Фронтовые письма
творческая работа учащихся

Ширяева Юлия Сергеевна

Исследовательская работа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»

Тема работы: «Фронтовые письма времён Великой Отечественной войны»

Подготовила: Колмакова А.Р.,

обучающаяся А11 группы.

Руководитель: Ширяева Ю. С.,

преподаватель.

Благовещенск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ                                                                       3
  2. ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ                                           5

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                              13
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                16
  3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ               17

ВВЕДЕНИЕ

        Во время Великой Отечественной Войны поддерживать связь между родственниками, отправившимися на фронт и теми, кто остался дожидаться своих героев дома, было крайне тяжело. В каждой семье получение хоть малейшей весточки от своих мужей, братьев или сыновей считалось настоящим праздником. Убедившись в том, что их герой ещё жив, на сердце родных становилось легче, и так до следующих вестей. В те времена это была одной отдушиной для каждого родственника советского бойца. Получить письмо, прочесть его – для всякого родственника значило временно забыть о бедах и, словно в былые, мирные времена, сесть со своим фронтовым героем, поговорить обо всём, забыть о том, что сейчас за времена.

Цель работы: исследовать боевой путь солдат и жизнь гражданских людей через фронтовые письма Великой Отечественной войны.

Задачи работы:

1)Разыскать информацию о роли писем во времена Великой Отечественной войны.

2)Изучить письма Великой Отечественной войны.

3)Провести анкетирование среди студентов моей группы.

4)Познакомить студентов с результатами своего исследования.

Методы исследования:

1)Беседы с родителями, дедушкой, бабушкой о письмах Великой Отечественной войны.

2)Изучение литературы.

3)Работа с интернет ресурсами.

Гипотеза: Фронтовые письма являются осязаемой нами ниточкой, которая связывает нас с тем временем. Никто из нас не в силах представить жизнь во время войны, и лишь эти письма более-менее открывают нам завесу этой жизни и приходятся нам достоверным историческим источником.

Объект исследования: Великая Отечественная война.

Предмет исследования: Фронтовые письма. 

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

https://sun9-11.userapi.com/c853628/v853628139/132e75/7WGd8h0AHJI.jpg        Какой бы радостью не было получить письмо во время войны, не каждое из них вызывало у получателей радость; каждая семья ждала особое письмо. Оно должно было быть совершенно без конверта, подписанное в большинстве случаев простым карандашом, абсолютно без марок, сложенное в форме треугольника. Получив такое послание с фронта, всякая женщина не могла сдержать слёз радости. Письмо в конверте же, и с маркой боялась получить каждая семья.

https://sun9-54.userapi.com/c857120/v857120139/23495/Vh7KFS0A44E.jpg        В чём же отличие фронтовых писем – треугольников и писем в конвертах? Почему послания вообще складывали треугольником, и по какой причине именно это письмо было самым желанным?

        Вид письма во времена Великой Отечественной Войны имел очень важную роль. В этот период времени руководство страны уделяло большое внимание связи солдат с домом. На письма фронтовиков руководство делало большой упор. Письмо из дома могло в разы поднять боевой дух солдата, а могло и расстроить; чтобы такого не случалось, каждое письмо подвергали особой и жёсткой цензуре, будь то письмо на фронт, или с фронта.

        Именно цензура является первой причиной, по которой письма складывались именно треугольником. Какой смысл заклеивать письмо, если его всё равно вскроют и досконально проверят, прочтут, что ты пишешь домой. Предлогов для проверки была достаточно большая масса; всё ли у солдата хорошо, не сдаёт ли он врагу позиции армии и другие. Военная цензура порой может работать настолько жёстко, что может изъять из письма вложение, похожее на что-либо, что способно хоть немного пролить свет на военную и государственную тайну. Её цель не допустить этого. Подобный контроль можно понять, все-таки время было военным.Картинки по запросу "фронтовые письма треугольники""

        Второй причиной, по которой письма складывали треугольником, было отсутствие клея и конвертов в окопе. Понятное дело, ни один солдат там этого не найдёт. В военное время с наличием данных составляющих письма было крайне не просто.

        Как правило, военная почта организуется на оккупированных территориях, в условиях, когда прежние почтовые учреждения не способны продолжать своё нормальное функционирование, поэтому с такой точки зрения письма – треугольники становятся не только объяснимым, но и логичным фактором.

        Теперь перейдём к вопросу о том, почему письма в конверте были страхом каждой семьи.

        Если к тебе приходит треугольник, это означает что писалось письмо отправителем. Муж, брат или сын сам, лично выводил каждое слово весточки. А это означало то, что он всё ещё жив; письмо-треугольник было тому подтверждением.

        Ну а если домой приходило аккуратное письмо с маркой, написанное опрятным почерком, в семье начинался траур. Именно в таких письмах в дом приходили похоронки или вести о «пропаже без вести». Все официальные письма отправлялись в конвертах, с марками. Поэтому такое письмо боялась получить каждая семья, и это и является главным отличием писем треугольников от писем в конвертах.

        Так как письма не имели официальных линий на конверте, адрес назначения, номер воинской части и инициалы отправителя писались на лицевой стороне треугольника. После этого все письма складывали в общий мешок и отправляли попутным транспортом в тыл.

        Писали письма во время затишья, до боя или после него. Отправляли любимым, близким друзьям, знакомым, родным. Для солдат письма были попыткой вернуться к нормальной жизни, в обычный домашний мир, отвлечься от войны.Картинки по запросу "фронтовые письма треугольники""

Уже более 70-и лет в семье Виктора Алексеевича Румынина, жителя подмосковного посёлка, хранятся фронтовые письма его отца Алексея Ивановича и старшего брата Владимира. Три треугольника, доставленных полевой почтой с 1941 по 1944 годы. В этих письмах отражена печаль от разлуки с близкими, искренняя надежда побить врага и вернуться домой.

        В момент начала Великой Отечественной Войны, у Феклы Лукиничны и Алексея Румыниных было семеро детей: три дочери и четыре сына. Старшему сыну, Володе было 17 лет, а младшему же, Вите в то время исполнилось всего три месяца.

        Новость о нападении немцев на СССР постигла семью в гостях, в соседней с их посёлком, деревне. Как только Румынины услышали о начале войны по радио, они сразу же вернулись домой. В тот солнечный день ничего не предвещало беды.

        Вскоре Алексея Ивановича забрали на фронт. В семье сохранилось лишь одно его письмо:

«Добрый день или вечер!

        Здравствуйте, дорогая моя семья: Фекла, Володя, Нюра, Рая, Коля, Валя, Толя и Витя. Кланяюсь вам низко-пренизко и с любовью несколько раз целую вас и желаю всего хорошего на белом свете.Дорогая Фекла, я сейчас нахожусь около фронта в полевом госпитале. Лечим раненых лошадей. Нас, старичков, отобрали, а молодых отправили на фронт. Мы будем двигаться – куда фронт, туда и мы. Сейчас ничего, а до этого времени было очень трудно. А сейчас хорошо. Фекла и Володя! Живите пока как вам там видней и лучше. Если есть хлеб продажный, то покупайте. Еще передайте привет всем родным и знакомым. Еще поклонитесь Алексею Михайловичу со всей семьей.

        Мой адрес: действующая армия, полевая почта, стан/679, п/я №59.1.10.41 г.»

        В 1942 году на Алексея Ивановича пришла похоронка.

        Не успела Фекла Лукинична оправиться после смерти мужа, как повестку на фронт получил ее старший сын Владимир. И потянулись долгие дни, месяцы и годы переживаний за него. Материнское сердце радостно замирало, когда от сына приходила весточка. Он сообщал, что жив и здоров, что вместе с однополчанами гонит врага с нашей земли и надеется на скорую победу: «Привет с фронта! Здравствуйте многоуважаемая мама, братья и сестры, все родные и знакомые, шлю вам свой фронтовой воинский привет и много наилучших пожеланий в вашей домашней жизни. Дорогая мама. Я вас прошу, чтоб вы написали, как посадили свой огород, кто вам помогал. Вы мне это все пропишите и потом еще пропишите, кто работал директором и механиком в мастерской, передавайте им мой фронтовой привет и привет от всего моего взвода как нашим помощникам фронта. Сейчас фронт и тыл считаются единой семьей, охваченной одной мыслью – мщения немецким извергам.

        Дорогая мама, это все я пишу с великой гордостью, потому что мы здесь валим и бьем врага, как били до нас передовые части нашей молодой гвардии. Мама, еще я пропишу, как живу. Живу я пока хорошо. Может быть, будем живы до окончания войны. Дорогая мама, вы обо мне особо не беспокойтесь, я здесь живу очень хорошо, скоро зайдем на чужую территорию. Дорогая мама, я вас прошу, чтобы вы прислали мне адрес Коли Румынина, Пети и Вани Шапкиных. Я буду сам вести с ними переписку. Что, брат Саня, пишет вам письма или нет? Я потерял с ним связь. Вы сами знаете, когда нету писем, то очень плохо, сердце стонет, а как получишь ответ, то сразу веселей, вот так и мне здесь. 23.05.1944 г.»

        Проводив на войну сына и мужа, Фекла Лукинична, инвалид второй группы, осталась одна с шестью детьми. Отец, уходя на фронт, просил дочерей: «Девки, не забывайте ребят». Все тяготы трудовой жизни легли на хрупкие детские плечи четырнадцатилетней Анюты и двенадцатилетней Раисы. Раиса училась в школе и подрабатывала уборщицей и сторожем в конторе. Там было семь печей, для которых надо было рубить и пилить дрова.

        Как потом вспоминала Раиса Алексеевна, был страшный голод. Хлеб выдавали на каждого по кусочку размером со спичечный коробок. Во время уборочной у детей проверяли рот, чтобы они не укрыли зерно за щекой. По ночам девочки ездили за мерзлой свеклой – днем было некогда, да и не разрешали. Как только с полей сходил снег, подбирали мерзлую червивую картошку. Ее грели на раскаленной сковороде, чтобы выползли черви, после чего из нее пекли лепешки пополам с лебедой.

        По вечерам младшие Румынины делали уроки при свете керосиновой лампы. Школа зимой не отапливалась, чернила замерзали, их отогревали, а потом писали, не снимая варежек, на клочках бумаги – тетрадей не было.

        Настоящим праздником было, когда в дом Румыниных приходили письма от Володи. Фекла Лукинична дрожащими руками осторожно раскрывала фронтовые треугольнички. Сама читать не могла – мешали слезы. Отдавала Анюте или Раисе.

В письме от 12 декабря 1944 года Владимир прислал свои стихи:

«Письмо от сына матери

Ты пишешь мне, что поседел твой волос,

Что ждешь меня. Разлуки долог срок...

Я узнаю твой материнский голос

В живом дыханье задушевных строк.

Любовь твоя не ведает предела.

И в каждом слове чувствую тебя,

На чьих глазах и юность отшумела,

И зрелой стала молодость моя

И мне тяжка трехлетняя разлука,

Когда я дни былые вспомяну,

Тебя, мама, братьев, сестер, любимую подругу,

Товарищей, ушедших на войну,

Родной наш дом. Как все это знакомо!

Я не один ушел из дома,

а вместе с папой.

И с грустью думаю о нем.

Крепись и жди, недолго ждать осталось.

Настанет день, утихнет грозный бой.

И все, о чем так трепетно мечталось,

Взойдет над миром вешнею зарей.

Пока ж войны еще бушует пламя,

С тобою рядом быть я не могу.

И шлю тебе стихи свои на память,

И клятву быть безжалостным к врагу.

Не усмирит никто мой гнев мятежный,

Пока врагу не отплачу сполна

За каждый вздох, за каждый волос нежный,

За всех, о ком грустишь ты не одна.

И вот стихам моим конец. Ваш сын Румынин В.А.

        Теперь продолжу свое письмо. В первых строках я спешу передать свой привет всем вам и спешу сообщить, что ваших писем получил штук пять, и во всех вы просите мое фото. И я оправил вам его. Если не получите, напишите мне, я вышлю вам еще фото. Дорогая мама, вы пишете, что живете хорошо. Это неплохо. Но пропишите, из-за чего вам трудно. Я живу пока по-старому. Накануне опять на фронте старался быстрей добить коварного зверя в его собственной берлоге. Мама, обо мне не беспокойся, за меня вам краснеть не придется, я благодарю вас за свое воспитание. Я здесь отношусь так, как подобает нашему воину рабоче-крестьянской Красной Армии. Дорогая мама, вы мне давали наказ, когда я уходил в армию, без пощады бить немца, и мы сейчас ему покажем, как русские воюют. Он хотел с гармошкой завоевать Россию, но он сейчас забыл все свои гармошки. Письмо писать кончаю. Жду ответа, как соловей лета. Передаю мои личные приветы директору и рабочим МТС, родным и друзьям».

        Володя воевал храбро. Не зря сержанту Румынину за отличные боевые действия приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. В. Сталина были объявлены благодарности за отличные боевые действия по овладению городом Брест, за прорыв обороны немцев на плацдарме на западном берегу реки Нарев севернее Варшавы, за овладение городом Модлин (Новогеоргиевск).

        Война подходила к концу, и Фекла Лукинична с нетерпением ждала, когда же увидит и обнимет своего сына. Однако вместо этого за полтора месяца до победы получила похоронку. В ней значилось: «Ваш сын артмастер сержант Румынин Владимир Алексеевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 29 марта 1945 года и похоронен с отданием воинских почестей на городском кладбище г. Цопот (Польша)».

        Вскоре Румынины получили письмо от однополчанина Владимира. Много раз встречались случаи когда писал друг погибшего в семью. Каждый солдат был словно родным близким другого, поэтому не мог не написать семье своего товарища о том, как погиб его военный «брат» :

«Привет с фронта! Здравствуйте Фекла Лукинична! Примите фронтовой привет от незнакомого вам бойца. Фекла Лукинична, ваш сын Владимир Румынин, а мой друг, с которым мы вместе спали и ели, погиб смертью храбрых в боях за нашу советскую Родину с немецкими гадами. Ну, ничего, Фекла Лукинична, не расстраивайтесь, мы ему поклялись отомстить немецким гадам втрижды за нашего боевого товарища Владимира Румынина. Высжылаю вам его фотографии и благодарности. Жду ответа.

        Фекла Лукинична, я еще вам напишу, как мы его похоронили. Сделали ему гроб, покрасили, похоронили Владимира на берегу Балтийского моря у г. Цопот на городском кладбище. Погиб он во время бомбежки. Что еще вас интересует, пишите».

        После войны Аня, Рая, Валя и Коля Румынины остались жить в родном Шпикулове. Анна выучилась на портного, Раиса 42 года проработала бухгалтером, Валентина стала поваром в детском саду, Николай – комбайнером. Анатолий Румынин после окончания Борисоглебского дорожного техникума уехал в город Невель. Виктор после Горьковского ракетного училища дослужился до полковника. Фекла Лукинична прожила долгую жизнь, и каждый день вспоминала своего мужа и сына, трепетно храня их фронтовые письма.

Как и остальные солдаты, и Александр и Владимир оставили большой след в этой войне и сделали всё для того, чтобы их родные смогли прожить мирную, долгую жизнь.

        А благодаря письмам фронтовиков, мы, читая их, можем частично увидеть события тех времён глазами одного из участников Великой Отечественной Войны.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Я провела исследование в виде анкетирования. Цель моего исследования – узнать, знают ли мои одногруппники о Великой Отечественной войне, о фронтовых письмах, являются ли патриотами своей страны и её истории. В анкетировании участие принимали учащиеся группы А11 в составе 22-х человек. Анкета состоит из 6 вопросов.

  1. Знаете ли вы дату Великой Отечественной Войны? При возможности запишите.

Вывод: На первый вопрос ДА ответили 21 человек(19 из которых уточнили дату войны), НЕТ же написал только 1 ребёнок. Исходя из полученных данных, мы выяснили, что большее количество человек знает о Великой Отечественной войне.

  1. Вы патриот своей страны и её истории?

Вывод: На второй вопрос ДА ответили 10 человек, НЕТ написали 11 человек и 1 ответил НЕ ЗНАЮ. Половина учащихся группы А 11 не является патриотами своей страны и её истории.

  1. Были ли у вас родственники, которые принимали участие в Великой Отечественной войне?

Вывод: На третий вопрос ДА ответили 19 человек, НЕТ написали 2 человека и 1 ответил НЕ ЗНАЮ. Основываясь на приведённых выше ответов анкетируемых, мы можем сказать то, что большая часть семей учащихся связаны с Великой Отечественной войной.

4.Сохранены ли у вас дома их фронтовые письма?

Вывод: На четвёртый вопрос никто не ответил ДА, НЕТ написали 17 человек и 5 ответили НЕ ЗНАЮ. Учащиеся группы А 11 не интересуются историей своей семьи во времена Великой Отечественной Войны.

  1. Знаете ли вы основные стандарты оформления писем тех времён?

Вывод: На пятый вопрос ответили и ДА и НЕТ ответили поровну, из чего мы можем сделать заключение о том, что анкетируемые в равном количестве и интересуются Великой Отечественной войной и не задумываются над временами данного периода.

  1. Бывает ли у вас такое, что вы проникаетесь атмосферой и жизнью тех годов во время работы с материалами о Великой Отечественной войне?

Вывод: На шестой вопрос ДА ответили 13 человек, НЕТ написали 8 человек и 1 ответил НЕ ЗНАЮ. Большинство из участников анкетирования способны прочувствовать жизнь того времени и на время поставить себя на места участников Великой Отечественной войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной мной работы, я изучила такие источники, как монографии, различные сайты с тематикой Великой Отечественной войны, поговорив с родителями и некоторыми знакомыми, пришла к выводу, что, читая фронтовое письмо, человек современного поколения способен сопереживать бойцу, что писал данное письмо. Вникая в каждую эмоцию, предложение, слово, мы способны словно переместиться в то время, понять, какого было людям в этот период, как они жили, что чувствовали. Благодаря письмам фронтовиков, мы, читая их, способны частично увидеть события тех времён глазами одного из участников Великой Отечественной Войны.

Моя гипотеза была верна, потому что  фронтовые письма являются осязаемой нами ниточкой, которая связывает нас с тем временем. Никто из нас не в силах представить жизнь во время войны, и лишь эти письма более-менее открывают нам завесу этой жизни и приходятся нам достоверным историческим источником.

Фронтовые письма - это очень ценный исторический источник, позволяющий глубже изучить период Великой Отечественной Войны, лучше прочувствовать это переломное для нашей страны событие. В них также отражается дух и характер русских воинов, внутренний мир этих людей, мечтающих о мире, о скорейшем возвращении домой, после долгого периода разлуки с родными.

Даже в случае если солдат не успевал дожить до конца войны, его письмо оставалось трепетной памятью в руках его родственников.

Картинки по запросу "фронтовые письма треугольники""

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B0
  2. http://gosarhro.ru/dates-events-people/the-letter/selection-of-pise/
  3. https://narkompoisk.ru/articles/354-pochemu-pisma-v-velikuyu-otechestvennuyu-voinu-skladyvali-treugolnikom.html
  4. https://riamo.ru/article/128271/frontovye-pisma-treugolniki-pokazhem-kak-russkie-voyuyut.xl


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства города Благовещенска» Тема работы: «Фронтовые письма времён Великой Отечественной войны» Автор: Колмакова А.Р. Руководитель: Ширяева Ю.С. Благовещенск, 2020

Слайд 2

Каждая семья ждала письмо с фронта от своего родного военного героя … Солдат пишет письмо домой

Слайд 3

Письмо в конверте Письма - треугольники В чём разница?

Слайд 4

Военная цензура - одна из основных форм контроля информации в государстве. Процесс проверки фронтовых писем Штампы военной цензуры

Слайд 5

Полевая почта Связь с близкими оставалась важным фактором в жизни каждого солдата…

Слайд 6

Письмо в конверте – кошмар для каждой семьи. Письмо треугольник – радость и временное успокоение.

Слайд 7

Писали письма во время затишья, до боя или после него.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме"Письмо".

Материал был использован на городском семинаре по теме "Деятельностный подход на уроке русского языка"....

письмо родителям

может быть полезен для классных руководителей и мастеров производственного обучения для информирования родителей обучающихся. В письме указывается посещаемость и успеваемость обучающихся....

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Благодарственное письмо

Благодарственное письмо за подготовку студента...

презентация "Фронтовые письма"

Презентация приурочена ко Дню Победы. За основу взят материал, собранный в музее Ангарского техникума рекламы и промышленных технологий....

Фронтовая летопись односельчан

В статье рассказывается о судьбах жителей деревень Ковернинского района Горьковской области, принимавших участие в Великой Отечественной войне....

Как написать письмо на английском письмо

Правила написания  письма на английском письмо...