Философия А.Шопенгауэра и его значение для современности
план-конспект занятия на тему

Егорова Наталья Борисовна

Современное демократическое общество стремительно шагает вперёд, достигая всё новых и новых результатов в своём развитии. Происходящие изменения, так или иначе, затрагивают все страны вне зависимости от культуры. В большинстве своём люди придают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Результатом служат технические открытия, которые мешают общаться человеку с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться общаться с Богом. Многие уже верят  только в технические разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_a.docx60.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Российской Федерации

 

ИГУПИТ

 

 

Кафедра ««Технология индустрии моды и красоты»»

 

 

 

 

 

  

 

 

Контрольная работа

 

по специальности "Сервис"

 

на тему:

 

" Философия А.Шопенгауэра и его значение для современности "

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Егорова Наталья

Борисовна

                     

 

 

 

 

 

 

Москва  2015

Введение

Современное демократическое общество стремительно шагает вперёд, достигая всё новых и новых результатов в своём развитии. Происходящие изменения, так или иначе, затрагивают все страны вне зависимости от культуры. В большинстве своём люди придают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Результатом служат технические открытия, которые мешают общаться человеку с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться общаться с Богом. Многие уже верят  только в технические разработки.

Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были  философы Вагнер, Ницше, Шопенгауэр. Многие философы делали неоднократные попытки познать душу разной культуры, однако их старания были тщетны, ведь они не могли объединить воедино душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии получило название пессимистическое, а самыми яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра, а также значение его взглядов  для современности.

Задачи:

Исследовать взгляды и идеи Артура Шопенгауэра

Исследовать его учение о бытие, а также  взгляды философа на развитие общества и государства.

 Исследовать этику Шопенгауэра,

1.Раскрыть роль и специфику философии А. Шопенгауэра в истории европейской философской мысли.

2. Выяснить содержание и обосновать место воли и свободы в жизни человека с позиции А.Шопенгауэра.

3. Определить и проанализировать основные детерминанты философских взглядов А. Шопенгауэра.

1. Биография А.Шопенгауэра.

Артур Шопенгауэр  знаменитый немецкий философ (1788–1860). В юности он вместе с родителями объехал Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию (1803–1805). Вернувшись из путешествия, Шопенгауэр по желанию отца поступил (1805) в ученье к одному крупному коммерсанту, но когда отец вскоре умер, решил посвятить себя ученому поприщу. В 1809 он поступил на факультет медицины в Гёттингенском университете, затем занимался философией в Берлине и Иене. По окончании своего главного труда «Мир как воля и представление» (издан в Лейпциге, 1819) Шопенгауэр отправился в Испанию. По возвращении оттуда он безуспешно добивался кафедры в берлинском университете, а в 1831 уехал во Франкфурт-на-Майне, который считал самым здоровым городом в Германии и предался исключительно философским занятиям.

Шопенгауэр - автор  следующих философских трудов: сочинений «Мир как воля и представление», «О четверном корне закона достаточного основания» (содержит его логику), «О Воле в природе», (натурфилософия), «Две основных проблемы этики» (два сочинения: первое провозглашает основой этики сострадание, а второе излагает весьма близкий к Канту взгляд на свободу воли), «О зрении и цветах».

Шопенгауэр с полным правом мог сказать "Закат моей жизни стал зарёй моей славы". В 1859 году вышло третье издание "Мира как воли и представления", а в следующем году - третье издание "Двух основных идей этики". Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии. Согласно письменно выраженному им желанию, тело. Шопенгауэра не вскрывали. Чело его было увенчано лавровым венком; 26 сентября смертные останки Шопенгауэра были преданы земле. Могилу Шопенгауэра украшает простая надгробная плита, увитая плющом. На этой плите высечены только два слова: «Артур Шопенгауэр» и больше ничего – ни года его рождения, ни года его смерти, ни каких-либо других слов.

Философский «дом» Шопенгауэра  составлен из огромного количества кирпичиков, и каждый кирпичик имеет свой размер, и свой цвет, и из этого всего получилось целостное и как бы связное. Связующим раствором, соединяющим эти кирпичики, стал слишком пессимистический взгляд на окружающую действительность как на мрачную «юдоль плача и страданий».

Формула Шопенгауэра: «наш мир - худший из всех миров» и есть своеобразная теория, проникнутая некоторой раздвоенностью, свойственной мировоззрению дуализма[4].

Определение  понятия воли в философии звучит следующим образом: «феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение».

Воля вообще есть некое стремление, в человеческой жизни обычно это стремление к какой-то цели. Цель эта актуально не существует, а лишь представляется. Представление - дело интеллекта. Но интеллект, уверен Шопенгауэр, совсем не обязательно сопровождает волю. Он связан с особой телесной организацией, а именно с наличием развитой нервной системы. По сути же интеллект (включающий у человека способность наглядных представлений, т. е. чувственность и рассудок, и способность абстрактных представлений - разум) является одной из разновидностей воли, а именно так называемой волей к познанию. Иными словами, воля вообще не нуждается в интеллекте. В целом она обходится без него, будучи слепым бесконечным стремлением. Сущность мира, таким образом, лишена рационального начала. Она темна и иррациональна. Неудивительно, что мир, порождаемый ею, являет собой арену бесконечных ужасов и страданий. Можно лишь удивляться наивности некоторых философов, считавших его наилучшим из возможных миров. В действительности он наихудший. Шопенгауэр разделяет весь окружающий нас мир на волю и представление. Мир есть воля. Основным же свойством воли Шопенгауэр признаёт объективацию в своих стремлениях, то есть проявление своей сущности посредством взаимодействия различных объектов. По книге Шопенгауэра  « Мир как воля и представление», следует, что  воля, как «вещь сама в себе», полностью отличается от своего проявления и полностью свободна от всех форм проявления. От форм в которые она входит только при возникновении, и которые, следовательно, касаются только её объективации, а ей самой не свойственны, даже самая общая форма всякого обнаружения объекта для субъекта её не касаются; но существуют формы этой общей форме, подчинённые, обнаруживающие общее выражение в законе существования, в которых, как известно, находится время и пространство. А, следовательно, и единственно через них существующую и ставшую возможной их многочисленность.

В книге «Мир как воля и представление»  главного философского произведения и в сочинении "О воле в природе" он утверждает, что человеческая волевая и телесная, а значит физиологическая, деятельность людей - это одно и то же [5]. Имеется "тождество воли и тела", поскольку и то и другое является порождением потусторонней сущности.  Шопенгауэр назвал тело человека даже "паразитом" этой запредельной сущности. Но поскольку воля и тела людей оказываются у философа в неравном положении, ибо именно воля составляет непосредственное обнаружение сущностного мира, то остановиться на тезисе о "тождественности" или хотя бы каком-то "параллелизме" сознания и тела ему было невозможно. И отсюда два пути - один из них довольно естествен для общего строя философского мышления  Шопенгауэра:                                

 1). Мозг и всё тело человека - это лишь его собственные представления, аналогично тому, что всё телесное, материальное есть продукт самосозерцания  потустороннего  бытия.                                                                    

 Другой путь противоположен первому, и он ведёт к материализму:           2). Сознание есть продукт деятельности человеческого мозга. Как ни странно, Шопенгауэр иногда вступает именно на этот материалистический  путь. Возникает одно из тех противоречий, которые подрывают его философскую систему, - самое, пожалуй, разительное, хотя далеко не единственное  противоречие[6].                                                                                              

 Что же такое потусторонняя сущность действительности, обычно выступающая на поверхность мира представлений в закамуфлированном, так сказать, виде? Всякое познание понятий здесь прекращается, "вещь в себе" доступна лишь интуитивной догадке, на которую обычные люди почти не способны, тем более что корыстолюбие туманит  и деформирует их и без того слабые познавательные возможности. Но людей, способных к глубинному интуитивному прозрению, подвинуть хотя бы к тени знания о мировой сущности может такое обстоятельство, что эта сущность сама является своим собственным вестником. Эта сущность есть мировая воля, одна и единственная, хотя в мире своих явлений (представлений) она выступает в виде беспредельного многообразия. Это не Кантова моральная воля, обусловленная потусторонней свободой, но безличностный сверхобъект, совпал  со свободой как полным антиморальным произволом. Эта свобода иррациональна и, действуя как вечное становление, бесцельное стремление, способна породить любое зло. Недаром Шопенгауэр в качестве историко-философских аналогий приводит мнение древнегреческого философа Анаксимандра, что многообразие вещей, порождаемое "беспредельным началом", оказывается тем самым причастным злу. Ссылается он и на убеждение Эмпедокла, что одной из двух всеобщих космических сил является "вражда".

 Апеллирует философ и к Якову Бёме, у которого злая деятельность выступала как необходимый результат самораскрытия мировой  Божественной  сущности[7].                                                                                                                      

Изначально в мировой воле находится порочность, отрицательность.  Мировая воля, порождающая процессы и имеющая принцип творчества. Ежедневно «голодная» мировая воля характеризуется Шопенгауэром. У Шопенгауэра  космос уподобляется микроантропосу, то есть человек становится малым подобием большого мира. Кто же она мировая воля? Как мы читаем из книги Шопенгауэра «Мир как воля и представление», она ненасыщаемая, всем вечно недовольная , она движется так свыше всего, что невозможна быть узнана, она состоит как некая многочастичнобиологическая активность. Мировая воля имеет процесс самореализации. Отмщение людей, и их любовь к власти. Довольно мощные пищевые инстинкты и половые инстинкты. Инстинкты животных и ответные реакции растений на различные односторонние воздействия раздражителей внешней среды. Борьба за выживаемость в органическом существовании. Сходство по химическим параметрам, множественные физические силы и магнитизм, и всемирное тяготение, есть формаразнообразия процесса  самоутверждения  мировой воли[8].

По Шопенгауэровской линии не оказывается  «вещью»  мировая воля,  как  «вещь в себе» обнаруживая себя в многообразии  процессов и действий.        Мировая воля как «вещь в себе» оказывается совсем не «вещью»: умопостигаемый сверхобъект не является «вещью» и далеко не в себе; «так как воля проявляет себя иногда» в очень ярких, красноречивых формах. Есть и продолжение: себя в себе проявляя, она аккуратно скрывает себя , но видимая и проявляемая черта есть как бы посторонняя от её хотений и притязаний. В своих проявлениях она большая страдалица и очень несчастлива. Она маскируется этими проявлениями страдания и несчастности.  Почему всё это происходит?

 От того, что чем более совершенный и сознательный уровень обнаружений мировой воли достигается, тем более жестокий для неё самой и притом морально отрицательный характер они приобретают. Моральные страдания людей прямо пропорциональны их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Больше развиты, значит больше страдают.  В жизни социальной преобладает ограничение ума и приобретённые грехи зависти и лицемерия. Писк собственной выгоды прикрытой  помощью ближним и доставки счастья угнетённым  становится константой дня,  маскировка национализма приносящего пользу есть призыв к патриотизму,  маскировка личностного и группового эгоизма  является  парламентёрская болтовня, маскировка показной набожности есть  публичное демонстрирование религиозных чувств.

Шопенгауэр считал, что мировой воле присуща «нелепость». Она лишена содержания и ведёт себя совершенно абсурдным образом. Мировую волю не интересует ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. А события истории, происходящие во времени и в пространстве, лишены связи и значения.          Поток событий во времени - это красочная смена одних случайных событий другими, похожа на вереницу облаков на небе в ветреную погоду. Пожизненная забота и постоянная неуверенность пронизывает всё существующее. Недовольство и тревога никогда не оставляют людей в их суетных поисках, надеждах и разочарованиях. Шопенгауэр представлял себе процесс происходящих событий следующим образом: проявления воли отравляют друг другу существование, пагубно действуют друг на друга, друг с другом борються, но с помощью их посредничества воля находится в этапе борьбы сама с собой, происходит её внутреннее раздвоение в самой себе[9].                                      

 Шопенгауэр - философ мировой скорби. Каким же образом возникла пессимистическая философия Шопенгауэра?  Кто повлиял на ход его мыслей и оставил глубокий «след» в его философских трудах? Значимое влияние на философа оказали работы Иммануила Канта и философские идеи востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), упанишады (древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера) и труды стоиков (Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп).

 Свои идеи Шопенгауэр черпал из трудов Платона, трансцендентальной философии И. Канта и древнеиндийский трактат упанишады. Критически оценивая некоторые идеи Канта, Шопенгауэр воспринял многие взгляды великого мыслителя, в  частности кантовскую теорию пространства и времени, как априорных  (полученных до опыта знаний) субъективных форм чувственности и причинности, как категории рассудка. Имело ролевое участие и учение о слепом волнении «безосновного начала», о чём шла речь в работах Шеллинга о сущности человеческой свободы и в философии Джордано Бруно. Приблизительный образ Божественного начала был и у пантеиста Я. Бёме. Начало это стало  у него причастным к происходящей злобе в мире. 

 Мы полагаем, что главнейшую роль в установлении Шопенгауэровского философского «дома» сыграло влияние со стороны философских направлений - кантовской, платоновской и древнеиндийской, брахманической и буддистской [10].                                                                              

Вывод: Зарождение пессимистической философской позиции Артура Шопенгауэра было обусловлено несколькими причинами.                                                                                                                    

1) Читая жизнеописание Артура Шопенгауэра, мы находим ответы на вопрос источника причинности пессимистической философской позиции. Когда Артуру было 16 – 17 лет в его дневнике были записи, в которых прослеживались пессимистические взгляды на жизнь увиденного им и тёмные стороны жизни привлекли наибольшее внимание Артура. Красивый город Лион напоминает ему ужасы революции. Уже тогда ему неприятно само время – оно для него всеразрушающее. Он призывает в своих цитатах бежать от времени. Во время путешествия он ведёт дневник,  в котором уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь – её темные стороны особо привлекают его внимание.                                                                             

2) Когда Артуру было 18 лет, умер его отец. Это был широко образованный человек, у которого энергичный характер представлял выдающуюся черту, переданную сыну в наследство, но вместе с этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические ненормальности, которые были не чужды отцу: на него находили болезненные припадки, в одном из них  он и погиб. Кроме наклонности к меланхолии, Артур унаследовал от отца предрасположенность к бредовым идеям; так, например, по временам (с раннего детства) его охватывал по разным поводам бессмысленный  страх  и крайнее недоверие к людям[11].

3) Когда Артуру Шопенгауэру исполнилось 25 лет, то есть в 1813 году, После  упорной работы, изучив Платона и Канта, перечитав Гердера, Маймона, Бека, Шульца, Фриза и многих других, он представил в Иене факультету диссертацию: “О четверичном законе корня достаточного  основания” и успешно защитил её.  Это сочинение, заключающее в себе  теорию знания Шопенгауэра, представляет уже вполне зрелое произведение, по мнению современных критиков.  Как докторская диссертация, оно было встречено сочувственными рецензиями[12].

4) Мы полагаем, что на истоки философской позиции Шопенгауэра повлияли совокупность причин его жизненных ситуаций и соприкосновение с работами величайших философов мыслителей Платона, Канта и Гердера, Маймона, Бека, Шульца, Фриза и других философов и мыслителей того времени.

1.2. А.Шопенгауэр о воле и свободе человека

Итак, главный вопрос философии Шопенгауэра – роль воли и свободы в жизни человека. Смысла в человеческой жизни нет и быть не может. Вот к такому выводу приходит Шопенгауэр в своей философской работе "Мир как воля и представление". Таким образом, самым правильным путём к познанию себя Шопенгауэр называет уединение, к которому он и призывает на страницах "Афоризмов житейской мудрости". Уединение, отказ от контактов с обществом, путешествий и так далее - необходимый фактор в познании сущности мира и философ настаивает на приучении к одиночеству с юношеских лет, хотя признаёт, что истинное наслаждение одиночество начинает приносить лишь в зрелом возрасте и в старости.   Аскетизм выражается в добровольной и намеренной нищете, наступающей вследствие раздачи имущества для облегчения чужих страданий и служащей для намеренного умерщвления воли. Мало того, аскет не только должен отказываться от всего, что ему приятно. Напротив, он должен делать всё, что ему неприятно, дабы тем самым максимально придушить волю. Также как духовную волю, он умерщвляет и своё тело. Ведь тело это тоже проявление вечной воли. То есть наш герой мало ест, не моется, не бреется и не лечит болячки. Когда же смерть простирает к нему свои сухие длани, он радостно ступает в её объятья с чувством выполненного долга. Ибо со смертью кончается мир, кончается страдание. Постоянное стремление к смерти, как достижение желаемого спасения  есть краеугольная формула Шопенгауэра.                                                              

 Волюнтаризм - от латинского voluntas - воля; идеалистическое направление в философии, считающее волю высшим принципом бытия[14]. Выставляя на главную роль волю в духовном бытии, волюнтаризм  противополюсной  интеллектуализму (или рационализму) - идеалистическим системам философии, считающим фундаментом всего существующего ум. В философии Августина уже проявлялись элементы волюнтаризма. Эта философия основой всех процессов духовности ставила свободу. Иоанн Дунс Скот говорил, что воля выше мышления, тем самым он принизил интеллект и главенство дал свободе перед интеллектом.

 Кантовское учение о главенстве  практического разума есть предпосылка нового волюнтаризма. Однако жизнедеятельность свободной воли по теории Канта недоказуемо и неопровергаемо. Всякий смысл теряется в моральном законе, если не будет выполнено требование практического ума: свободу воли заключить в постулаты. Применив это, Фихте увидел основу личности в деятельности его воли. «Я» - абстрактный, творческий принцип бытия, источник духовного самосотворения мира.        

 Представители немецкой классической философии Гегель и Шеллинг  и Кант  рассматривали волю, как разумную  по природопроисхождению, они считали волю «родительницей»  осуществляющей  нравственное начало.       Фихте полностью поддерживал всё вышеизложенное мнение в отношении воли. А как же относится к волюнтаризму Шопенгауэр? В его философии впервые волюнтаризм  приобретает самостоятельную направленность. В его философии  даётся конкретное определение неразумной точки зрения  на свободу. Он говорит, что свобода есть незрячее, неразумное, без цели  действующее начало мира. Интеллектуальное сознание Шопенгауэр трактует как второстепенное свободное проявление. Проявляющаяся воля на различных уровнях объективации, по Шопенгауэру есть Кантовская «вещь в себе».

У А.Шопенгауэра волюнтаризм тесно связан с пессимизмом, представлениям о бессодержательности мирового процесса, что имеет источником бессознательную и слепую волю[15].                                                 

 С религиозной точки зрения на мир известно, что в мире существует Бог. Люди представляют Его по-разному. И очень большое место занимают в их представлениях теории великих философов. По нашему мнению, немецкая классическая философия сделала попытку представить Бога. Это происходило изолированно, потому что разные великие философы увидели различные аспекты Бога, но в целом определенную картину можно составить.  Возникает вопрос: где и как увидели Бога классики немецкой философии? Божественный Разум просвечивается у Гегеля. Разум Бога присутствует при написании определения абсолютной идеи и мирового духа. Чувство является Богом у Шеллинга. Следствием этого  появление мирового духа и мирового искусства в идее эстетического направления.

Воля у Шопенгауэра является Богом. Случайности нет здесь. Безумственная воля есть беспомощная. Бесчувственная воля есть не имеющая любви и опасная. Поэтому остаётся выбирать единственное направление, зная, что у Бога и ум, и чувства, и конечно воля, а свобода  воспринятая Артуром и приравненная  мировой воле отражает Божественную волю. Артур Шопенгауэр ставит знак равенства между Божественной и мировой волей.  Из интересной биографии Шопенгауэра  видим его романтическую философию, постоянно создающиеся им незавершённые философские системы. Он  непостоянен, он последовательно развивается. Видим оставленные после его смерти  от семи до девяти систематизированных эскизов философии. Каждая следующая система разнится с предыдущей системой. Самое главное, что все эти системы придерживаются определяющего единства.  Каждая определённая  духовная ступень  развития есть материал. Эта ступень необходима вообще для развития.         Здесь Шопенгауэровская философия соприкасается с философией Гегеля.

 Гегель также трактует природу, материальность как необходимую ступень – «потухший дух». Материя познаётся, как необходимое низшее звено и дух возвращается обратно к самому себе, в этом есть отклонение от Бога. Шопенгауэр в этике придерживается  равной значимости и равной необходимости добра и зла. «Положительное» сатанинское учение, как слуги Божьему делу создано Шеллингом. Мир видится Шопенгауэром как воля. Мир познаваем только через волю. Воля, по Шопенгауэру, - это ненасытное и слепое «движение», «тёмный, глухой порыв». Первое значение «вещи в себе» - это нелепость[16]. Воля находится в состоянии постоянного недовольства, она вынуждена «пожирать саму себя, поскольку кроме неё ничего нет и она - голодная воля». Отсюда - травля, болезнь, страдания. Это  знание о мире  - затемнённое. В нём нет, не то что любви, но даже и интеллекта. Затемнено этическое значение трёх основных категорий: времени, пространства, причинности. Время означает тщетность надежд, пространством определено столкновение интересов людей и их взаимные задержки на пути к счастью, а причинность создаёт маятник человеческих страданий, который «колеблется» между «голодом нужд» и «скукой избытка» »[17]. Полный пессимизм!  Природа создала возможность для продолжения человеческого рода, но её коварной уловкой есть любовь. Во всём уловка. Нужно «злодейство свободы». Свободу Шопенгауэр сводит в «бешенстве зверя, который разрывает в припадке злобы свои внутренности». Злобная метафизическая воля ослабляема и уничтожаема, для этого надо использовать сумму всех вместе взятых воль отдельных индивидов. В прямую зависимость попадает воля при самоотречении в области жизни общества. Чтобы снять самоотречение надо совершить некое общее самоубийство бытия, свободы. Мир не имеет надежды, ибо воля - неопределённая. Разрушительность мира не имеет конца, мир - это регресс, а не прогресс. Смерть - это уничтожение индивидуума. Смерть - воссоединение с миром, с волей. Вот прямое разрешение на самоубийство! Именно мудрость, воля аскета подрывает волю к жизни, и, тем самым, подрывает саму волю как  знание о предельно общем бытии. Шопенгауэр повлиял на некоторых философов в определении самоубийства. Последователь и продолжатель философии Шопенгауэра Гартман делает вывод о положительности коллективного самоубийства. Шопенгауэровская воля постоянно неудовлетворённа от себя самой. Поэтому ей остаётся только сжирать саму себя. Отсюда следствие болезней и страданий. Приданое этого постоянные муки простых людей в жизни. Воля пытается преодолеть свои муки, однако всё глубже погружается в них. Вместо Гегелевской «хитрости разума» - самообман и воровство свободы  пытающейся  преодолеть раскол в себе, который является необходимостью[18].                                                                      

 А теперь посмотрим конкретно, как именно видел учёный мировую свободу. Немецкая идеология выстраивает таблицу понимания мира после Канта. Согласно этой идеологии приравниваются между собой благо человека и деятельность мирового начала. Народу этот план разумно понятен и они объединяются для его реализации. Бесцельная и неразумная «воля к жизни» философа пессимиста, конечно непонятна для принципов мира и не имеет сознательной поддержки. Его мировая свобода стремится к саморазрушению, она оголённая, она агрессивно ненасытная. Отсюда следствие приобретения неразвивающегося безысходного мира явлений, который порождён именно «волей к жизни» философа пессимиста.         

 Шопенгауэр сам назвал своё учение пессимизмом. Фридрих Ницше в своих начальных трудах  волюнтаризм Шопенгауэра считал планом спасения погибающего  на грани пропасти  стоящего  аморального  общества. Положительно – сильная  реклама  даётся  Шопенгауэру  со стороны Ницше[19]. Шопенгауэр писал: «Если мы хотим приписать физическому миру ... самую известную нам реальность, то мы должны предоставить ему ту реальность, которая для каждого является реальнее. Но если мы подвергнем анализу реальность этого тела и его действий, то, кроме того, что оно является нашим воображением, мы не найдём в нём ничего другого, кроме свободы: этим исчерпывается вся его реальность. Итак, мы нигде не можем найти другую реальность для физического мира. Если, таким образом, физический мир должен быть несколько большим, чем просто наше воображение, то мы должны сказать, что он, кроме воображения, по своей внутренней сути, является тем, что мы в самих себе находили непосредственно как волю».

Природу Шопенгауэр объясняет также с помощью всемирной свободы как «слепой бессознательный порыв». Поскольку это начало (в том числе и наша собственная свобода) всё-таки нечто смутное и неопределённое, то оно слепое и бессознательное, слепоту эту демонстрирует жизнь природы. Так свобода как «слепой порыв» превращается в принцип, объясняющий динамику природы. Но свобода, безосновная в себе, - основа любой определённости; в этом последнем качестве она объясняет структурную целостность природы. Шопенгауэр пишет, что самое яркое - это раздвоение и общая борьба оказываются в природе мира животных. Здесь свобода - свобода жизни, которая везде пожирает саму себя, и в разных видах служит своей собственной пищей. Наконец человеческий род с ужасной ясностью обнаруживает... ту самую борьбу: в природе он видит фабрикат для употребления и становится «человек человеку волк». Одновременно из соперничества и борьбы низших проявлений, возникают высшие, которые их поглощают, но которые и осуществляют высшую степень влечения всех». Всё упорядоченно, идеально! Смысловая мораль бытия открыта сквозь  понимание в театрализованной религии фокуса переодевания в другое страдальческое «я», с помощью которого открывается его равенство со мной. Это понимание разрывает оковы заботы о личной жизни и чужое благосостояние для нас первостепенно. Однако при этом понимание  показывает тоннель под названием дорога  спасения методом от противного. Эта дорога в  тоннели ведёт человека  к  спасению, а под ногами  пустота страданий, отчаянности. Эта дорога вымощена названием материала эгоизм.

Жизнь, по Шопенгауэру, «разнообразное страдание и состояние вполне несчастное». Соответственно мораль есть дверь глубокого единения всякого существующего и внутреннее равновесие и  полнота бытия[20]. Философ пессимист характеризует волю неполноценной: «воля должна пожирать саму себя, потому что кроме неё нет ничего, и она голодная воля. Отсюда - суета, скука и страдания» [21]. «Животное столь же наивнее человека, насколько растение наивнее животного. В животном мы видим волю к жизни, как  будто, более обнажённой, чем у человека. Где она так окутана познанием и к тому же прикрыта способностью к притворству, что её истинная сущность проявляется почти только случайно, и лишь некоторое время. Обнажённой совершенно, но зато и гораздо слабее выражается она в растении – просто как слепое влечение к бытию без замысла и цели». Пессимист философ настолько считает защемлённой слепую волю, что даже находит в религиях востока примеры и иллюстрации: « Самая мудрая среди всех мифологий, индийская, выражает это тем, что именно поэтому Бог, который символизирует разрушение, смерть; ( брахма бог творения в индуизме, самый грешный и подлый Бог тримурти «индуистская троица», символизирует рождение, появление, а вишну - сохранение), именно этому Богу шиве, говорю я, она вместе с ожерельем из мёртвых голов предоставляет, как атрибут лингам (меткам), этот символ рождения, которое, таким образом, является здесь как противовес смерти.[22]И этим указывается на то, что рождение и смерть по своей сути – понятия замещающие друг друга, которые взаимно себя нейтрализуют и уничтожают». Другими словами смерть и рождение есть обязательные принадлежности бытия, и они именуются волей. Известно, что философ пессимист был глубоко знаком с индийской религиозной мифологией. Конечно, философ пессимист читал Гегеля, но невнимательно. Основная мысль Гегелевской философии утверждает, что система существует противоположностями бытия и небытия как абсолютной наполненности и пустоты, и что зло в мире, то есть тот самый сатана - отнюдь не необходимость, а провал, неправильно использованная свобода. «...Поднимается мир, - пишет далее Шопенгауэр, - с многочисленными индивидами в бесконечном времени и с бесконечными страданиями, между рождением и смертью без конца. Но сетовать на это нельзя никак, ибо воля ставит большую трагедию, или комедию за собственный счёт и притом своим собственным зрителям. Мир именно таков из-за того, что такова воля, что так хочет воля, проявлением которой он мир и  является». «Главный источник страдания, который мы выше признали существенным и неизбежным для всякой жизни - это... борьба всех индивидов. Выражение того расстройства, которым пропитана внутри себя воля к жизни, и которое проявляется внешне: бой зверей - это жестокое средство непосредственно и ярко изображает это» [23].  Следовательно, можно сделать определённые выводы. На жизнь людей влияет много факторов. Мы выделяем два:

1) первый - это удары судьбы, жизни, на которые наталкивается каждый человек. Это болезненный опыт несправедливости, насилия, предательства и т.п. со стороны других людей. Эти удары оставляют следы в душе человека, а если человек - творец, то это непременно отражается и в его творчестве. Например, художник может увидеть в мире только зло, только негатив. 

2)Второй фактор определим так: человеческое сознание пропускает через себя  большой поток мыслей. Проходящие сквозь сознание человека мысли не всегда могут им различаться. Чужие это мысли или свои? Такой результат показывает опытная часть науки. С точки зрения религиозного сознания, в мире есть царство зла. Представители этого царства зла, которые находятся в потустороннем мире, очень влияют на человека. Убийца-маньяк убивает людей. Тёмный мыслитель действует шире. Насилие, страх, жестокость, цинизм, которые пропитывают некоторые результаты человеческого  творчества, влияют на сознание людей, будоражат тёмные инстинкты человека, вызывают реальную жестокость или депрессию. Именно так, по мнению Шопенгауэра, происходит противостояние добра и зла в мире.

Сердцевина философско – антропологической установки философа пессимиста проявляется, не в создании им разумной психологии, а в формулировке человека, как носящего волю и интеллект. Исходя из субъективности человека, страстных желаний и хотений, рождаются его жизненные ориентиры. Первоначально и прежде всего человек  желает  и  воплощает  свои  желания.  Ясно,  что  познания  главенствующи в жизни людей. Однако человек познавшее им не всегда взвешивает со своими действиями. Человеческий интеллект способен родить представления, но они эти представления искажены. Понятия страх, ненависть, любовь, надежда - вот виновники этого искажения. Но воля имеет свойство увеличить мощь разума. Люди совершают преступные действия и не относят это к собственным отрицательным свойствам. Они перекладывают совершённые действия на интеллектуальную составляющую. Обычно можно от них услышать: сделал и не подумал, был легкомысленным, сглупил и так далее. Когда человек совершает плохой поступок, он совсем не склонен относить это на счет собственных плохих качеств. Он возлагает вину на интеллект, заявляет, что не совсем продумал свои поступки, обнаружил легкомыслие и нелепость. «Или это имело бы место, если бы воля не была ядром человека? » - спрашивает  философ[24]. Интеллект отдаётся на унижение легко. Интеллект отдаётся в жертву для спасения и ограждения воли. Воля есть самое существенное и самое важное в человеке. Но может ли желающее «я» быть одновременно и познающим «я»? В этом определении «я» познающее и желающее видится противоречие философа. Познаваемость свойственна интеллекту и это есть некоторое  преобладание пред волей. Интеллект находится в зависимости у воли. Иногда интеллект путеводитель воли. В этих рассуждениях философа и есть противоречивость природы людей. Человек изначально имеет множество программ. Философ считает, что эти программы между собой согласованы в соотношении воли и разума. В этом и есть противоречие – в человеке и его неординарности и заключается  несоответствие этих программ, то есть  гармонии воли и  разума [25].                          

На каком фундаменте стоит уверенно чувствующий себя философский пессимизм? Сие есть некая величина называемая постоянство характера. Никто и никогда не изменит в своём характере чего либо, индивидуальность неизменяема и постоянна. Следствие его теории - человек не может меняться и изменяться. Никогда согрешающий не станет праведнейшим. Люди не могут духовно развиваться, в какой степени развития они есть, в такой и остаются. Полугрешные  такие и будут. Многогрешные такие и останутся. Люди не в состоянии измениться. Всё это есть индивидуальность. Рассуждения философа не говорят о абсолютном постоянстве характера. Он говорит о относительной неизменяемости характера. Собственной самобытности не сбросишь. Индивидуальность сохраняет свою цвет полностью пока не становится другой - цвет может меняться. Опять мы видим противоречия  в его философии.

Итак, Шопенгауэр  - философ мировой скорби, но это не скорбь Кьеркегора, похожая на слова Экклесиаста: «Наш мир - это суета сует. Всё суета»[26]. Это скорее всего героический пессимизм, близкий к стоицизму, присущий философии Хайдегера. В абсолютной безнадёжности всего не закрепляется вывод пессимиста. Во всём, что нас окружает, происходит много трагического и повторяющегося. Виновником всего этого трагически происходящего есть воля. Философ создал вариант «трагической диалектики». Понятие вины мировой воли есть составная часть этой трагической диалектики.       Вселенная вместе с жизнью в ней возникла бессознательно и стихийно. Затем произошло сознательное грехопадение.  Это грехопадение искуплено незначительно через страдания. Эти страдания падают на плечи всех существующих и живущих  организмов в этом мире. Освободиться можно, но только через суицид мировой воли. Сама себя осудить, приговорить и исполнить самой своё убийство для освобождения от страдания людей, воля не в состоянии. Это действие под силу только людям. Люди есть часть мировых явлений и их действие по убийству мировой воли будет реабилитировано, так как сие действие будет искуплением волей вины перед собой. 

Философ возлагает надежды на достижение полнейшего истребления всего существующего. Философская трактовка пессимизма у него является не чем иным, как настрой ума на трезвое и целеноправленное стремление к истине. Свобода есть некончающийся, бесконечный родник жизни, но вместе с тем и родительница вообще всех бед. Воля стремится к идеалу, но он недостигаемый. Вот это то и определяет наши страдания. Чтобы избежать их, важно отказаться от желания бытия, жизни наслаждения, надо принять аскетизм. Путь, который ведёт к нравственности, именно в том и заключается, чтобы воля была обезоружена умом, обратилась бы к  самой себе[27]       .

 Философ утверждает, что сущность Христианства, Буддизма и других религий заключается в утверждении и отрицании воли. В частности, он ссылается на стоиков, которые предлагают, не забывать, об условиях человеческой жизни и всегда помнить, что наше бытие, в сущности очень грустная и жалкая судьба, а беды, которым мы подвержены, действительно не исчислимы. Мировоззрение стоиков говорит смириться с несовершенством всех вещей.                                                                                      

1.3. Учение А.Шопенгауэра о воле.

Учение о мире как Воле. Но мир есть не только представление, он есть что-то и сам по себе. Выход к вещи в себе находится в самом человеке. Ведь человек известен себе не только извне, но и изнутри. Извне он предстает как тело, сложно устроенный биологический механизм с множеством органов и функций. В других людях мы видим только эту внешнюю оболочку. Но в самих себе мы замечаем нечто большее. Каждый из нас замечает, к примеру, что движение его рук и других частей тела обычно сопровождается неким внутренним усилием. Подобные состояния именуются волевыми актами. Их нельзя созерцать с помощью внешних чувств, они не находятся в пространстве.
Шопенгауэр был уверен, что осознание всех этих обстоятельств позволяет понять, что телесные движения — это так называемые «объективации» актов воли.

Они — те же самые движения, только рассмотренные изнутри, сами по себе. Впрочем, Шопенгауэр все же не утверждал, что акты воли в точности соответствуют уровню человека как вещи в себе. Ведь эти акты происходят во времени, а время — это форма внутреннего чувства, открывающего нам опять же явления, а не вещи сами по себе. И тем не менее именно внутреннее чувство позволяет нам предположить, считает Шопенгауэр, как устроены вещи сами по себе. Ведь его предметы ближе к ним, чем материальные объекты, отделенные от вещей самих по себе не только завесой времени, но и пространства.
Одним словом, вещи в себе, если о них вообще можно говорить, должны быть описаны в терминах воли. Непосредственный выход к вещи в себе каждый из нас находит лишь в самом себе. Но вполне оправданно предположение, что и другие вещи, а не только наше тело, имеют свое сущностное бытие, волевую природу. Более того, гармоничное устройство мира позволяет говорить о его единой сущности, которую можно охарактеризовать как мировую Волю.
Что же такое мировая Воля? Воля вообще есть некое стремление. В человеческой жизни обычно это стремление к какой-то цели. Цель эта актуально не существует, а лишь представляется. Представление — дело интеллекта. Но интеллект, уверен Шопенгауэр, совсем не обязательно сопровождает волю. Он связан с особой телесной организацией, а именно с наличием развитой нервной системы. По сути же интеллект (включающий у человека способность наглядных представлений, или созерцаний, т. е. чувственность, и рассудок, и способность абстрактных представлений — разум) является одной из разновидностей Воли, а именно так называемой «волей к познанию».
Иными словами, Воля как таковая не нуждается в интеллекте. Она обходится без него, будучи слепым бесконечным стремлением. Сущность мира, таким образом, лишена рационального начала. Она темна и иррациональна. Неудивительно, что мир, порождаемый ею, являет собой арену бесконечных ужасов и страданий. Можно лишь удивиться наивности некоторых философов, считавших его наилучшим из возможных миров. В действительности он наихудший.
Характеристики, подобные той, что приведена выше, в изобилии встречаются на страницах работ Шопенгауэра. И все же при ближайшем рассмотрении оказывается, что его позиция не столь однозначна. Во-первых, мировая Воля в любом случае не есть нечто совершенно неразумное. Ведь разум — одно из ее порождений. Во-вторых, надо отличать мир явлений, в котором идет отчаянная борьба за существование, от прекрасного мира «платоновских идей», являющихся непосредственными объективациями единой Воли.

«Мир как воля и представление»

Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы пространство, время, причинность. Субъект и объект это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум лишь инструмент этой «воли». Как «вещь в себе» воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как «представлении» она проявляется в бесконечном множестве «объективаций». Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) «адекватных объективаций воли». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех»; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.

Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание «наказание» за «первородный грех», вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства «незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте сострадания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии.

Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 начала 20 вв.

1.4. Этика А. Шопенгауэра.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.

Основная философская идея мыслителя выражена также в названии его основного произведения – «Мир как воля и представление». Она связана с различием двух миров. Первый – пространственно—временная область явлений, представлений, а второй – особая сфера воли, не соотнесенная с пространством и временем, которая неизменна, тождественна сама себе, свободна в проявлениях. Как, в частности, и у Платона, «настоящим» А. Шопенгауэр считает лишь один из миров – это загадочный, непостижимый человеческой мыслью мир воли, который он понимает как «слепое стремление к жизни», ничем не объясняемое, иррациональное «хотение», которое пронизывает собой все вокруг, в том числе и самого человека.

Изменяясь на «человеческом уровне», воля приводит к жизни побуждения поведения личности, такие, как эгоизм, злоба, но также и сострадание.

Именно последнее составляет исходные положения морали. А. Шопенгауэр утверждает, что сострадание – содержит в себе и некий мистический элемент. Он считает, что сострадание – «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине мистерия этики, ее первофеномен и пограничный столб».

Задача личности – победить эгоистические установки, которые побуждаются ее волей.

Но сделать это и тем самым преодолеть страдания возможно лишь путем полного отказа от воли к жизни, выбора позиции недеяния, ведущей к нирване.

Несомненно, в этих утверждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией, обнаруживается пессимистический характер его этических размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически оказывается лишь ожиданием смерти.

В своих этических трудах он выступал против всевластия разума и отрицал авторитет общезначимого, обезличивающего и подчиняющего индивида. Одним из важных этических вопросов А. Шопенгауэр считал взаимоотношение понятий справедливости и несправедливости в человеческом обществе. «Никакое участие к другому, никакое сострадание по отношению к нему не может налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, то есть подвергаться несправедливости», – писал философ, указывая также, что активное сопротивление личности, которое необходимо для защиты ее прав и достоинства, нельзя рассматривать как несправедливость в отношении посягателя.

Требование недопущения несправедливости, непосредственно понимаемое как запрет на несправедливость в отношении других, обладает и другим, очень важным в этическом плане аспектом – не совершать по отношению к другим несправедливости, так же, как и в отношении себя.

В результате соблюдение справедливости в отношении к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но также справедливость в отношении себя должна предполагать отстаивание своих собственных прав.

Заключение

Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что большое количество его мыслей многие философы взяли за основу для дальнейшего развития философских понятий. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Объясняя свои понятия, философ пытался "посеять" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр - один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать.

Философия Артура Шопенгауэра - это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла в последние годы жизни, а всю жизнь он неустанно отстаивал свои взгляды, философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на многих известнейших в дальнейшем философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений.

Слова, сказанные Шопенгауэром более ста лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Он учит нас различать между действительными и мнимыми средствами к человеческому счастью; он показывает, что ни богатство, ни почет, ни ученость не могут вывести личность из ее глубокого недовольства ничтожеством ее бытия, что стремление к этим благам приобретает лишь смысл в соединении с высокой и озаряющей общей целью - с влечением к могуществу, способному помочь нашей Physis и немного исправить ее неразумность и неловкость. Этого ищешь, прежде всего, тоже только для самого себя; через себя же, в конечном счете, для всех. Правда, это есть стремление, которое приводит к глубокому и сердечному смирению, ибо много ли может быть вообще исправлено в отдельной личности и во всей жизни!

Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали

Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.

Список литературы

  1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.
  2. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  3. Ницше Ф. Несвоевременные размышления: "Шопенгауэр как воспитатель"/ Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1990.
  4. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости/ Пер. с нем. – М., 2000.
  5. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии / Пер. с нем. - М.: Наука, 1993.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. - М.: Наука, 1993

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    

1. Биография А.Шопенгауэра.                                                                        

1.2.А.Шопенгауэр о воле и свободе человека                                                

1.3. Учение А.Шопенгауэра о воле.                                                                    

1.4. Этика А. Шопенгауэра.                                                                                  

Заключение     

Список литературы                                                                                              

3

4

11

21

24

26

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение аудиозаписей Марии Гринберг для нащей современности

Мария Гринберг известная советская пианистка, которая записала все 32 сонаты Бетховена. Долгое время она вела курсы повышения квалификации педагогов фортепиано. Понимая всю важность этого дела, относя...

Доклад на МО "Значение информатики и ее современные достижения"

Производственное обучение является важной составной частью процесса профессионального обучения. Формирование будущего рабочего высокой квалификации начинается на уроках производственного обучения, эфф...

Статья ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Карпова Елена Вячеславовна ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего профессионального ...

Методическая разработка открытой дискуссии "В мир языков" на тему "Значение иностранных языков в современном мире"

"Тот, кто не знает иностранных языков, не знает ничего про свой родной язык". Иоганна Гёте. Представленная дискуссия позволяет проанализировать вместе со студентами на сколько это суждение верно....

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты...

Формирование государственности и её значение в современных условиях (научная статья)

Формирование государственности и её значение в современных условиях (II Международная научно-практическая конференция «Признание государств и правительств». Луганск, 28-29 сентября 2018 г....

«Роль и значение игры и дискуссии на занятиях по дисциплине Основы философии»

Игра – это одна из самых древних форм обучения. Она заложена вчеловеке самой природой. Неудивительно, что, начав целенаправленное, сознательное обучение своих потомков социально необходимым навы...