Урок русского языка в технологии модерации
план-конспект урока

Сарбина Лариса Николаевна

 

Предмет: ОУД.01. Русский язык, 1 курс, специальность 53.02.01 Музыкальное образование

Тема: Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста публицистического стиля

Тип учебного занятия: учебное занятие общеметодологической направленности (практическая работа)

Продолжительность: 2 урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила:

Сарбина Лариса Николаевна,

преподаватель

Предмет: ОУД.01. Русский язык, 1 курс, специальность 53.02.01 Музыкальное образование

Тема: Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста публицистического стиля

Тип учебного занятия: учебное занятие общеметодологической направленности (практическая работа)

Продолжительность: 2 урока.

Цели урока: 1) формирование строить текст рассуждения на заданную тему с применением «клишированных» и оригинальных речевых средств; 2) формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Задачи урока:

Образовательные:

1) учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению (перспективная подготовка к творческому заданию экзаменационного задания).

Развивающие:

1) формировать умение самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения;

2) содействовать развитию умения выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения проблем, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения проблем.

Воспитательные:

1) создать условия для развития коммуникабельности, умения работать  сообща в различных ситуациях;  

2) способствовать воспитанию уважительного отношения к понятию «семья»; оказать помощь в формировании чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений.

Планируемые результаты обучения

предметные:

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств,

- анализировать тексты публицистического стиля;

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

личностные:

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности

метапредметные:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности,

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий,

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки и взаимопроверки,

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности,

- находить в тексте информацию (в соответствии с целями деятельности),

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи,

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям,

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, аргументировать и отстаивать свое мнение,

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

 

УМК и оборудование:

1. Рекомендации по написанию сочинения.

2. Карточки  с текстами и заданиями для индивидуальной работы и работы в группах.

3. Презентация к уроку.

4. Проекты учащихся.

5. Компьютер и проектор.

Технология построения занятия: технология модерации

Формы работы: фронтальная, работа в мобильных мини-группах, индивидуальная

Ход занятия в технологической карте

Этап урока

Методы и приемы, формы работы

Содержание деятельности

Инициация

Притча

Мотивация обучающихся к деятельности

Вхождение

Выбор целей.

Индивидуальная работа

Учащимся предлагается ознакомиться со списком критериев и выбрать для себя те, которые необходимы для отработки, обратив их в собственные цели и планируемые результаты. Отметить их в карточке с помощью цветного карандаша «своего» цвета

Формирование ожиданий обучающихся

Прием «Грозди ассоциаций»

Прием «Неоконченная фраза»

Фронтальная работа

Учащимся предлагается подобрать ассоциации к словосочетанию «счастливая семья».

Учащимся предлагается продолжить известные пословицы о доме и семье, объяснить их смысл.

Интерактивная лекция. Проработка содержания

Мини-лекция о приемах продуктивного чтения с целью понимания содержания текста, определения его проблем и позиции автора

Чтение и анализ текста о семье с использованием приемов продуктивного чтения.

Фронтальная и парная работа

Учащиеся в ходе чтения осваивают приемы продуктивного чтения (чтение текста с остановками, выделение ключевых слов, вопросы по прочитанному, угадывание следующих аргументов автора) и анализируют текст о семье Человекова

Эмоциональная разрядка

Прием «Японский каллиграф»

Старые мастера утверждали: кто не научится правильно сидеть и держать инструмент, может махнуть на себя рукой, он никогда не будет писать хорошо. Первый урок каллиграфии: склоненные в чрезмерном усердии головы, согнутые спины, судорожно зажатый в руке инструмент — все это сводит на нет усилия начинающих. Контролируйте себя постоянно: спина прямая, левая рука образует точку опоры, принимая часть веса корпуса, и одновременно придерживает бумагу. Неправильное положение левой руки часто портит все дело. Но мы с вами усложним задачу и попробуем написать свое имя не кистью, зажатой в правой руке, а головой.

(Примечание: такой прием улучшает кровообращение мозга)

Проработка содержания

Групповая работа

Индивидуальная работа

Каждая группа подготавливает аргументы определенного вида с опорой на рабочий материал, предоставленный учителем, а также с использованием Интернет-ресурсов (компьютеры для каждой группы)

Афиширование творческой или поисковой работы группами.

Каждый самостоятельно составляет один аргумент к сочинению.

Оценка деятельности

Индивидуальная работа

Лист самооценки + пульт

Каждый оценивает работу своей группы и свою работу с помощью пультов – результаты в диаграммах на интерактивной доске

Подведение итогов. Рефлексия

Прием «Список ингредиентов»

Каждый предлагает свой ингредиент в рецепт счастливой семьи (запись на флипчарте).

I. Инициация. Создание мотивации: притча от учителя.

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:

— Я каждый  день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

— Назови, что ты выбираешь из них.

—.Ложку, — ответил юноша.

— Произнеси это пять раз.

— Я выбираю ложку, — послушно повторил юноша пять раз.

— Вот видишь, — сказал мудрец, — повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…

— Что же надо? (Вопрос учащимся.) (Вариант ответа: надо протянуть руку и взять ложку.)

— Вот и вам сегодня надо «взять» свои знания и умения и применить их на практике, то есть совершить осмысленные действия.

II. Вхождение. Погружение в тему.

Оформим записи в тетради. Число. Тема («Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»). Рабочие материалы.

— Сформулируйте для себя задачи и планируемые результаты нашего урока. (Подсказка: можно обратиться к критериям оценки сочинения-рассуждения).

III. Формирование ожиданий обучающихся. 

Составление «Грозди ассоциаций» по теме «Счастливая семья» (в тетради  и на доске).

— Задумывались ли вы над вопросом, что значит счастливая семья? Какие ассоциации возникают, когда вы произносите это словосочетание?

Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают слово-ассоциацию, кратко дают пояснения.

(Прогнозируемые ответы учащихся: дом, лад, гармония, понимание, душа, помощь, свет, родители, добро, основа характера…)

Слово учителя. Прием «Неоконченная фраза».

— В нашей «грозди» представлены только положительные ассоциации, в которых отразились  ваши представления о счастливых семейных отношениях. Люди и много веков назад мечтали о счастливой семье, и их чаяния и мечты отразились в произведениях УНТ. К какому жанру мы можем обратиться за их мудростью? Что такое пословица? (Прогнозируемые ответы учащихся: Это законченное высказывание, которое содержит поучительный смысл, вывод, обладает художественной силой и выразительностью. Пословица с удивительной меткостью выражает сущность довольно сложных явлений, без нотаций и нравоучений.)

Учитель начинает, а ученики продолжают пословицу.

Вся семья вместе, и душа на месте.

В семье и каша гуще.

Дома и стены помогают.

Где любовь и свет, там и горя нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья в куче – не страшна и туча.

В семье разлад – так и дому не рад.

В хорошей семье хорошие дети растут.

На что клад, коли в семье лад.

За горами хорошо петь песни, а жить дома лучше.

— Какие пословицы о семье знаете вы? Какие мечты русского народа отразились в этих  пословицах? Чему они научили вас?

— Но человек многое изменил за время своего существования: научился преодолевать время и пространство, побеждать многие болезни, а универсального секрета счастливой семьи так и не создал.  Почему?  

IV. Интерактивная лекция. Проработка содержания.

Учитель рассказывает о приемах продуктивного чтения: чтение с остановками, выделение ключевых слов, диалог с автором, вопрос к тексту  (с использованием презентации)

Чтение текста с остановками.

— Прочитаем статью Ивана Человекова «Счастливая семья: мечта или реальность?»

1. Читаем 1 абзац

Счастливая семья - мечта или реальность?

Ни для кого не секрет, что Россия сегодня проходит через очень нелегкие кризисные ситуации как в области экономики, культуры, образования, так и во многих других областях. Однако, вопреки рейтингу внимания, оказываемого этим проблемам, самым опасным и, пожалуй, самым трудноразрешимым из этих кризисов является кризис семьи.

Вопросы и задания

  • О чем текст?
  • Определите стиль текста.
  • Определите по началу текста  тип речи.
  • Какую проблему поднимает автор?

— Докажите актуальность проблемы.

2. Читаем 2 абзац (подготовленные карточки, стр. №1). Работа над вопросами и заданиями в парах.

Самым опасным? Возможно, последствия этого кризиса не так очевидны как падение биржевых показателей, но и проблемы, с ним приходящие, не так поверхностны, как проблемы финансовые. Ведь именно в крепкой, теплой семье мы проходим лучшую школу дружбы, уважения, заботы о ближнем, умения поставить интересы другого человека выше собственных, именно в семье я обретаю все те качества, которые определяют мою способность быть настоящим гражданином и патриотом своей страны. И если, по тем или иным причинам, семья не справляется с этой задачей - своей главной задачей, то ребенок, выросший в такой семье, относится к обществу скорее как потребитель, чем как хозяин, рдеющий о его благополучии. Тогда становится совершенно очевидно, почему нагрубить учителю, разрисовать автобусную остановку, стянуть то, что "плохо лежит", обмануть или оскорбить кого-то просто так, ради забавы, стало нормой поведения современной молодежи, частью молодежной культуры. А культуру поменять - не перчатки сменить. Поэтому эти же проблемы, хотя и в более завуалированной, "цивилизованной" форме, подросток приносит впоследствии в мир политики, бизнеса, культуры, спорта. Постепенно, они начинают определять нормы поведения и общения, и то, что когда-то было ненормально и порицаемо, становится естественным.

- Определите тему текста, его проблему (в виде  утверждения или вопросительного предложения). Каково отношение автора к сказанному?

- Какие примеры, цитаты, эпизоды текста помогают автору раскрыть проблему? Попробуем угадать следующий аргумент автора

Самым трудноразрешимым? Для того чтобы разрешить проблему, важно найти ее причину. Представьте, что вы живете в провинции, у каждого из жителей которой, включая вас самих, по четыре пальца на руках и ногах. Как вы думаете, легко ли вам будет догадаться, что их должно быть пять? Почти невозможно! Аналогично обстоит дело и в отношении проблем семьи. Мы видим, что такие явления, как терроризм, наркомания, половая распущенность, распространяются все шире и шире, и, в панике, пытаясь сделать хоть что-то, ведем войны против террористов и их союзников, сажаем в тюрьмы наркоторговцев и стараемся придумать лекарство от СПИДа. Мы используем все силы и средства на то, чтобы разрешать нескончаемые проблемы, возникающие в обществе, и часто не замечаем, что настоящая причина этих проблем находится внутри нас самих, в наших семьях. А ведь найти настоящую причину проблему - это 50% успеха в решении этой проблемы.

Школа в решении этой проблемы, к сожалению, не лучший помощник. На уроках по химии и истории, физике и литературе можно обрести академические знания, но есть ли предмет, на котором учат дружить? На каком из этих уроков объясняют, как отличить любовь от влюбленности, или что такое хорошо, а что такое плохо - как поступать в ситуациях нравственного выбора. Кто подскажет, как разрешить конфликт с родителями или разобраться, для чего же я живу на белом свете? А ведь именно ответы на эти вопросы определяют, буду я счастлив в жизни или нет. Потому что если я не умею быть настоящим другом, то не важно, как много я знаю или как хорошо я умею зарабатывать деньги, рано или поздно я окажусь один - у меня не останется ни одного настоящего друга. Если я не умею корректно строить отношения с противоположным полом, то эти отношения могут принести целый ряд проблем, таких, как разбитое сердце, неспособность доверять, аборты, СПИД и другие. Так, один непродуманный поступок может разрушить то удивительное счастье, о котором мечтает каждый из нас.

3. Читаем 3 и 4 абзацы (подготовленные карточки, стр. №2). Работа над вопросами и заданиями в парах.

- Какова основная мысль текста?  Позиция автора (отношение автора к сказанному)? Предположите, к какому выводу может прийти автор.

4. Читаем последний  абзац текста (вывод автора)

Стоит задуматься лишь на минуту и становится ясно, что все самое драгоценное в нашей жизни связано с семьей. Однако, по статистике, в Москве распадается более половины заключаемых браков. Даже среди семей, которых эта трагедия не коснулась, очень трудно найти такую, которая могла бы во всем стать моделью для подражания. Кризис семьи на лицо. Кризис очень непростой. Но выйти из него можно и нужно. У каждого из нас есть потенциал создать удивительную, крепкую семью, которая станет источником нашего счастья и благополучия в обществе. Ключ от этого счастья в руках у каждого.

Иван Человеков

- Согласны ли вы с выводом автора?

- Сформулируйте  свое отношение к проблеме и основной мысли автора

5. Высказываем свое мнение по проблеме

- Есть ли у вас свое мнение, отличное от точки зрения автора, по этой проблеме?

- Если вы согласны или не согласны с мнением автора, приготовьтесь это обосновать.

6. Работа по созданию 2 части сочинения – собственного рассуждения.

Формулируем свое отношение к проблеме и основной мысли автора. (Предполагаемый ответ: Нельзя не согласиться с автором в том, что кризис семьи в настоящее время самый опасный).

V. Проработка содержания.

Собственные аргументы. Работа в группах.

— Вспомните о том, какими могут быть аргументы.

  • Логические (чье-либо высказывание, народная мудрость, научные сведения, дальнейшее развитие авторской мысли, собственная логика…)
  • Рассуждение от противного («представим, что…»)
  • Образные, эмоциональные (горячий протест, глубокое сопереживание, согласие, восхищение,  сомнение, тактичное возражение…)
  • Ярко изложенный  пример может стать прекрасным аргументом в защиту вашего мнения.

— Обобщите работу в группах, для афиширования представьте 1-2 лучшие работы, а  также ваше представление о том, какие еще аргументы можно подобрать к будущему сочинению.

1 группа: подготовить сообщение «Тема семьи в современной русской литературе». (На примере произведений Л. Петрушевской, Т. Толстой, В. Распутина и др.);

2 группа: подготовить сообщение на тему «Какие меры были предприняты в округе по вопросам семьи и детства»;

3 группа: составить законопроект в защиту семьи;

4 группа: составить генеологическое древо семьи и рассказать о традициях своей семьи.  

Афиширование. Представление выполненных заданий.

Самостоятельная работа. Оформление 1 аргумента (мысль + иллюстрация)

— Следим за грамотным построением высказывания.  (Один из вариантов: Во-первых, во-вторых, в дополнение к сказанному…, таким образом. )

(Обучающиеся самостоятельно составляют и оформляют один аргумент, опираясь на полученные знания и речевые клише  в случае необходимости, учитель помогает индивидуально)

V. Оценка деятельности.

- Оцените работу своей группы и свою работу с помощью пультов – результаты отображаются в диаграммах на интерактивной доске (Приложение. Лист самооценки)

- Кто даст анализ результатов по 1 вопросу, по2, по 3, по 4?

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Слово учителя. Скоро вам тоже придется строить семейные отношения.  В вашем возрасте кажется, что именно вам известно, как построить счастливую семью. Представьте себе, что перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете к дому по широкой дорожке, усаженной красивыми цветами, ветер доносит  до вас аромат зелени и свежесть раннего вечера. Там за большими окнами, освещенными ярким светом, вас ждут…  Остановитесь, оглянитесь! Нет, впереди, именно там вас ждут с нетерпением самые близкие люди, ваша счастливая семья…

Прием «Список ингредиентов».

- Какие отношения должны быть в вашей семье, может быть, вы для себя определили. А можно ли предложить универсальный рецепт счастливой семейной жизни? Есть рецепты приготовления блюд. А мы попробуем составить список ингредиентов для  создания хороших отношений в семье.

Продолжите фразу и запишите свой ингредиент на флипчарте: 

Для  создания счастливой семьи необходимы

1) взаимопонимание,

2)  

Уточнение домашнего задания.  Написать чистовой вариант сочинения-рассуждения на основе текста И. Человекова о семье.

        Приложение

        Лист самооценки

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...