Внеклассное занятие по Истории "викторина" И пошёл брат на брата... посвящённая столетию гражданской войны 1918-1922гг
методическая разработка

Малева Татьяна Петровна

Гражда́нская война́ в Росси́и (1918—1922) — вооружённый конфликт между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавший за переходом власти к большевикам в результате Октябрьской революции 1917 года.

Гражданская война явилась итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны.

Гражданская война – одна из самых страшных страниц в истории нашей страны. Расхожая фраза «брат шёл на брата» зачастую не была литературным штампом – по разные стороны баррикад, действительно, могли оказаться родные братья. Запредельная жестокость всех противоборствующих сторон – ещё одна особенность любой гражданской войны в любой стране.

Тема эта очень актуальна сегодня в контексте происходящих событий на Украине, когда братский славянский народ был втянут в братоубийственную войну, которой, кажется, нет конца. Ну когда-то же человечество начнёт учиться на ошибках прошлого и не делать новых подобных.

Смерть миллионов - страшная цена 
Заокеанских суетных амбиций. 
Один плебей решил, что он патриций, 
А результат — гражданская война. 

Основная борьба за власть в период Гражданской войны велась между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой, что получило отражение в устойчивом именовании главных сторон конфликта «красными» и «белыми». Обе стороны на период до полной своей победы и умиротворения страны предполагали осуществлять политическую власть путём диктатуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brat_na_brata.docx52.79 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая викторина

«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: И ПОШЁЛ БРАТ НА БРАТА…»

проводится в форме интеллектуальной игры, позволяет обучающимся применить знания, умения и навыки. Такая форма позволяет активизировать деятельность каждого студента, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

ЦЕЛИ:

Обучающая:

  • продолжить усвоение понятий “гражданская война”, “интервенция”;
  • повторить причины, особенности, итоги гражданской войны и интервенции в России.

Развивающая:

  • развивать интеллектуальные умения (определение главного, сравнения, классификации, подведение к выводу и обобщению, формулировка вывода);
  • развивать коммуникативные умения: вести диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения по тематическому вопросу, поднятой проблеме.

Воспитательная:

  • показать всю глубину трагедий российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну;
  • воспитание патриотизма, толерантности, любви к Родине.

Вид занятия: интеллектуальная игра.

Основные понятия: гражданская война, белые, красные, зелёные, террор, сепаратный мирный договор.

Персоналии: А. Колчак, Л. Корнилов, А. Каледин, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, П. Краснов, А. Дутов, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский,  В. Чапаев.

Оборудование:  портреты исторических персоналий, раздаточный материал.

 «В гражданской войне всякая победа есть поражение»
Марк Анней Лукан

Гражда́нская война́ в Росси́и (1918—1922) — вооружённый конфликт между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавший за переходом власти к большевикам в результате Октябрьской революции 1917 года.

Гражданская война явилась итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны.

Гражданская война – одна из самых страшных страниц в истории нашей страны. Расхожая фраза «брат шёл на брата» зачастую не была литературным штампом – по разные стороны баррикад, действительно, могли оказаться родные братья. Запредельная жестокость всех противоборствующих сторон – ещё одна особенность любой гражданской войны в любой стране.

Тема эта очень актуальна сегодня в контексте происходящих событий на Украине, когда братский славянский народ был втянут в братоубийственную войну, которой, кажется, нет конца. Ну когда-то же человечество начнёт учиться на ошибках прошлого и не делать новых подобных.

Смерть миллионов - страшная цена 
Заокеанских суетных амбиций. 
Один плебей решил, что он патриций, 
А результат — гражданская война. 

Основная борьба за власть в период Гражданской войны велась между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой, что получило отражение в устойчивом именовании главных сторон конфликта «красными» и «белыми». Обе стороны на период до полной своей победы и умиротворения страны предполагали осуществлять политическую власть путём диктатуры.

Сегодня мы вспомним те события, их участников, перипетии.

 

В нашей викторине участвуют шесть команд групп первого курса.

Судить их ответы и участие будет жюри в составе:

Итак, первый конкурс «РАЗМИНКА».

Командам даётся по 5 минут на обдумывание и ответ на вопрос.

Вопрос 1.  Назовите причины гражданской войны.

- национализация средств производства, банков и крупной промышленности и решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков, что вызвало сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились собственности;

- разгон Учредительного собрания;

- выход из войны путём подписания разорительного и унизительного Брестского мира с Германией;

- деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к резкому обострению отношений между Советской властью и крестьянством;

- стремление большевиков любыми средствами, прежде всего насильственными, удержаться у власти, установить диктатуру партии и строить новое общество;

- гражданская война сопровождалась широким вмешательством иностранных государств во внутренние дела России.

 (Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждую причину)

Вопрос 2. Назовите хронологические рамки войны с указанием этапов и их периодизацией.

1917/18 – 1922/23

Первый период войны (октябрь - ноябрь 1918)

Октябрь 1917 — февраль 1918

Второй период войны (ноябрь 1918 - март 1920)

Вывод германских войск. Наступление Красной армии на Запад.

Третий период войны (март 1920 – октябрь 1922/июнь 1923) Советско-польская война.

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждую период)

Второй конкурс. Военачальники Гражданской войны.

Командам даётся по 1 минуте на обдумывание и ответ на вопрос.

Вопрос 1. О ком идёт речь? В 1919 командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей А.В. Колчака.  С  27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления, пообещав полное прощение всем сдавшим оружие и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от В.И. Ленина.

 

Михаил Васильевич Фрунзе

Вопрос 2. О ком идёт речь? Имел пристрастие к чёрной казачьей черкеске, которую военачальник практически неизменно носил с 1918 года.

В январе 1919 года некоторое время командовал Добровольческой армией. Находился в натянутых отношениях с главнокомандующим генералом А. И. Деникиным, так как требовал скорейшего наступления в царицынском направлении для соединения с армией адмирала А.В. Колчака (Деникин настаивал на скорейшем наступлении на Москву). В течение шести месяцев 1920 г. Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна. С ноября 1920 года — в эмиграции. 

Барон Пётр Николаевич Врангель.

Вопрос 3. О ком идёт речь? Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), Исполняющий обязанности верховного правителя России (4 января — 4 апреля 1920 года). С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты».

Антон Иванович Деникин.

Вопрос 4. О ком идёт речь? Первый главнокомандующий Красной армии и один из её основателей. В  августе 1918 года формирует тщательно организованный «поезд Предреввоенсовета». Проявляет несомненные пропагандистские способности, личную смелость и явную жестокость. Прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск, наводит среди красноармейцев дисциплину, прибегнув к расстрелам каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций.

Лев Давидович Троцкий.

Вопрос 5. О ком идёт речь? В апреле 1920 – августе 1921 во время советско-польской войны командовал Западным фронтом, потерпевшим тяжелое поражение от белополяков под Варшавой. 

В марте 1921 командовал штурмом мятежного Кронштадта, где против монопольной власти коммунистов восстали моряки Балтийского фронта, в апреле – мае был командующим войсками Тамбовского района, выполнявшими задачу ликвидации массового крестьянского восстания (антоновщины).

Михаил Николаевич Тухачевский.

(Баллы: от 0 до 5 по 1 за каждого военачальника)

Третий конкурс. Гражданская война в литературе и кино.

Многие проблемы и сюжеты Гражданской войны стали сюжетами литературных произведений, которые нередко экранизировались

В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы:

Вопрос 1.

1) Как называется фильм?

2) По какому произведению какого автора он был снят?

3) Назвать главного героя произведения.

 «Тихий Дон»; Михаил Александрович Шолохов; Григорий Мелехов.

Дополнительный «Как закалялась сталь»; Николай Островский; Павел Корчагин.

(Баллы: от 0 до 3 по 1 за каждый верный ответ)

Четвёртый конкурс. «Удача»

Вопрос1. Назовите номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнимите от этого номера число «2». Вы получите первую цифру балла Удачи.

(Ответ: март 1918г.) 

 

Вопрос 2. Назовите номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнимите от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру балла Удачи. (Ответ: май 1918г.)

(Баллы: от 0 до 10 если задание выполнено верно – ответ 10)

Пятый конкурс. «Логика и сообразительность»

Вопрос 1.  Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?

А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов;

Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника;

В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.

Вопрос 2. Почему  крестьянские  повстанцы  на юге России называли себя «зелеными»?

а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных;

б) так как восставшие крестьяне формировали  партизанские отряды, действующие в основном в лесу;

в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы

Вопрос 3. Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка. (Василий Иванович Чапаев).

Вопрос 4. Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?

а) «За правое дело»;

б) «Кто не работает, тот не ест»;

в) «От каждого по способностям»;

г) «Каждому по труду его».

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждый верный ответ)

Конкурс болельщиков.

Угадайте, из какого фильма следующая цитата:

1. «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?» («Чапаев»);

2. «Долой предрассудки! Женщина тоже человек!» («Белое солнце пустыни»);

3. «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!» («Свадьба в Малиновке»);

4. «Я мзду не беру…мне за державу обидно!» («Белое солнце пустыни»);

5. «Восток – дело тонкое» («Белое солнце пустыни»);

6. «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…» («Неуловимые мстители»).

Шестой конкурс. «Блиц»

Блиц-вопросы:

1. Назовите настоящую фамилию и имя  Ленина. (Владимир Ульянов)

2. Какой город стал оплотом революции в России? (Петроград)

3. Как назывался корабль, давший  залп-сигнал к началу штурма Зимнего? (Аврора)

4. Расшифруйте аббревиатуре РККА. (Рабоче-крестьянская Красная армия).

5. Какое государство получило независимость в ходе Гражданской войны в России? (Польша).

6. Какой город являлся ставкой Колчака в Сибири? (Омск)

(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждый верный ответ)

(Дополнение)

Прослушайте стихотворение, написанное одним из военачальников Гражданской войны в 1921 году.

Проклинайте меня, проклинайте

Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал...

Вопрос: Назовите автора данного стихотворения.

Ответ: Нестор Иванович Махно.

Седьмой конкурс. «Творческий»

Отобразить на бумаге эмблему своей команды в соответствии с названием.

(Баллы: от 0 до 1 по 1 за каждую эмблему)

 Завершилась Гражданская война в ноябре 1920 г. ликвидацией последнего фронта в европейской части России (в Крыму). Некоторые историки считают, что полностью Гражданская война и интервенция закончилась в 1922 г., когда японские войска были выведены с Дальнего Востока.

 Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей, закончилась победой большевиков. Гражданская война и военная интервенция принесли нашей стране огромные разрушения и потери. Ущерб для Советской России составил 50 млрд. золотых рублей. Общие демографические потери на фронтах и в тылу достигли 8 млн. человек.

Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение грамот и свидетельства участника.

Оценка  ответов (по 1-но балльной системе: от 0 до 10 баллов в соответствии с конкурсами)

Номера вопросов

Названия команд и групп

1-й конкурс Разминка от 0 до 6 по одному за каждый  верный ответ

2-й конкурс Военачальники от 0 до 5 по одному за каждый  верный ответ

3-й конкурс Литература и кино от 0 до 3 по одному за каждый  верный ответ

4-й конкурс Удача от 0 до 10 по одному за каждый  верный ответ

5-й конкурс Логика и … от 0 до 4 по одному за каждый  верный ответ

6-й конкурс Блиц от 0 до 6 по одному за каждый  верный ответ

7-й конкурс Творческий по 1 баллу за эмблему

8-й конкурс Болельщиков от 0 до 6 по одному за каждый ответ

9-й конкурс Дополнительный по 1 баллу за верный ответ

1-А

1-Б

1-АФ

11-МЧС

12-МЧС

13-МЧС

Первый конкурс «РАЗМИНКА».

Командам даётся по 5 минут на обдумывание и ответ на вопрос.

Вопрос 1.  Назовите причины гражданской войны.

- национализация средств производства, банков и крупной промышленности и решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков, что вызвало сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились собственности;

- разгон Учредительного собрания;

- выход из войны путём подписания разорительного и унизительного Брестского мира с Германией;

- деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к резкому обострению отношений между Советской властью и крестьянством;

- стремление большевиков любыми средствами, прежде всего насильственными, удержаться у власти, установить диктатуру партии и строить новое общество;

- гражданская война сопровождалась широким вмешательством иностранных государств во внутренние дела России.

 (Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждую причину)

Вопрос 2. Назовите хронологические рамки войны с указанием этапов и их периодизацией.

1917/18 – 1922/23

Первый период войны (октябрь - ноябрь 1918)

Октябрь 1917 — февраль 1918

Второй период войны (ноябрь 1918 - март 1920)

Вывод германских войск. Наступление Красной армии на Запад.

Третий период войны (март 1920 – октябрь 1922/июнь 1923) Советско-польская война.

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждую период)

Второй конкурс. Военачальники Гражданской войны.

Командам даётся по 1 минуте на обдумывание и ответ на вопрос.

Вопрос 1. О ком идёт речь? В 1919 командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей А.В. Колчака.  С  27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления, пообещав полное прощение всем сдавшим оружие и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от В.И. Ленина.

 

Михаил Васильевич Фрунзе

Вопрос 2. О ком идёт речь? Имел пристрастие к чёрной казачьей черкеске, которую военачальник практически неизменно носил с 1918 года.

В январе 1919 года некоторое время командовал Добровольческой армией. Находился в натянутых отношениях с главнокомандующим генералом А. И. Деникиным, так как требовал скорейшего наступления в царицынском направлении для соединения с армией адмирала А.В. Колчака (Деникин настаивал на скорейшем наступлении на Москву). В течение шести месяцев 1920 г. Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна. С ноября 1920 года — в эмиграции. 

Барон Пётр Николаевич Врангель.

Вопрос 3. О ком идёт речь? Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), Исполняющий обязанности верховного правителя России (4 января — 4 апреля 1920 года). С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты».

Антон Иванович Деникин.

Вопрос 4. О ком идёт речь? Первый главнокомандующий Красной армии и один из её основателей. В  августе 1918 года формирует тщательно организованный «поезд Предреввоенсовета». Проявляет несомненные пропагандистские способности, личную смелость и явную жестокость. Прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск, наводит среди красноармейцев дисциплину, прибегнув к расстрелам каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций.

Лев Давидович Троцкий.

Вопрос 5. О ком идёт речь? В апреле 1920 – августе 1921 во время советско-польской войны командовал Западным фронтом, потерпевшим тяжелое поражение от белополяков под Варшавой. 

В марте 1921 командовал штурмом мятежного Кронштадта, где против монопольной власти коммунистов восстали моряки Балтийского фронта, в апреле – мае был командующим войсками Тамбовского района, выполнявшими задачу ликвидации массового крестьянского восстания (антоновщины).

Михаил Николаевич Тухачевский.

(Баллы: от 0 до 5 по 1 за каждого военачальника)

Третий конкурс. Гражданская война в литературе и кино.

Многие проблемы и сюжеты Гражданской войны стали сюжетами литературных произведений, которые нередко экранизировались

В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы:

Вопрос 1.

1) Как называется фильм?

2) По какому произведению какого автора он был снят?

3) Назвать главного героя произведения.

 «Тихий Дон»; Михаил Александрович Шолохов; Григорий Мелехов.

Дополнительный «Как закалялась сталь»; Николай Островский; Павел Корчагин.

(Баллы: от 0 до 3 по 1 за каждый верный ответ)

Четвёртый конкурс. «Удача»

Вопрос1. Назовите номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнимите от этого номера число «2». Вы получите первую цифру балла Удачи.

(Ответ: март 1918г.) 

 

Вопрос 2. Назовите номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнимите от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру балла Удачи. (Ответ: май 1918г.)

(Баллы: от 0 до 10 если задание выполнено верно – ответ 10)

Пятый конкурс. «Логика и сообразительность»

Вопрос 1.  Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?

А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов;

Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника;

В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.

Вопрос 2. Почему  крестьянские  повстанцы  на юге России называли себя «зелеными»?

а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных;

б) так как восставшие крестьяне формировали  партизанские отряды, действующие в основном в лесу;

в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы

Вопрос 3. Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка. (Василий Иванович Чапаев).

Вопрос 4. Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?

а) «За правое дело»;

б) «Кто не работает, тот не ест»;

в) «От каждого по способностям»;

г) «Каждому по труду его».

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждый верный ответ)

Шестой конкурс. «Блиц»

Блиц-вопросы:

1. Назовите настоящую фамилию и имя  Ленина. (Владимир Ульянов)

2. Какой город стал оплотом революции в России? (Петроград)

3. Как назывался корабль, давший  залп-сигнал к началу штурма Зимнего? (Аврора)

4. Расшифруйте аббревиатуре РККА. (Рабоче-крестьянская Красная армия).

5. Какое государство получило независимость в ходе Гражданской войны в России? (Польша).

6. Какой город являлся ставкой Колчака в Сибири? (Омск)

(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждый верный ответ)

Седьмой конкурс. «Творческий»

Отобразить на бумаге эмблему своей команды в соответствии с названием.

(Баллы: от 0 до 1 по 1 за каждую эмблему)

Конкурс болельщиков.

Угадайте, из какого фильма следующая цитата:

1. «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?» («Чапаев»);

2. «Долой предрассудки! Женщина тоже человек!» («Белое солнце пустыни»);

3. «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!» («Свадьба в Малиновке»);

4. «Я мзду не беру…мне за державу обидно!» («Белое солнце пустыни»);

5. «Восток – дело тонкое» («Белое солнце пустыни»);

6. «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…» («Неуловимые мстители»).

(Дополнение) Прослушайте стихотворение, написанное одним из военачальников Гражданской войны в 1921 году.

Проклинайте меня, проклинайте

Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал...

Вопрос: Назовите автора данного стихотворения.

Ответ: Нестор Иванович Махно.

Первый конкурс «РАЗМИНКА».

Командам даётся по 5 минут на обдумывание и ответ на вопрос.

Вопрос 1.  Назовите причины гражданской войны.

 (Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждую причину)

Вопрос 2. Назовите хронологические рамки войны с указанием этапов и их периодизацией.

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждую период)

Конкурс болельщиков.

Угадайте, из какого фильма следующая цитата:

1. «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?»;

2. «Долой предрассудки! Женщина тоже человек!»;

3. «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!»;

4. «Я мзду не беру…мне за державу обидно!»;

5. «Восток – дело тонкое»;

6. «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…»

Шестой конкурс. «Блиц»

Блиц-вопросы ( с быстрым ответом):

1. Назовите настоящую фамилию и имя  Ленина.

2. Какой город стал оплотом революции в России?

3. Как назывался корабль, давший  залп-сигнал к началу штурма Зимнего?

4. Расшифруйте аббревиатуре РККА.

5. Какое государство получило независимость в ходе Гражданской войны в России?

6. Какой город являлся ставкой Колчака в Сибири?

(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждый верный ответ)

Второй конкурс. Военачальники Гражданской войны.

Командам даётся по 1 минуте на обдумывание и ответ на вопрос.

Вопрос 1. О ком идёт речь? В 1919 командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей А.В. Колчака.  С  27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления, пообещав полное прощение всем сдавшим оружие и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от В.И. Ленина.

 

Вопрос 2. О ком идёт речь? Имел пристрастие к чёрной казачьей черкеске, которую военачальник практически неизменно носил с 1918 года.

В январе 1919 года некоторое время командовал Добровольческой армией. Находился в натянутых отношениях с главнокомандующим генералом А. И. Деникиным, так как требовал скорейшего наступления в царицынском направлении для соединения с армией адмирала А.В. Колчака (Деникин настаивал на скорейшем наступлении на Москву). В течение шести месяцев 1920 г. Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна. С ноября 1920 года — в эмиграции. 

Вопрос 3. О ком идёт речь? Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), Исполняющий обязанности верховного правителя России (4 января — 4 апреля 1920 года). С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты».

Вопрос 4. О ком идёт речь? Первый главнокомандующий Красной армии и один из её основателей. В  августе 1918 года формирует тщательно организованный «поезд Предреввоенсовета». Проявляет несомненные пропагандистские способности, личную смелость и явную жестокость. Прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск, наводит среди красноармейцев дисциплину, прибегнув к расстрелам каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций.

Вопрос 5. О ком идёт речь? В апреле 1920 – августе 1921 во время советско-польской войны командовал Западным фронтом, потерпевшим тяжелое поражение от белополяков под Варшавой. 

В марте 1921 командовал штурмом мятежного Кронштадта, где против монопольной власти коммунистов восстали моряки Балтийского фронта, в апреле – мае был командующим войсками Тамбовского района, выполнявшими задачу ликвидации массового крестьянского восстания (антоновщины).

(Баллы: от 0 до 5 по 1 за каждого военачальника)

Третий конкурс. Гражданская война в литературе и кино.

Многие проблемы и сюжеты Гражданской войны стали сюжетами литературных произведений, которые нередко экранизировались

В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы:

Вопрос 1.

1) Как называется фильм?

2) По какому произведению какого автора он был снят?

3) Назвать главного героя произведения.

(Баллы: от 0 до 3 по 1 за каждый верный ответ)

Четвёртый конкурс. «Удача»

Вопрос1. Назовите номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнимите от этого номера число «2». Вы получите первую цифру балла Удачи.

 

Вопрос 2. Назовите номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнимите от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру балла Удачи.

Пятый конкурс. «Логика и сообразительность»

Вопрос 1.  Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?

А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов;

Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника;

В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.

Вопрос 2. Почему  крестьянские  повстанцы  на юге России называли себя «зелеными»?

а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных;

б) так как восставшие крестьяне формировали  партизанские отряды, действующие в основном в лесу;

в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы

Вопрос 3. Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка.

Вопрос 4. Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?

а) «За правое дело»;

б) «Кто не работает, тот не ест»;

в) «От каждого по способностям»;

г) «Каждому по труду его».

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждый верный ответ)

(Дополнение)

Прослушайте стихотворение, написанное одним из военачальников Гражданской войны в 1921 году.

Проклинайте меня, проклинайте

Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал...

Вопрос: Назовите автора данного стихотворения.

Седьмой конкурс. «Творческий»

Отобразить на бумаге эмблему своей команды в соответствии с названием.

(Баллы: от 0 до 1 по 1 за каждую эмблему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

Казанский край в годы революций и гражданской войны

Описаны события в Казанском крае происходившие на фоне революций 20 века в России и гражданской войны....

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии и проблемного обучения. Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологиии проблемного обученияИзображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова...

Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике «Учебная конференция, посвящённая 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского»

Представлена разработка внеклассного занятия по педагогике, основанного на внеаудиторной маостоятельной работе студенов....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ МАТЕРИ

Для педагогов-организаторов, музыкальных руководителей. В форме литературно-музыкальной композиции....

План-конспект учебного занятия по Истории на тему "Гражданская война в России"

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ» специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Тема: «Гражданская война в России»...

Гражданская война и интервенция на российском Дальнем Востоке: к 100-летию окончания гражданской войны

Материалы данного проекта можно использовать в качестве образовательных целях для школьников и студентов, увлекающихся историей на Дальнем Востоке....