I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что нового узнали? – Какие черты характера Гулливера вам открылись? – Нравится ли он вам? Чем? – Что можно сказать об авторе, сочинившем такую историю? Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. – Прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух. – Прочитаем весело, бодро. – Прочитаем удивленно. – Отрабатываем силу голоса: беззвучно, шепотом, обычным голосом, громко. – О ком идет речь в стихотворении? Что вы узнали об этом великане? А каких еще великанов вы знаете? – О великанах писали в своих стихотворениях Агния Барто и Самуил Маршак, всем хорошо известен «Дядя Степа», о котором рассказал нам Сергей Михалков, а одним из самых известных великанов по воле случая стал Лемюэль Гулливер | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся пересказывают один из эпизодов приключений Гулливера.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Где-то там, в далекой дали, Где бывали вы едва ли, На земле одной из стран Жил добрейший великан. В. Макарченко | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Какой раздел литературы мы изучаем? Назовите писателей-классиков этого жанра.
– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? Кто главный герой этой повести? – Сегодня мы начнем читать сказку удивительного сказочника, который считал, что сказки не надо сочинять, их надо только разбудить. «У меня масса материала – иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни». Может быть, вы уже сами догадались, какой сказочник мог услышать, что говорит обыкновенный цветок, заборный кол, штопальная игла? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Путешествие, приключения, фантастика. Джонатан Свифт, Даниель Дефо, Жюль Верн, А. Н. Рыбаков и др. – Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Гулливер.
– Это Ганс Христиан Андерсен | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве Ганса Христиана Андерсена, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Ребята, кто из вас был на море? Кто из вас хотел бы там побывать? Почему вам туда хочется? Каким вы себе представляете море? Каким вы себе представляете подводный мир? Можно ли находясь в классе побывать на море и увидеть подводный мир? Как это возможно? – Действительно, художники, композиторы, писатели нам могут помочь побывать на море, не покидая класса. Сегодня на уроке мы сможем увидеть море благодаря великому сказочнику Гансу Христиану Андерсену. – «Сказки, рассказанные детям» – так назывался первый сборник сказок Г.-Х. Андерсена. Он вышел в 1835 году, когда Андерсену было 30 лет. Эти сказки разлетелись по свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский язык тоже (см. ресурсный материал к уроку) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя-сказочника. Задают вопросы о его творчестве
| Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.
Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Что вы знаете о русалках? – Русалка в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в море. А также в поверьях гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. Сегодня же мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретет ли его русалочка бессмертную душу? – В 1837 году Г.-Х. Андерсен пишет сказку «Русалочка». Позже в Королевском театре ставится спектакль по произведению, а в 1913 году появляется памятник русалочке, которая стала символом Дании. Юная русалочка, сидящая на камне, печально смотрит в море. Кому, как не ей, знать, какое оно… Читает сказку до слов: «И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма». – Что хотите сказать? Какой вам показалась русалочка? – Почему русалочка решилась поплыть к морской ведьме? – Мы расстались с русалочкой, когда она приплыла к морской ведьме. Что же ожидало юную русалочку дальше? Читает отрывок из сказки от слов: «…и русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма» до слов: «…и поднялась на темно-голубую поверхность моря». – Что вас поразило? Какова русалочка в этом эпизоде? – Было ли вам страшно за русалочку? Когда? Продолжает чтение сказки до слов: «Наконец прибыла и она». – Какие чувства испытывала юная русалочка? – Как вы думаете, будет ли сопутствовать удача руса-лочке? Учитель дочитывает сказку до конца. – Ваше впечатление от прочитанной сказки?
– Почему вам жаль русалочку?
– Ребята, а заставлял ли кто ее так поступать? | Работают с толковым словарем. Устрица – морской моллюск класса двустворчатых. Вельможа (устаревшее) – знатный и богатый человек. Трюм – внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем. Валторна – медный музыкальный инструмент, спирально согнутая труба с широким раструбом. Полип – малоподвижный или неподвижный обитатели морского дна. Штиль – полное безветрие на море. Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину и добывает жемчуг. Рулевой – человек, управляющий кораблем, направляющий ход машины. – Русалка – сказочный персонаж, живет в море.
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
– Сказка понравилась, она очень интересная, но вызывает грустные чувства, так как жаль русалочку. – Русалочка ради любви пошла на большие жертвы: переносила страшную боль, рисковала жизнью, но принц все равно не остался с ней. Русалочка никому не мстит, она не в силах погубить того, кого любит больше самой себя. Очень жаль, что русалочка превратилась в морскую пену и перешла в иной мир. – Нет, она сама выбрала такой путь. Ей советовали жить в море и не ходить на землю, не мечтать о человеческой жизни, так как это опасный выбор. Старуха говорила русалочке, что в море живется лучше, чем на земле | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Какое впечатление произвела на вас сказка? – Какие эпизоды вам понравились и почему? – Где живет русалочка? Прочитайте описание моря, подводного царства, дворца. – Как автор передает красоту и необычность морской воды, дворца морского царя? Прочитайте. – Как живется русалочке на морском дне? – Чем отличалась она от своих сестер? – Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его. – Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте? – А по характеру какой была русалочка? – О чем она мечтала? – Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря? – Расскажите, какой оказалась первая встреча русалочки с людьми. – Почему русалочка спасает принца? – Какими чертами характера обладает русалочка? – Какими словами из текста это можно подтвердить? – Почему русалочка решила стать человеком? – А какой вы представили ведьму? – Как автор помогает нам понять чувства русалочки? – Как относится принц и его свита к русалочке? – А каково русалочке во дворце? Зачитайте и выберите главную мысль этого эпизода. – Почему эта мысль главная?
– Как вела себя русалочка, когда принц предложил ей порадоваться его счастью?
– Почему она выдерживает и душевную и физическую боль? – А кто пытается помочь русалочке не погибнуть? – Почему они это делают? Прочитайте последний эпизод сказки. – О чем говорят действия героини? – Каким настроением проникнуты последние строчки сказки? – Кто виноват в гибели русалочки? – В чем же заключается главная мысль сказки? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – В подводном царстве.
– Автор использовал сравнение.
– Русалочка смелая, добрая. Читают со слов: «… стала ждать, не придет ли кто-нибудь на помощь бедному принцу».
– Все любуются русалочкой.
– Принц никогда не узнает, что русалочка спасла ему жизнь. – Русалочка веселится и смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и ее сердце вот-вот разорвется. – Она мужественная. Любит принца и мечтает стать человеком. – Сестры пытаются помочь русалочке.
– Последние строчки проникнуты печалью, все произошло так, как предсказала колдунья | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VI. Проверочная работа | Проводит графический диктант. - Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–». 1. Впервые русалочка всплыла на поверхность в 18 лет. 2. Она была в восторге от людей. 3. Русалочка рисковала жизнью, спасая принца. 4. Много ли испытаний перенесла русалочка? 5. Она все время жаловалась на боль. 6. Сестры хотели видеть русалочку живой | Выполняют графический диктант.
Ответы: Выполняют проверка по ключу в парах | Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Заканчивают предложения: – Я узнал(а)… – Больше всего мне… – Я обязательно… – Я могу свою работу на уроке оценить на... | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |