Классный час "Патриотическое воспитание"
классный час

Хаева Мария Владимировна

Цель: формирование устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.

Задачи:

- освоить ОК. 06  ФГОС 43.01.09 «Повар, кондитер»  - «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей»;

- обобщить материал по предложенной тематике;

- содействовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала студента, его творческих и других способностей;

- сформировать целостностьединого коллектива;

Форма проведения классного часа: беседа, с элементами дискуссии.

Структура классного часа:

I. Организационный этап (взаимное приветствие преподавателя и студентов).

II. Подготовка студентов к беседе (актуализация знаний, сообщение темы, задач).

III. Беседа.

IV.Подведение итогов и рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0227.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Методическая разработка классного часа на тему: «Патриотизм, как базовая национальная ценность молодежи»

Для студентов I курса группы №12 «Повар, кондитер»

Автор: Хаева М.В., преподаватель первой категории

Цель: формирование устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.

Задачи:

- освоить ОК. 06  ФГОС 43.01.09 «Повар, кондитер»  - «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей»;

- обобщить материал по предложенной тематике;

- содействовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала студента, его творческих и других способностей;

- сформировать целостностьединого коллектива;

Форма проведения классного часа: беседа, с элементами дискуссии.

Структура классного часа:

I. Организационный этап (взаимное приветствие преподавателя и студентов).

II. Подготовка студентов к беседе (актуализация знаний, сообщение темы, задач).

III. Беседа.

IV.Подведение итогов и рефлексия.

I. Организационный этап (взаимное приветствие преподавателя и студентов).

II. Подготовка студентов к дискуссии (актуализация знаний, сообщение темы, задач).

Вступительное слово преподавателя

Ребята! Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелую пору. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. Большинство молодежи живет эгоистическими стремлениями удовлетворить свои потребности. В результате вырастает ко всему равнодушное поколение, которого нельзя ничем удивить и заинтересованность.

Ребята! Давайте посмотрим ролик на эту острую проблему в современном мире.

Я думаю сейчас мы сможем сформулировать тему классного часа: «Патриотизм, как базовая национальная ценность молодежи».

Цель: ответ на вопрос «Хорошо ли быть патриотом?»

  • Задачи:
  • 1. Сформировать определение «патриотизма».
  • 2.Обобщить знания о ценностях нашей страны.
  • 3.Проанализировать преимущества патриотизма.
  • 4.Сделать выводы и ответить на вопрос: «Хорошо ли быть патриотом?»

Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

III. Беседа.

Ребята, что для Вас значит слово«патриотизм»? (ответы).

Существует множество определений, но я выбрала по-моему самое точное:

Патриотизм- это любовь к Отчизне. Вл. Даль. Толковый словарь

Родина, Отчизна – это святые понятия, которые в идеале должны быть развиты и поняты у любого из нас. Какие бы события ни происходили в стране, всегда надлежит помнить о том, что каждый из нас ежедневно, ежечасно творит историю.

Ребята, а в какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства?

Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

Ребята, а сейчас я хочу перейти с следующему разделу нашего мероприятия, обобщение знаний о ценностях России. И мне хотелось начать с  официальных символах нашей страны (мы разделились на две команды, давайте представим капитанов):

Задание 1.  Государственные символы.

1.Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Что означает российский флаг? (Ответы.)

Где можно увидеть его?

2.Что изображено на нашем гербе? (Ответы.)

3.Что такое государственный гимн? (Ответы.) О чем, говорят слова гимна? Ребята, очень отрадно, что вы знаете слова нашего гимна.

Ребята давайте вспомним не официальные символы России. (ответы)

Задание № 2. «Города России»

В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Есть города-герои. Города в которых был проявлен массовый героизм и мужество в защите Родины в годы ВОВ. Вы знаете их? Давайте перечислим некоторые, возможно кто-то расскажет про подвиг того или иного города.

Конкурс №3. Знаменитые русские люди

Богата наша страна талантами.

Посмотрите, сколько знаменитых людей прославили на Россию своим творчеством и трудом!

Вспомните и назовите знаменитых людей нашей страны.

Студенты по очереди называют фамилии выдающихся русских людей.

Задание № 4. Что дала Россия миру?

Конкурс № 5. Ребята, а сейчас предлагаю окунуться в мир таинственной и загадочной души русского человека. Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. Многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые  языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Какие обычаи и традиции русского народа вы знаете? (зачитываются доклады).

Масленица относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай  в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти  религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Еще одним из важных обрядов являются святки.

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и  готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили взвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки,  пироги и сочиво.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает.

Больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Одним из них является сватовство.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме  каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у  девушки.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи.

Говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год  обязательно приносил крестным  кутью и другое угощение, а крестный одаривает его  в ответ какими-либо сладостями.

Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году  день  цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только  человек чистый сердцем, безгрешный .

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

Все народы, населяющие нашу планету, имеют свои обычаи и традиции. Но есть обычаи, характерные  для всех. Это и закон гостеприимства, уважения к старшим, закон дружбы между соседями. Хранить и передавать из поколения в поколение мудрость, сохраненную веками, также обычай, существующий у всех народов.

Конечно, в ХХ1 веке мы отказались от многих обычаев. Таких, например, как кровавая месть, калым, амангерство. Но ведь любые обычаи и традиции складывались веками и тысячелетиями. И прежде чем их осуждать, стоит подумать, что сама жизнь диктовала свои законы выживания.

Сегодня каждый выбирает сам для себя стоит или нет соблюдать заветы своих предков. Но нужно твердо помнить, что традиции – это часть истории. Судьба каждого близкого нам человека – это также часть истории. Мы должны знать свою родословную, если хотим сохранить свою историю и культуру.

IV. Подведение итогов и рефлексия.

Подумайте и ответьте на вопрос «Почему мы гордимся Россией?» (Ответы.) А сейчас посмотрим ролик, за что, любят Россию иностранцы-студенты университетов РФ.

Приближается весна, все оживает, распускается. А мы с вами оживим наш флаг яркими, солнечными цветами с памятными пожеланиями и своим настроением.

Молодцы, ребята.

Я желаю вам, ребята. быть честными и достойными гражданами своей страны, у каждого из Вас есть шанс прославить Россию своим честным трудом и достижениями- не теряйте его.

Анкета

1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»?

2. Какими качествами должен обладать патриот?

3. Считаете ли Вы себя патриотом?

4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, техникум, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.

5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

а) да;

б) нет;

в) совсем не знаю;

г) затрудняюсь ответить.

6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?

а) да, поют;

б) не поют;

7. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)

– патриотические клубы и центры;

– фестивали и конкурсы патриотической направленности;

– военно-спортивные игры;

– выставки патриотической направленности;

– встречи с ветеранами.

8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?

9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Классный час "Роль семьи в воспитании личности, полезной для близких и общества"

Классный час "Роль семьи в воспитании личности, полезной для близких и общества", в котором учащиеся рассуждают о том, что такое семья для каждого из них и от чего завист счастье в семье....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»

В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания  студентов ГБПОУ  КК «БАК» с использованием...

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни"

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни" для студентов 1 курсов среднего профессионального образования...