Предметно-ориентированные технологии на уроках русского языка.
статья

Литягина Ирина Викторовна

Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnoorientirovannye_tehnologii.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-ориентированные технологии на уроках русского языка

        Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков.

К ним относятся:

Технология дифференцированного обучения.

Технология уровневой дифференциации была разработана московскими и петербургскими педагогами в середине 80-х годов 20 века.

В практике обучения выделяются две формы дифференциации:

1) внешняя дифференциация-создание на основе определённых принципов(интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к обучающимся требования различаются.. Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной системы(выбор профильного класса или класса с углубленным изучением цикла предметов), либо в рамках элективной системы(обязательный выбор определённого числа учебных предметов и свободный выбор факультативов)

2) внутренняя (уровневая) дифференциация-совокупность методов, форм, средств обучения, применяемых с учётом индивидуальных особенностей обучающихся на основе выделения разных  уровней учебных требований. При этом обязательно овладение всеми учениками общим базовым уровнем подготовки. Внутренняя дифференциация-необходимая черта процесса обучения.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка- это работа по одной программе, но на разных уровнях  сложности в рамках классно-урочной системы  с целью развития личности каждого обучающегося посредством изучаемого предмета.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним обучающимся дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации  учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1)составление текстов диктантов;2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.

 Технология концентрированного обучения

Технология концентрированного обучения  по-другому называется «погружение в предмет»,Концентрированное обучение- особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и обучающихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счёт объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

 Технологии личностно-ориентированного обучения

В данной технологии обучающийся рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях. При этом учитываются возрастные, психологические особенности каждого обучающегося.

Игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

Педагогические мастерские

Мастерская- необычная форма проведения  урока. Одной из особенностей работы мастерской является то, что учитель как оратор, рассказчик, разъяснитель нужен лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием.

Этапы(фазы)работы   педагогической мастерской:

Фаза индукции. На этом этапе учитель создаёт эмоциональный настрой. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д- всё, что может вызвать чувства,  поток ассоциаций. Обучающиеся формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Работа с материалом . Обучающиеся анализируют материал, выдвигая различные , в том числе и фантастические ,идеи,  гипотезы. На этом этапе можно подсказывать какие-то приёмы творчества ,например, что было бы, если…

Каждый работает самостоятельно. Мешать друг другу нельзя. При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывать влияния на других. Но иногда работа в мастерской сразу начинается в группе.

Очень важным является требование обучать ребят умению видеть в чужих работах положительные, оригинальные моменты.

Социализация. Обучающиеся анализируют тексты, ищут необычное, пытаясь сформулировать правило написания . Обсудив (в малой группе) и дополнив свои работы, ребята вывешивают их на стендах или прямо на стенах в классе. Идёт свободное общение. Дети ходят по классу, задают вопросы, высказывают своё мнение. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Таким образом, первичная социализация может быть в малой группе, а основная –перед всем классом. Этапы «работа с материалом» и «социализация» могут чередоваться в процессе  работы мастерской.

Рефлексия- очень важный момент работы, когда ученики говорят(и учатся говорить) о своих чувствах, возникающих в процессе работы. На этом этапе ученики также могут сообщить о том, чему они сегодня научились.

План проведения мастерской должен быть детализирован.

В обобщённом виде принципы работы мастерской таковы:

1) равенство всех участников, включая педагога

2) ненасильственное вовлечение  в процесс деятельности

3) отсутствие оценки ( точнее, отметки)

4) отсутствие соперничества, соревнования

5) чередование индивидуальной и групповой работы

6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса

7) разнообразие используемого материала

8) ответственность каждого за свой выбор

 

 Модульное обучение

Модульное обучение активно используется в практике преподавания русского языка. Оно базируется на деятельностном подходе к обучению: обучающийся осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой заложил Л,С, Выготский.

Учебная деятельность должна быть организована в разных формах- индивидуальная, парная, групповая , в парах сменного состава.

Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия. Для улучшения усвоения темы учитель следует жёсткой структуре модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с указания цели и порядка действий; заканчивается- контролем.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Использование ИКТ в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

И именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.

Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и нужный урок.

Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю-новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно-воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

Информационно - коммуникационные технологии помогают сделать учебный процесс эффективным и содержательным, что отвечает требованиям современного образования....

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка

В этой статье дан краткий обзор разнообразных современных педагогических технологий, которые может использовать учитель русского языка. Но большее внимание уделено такой универсальной технологии как ...

«Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Наступила эра смешанного обучения. Педагогов призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой буду...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...