Методические принципы проведения плановых и самостоятельных занятий со студентами
статья

Миначенков Павел Иванович

           Плановые занятия и самостоятельная подготовка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче их практическая связь, тем продуктивнее происходит обучение, иначе  утрачивается конечная цель обучения, ее смысл и ценность. Поэтому эффективность адаптации студентов к условиям обучения, приобретение, отработка и закрепление практических умений и навыков, а также  применение теоретических занятий для дальнейшего решения практических задач, требуют правильного построения учебного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические принципы проведения плановых и самостоятельных занятий со студентами

Многолетние наблюдения за организацией образовательного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях РФ, ознакомление с учебными программами и участие в их разработках, обсуждения на научно-практических конференциях, методических сборах  профессорско - преподавательским составом образовательных учреждений  России дают основание говорить о том, что профессорско-преподавательским составом не в полном объеме используются методические принципы проведения плановых и самостоятельных занятий со студентами [1].

           Плановые занятия и самостоятельная подготовка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче их практическая связь, тем продуктивнее происходит обучение, иначе  утрачивается конечная цель обучения, ее смысл и ценность. Поэтому эффективность адаптации студентов к условиям обучения, приобретение, отработка и закрепление практических умений и навыков, а также  применение теоретических занятий для дальнейшего решения практических задач, требуют правильного построения учебного процесса.

Посредством учебных занятий, которые являются важнейшей частью учебного процесса, осуществляется теоретическое и практическое обучение, происходит выработка у студентов умений и навыков по профилю подготовки для дальнейшей их работы. Также в процессе учебных занятий осуществляется контроль усвоения программного материала по данной дисциплине, конкретно по физической культуре.

Учебные занятия могут проводиться фронтальным методом, при этом главным их содержанием является самостоятельная работа каждого слушателя в спортивных залах, площадках, полях, тренажерных залах и специализированных помещениях. Занятия должны обеспечиваться необходимым спортивным инвентарем, тренажерами и расходными материалами. Для качественной подготовки студентов к практическим занятиям по физкультуре на кафедре необходимо разрабатывать планы проведения практических занятий и методические рекомендации и по  их выполнению  [2].

Указанные документы обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются начальником кафедры. Методические указания и разработки доводятся до сведения обучаемых в начале изучения учебной дисциплины. По решению кафедры подготовка к отдельным практическим занятиям, а также их проведение, может проводиться в специализированных помещениях для выполнения специфических упражнений (например: тренажерный зал). Использование  игровых методов обучения, позволяет повысить качество практических занятий. Применения таких методов эффективно при проведении практических занятий по специализируемым дисциплинам.

Каждое практическое занятие по дисциплине физическая культура состоит из трёх частей: подготовительной части – 5-10 минут. В ней ставятся  задачи и объясняются учебные вопросы, проверяется готовность студентов к занятиям и к проведению методической  практики. Определяются основные требования к качеству и выполнению методических занятий; основной – до 60-65 минут, в которой  каждый вопрос, отрабатывается в  определенной последовательности , демонстрация преподавателем методики обучения или совершенствования учебного вопроса по укороченному времени, организация методической практики студента, подведение итогов после каждого учебного вопроса; заключительной – 5-10 минут. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности студентов, даётся задание на самостоятельную подготовку.

 Необходимо учитывать закономерности изменения нагрузок. Преподаватель при определении содержания физических упражнений для студентов должен предусматривать  уже имеющийся  у них базовый уровень развития физических навыков и качеств.

 В конце каждого практического занятия работа каждого студента объективно должна быть оценена преподавателем с выставлением итоговой оценки в журнал.

Качество проведения групповых занятий оценивается по следующим основным критериям.

В сфере организации учебной деятельности:

1. Четкость постановки целей и задач занятия;

2. Соответствие выбранной формы, цели и задачи занятия;

3. Степень вовлечения в учебную работу аудитории (группы);

4. Способность создания оптимального контакта с аудиторией (группой);

5. Обеспеченность занятия методической документацией;

В сфере организации контроля:

1. Соответствие форм контроля форме занятия:

2. Объективность оценочных суждений преподавателя;

3. Ориентация слушателей на самоконтроль и самооценку;

4. Обоснованность использования контрольных нормативов.

Самостоятельная подготовка является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет цель:

-закрепление и углубление знаний и навыков, на всех видах учебных занятий;

- подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Библиографический список

1. Калашников, А.Ф. Физическая культура / А.Ф. Калашников, – Орел: ОРАГС, 2002.

2. Организация здорового образа жизни студентов при помощи педагогических технологий. [Электронный ресурс]: URL: http://www.conference-mgpi.ru/4/4-7-Melnikova.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы для студентов

Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы для студентов. Данные методические рекомендации предназначены для студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной ...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 1 курса по учебной дисциплине Физическая культура

Представлены методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы с указанием литературы...

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по УД «Экономика организации»

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной  работы для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая/углубленная подготовка), УД...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов ГАПОУ КК «КАТТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов ГАПОУ КК «КАТТ»...

Методические указания по организации и проведению практических занятий для студентов по МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развити...