Разработка урока в рамках 150 культур Дона
план-конспект урока

Молодых Елена Юрьевна

Разработка урока в форме путешествия по легендам и мифам разных народов. 

Дети знакомятся с легендами русской и украинской культуры с помощью предметов на выставке и  символов, скрытых в цветах. Сравнивают, обобщают, делают вывод: русские и украинские легенды имеют сходства и различия. Это связано с тем, что исторически наши народы – братья, они имеют общих предков –восточных славян, поэтому представление людей о добре и зле, о справедливости, сострадании и явлениях природы, символах, похожи. Есть и отличия. Они связаны с тем, что культура и традиции каждого народа имеет свой национальный колорит, который отражается в произведениях УНТ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legendy_tsvetochnoy_polyany.docx33.87 КБ
Файл prilozhenie.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе на тему                                                                                                                                                                                          «Легенды цветочной поляны»

Цель: показать образность, поэтичность славянских легенд, развивать навыки анализа текста, выявить сходство и различие  между легендами братских народов (на примере русских и украинцев)

  Решаемые учебные проблемы:
-установление взаимосвязи между русской литературой, её  духовно-нравственными ценностями и литературой других народов на примере легенд;
-приобщение школьников к истокам русской и украинской культуры;
-художественное своеобразие и национальный колорит легенд славянских народов. Связь с другими учебными предметами
 (история, мхк)

Задачи:

  • познакомиться  с легендами русского  и украинского народа, выявить их своеобразие;
  • определить особенности образности языка.

Виды деятельности учителя:
беседа (мотивационная), рассказ, опрос, игра.

Виды деятельности учеников:
работа с текстом: опережающее чтение, слушание, смысловое  чтение, ответы на вопросы, работа  в группах, анализ и синтез нового материала, пересказ.

Формируемые и развивающие УУД:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, установление связи между наследием русской литературы, её духовно-нравственными ценностями и литературой других народов, умение работать в группе, индивидуально, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации, умение пересказывать, отвечать на вопросы  с использованием образных средств русского языка, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка, умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Оборудование: рушники (русский и украинский), национальная украинская рубаха, фартук, прихватка с изображением национальных символов, компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, доска, мел, цветы, изображение березки и ветви калины.

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение целей.

Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по легендам и мифам разных народов. Вспомните, что мы изучали и с чем знакомились на прошлом уроке?

(Знакомились с понятиями миф и легенда, с мифами древней Греции, Славянской мифологией, сравнивали легенды славян и скандинавские, читали, составляли кроссворд, играли в игру «В поисках золотого руно»). Вспомните определение легенды.

Слайд 1

-Посмотрите на необыкновенную поляну. Что привлекает ваш взор? Как можно назвать такую поляну? Скажите, а цветы, которые растут на поляне, могут быть связаны с легендами? Как?

Как можно назвать наш урок?                                                                                                                  

Слайд 2  

Тема -Легенды цветочной поляны

 Запишите число и  тему урока в тетради

- Как вы думаете, какую основную задачу мы должны будем решить сегодня на уроке, в связи с  темой урока?

(Выявить, какие символы за цветами скрыты)

-Да, сегодня мы познакомимся  с легендами русской и украинской культуры с помощью символов, скрытых в цветах.

Цель – найти черты сходства и различия между легендами братских народов.

2.Знакомство с новым материалом.

Слово учителя:

Историческая справка о русских и украинцах

Замечательный русский летописец, монах Нестор, в своем знаменитом труде « Повесть временных лет» рассказал об истории восточных славян, о возникновении Древнерусского государства, особенностях быта славянских племен (поляне, древляне, северяне, дулебы, дреговичи, полочане, кривичи, вятичи и др.). Славяне не навязывали соседям свои обычаи и не вторгались в их внутреннюю жизнь. Против внешних врагов они зачастую выступали заодно. В Русском государстве украинцами изначально называли воинских людей (пограничников), нёсших службу «на окской украйне». В фольклоре отражались многие стороны жизни людей того времени.

- Как вы думаете, может ли быть общее в легендах  и традициях славян?

Могут ли быть различия? Почему?

(слайд 3,4: рушники, костюмы, обычаи)

Обратите внимание на традиционные обряды, костюмы русского народа и украинского. Что изображено на рушниках, какие детали есть на костюмах?

Историческая справка

В свадьбе используются несколько специальных рушников: на икону - родительское благословение; под хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых; два каравая; для связывания руки невесты с рукой жениха (символ соединения, неразлучности); особый рушник, который невеста приносит в дом жениха; настольные большие рушники со свадебной символикой, и т.д.

В традиционной вышивке восточных славян изображение на свадебном рушнике пары птичек (жаворонков, голубков) символизирует жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Существует прекрасная традиция сохранять свадебный рушник в семье, передавая его из поколения в поколение. 

В традиционной славянской вышивке важное символическое значение имеет цвет. Красный цвет в народной культуре всегда имел особое значение. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и здоровья.

      Характерно, что символику растений, цветов мы можем встретить на национальных костюмах и предметах обихода.

Слайд 5

    В стародавнюю, дохристианскую пору, когда Мать-Сыра-Земля представлялась славянам божественной супругой Неба — Сварога, одевавшие ее травы казались пышнокудрыми волосами праматери богов.          Каждый цветок, травушка каждая  у древних имел свое значение, имел своих божественных покровителей. Относились к ним  бережливо, с уважением великим, легенды о них сочиняли, сказки складывали…

После разделения славян на разные народы, в том числе русских и украинцев, постепенно появляются различия обрядов и предметов, связанных с традициями, национальных костюмов,  образа жизни, легенд вокруг символичных явлений и предметов каждого.

Сегодня мы познакомимся с растениями, которые считаются символами России  и Украины. (слайды 6-37)

Слайды сопровождаются небольшим рассказом учителя по каждому растению, проводится игра «Угадай растение», предлагаются ребусы. Слайды, на которых изображены береза, калина, сопровождаются музыкальным оформлением (русская народная песня «Во поле береза стояла», украинской народной песней «Калина», примерами обрядов).

3.Работа с текстом (слайд 38)

Слово учителя.

-Ребята, у каждого на парте  есть распечатанные легенды о цветах.  Сейчас мы переходим к работе с текстом.

1)Первичное знакомство с текстом

-ознакомительное чтение.

Прочитайте каждый свой текст. К какому жанру УНТ можем отнести? Согласны ли вы, что перед вами легенды. Докажите.

2)вторичное чтение

-Поисковое чтение

Выделите основную мысль (подчеркните маркером ключевые слова).Запишите в тетрадь.

-изучающее чтение (устное проговаривание и коррекция)

Составьте 4 вопроса к тексту. Задайте их друг другу. Перескажите.

Примерные вопросы детей:    

Легенда о ромашке

1)какой сон приснился Роману?

2)найдите доказательства любви юноши.(Остался в царстве сноведений, чтобы выполнить просьбу любимой)

3)Символом чего являются ромашки? (символом любви и верности)

4)Что пытаются узнать, гадая на ромашке?

На доске учитель записывает название легенды, основную мысль, символ цветка. Дети записывают в тетради. (Легенда о ромашке. Основная мысль – откуда появились ромашки. Ромашка – символ любви и верности.)

Легенда о калине      

1)Как привлекла девушка внимание кузнеца?

2)Чем  отличался кузнец от других парней?

3)почему ягоды калины превратились из сладких в горькие?

4)какое поверье  связано с букетом калины?

Вывод: калина – символ девичьей красоты, жизни.

На доске учитель записывает название легенды, основную мысль, символ цветка. Дети записывают в тетради. (Легенда о калине. Основная мысль – почему ягоды калины стали горькими. Калина – символ девичьей красоты, жизни.)

-Найдите средства выразительности. Запишите их в свой тематический алфавит.

. (Эпитеты: горькие слезы, нежный цветок, сравнения: как дуновение ветра, стройная как березка, кожа будто излучала сияние, метафоры:  искра любви любовь не угасла, инверсия: пришел кузнец.., от цветка исходила нежность..)

4.Закрепление

-Какую роль играют средства выразительности в текстах?

(Эпитеты -усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи;

обогащают содержание высказывания, метафоры, сравнения - помогают более точно представить предмет или явление; олицетворение - придают тексту яркий, зримый характер, инверсия - для привлечения внимания читателя)

Вывод: Сравнение украинской   и русской легенд.

-Назовите черты сходства украинской и русской легенды

 (Сходства: оба рассказа относятся к легенде,  в основе каждого замечательное событие, поступок героя, чудо, оба текста про любовь).

-Назовите отличия

(Отличия - разные цветы- символы, имена, национальные особенности)

Русские и украинские легенды имеют сходства и различия. Это связано с тем, что исторически наши народы – братья, они имеют общих предков –восточных славян, поэтому представление людей о добре и зле, о справедливости, сострадании и явлениях природы, символах, похожи. Есть и отличия. Они связаны с тем, что культура и традиции каждого народа имеет свой национальный колорит, который отражается в произведениях УНТ.

5.Рефлексия

Ромашка Блума (слайд 39)

Вопросы классу:

  • Какие цветы-символы вы запомнили?
  • Дайте определение легенде
  • С какими легендами познакомились на уроке?
  • Почему многие авторы и поэты в своем творчестве используют легенды?
  • Зачем нужно  нам изучать легенды?
  • Чему учат легенды?
  • В чем сходство и различие русских и украинских легенд ?

6  Домашнее задание (слайд 40)

  • Познакомиться с новыми легендами Украины и России. Инсценировка понравившейся легенды,
  • Составление синквейнов, кроссвордов на основе изученных легенд;
  • Составление словарика символов цветов;
  • Проектная деятельность: цветы-символы в творчестве русских и зарубежных писателей.

7. Итог. (слайд 41)



Предварительный просмотр:

Легенда о ромашке.

 В давние давно в одной далекой деревушке жила одна девушка по имени Мария. Она была прекрасной как утренняя заря, нежной как дуновение ветра и стройной как березка. У нее были светло-русые волосы и голубые глаза, а ее кожа будто излучала перламутровое сияние. Эта девушка была безумно влюблена в парня по имени Роман из соседней деревни. Ее чувства были взаимны, и молодые люди практически не расставались. Они каждый день гуляли по лесам, собирали ягоды, грибы, цветы.

Однажды Роману приснился сон, будто старец в какой-то неведомой стране преподносит ему доселе невиданный цветок - с ярко желтой сердцевиной и белыми вытянутыми лепестками вокруг. Когда Роман пробудился ото сна, то увидел, что на его кровати действительно лежит этот цветок. Он ему настолько понравился, что сразу же подарил его своей возлюбленной. От цветка исходила нежность, и девушка была в восторге от столь необычного подарка и решила назвать его ласковым именем - Ромашка. Она никогда раньше не видела такого простого и в то же время нежного цветка. Девушке стало грустно оттого, что не все влюбленные могут наслаждаться красотой ромашки, и она попросила Романа собрать целый букет этих удивительных цветов. Роман не смог отказать любимой и на следующий день отправился в путь. Долгое время он бродил по просторам Земли и, наконец, на краю света, отыскал царство сновидений. Его правитель согласился подарить его девушке целое поле ромашек, только если Роман навсегда останется в его владениях. Юноша был готов на все ради своей любимой, и он навсегда остался в стране снов. Девушка несколько лет ждала возвращения Романа, но он все не стучал в ее дверь. И, когда однажды утром, она увидела ромашковое поле у своего дома, то поняла, что ее любовь жива, любовь не угасла…

Так люди получили ромашку и полюбили эти цветы за их простоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них: "Любит - не любит?"

Легенда о калине

       Давным-давно ягоды калины были намного слаще ягод малины. Одна красавица влюбилась в кузнеца, который отличался от всех других парней своей несметной гордостью. Этот кузнец не обращал на девушку совершенно никакого внимания. Он мог пройти рядом с ней и сделать вид, что он ее просто-напросто не видит, ни единой искры любви. Кузнец не замечал девушки, зато проводил все свое свободное время в прелестном  лесу. Девушка уже не знала, как ей привлечь его внимание и решила сжечь лес. Решила и сделала. Пришел кузнец на свое излюбленное место, а леса, как и не бывало. Леса нет, зато остался куст этого растения, под которой и сидела красавица и лила горькие слезы. Кузнец сразу же влюбился в заплаканную девушку, однако его любовь была ей больше не нужна. И все потому, что при пожаре красавица превратилась в уродину. Зато с тех пор кузнец научился любить и отвечать взаимностью. Что же касается ягод этого растения, то с тех пор они были уже не сладкими, а горькими. Люди объясняют это просто – слезы девушки придали им эту горечь. Именно с тех пор люди из народа придумали поверье, которое гласило, что букет калины, приложенный к влюбленному сердцу, обязательно успокоит боль, которую испытывает влюбленный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по физической культуре по разделу: Баскетбол

Методическая разработка 5-ти  уроков по физической культуре по разделу: Баскетбол...

Разработка урока по физической культуре <<Колейдоскоп>>.

Методическая разработка урока по физической культуре тема <<Колейдоскоп>>. Автор учитель физической культуры МКОУ СОШ №6 имени Героя России Шерстянникова А.Н. УКМО Теймурова Александра Пет...

Методическая разработка урока по физической культуре Спортивные игры:«Совершенствование техники владения мячом»

Методическая разработка  урока по физической культуре  поможет                         преподавателям в планиров...

Методическая разработка урока по физической культуре "Волейбол"

Методическая разработка урока по физической культуре "Волейбол"для студентов первого курса техникума...

Методическая разработка урока по физической культуре "Волейбол"

Методическая разработка урока по физической культуре "Волейбол"для студентов первого курса техникума...

Методическая разработка урока по физической культуре "Волейбол"

Методическая разработка урока по физической культуре "Волейбол"для студентов первого курса техникума[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24674710","attributes":{"alt":"","cla...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...