Внеклассное занятие по Истории "викторина" И пошёл брат на брата... посвящённая столетию гражданской войны 1918-1922гг
методическая разработка
Гражда́нская война́ в Росси́и (1918—1922) — вооружённый конфликт между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавший за переходом власти к большевикам в результате Октябрьской революции 1917 года.
Гражданская война явилась итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны.
Гражданская война – одна из самых страшных страниц в истории нашей страны. Расхожая фраза «брат шёл на брата» зачастую не была литературным штампом – по разные стороны баррикад, действительно, могли оказаться родные братья. Запредельная жестокость всех противоборствующих сторон – ещё одна особенность любой гражданской войны в любой стране.
Тема эта очень актуальна сегодня в контексте происходящих событий на Украине, когда братский славянский народ был втянут в братоубийственную войну, которой, кажется, нет конца. Ну когда-то же человечество начнёт учиться на ошибках прошлого и не делать новых подобных.
Смерть миллионов - страшная цена
Заокеанских суетных амбиций.
Один плебей решил, что он патриций,
А результат — гражданская война.
Основная борьба за власть в период Гражданской войны велась между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой, что получило отражение в устойчивом именовании главных сторон конфликта «красными» и «белыми». Обе стороны на период до полной своей победы и умиротворения страны предполагали осуществлять политическую власть путём диктатуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brat_na_brata.docx | 52.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая викторина
«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: И ПОШЁЛ БРАТ НА БРАТА…»
проводится в форме интеллектуальной игры, позволяет обучающимся применить знания, умения и навыки. Такая форма позволяет активизировать деятельность каждого студента, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
ЦЕЛИ:
Обучающая:
- продолжить усвоение понятий “гражданская война”, “интервенция”;
- повторить причины, особенности, итоги гражданской войны и интервенции в России.
Развивающая:
- развивать интеллектуальные умения (определение главного, сравнения, классификации, подведение к выводу и обобщению, формулировка вывода);
- развивать коммуникативные умения: вести диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения по тематическому вопросу, поднятой проблеме.
Воспитательная:
- показать всю глубину трагедий российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну;
- воспитание патриотизма, толерантности, любви к Родине.
Вид занятия: интеллектуальная игра.
Основные понятия: гражданская война, белые, красные, зелёные, террор, сепаратный мирный договор.
Персоналии: А. Колчак, Л. Корнилов, А. Каледин, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, П. Краснов, А. Дутов, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский, В. Чапаев.
Оборудование: портреты исторических персоналий, раздаточный материал.
«В гражданской войне всякая победа есть поражение»
Марк Анней Лукан
Гражда́нская война́ в Росси́и (1918—1922) — вооружённый конфликт между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавший за переходом власти к большевикам в результате Октябрьской революции 1917 года.
Гражданская война явилась итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны.
Гражданская война – одна из самых страшных страниц в истории нашей страны. Расхожая фраза «брат шёл на брата» зачастую не была литературным штампом – по разные стороны баррикад, действительно, могли оказаться родные братья. Запредельная жестокость всех противоборствующих сторон – ещё одна особенность любой гражданской войны в любой стране.
Тема эта очень актуальна сегодня в контексте происходящих событий на Украине, когда братский славянский народ был втянут в братоубийственную войну, которой, кажется, нет конца. Ну когда-то же человечество начнёт учиться на ошибках прошлого и не делать новых подобных.
Смерть миллионов - страшная цена
Заокеанских суетных амбиций.
Один плебей решил, что он патриций,
А результат — гражданская война.
Основная борьба за власть в период Гражданской войны велась между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой, что получило отражение в устойчивом именовании главных сторон конфликта «красными» и «белыми». Обе стороны на период до полной своей победы и умиротворения страны предполагали осуществлять политическую власть путём диктатуры.
Сегодня мы вспомним те события, их участников, перипетии.
В нашей викторине участвуют шесть команд групп первого курса.
Судить их ответы и участие будет жюри в составе:
Итак, первый конкурс «РАЗМИНКА».
Командам даётся по 5 минут на обдумывание и ответ на вопрос.
Вопрос 1. Назовите причины гражданской войны.
- национализация средств производства, банков и крупной промышленности и решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков, что вызвало сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились собственности;
- разгон Учредительного собрания;
- выход из войны путём подписания разорительного и унизительного Брестского мира с Германией;
- деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к резкому обострению отношений между Советской властью и крестьянством;
- стремление большевиков любыми средствами, прежде всего насильственными, удержаться у власти, установить диктатуру партии и строить новое общество;
- гражданская война сопровождалась широким вмешательством иностранных государств во внутренние дела России.
(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждую причину)
Вопрос 2. Назовите хронологические рамки войны с указанием этапов и их периодизацией.
1917/18 – 1922/23
Первый период войны (октябрь - ноябрь 1918)
Октябрь 1917 — февраль 1918
Второй период войны (ноябрь 1918 - март 1920)
Вывод германских войск. Наступление Красной армии на Запад.
Третий период войны (март 1920 – октябрь 1922/июнь 1923) Советско-польская война.
(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждую период)
Второй конкурс. Военачальники Гражданской войны.
Командам даётся по 1 минуте на обдумывание и ответ на вопрос.
Вопрос 1. О ком идёт речь? В 1919 командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей А.В. Колчака. С 27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления, пообещав полное прощение всем сдавшим оружие и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от В.И. Ленина.
Михаил Васильевич Фрунзе
Вопрос 2. О ком идёт речь? Имел пристрастие к чёрной казачьей черкеске, которую военачальник практически неизменно носил с 1918 года.
В январе 1919 года некоторое время командовал Добровольческой армией. Находился в натянутых отношениях с главнокомандующим генералом А. И. Деникиным, так как требовал скорейшего наступления в царицынском направлении для соединения с армией адмирала А.В. Колчака (Деникин настаивал на скорейшем наступлении на Москву). В течение шести месяцев 1920 г. Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна. С ноября 1920 года — в эмиграции.
Барон Пётр Николаевич Врангель.
Вопрос 3. О ком идёт речь? Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), Исполняющий обязанности верховного правителя России (4 января — 4 апреля 1920 года). С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты».
Антон Иванович Деникин.
Вопрос 4. О ком идёт речь? Первый главнокомандующий Красной армии и один из её основателей. В августе 1918 года формирует тщательно организованный «поезд Предреввоенсовета». Проявляет несомненные пропагандистские способности, личную смелость и явную жестокость. Прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск, наводит среди красноармейцев дисциплину, прибегнув к расстрелам каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций.
Лев Давидович Троцкий.
Вопрос 5. О ком идёт речь? В апреле 1920 – августе 1921 во время советско-польской войны командовал Западным фронтом, потерпевшим тяжелое поражение от белополяков под Варшавой.
В марте 1921 командовал штурмом мятежного Кронштадта, где против монопольной власти коммунистов восстали моряки Балтийского фронта, в апреле – мае был командующим войсками Тамбовского района, выполнявшими задачу ликвидации массового крестьянского восстания (антоновщины).
Михаил Николаевич Тухачевский.
(Баллы: от 0 до 5 по 1 за каждого военачальника)
Третий конкурс. Гражданская война в литературе и кино.
Многие проблемы и сюжеты Гражданской войны стали сюжетами литературных произведений, которые нередко экранизировались
В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы:
Вопрос 1.
1) Как называется фильм?
2) По какому произведению какого автора он был снят?
3) Назвать главного героя произведения.
«Тихий Дон»; Михаил Александрович Шолохов; Григорий Мелехов.
Дополнительный «Как закалялась сталь»; Николай Островский; Павел Корчагин.
(Баллы: от 0 до 3 по 1 за каждый верный ответ)
Четвёртый конкурс. «Удача»
Вопрос1. Назовите номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнимите от этого номера число «2». Вы получите первую цифру балла Удачи.
(Ответ: март 1918г.)
Вопрос 2. Назовите номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнимите от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру балла Удачи. (Ответ: май 1918г.)
(Баллы: от 0 до 10 если задание выполнено верно – ответ 10)
Пятый конкурс. «Логика и сообразительность»
Вопрос 1. Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?
А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов;
Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника;
В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.
Вопрос 2. Почему крестьянские повстанцы на юге России называли себя «зелеными»?
а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных;
б) так как восставшие крестьяне формировали партизанские отряды, действующие в основном в лесу;
в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы
Вопрос 3. Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка. (Василий Иванович Чапаев).
Вопрос 4. Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?
а) «За правое дело»;
б) «Кто не работает, тот не ест»;
в) «От каждого по способностям»;
г) «Каждому по труду его».
(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждый верный ответ)
Конкурс болельщиков.
Угадайте, из какого фильма следующая цитата:
1. «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?» («Чапаев»);
2. «Долой предрассудки! Женщина тоже человек!» («Белое солнце пустыни»);
3. «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!» («Свадьба в Малиновке»);
4. «Я мзду не беру…мне за державу обидно!» («Белое солнце пустыни»);
5. «Восток – дело тонкое» («Белое солнце пустыни»);
6. «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…» («Неуловимые мстители»).
Шестой конкурс. «Блиц»
Блиц-вопросы:
1. Назовите настоящую фамилию и имя Ленина. (Владимир Ульянов)
2. Какой город стал оплотом революции в России? (Петроград)
3. Как назывался корабль, давший залп-сигнал к началу штурма Зимнего? (Аврора)
4. Расшифруйте аббревиатуре РККА. (Рабоче-крестьянская Красная армия).
5. Какое государство получило независимость в ходе Гражданской войны в России? (Польша).
6. Какой город являлся ставкой Колчака в Сибири? (Омск)
(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждый верный ответ)
(Дополнение)
Прослушайте стихотворение, написанное одним из военачальников Гражданской войны в 1921 году.
Проклинайте меня, проклинайте
Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.
За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.
И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?
В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.
Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.
Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал...
Вопрос: Назовите автора данного стихотворения.
Ответ: Нестор Иванович Махно.
Седьмой конкурс. «Творческий»
Отобразить на бумаге эмблему своей команды в соответствии с названием.
(Баллы: от 0 до 1 по 1 за каждую эмблему)
Завершилась Гражданская война в ноябре 1920 г. ликвидацией последнего фронта в европейской части России (в Крыму). Некоторые историки считают, что полностью Гражданская война и интервенция закончилась в 1922 г., когда японские войска были выведены с Дальнего Востока.
Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей, закончилась победой большевиков. Гражданская война и военная интервенция принесли нашей стране огромные разрушения и потери. Ущерб для Советской России составил 50 млрд. золотых рублей. Общие демографические потери на фронтах и в тылу достигли 8 млн. человек.
Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение грамот и свидетельства участника.
Оценка ответов (по 1-но балльной системе: от 0 до 10 баллов в соответствии с конкурсами)
Первый конкурс «РАЗМИНКА».
Командам даётся по 5 минут на обдумывание и ответ на вопрос.
Вопрос 1. Назовите причины гражданской войны.
- национализация средств производства, банков и крупной промышленности и решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков, что вызвало сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились собственности;
- разгон Учредительного собрания;
- выход из войны путём подписания разорительного и унизительного Брестского мира с Германией;
- деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к резкому обострению отношений между Советской властью и крестьянством;
- стремление большевиков любыми средствами, прежде всего насильственными, удержаться у власти, установить диктатуру партии и строить новое общество;
- гражданская война сопровождалась широким вмешательством иностранных государств во внутренние дела России.
(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждую причину)
Вопрос 2. Назовите хронологические рамки войны с указанием этапов и их периодизацией.
1917/18 – 1922/23
Первый период войны (октябрь - ноябрь 1918)
Октябрь 1917 — февраль 1918
Второй период войны (ноябрь 1918 - март 1920)
Вывод германских войск. Наступление Красной армии на Запад.
Третий период войны (март 1920 – октябрь 1922/июнь 1923) Советско-польская война.
(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждую период)
Второй конкурс. Военачальники Гражданской войны.
Командам даётся по 1 минуте на обдумывание и ответ на вопрос.
Вопрос 1. О ком идёт речь? В 1919 командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей А.В. Колчака. С 27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления, пообещав полное прощение всем сдавшим оружие и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от В.И. Ленина.
Михаил Васильевич Фрунзе
Вопрос 2. О ком идёт речь? Имел пристрастие к чёрной казачьей черкеске, которую военачальник практически неизменно носил с 1918 года.
В январе 1919 года некоторое время командовал Добровольческой армией. Находился в натянутых отношениях с главнокомандующим генералом А. И. Деникиным, так как требовал скорейшего наступления в царицынском направлении для соединения с армией адмирала А.В. Колчака (Деникин настаивал на скорейшем наступлении на Москву). В течение шести месяцев 1920 г. Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна. С ноября 1920 года — в эмиграции.
Барон Пётр Николаевич Врангель.
Вопрос 3. О ком идёт речь? Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), Исполняющий обязанности верховного правителя России (4 января — 4 апреля 1920 года). С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты».
Антон Иванович Деникин.
Вопрос 4. О ком идёт речь? Первый главнокомандующий Красной армии и один из её основателей. В августе 1918 года формирует тщательно организованный «поезд Предреввоенсовета». Проявляет несомненные пропагандистские способности, личную смелость и явную жестокость. Прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск, наводит среди красноармейцев дисциплину, прибегнув к расстрелам каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций.
Лев Давидович Троцкий.
Вопрос 5. О ком идёт речь? В апреле 1920 – августе 1921 во время советско-польской войны командовал Западным фронтом, потерпевшим тяжелое поражение от белополяков под Варшавой.
В марте 1921 командовал штурмом мятежного Кронштадта, где против монопольной власти коммунистов восстали моряки Балтийского фронта, в апреле – мае был командующим войсками Тамбовского района, выполнявшими задачу ликвидации массового крестьянского восстания (антоновщины).
Михаил Николаевич Тухачевский.
(Баллы: от 0 до 5 по 1 за каждого военачальника)
Третий конкурс. Гражданская война в литературе и кино.
Многие проблемы и сюжеты Гражданской войны стали сюжетами литературных произведений, которые нередко экранизировались
В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы:
Вопрос 1.
1) Как называется фильм?
2) По какому произведению какого автора он был снят?
3) Назвать главного героя произведения.
«Тихий Дон»; Михаил Александрович Шолохов; Григорий Мелехов.
Дополнительный «Как закалялась сталь»; Николай Островский; Павел Корчагин.
(Баллы: от 0 до 3 по 1 за каждый верный ответ)
Четвёртый конкурс. «Удача»
Вопрос1. Назовите номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнимите от этого номера число «2». Вы получите первую цифру балла Удачи.
(Ответ: март 1918г.)
Вопрос 2. Назовите номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнимите от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру балла Удачи. (Ответ: май 1918г.)
(Баллы: от 0 до 10 если задание выполнено верно – ответ 10)
Пятый конкурс. «Логика и сообразительность»
Вопрос 1. Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?
А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов;
Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника;
В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.
Вопрос 2. Почему крестьянские повстанцы на юге России называли себя «зелеными»?
а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных;
б) так как восставшие крестьяне формировали партизанские отряды, действующие в основном в лесу;
в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы
Вопрос 3. Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка. (Василий Иванович Чапаев).
Вопрос 4. Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?
а) «За правое дело»;
б) «Кто не работает, тот не ест»;
в) «От каждого по способностям»;
г) «Каждому по труду его».
(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждый верный ответ)
Шестой конкурс. «Блиц»
Блиц-вопросы:
1. Назовите настоящую фамилию и имя Ленина. (Владимир Ульянов)
2. Какой город стал оплотом революции в России? (Петроград)
3. Как назывался корабль, давший залп-сигнал к началу штурма Зимнего? (Аврора)
4. Расшифруйте аббревиатуре РККА. (Рабоче-крестьянская Красная армия).
5. Какое государство получило независимость в ходе Гражданской войны в России? (Польша).
6. Какой город являлся ставкой Колчака в Сибири? (Омск)
(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждый верный ответ)
Седьмой конкурс. «Творческий»
Отобразить на бумаге эмблему своей команды в соответствии с названием.
(Баллы: от 0 до 1 по 1 за каждую эмблему)
Конкурс болельщиков.
Угадайте, из какого фильма следующая цитата:
1. «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?» («Чапаев»);
2. «Долой предрассудки! Женщина тоже человек!» («Белое солнце пустыни»);
3. «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!» («Свадьба в Малиновке»);
4. «Я мзду не беру…мне за державу обидно!» («Белое солнце пустыни»);
5. «Восток – дело тонкое» («Белое солнце пустыни»);
6. «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…» («Неуловимые мстители»).
(Дополнение) Прослушайте стихотворение, написанное одним из военачальников Гражданской войны в 1921 году.
Проклинайте меня, проклинайте
Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.
За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.
И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?
В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.
Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.
Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал...
Вопрос: Назовите автора данного стихотворения.
Ответ: Нестор Иванович Махно.
Первый конкурс «РАЗМИНКА».
Командам даётся по 5 минут на обдумывание и ответ на вопрос.
Вопрос 1. Назовите причины гражданской войны.
(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждую причину)
Вопрос 2. Назовите хронологические рамки войны с указанием этапов и их периодизацией.
(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждую период)
Конкурс болельщиков.
Угадайте, из какого фильма следующая цитата:
1. «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?»;
2. «Долой предрассудки! Женщина тоже человек!»;
3. «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!»;
4. «Я мзду не беру…мне за державу обидно!»;
5. «Восток – дело тонкое»;
6. «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…»
Шестой конкурс. «Блиц»
Блиц-вопросы ( с быстрым ответом):
1. Назовите настоящую фамилию и имя Ленина.
2. Какой город стал оплотом революции в России?
3. Как назывался корабль, давший залп-сигнал к началу штурма Зимнего?
4. Расшифруйте аббревиатуре РККА.
5. Какое государство получило независимость в ходе Гражданской войны в России?
6. Какой город являлся ставкой Колчака в Сибири?
(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждый верный ответ)
Второй конкурс. Военачальники Гражданской войны.
Командам даётся по 1 минуте на обдумывание и ответ на вопрос.
Вопрос 1. О ком идёт речь? В 1919 командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей А.В. Колчака. С 27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления, пообещав полное прощение всем сдавшим оружие и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от В.И. Ленина.
Вопрос 2. О ком идёт речь? Имел пристрастие к чёрной казачьей черкеске, которую военачальник практически неизменно носил с 1918 года.
В январе 1919 года некоторое время командовал Добровольческой армией. Находился в натянутых отношениях с главнокомандующим генералом А. И. Деникиным, так как требовал скорейшего наступления в царицынском направлении для соединения с армией адмирала А.В. Колчака (Деникин настаивал на скорейшем наступлении на Москву). В течение шести месяцев 1920 г. Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна. С ноября 1920 года — в эмиграции.
Вопрос 3. О ком идёт речь? Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), Исполняющий обязанности верховного правителя России (4 января — 4 апреля 1920 года). С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты».
Вопрос 4. О ком идёт речь? Первый главнокомандующий Красной армии и один из её основателей. В августе 1918 года формирует тщательно организованный «поезд Предреввоенсовета». Проявляет несомненные пропагандистские способности, личную смелость и явную жестокость. Прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск, наводит среди красноармейцев дисциплину, прибегнув к расстрелам каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций.
Вопрос 5. О ком идёт речь? В апреле 1920 – августе 1921 во время советско-польской войны командовал Западным фронтом, потерпевшим тяжелое поражение от белополяков под Варшавой.
В марте 1921 командовал штурмом мятежного Кронштадта, где против монопольной власти коммунистов восстали моряки Балтийского фронта, в апреле – мае был командующим войсками Тамбовского района, выполнявшими задачу ликвидации массового крестьянского восстания (антоновщины).
(Баллы: от 0 до 5 по 1 за каждого военачальника)
Третий конкурс. Гражданская война в литературе и кино.
Многие проблемы и сюжеты Гражданской войны стали сюжетами литературных произведений, которые нередко экранизировались
В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы:
Вопрос 1.
1) Как называется фильм?
2) По какому произведению какого автора он был снят?
3) Назвать главного героя произведения.
(Баллы: от 0 до 3 по 1 за каждый верный ответ)
Четвёртый конкурс. «Удача»
Вопрос1. Назовите номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнимите от этого номера число «2». Вы получите первую цифру балла Удачи.
Вопрос 2. Назовите номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнимите от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру балла Удачи.
Пятый конкурс. «Логика и сообразительность»
Вопрос 1. Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?
А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов;
Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника;
В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.
Вопрос 2. Почему крестьянские повстанцы на юге России называли себя «зелеными»?
а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных;
б) так как восставшие крестьяне формировали партизанские отряды, действующие в основном в лесу;
в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы
Вопрос 3. Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка.
Вопрос 4. Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?
а) «За правое дело»;
б) «Кто не работает, тот не ест»;
в) «От каждого по способностям»;
г) «Каждому по труду его».
(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждый верный ответ)
(Дополнение)
Прослушайте стихотворение, написанное одним из военачальников Гражданской войны в 1921 году.
Проклинайте меня, проклинайте
Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.
За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.
И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?
В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.
Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.
Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал...
Вопрос: Назовите автора данного стихотворения.
Седьмой конкурс. «Творческий»
Отобразить на бумаге эмблему своей команды в соответствии с названием.
(Баллы: от 0 до 1 по 1 за каждую эмблему)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
Казанский край в годы революций и гражданской войны
Описаны события в Казанском крае происходившие на фоне революций 20 века в России и гражданской войны....
Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии и проблемного обучения. Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова
Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологиии проблемного обученияИзображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова...
Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике «Учебная конференция, посвящённая 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского»
Представлена разработка внеклассного занятия по педагогике, основанного на внеаудиторной маостоятельной работе студенов....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ МАТЕРИ
Для педагогов-организаторов, музыкальных руководителей. В форме литературно-музыкальной композиции....
План-конспект учебного занятия по Истории на тему "Гражданская война в России"
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ» специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Тема: «Гражданская война в России»...
Гражданская война и интервенция на российском Дальнем Востоке: к 100-летию окончания гражданской войны
Материалы данного проекта можно использовать в качестве образовательных целях для школьников и студентов, увлекающихся историей на Дальнем Востоке....