19.05. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГР. 1БС91, 1РЭ93
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

 ЗАДАНИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГР. 1БС91, 1РЭ93

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 19.05._zadanie_dlya_gr._1bs91_1re93._liricheskiy_geroy.zip25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.

Контрольные вопросы и задания

Выполнить одно из заданий после просмотра лекции.

1.Подготовить сообщение   ( В ВОРДЕ) по теме «Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонова, А. Твардовского,  А. Сурков, М. Исаковского, М. Алигер, Ю. Друниной.

2.Прочитать и проанализировать  стихотворение Ю.Друниной «Зинка».

 Всем!!! Подготовить выразительное чтение ОДНОГО стихотворения наизусть.

Лекция

       1941-1945 годы были тяжёлыми  для всей страны. Это были годы страшных испытаний. И стар и млад встали на защиту Отечества. Кто за станки, несмотря на малый возраст, кто ушел в партизаны, кто долго рвался на фронт и сложил свою буйную  голову на полях сражений…С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины.. 941 из них ушел на фронт, 417 - не вернулись.

На фронте они были не только военными корреспондентами, они  были артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...

 Среди них были уже известные поэты: О. Берггольц, К. Симонова, А. Твардовского,  А. Сурков, М. Исаковского, М. Алигер, Ю. Друниной. Одни  из них поддерживали дух советских людей словом: Ольга Бергольц ( осталась в осажденном Ленинграде), Маргарита  Алигер ( была  военным корреспондентом в блокадном Ленинграде)  Другие находились на передовой: К. Симонов, А. Твардовский,  А. Сурков и др..

Были среди них те, которые оттачивали свое поэтическое мастерство  наряду с боевым мастерством. Помните их имена.

Николай Майоров

          Ещё школьником Майоров начал писать стихи. Он участвовал с ними в школьных вечерах, публиковался в стенгазете. А во время учёбы на истфаке МГУ он становится слушателем поэтического семинара в Литературном институте им. Горького.      Руководитель семинара П.Г. Антокольский говорил о Майорове: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире».

         Летом 1941 года вместе с другими студентами поэт роет противотанковые рвы под Ельней. А уже в октябре он узнаёт о том, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты.  Н.Майоров был убит на Смоленщине.

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

 Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

           (Фрагмент стихотворения «Мы», дата неизвестна)

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/mezhdu-strok-poety-frontoviki-obretshie-bessmertie/

Муса Джалиль

        Муса Мустафиевич Джалилов редактировал детские журналы «Маленькие товарищи» и «Дитя Октября», участвовал в создании Татарского государственного театра оперы и балета, написал для него либретто двух опер.

        Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавлял союз писателей Татарии. Поэт ушёл на войну в самом её начале.

        Он был тяжело ранен и взят в плен в 1942 году, когда воевал на Волховском фронте. В концлагере поэт активно вёл подпольную работу, за что был жестоко наказан и отправлен в фашистскую тюрьму Моабит.

         В тюрьме поэт написал цикл стихотворений, которые обрели славу далеко за пределами Родины. В 1944 году палачи тюрьмы Моабит казнили узников, в числе которых был и Муса Джалиль. Поэту посмертно присвоено звание героя Советского Союза.

Случается порой

Душа порой бывает очень твёрдой.

Пусть ветер смерти яростный жесток,

 Цветок души не шевельнётся, гордый,

Не дрогнет даже слабый лепесток.

 Нет скорби на твоём лице ни тени,

Нет в строгих мыслях суеты мирской

Писать, писать — одно тогда стремленье

Владеет ослабевшею рукой

Беситесь, убивайте — страха нету.

Пусть ты в неволе, но вольна душа.

Лишь клок бумаги чистой бы поэту,

Огрызок бы ему карандаша. (1943)

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/mezhdu-strok-poety-frontoviki-obretshie-bessmertie/

Павел Коган

     Павел Коган родился в Киеве. В 1922 году его семья переехала в Москву, откуда он, ещё будучи школьником, не раз отправлялся пешком по России, чтобы увидеть собственными глазами, как устроен быт только что коллективизированной деревни.

      Коган поступает в Институт истории, философии и литературы, а позже переводится в Литературный институт имени Горького.

      Став участником поэтического семинара И. Сельвинского, Коган выделяется среди прочих, как наиболее одарённый поэт.

     Его стихи пронизаны революционно-патриотической тематикой, но, вместе с тем, литературно более близки к романтизму.

      Во время войны Коган пытается попасть на фронт, но получает отказ: по состоянию здоровья он был снят с учёта. Тогда поэт решает поступить на курсы военных переводчиков.

      Его берут сначала переводчиком, а затем назначают помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке.

   23 сентября 1942 года лейтенант Коган был убит под Новороссийском

 В поле темень, в поле жуть.  Осень над Россией.

Поднимаюсь. Подхожу

К окнам тёмно-синим

 Темень. Глухо. Темень. Тишь.

 Старая тревога. Научи меня нести

Мужество в дороге. Научи меня всегда

Цель видать сквозь дали.

Утоли, моя звезда, Все мои печали.

 (Фрагмент стихотворения «Звезда», 1937 г.)

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/mezhdu-strok-poety-frontoviki-obretshie-bessmertie/

Иосиф Уткин

     Иосиф Уткин окончил Московский институт журналистики.

 Стал печататься в 1922 году. Первый литературный успех поэту принесла «Повесть о рыжем Мотеле» (1925).

     О сборнике Уткина «Первая книга стихов» А. Луначарский говорил: «...музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный».

    Революционный пафос и мягкая лиричность, отличавшие стихотворения Уткина, сделали его поэзию такой популярной в 1930-е.

    В 1941 году поэт уходит на фронт. После ранения он становится военным корреспондентом.

     Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой в 1944 году. После войны неоднократно издавались сборники избранных стихотворений, а в год его смерти вышел последний сборник «О родине. О дружбе. О любви».

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/mezhdu-strok-poety-frontoviki-obretshie-bessmertie/

Борис Костров.

     Борис Костров начал писать стихи с детства. Часто он читал их на школьных вечерах и праздниках.

      В 1933 году его стихи впервые публикуются в журналах «Резец» и «Звезда». Поэт поступает в Рабочий литературный университет, затем работает в редакции газеты «За колхоз».

      В 1941 году Костров выпускает книгу стихов «Заказник». С самого начала войны он уходит на фронт. Поэт воевал под Ленинградом, в Карелии, на Калининском фронте, был трижды ранен. Окончив танковое училище, куда Костров был направлен в 1943 году, он возвращается на фронт с самоходной артиллерийской установкой.

   В марте 1945 года командир самоходки Борис Костров был тяжело ранен при штурме Крейцбурга в Восточной Пруссии, а через три дня умер от полученного ранения в госпитале.

 После боя

Портянки сохнут над трубой,

Вся в инее стена..

И, к печке прислонясь спиной,

Спит стоя старшина.

Шепчу: «Товарищ, ты бы лёг

И отдохнул, солдат;

 Ты накормил как только мог

 Вернувшихся назад.

 Ты не поверил нам.

 Ну что ж, В том нет большой беды.

 Метёт метель. И не найдёшь

 На небе ни звезды

 Твоей заботе нет цены,

 Ляг между нами, брат.

Они снежком занесены

И не придут назад». (1943)

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/mezhdu-strok-poety-frontoviki-obretshie-bessmertie/

Война – жесточе нету слова.

    Война – печальней нету слова.

Война – страшнее нету слова

                                                     В тоске и славе этих лет.

(Твардовский)

Будем достойны светлой памяти павших за мирную жизнь на земле. И сколько бы ни миновало лет, мы должны помнить, какой ценой завоевано наше с Вами право на жизнь. Какой огромной ценой завоевано счастье.

стихотворение Ю. Друниной

 «Пролетели дни, как полустанки…»

«Пролетели дни, как полустанки,

Где он, черный сорок первый год?

Кони, атакующие танки,

Над Москвой горящий небосвод?

А снега белы, как маскхалаты,

А снега багровы, как бинты.

Падают безвестные солдаты

Возле безымянной высоты

Вот уже и не дымится рана,

Исчезает облачко у рта…

Только, может быть не безымянна

Крошечная эта высота?

Не она ль бессмертием зовется?...

Новые настали времена,

Глубоки забвения колодца,

                                                        Но не забывается война…»

Анализ стихотворения «Зинка»

Ю. Друниной

Зинка

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

1.Название, автор (что вы знаете о нем, время создания, жанр.)

2.Биографический и исторический комментарий

- где и при каких обстоятельствах написано?

- отражение времени эпохи, истории страны, явлений литературы.

 Объяснение исторических событий, имен, названий, явлений общественной жизни;

- отражение личности автора (конкретные события, факты биографии)

3.Раскрытие авторской позиции, замысла автора.

 4.Идейно-эстетическое содержание текста:

- разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов.

- раскрытие контекстуального смысла слов и словосочетаний.

5.Тема произведения, вопросы, волнующие автора.

6.Идея, основные мысли, их общее значение.

7.Воплощение идеи в образах:

- композиционный план стихотворения (его построение)

-анализ особенностей языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория и т.д.)

8.Общий тон стихотворения.

9.Характерные особенности стиля (ведущие, доминирующие признаки стиля)

10.Значение произведения (в годы создания и в наше время)

     Д. З.

Выучить одно из  стихотворений поэтов-фронтовиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

21.04.20. Задание по литературе для групп 1РЭ93, 1БС92

Задание по литературе для групп 1РЭ93,  1БС92 предназначено для самостоятельного изучения в рамках дистанционного обучения....

12.05.Задание по литературе для гр.1РЭ93

Задание по литературе предназначено  для гр.1РЭ93 в рамках дистанционного обучения...

13.05. Задание для гр.1РЭ93

Задание по русскому языку предназначено для студентов группы 1РЭ93...

26.05. Задание для гр.1РЭ93

Задание предназначено  для студентов  гр.1РЭ93...

28.05.2020 Задание по литературе для группы 1РЭ93

Задание для самостоятельной подготовки для гр.1РЭ93...

5.06. Задание для группы 1БС91

Задание по литературе  по теме "Литература 50-80 годов"предназначено для группы 1БС91...

02.06. Задание для группы 1БС91

Задание по литературе предназначено для группы 1БС91 тема "Б.Пастернак"...