитывая возрастные особенности учащихся, современные требования к качеству знаний и формированию умений, краеведческий материал преподносится в контексте с региональной историей, историей России для закрепления, применения исторических, географических, обществоведческих знаний, развития критического мышления, логического сопоставления, сравнения, формулировки выводов; воспитания любви к родному краю. В работе с посетителями в музее широко применяются информационно - компьютерные технологии (ИКТ). С помощью компьютера моделируются определенные предметные ситуации для расширения кругозора восприятия имеющихся в музее экспозиций. В музеях малых городов практически отсутствует современная аппаратура, потому широко используется программа по составлению презентаций, с помощью которой можно совершить виртуальную экскурсию, оказаться в период какой-либо эпохи или по интерактивной карте пройти маршрут по достопримечательностям города.

Сущность понятия «презентация» (по ресурсам Интернета) заключается:  

- в обычном смысле - показ нового товара, рекламная акция, предъявление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма;

 - в узком смысле как документ, созданный в программе PowerPoint.

Презентация представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов – то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора. Если демонстрация документа идет на большом экране, то собравшиеся в аудитории видят чередование своеобразных плакатов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видеофрагменты, и все это может сопровождаться звуковым оформлением – музыкой или речевым комментарием диктора. Объекты на слайдах могут сразу присутствовать на слайдах, а могут возникать на них в нужный момент по желанию докладчика, что усиливает наглядность доклада и привлекает внимание аудитории именно к тому объекту или тексту, о которых в данный момент идет речь. В случае необходимости докладчик может перейти к любому из слайдов презентации, не пролистывая вперед или назад все слайды, отделяющие нужный слайд от текущего.

В образовании возникает такая проблема как лучше рассказать, как лучше показать материал [1], поэтому и в музейной деятельности применима такая же проблематика при предоставлении информации.

При решении такой проблемы презентации можно разделить на типы:

- Проблемные, в самом названии презентации закладывается проблема, в завершении показа учащиеся могут сделать вывод; тематические презентации, посвященные определенной теме, при этом составитель определяет цель, что необходимо раскрыть в презентации, какие задачи требуется решить, чтобы просмотр программы нес не только информационную нагрузку, но и образовательную, развивающую, познавательную, интригующую [2, с. 76]. Тематические презентации могут заканчиваться крылатыми выражениями, поговорками, пословицами, вопросами, о чем была презентация, списками литературы, рекомендуемыми для чтения. При составлении презентации возможно применение музыкального сопровождения, чтение стихов. Такие презентации сотрудники музеев могут составлять совместно с учащимися и учителями-предметниками, учитывая их запросы и пожелания, требования сегодняшнего времени. Игровые презентации. В процессе игры легче, проще усваивается материал, и он проигрывается не навязываемым способом предоставления информации [2]. Информационные презентации. В ходе такого типа презентаций предоставляем определенные сведения о каком-либо объекте, архитектурном сооружении, городе, площади города и т.д. Экскурсионные презентации. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или внутри музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях [3, с. 274]. В музеях малых городов с помощью презентации распространен такой вариант проведения экскурсий как виртуальные. К примеру: «Площадь родного города», «Памятники родного города», «Улицы родного города», предоставляющие информацию в динамике через взгляд на прошлое и настоящее. Справочные презентации. С помощью этого типа презентаций представляются сведения об истории города, районах региона.

Каково значение презентации, в чем ее достоинства, почему она занимает немаловажное место в работе музея?

  1. Информация, отраженная в презентации сопровождается наглядностью.
  2. Ресурсы компьютерной программы предоставляют возможность осуществлять показ информации в виде диаграмм, таблиц, схем, применять звуковое сопровождение.
  3. После просмотра презентации значительно легче воспринимается экскурсия, учащиеся узнают предметы, получается диалог между посетителем и экскурсоводом.
  4. Показ презентации и просмотр выставки взаимно дополняют друг друга.
  5. Применение компьютерной технологии позволяет реализовать задачи как образовательные, так и развивающие, воспитывающие.

Благодаря презентациям, использованию ИКТ в музейной работе с посетителями осуществляется взаимодействие музея и школы в деле духовно – нравственного, умственного развития личности.

Литература

  1. Применение ИКТ в предметном обучении. Основные подходы к конструированию уроков с использованием компьютерных технологий // доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин, к.п.н. Е.Г. Калинкина
  2. Завьялова С.В. Использование ИКТ при заочной форме обучения по предметам гуманитарного цикла // Современные тенденции в образовании и науке: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 г.: в 14 частях. Часть 11. Тамбов, 2014.
  3. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высш. шк., - 1988. С. 274