Сравнительный анализ вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования
методическая разработка

Хамадеева Анастасия Сергеевна

Работа Хамадеевой Анастасии

Сравнительный анализ вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования

 

«Детство»

«От рождения до школы»

«Успех»

«Радуга»

Научный руководитель/руководители авторского коллектива

К.п.н. проф. Г.И. Бабаева; д.п.н. проф. А.Г. Гогоберидзе, к.п.н. доцент О.В. Солнцева,

Идея была подана Верой Иосифовной Логиновой.

Г.С. Комарова и М.А. Васильева, потом присоединился Н.Е. Веракса.

Нина Владимировна Федина- руководитель авторского коллектива.

Елена Викторовна Соловьёва- научный руководитель

Краткая справка о создании программы

Презентация программы-1991. Разработана на кафедре дошкольного воспитания  в ЛГПИ им.  Герцена.

Создана программа «Детство» в 2014 году.

 

Написана под редакцией Г.С. Комаровой и М.А. Васильевой, а потом к ним присоединился Н.Е. Веракса; программа написана на основе программы «Воспитания и обучения в детском саду» в 1962 году.

2008-2009- разработка примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»;

2009-2010- Апробация Программы в 7 субъектах РФ;

С 2010- Разработка методического обеспечения и диагностического инструментария к программе «Успех»;

2014-Переработана в соответствии с ФГОС ДО.

  • Разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет;
  • Первая вариативная программа нового поколения, которая ознаменовала переход от ЗУНовской модели (Типовая программа) к развивающей ребёнка модели построения образовательного процесса;
  • Прошла апробацию в разных регионах России и подверглась независимой экспертизе;
  • Переработана в соотвествии с ФГОС дошкольного образования.

Создана в 2008 году.

Цели

  • Создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей;
  • Широкое взаимодействие с миром;
  • Активное практикование в разных видах деятельности.
  • Развитие личности ребёнка;
  • Сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Патриотическое воспитание;
  • Нравственное воспитание;
  • Поддержка традиционных ценностей и нацеленность на дальнейшее развитие.

Главная цель образования- это образование человека. Она не может быть решена силами одной образовательной программы, но при этом каждая образовательная программа (дошкольного общего, высшего образования) должна внести свой вклад в достижении этой, имеющей непреходящую ценность .

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей и формировать привычку к здоровому образу жизни;
  • Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию ребёнка;
  • Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Особенности структуры и содержания

Программа соответствует примерной образовательной программе.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Программа соответствует примерной образовательной программе.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Программа соответствует ФГОС ДО.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Программа соответствует примерной образовательной программе.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Отличительные особенности программы

В  программе представлены идеи:

  • Идея о развитии ребёнка, как субъекта детской деятельности;
  • Идея о феноменологии современного детства;
  • Идея о целостности развития ребёнка в условиях эмоционально насыщенного интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательный процесс;
  • Идея о педагогическом сопровождении ребёнка, как совокупность условий, ситуации выбора, стимулирующих развитие детской субъективности и её проявлений- инициативность, творчество, интересов, самостоятельной работы

Основные приоритеты программы:

  • Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Учёт индивидуальных особенностей детей,
  • Направленность на развитие ценности ребёнка.

Отличительные особенности программы:

  • Программа ориентирована на ребёнка;
  • В основе лежит личностно-ориентированный подход в обучении;
  • Патриотическая направленность обучения детей;
  • Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;
  • Нацеленность на дальнейшее образование;
  • Организуется полноценное общение со сверстниками.

 

Принцип реализации программы:

  • Адекватность возрасту: определены ведущие виды деятельности в младшем возрасте (эмоциональное общение со взрослыми); ранний возраст (предметная деятельность); дошкольный возраст (игра); определены формы реализации программы по возрасту.
  • Интеграция содержания дошкольного образования- альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. –Основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться и в ходе реализации других областей Программы; -Предлагаемое деление на образовательные области является условным и вызвано удобством в организации материала, необходимостью его систематического изложения.
  • Комплексно-тематический принцип. В основу реализации принципа положен примерный календарь праздников, который является организационно-методической основой программы.

 

  • Обеспечивать охрану здоровья;
  • Способствовать физическому развитию;
  • Способствовать становлению деятельности;
  • Способность становлению сознания;
  • Закладывать основы личности;
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • Создавать условия для творческого самовыражения.
  • Вывод
  • Программа «Детство» соответствует ФГОС ДО.
  • Основное направление программы ориентирована на личность ребёнка, на её развитие, как субъекта деятельности. Программа предлагает насыщенное содержание образовательного процесса. В содержании программы «Детство» определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности по всем возрастным областям.
  • Программа «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образования. Главной целью программы является развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей. В основе программы лежит патриотическое и нравственное воспитание ребёнка.  Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное
  • взаимодействие взрослых с детьми.
  • Отличительными чертами Программы «Успех» являются событийный принцип построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности. Программа соответствует ФГОС ДО.
  • Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области. Программа адекватна возрастным особенностям детей, в программе имеется интеграция содержания дошкольного образования, программа имеет комплексно-тематический принцип.

 

  • «Радуга» — первая программа нового поколения, которая своим появлением открыла вариативность дошкольного образования. В ней определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области. Данная программа
  • обеспечивает охрану здоровья; способствует физическому развитию;
  • способствует становлению деятельности; закладывает основы личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_programm.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Хамадеевой Анастасии

Сравнительный анализ вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования

«Детство»

«От рождения до школы»

«Успех»

«Радуга»

Научный руководитель/руководители авторского коллектива

К.п.н. проф. Г.И. Бабаева; д.п.н. проф. А.Г. Гогоберидзе, к.п.н. доцент О.В. Солнцева,

Идея была подана Верой Иосифовной Логиновой.

Г.С. Комарова и М.А. Васильева, потом присоединился Н.Е. Веракса.

Нина Владимировна Федина- руководитель авторского коллектива.

Елена Викторовна Соловьёва- научный руководитель

Краткая справка о создании программы

Презентация программы-1991. Разработана на кафедре дошкольного воспитания  в ЛГПИ им.  Герцена.

Создана программа «Детство» в 2014 году.

Написана под редакцией Г.С. Комаровой и М.А. Васильевой, а потом к ним присоединился Н.Е. Веракса; программа написана на основе программы «Воспитания и обучения в детском саду» в 1962 году.

2008-2009- разработка примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»;

2009-2010- Апробация Программы в 7 субъектах РФ;

С 2010- Разработка методического обеспечения и диагностического инструментария к программе «Успех»;

2014-Переработана в соответствии с ФГОС ДО.

  • Разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет;
  • Первая вариативная программа нового поколения, которая ознаменовала переход от ЗУНовской модели (Типовая программа) к развивающей ребёнка модели построения образовательного процесса;
  • Прошла апробацию в разных регионах России и подверглась независимой экспертизе;
  • Переработана в соотвествии с ФГОС дошкольного образования.

Создана в 2008 году.

Цели

  • Создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей;
  • Широкое взаимодействие с миром;
  • Активное практикование в разных видах деятельности.
  • Развитие личности ребёнка;
  • Сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Патриотическое воспитание;
  • Нравственное воспитание;
  • Поддержка традиционных ценностей и нацеленность на дальнейшее развитие.

Главная цель образования- это образование человека. Она не может быть решена силами одной образовательной программы, но при этом каждая образовательная программа (дошкольного общего, высшего образования) должна внести свой вклад в достижении этой, имеющей непреходящую ценность .

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей и формировать привычку к здоровому образу жизни;
  • Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию ребёнка;
  • Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Особенности структуры и содержания

Программа соответствует примерной образовательной программе.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Программа соответствует примерной образовательной программе.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Программа соответствует ФГОС ДО.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Программа соответствует примерной образовательной программе.

Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Отличительные особенности программы

В  программе представлены идеи:

  • Идея о развитии ребёнка, как субъекта детской деятельности;
  • Идея о феноменологии современного детства;
  • Идея о целостности развития ребёнка в условиях эмоционально насыщенного интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательный процесс;
  • Идея о педагогическом сопровождении ребёнка, как совокупность условий, ситуации выбора, стимулирующих развитие детской субъективности и её проявлений- инициативность, творчество, интересов, самостоятельной работы

Основные приоритеты программы:

  • Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Учёт индивидуальных особенностей детей,
  • Направленность на развитие ценности ребёнка.

Отличительные особенности программы:

  • Программа ориентирована на ребёнка;
  • В основе лежит личностно-ориентированный подход в обучении;
  • Патриотическая направленность обучения детей;
  • Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;
  • Нацеленность на дальнейшее образование;
  • Организуется полноценное общение со сверстниками.

Принцип реализации программы:

  • Адекватность возрасту: определены ведущие виды деятельности в младшем возрасте (эмоциональное общение со взрослыми); ранний возраст (предметная деятельность); дошкольный возраст (игра); определены формы реализации программы по возрасту.
  • Интеграция содержания дошкольного образования- альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. –Основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться и в ходе реализации других областей Программы; -Предлагаемое деление на образовательные области является условным и вызвано удобством в организации материала, необходимостью его систематического изложения.
  • Комплексно-тематический принцип. В основу реализации принципа положен примерный календарь праздников, который является организационно-методической основой программы.

  • Обеспечивать охрану здоровья;
  • Способствовать физическому развитию;
  • Способствовать становлению деятельности;
  • Способность становлению сознания;
  • Закладывать основы личности;
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • Создавать условия для творческого самовыражения.
  • Вывод
  • Программа «Детство» соответствует ФГОС ДО.
  • Основное направление программы ориентирована на личность ребёнка, на её развитие, как субъекта деятельности. Программа предлагает насыщенное содержание образовательного процесса. В содержании программы «Детство» определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности по всем возрастным областям.
  • Программа «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образования. Главной целью программы является развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей. В основе программы лежит патриотическое и нравственное воспитание ребёнка.  Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное
  • взаимодействие взрослых с детьми.
  • Отличительными чертами Программы «Успех» являются событийный принцип построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности. Программа соответствует ФГОС ДО.
  • Определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области. Программа адекватна возрастным особенностям детей, в программе имеется интеграция содержания дошкольного образования, программа имеет комплексно-тематический принцип.

  • «Радуга» — первая программа нового поколения, которая своим появлением открыла вариативность дошкольного образования. В ней определены задачи, содержание, результаты образовательной деятельности каждой возрастной группы и по каждой образовательной области. Данная программа
  • обеспечивает охрану здоровья; способствует физическому развитию;
  • способствует становлению деятельности; закладывает основы личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным   общеобразовательным программам дошкольного образов...