Историко-краеведческий модуль «Атомград. Наш город день за днём»
рабочая программа по теме
В основе историко-краеведческого модуля для 5-8 классов лежит история г.Нововоронежа и Воронежской области. В построении модуля присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Воронежский край, его история и культура на разных этапах развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Историко-краеведческий модуль «Атомград. Наш город день за днём» | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Историко-краеведческий кружок «Город день за днём»
(5-8 класс)
ВВЕДЕНИЕ
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц… Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Эта связь самая прочная, самая трогательная и только она позволит нам вырастить из наших учеников граждан России.
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к историческим и культурным особенностям края.
В основе историко-краеведческого модуля для 5-8 классов лежит история г.Нововоронежа и Воронежской области. В построении модуля присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Воронежский край, его история и культура на разных этапах развития.
Цель модуля: сформировать через живое, проблемное, личностное восприятие прошлого родного края интерес к истории, к историческим исследованиям.
Задачи:
1. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России.
2. Развив способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые, переживал наш край; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научиться видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.
3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.
4. Сформировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к культуре родного края.
Ведущими принципами модуля является КРАЕВЕДЧЕСКИЙ: обеспечивает связь школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края и дает возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет увязывать общеисторические закономерности с особенностями развития родного края;
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ: закладывает интеллектуальную, нравственно-гуманистическую основу формирования личности, показывает глубину и наследуемость составляющих культуру.
Предлагаемый вариант модуля рассчитан на 17 часа и делится на 2 части:
1. 5 ч. – Воронежский край с древнейших времен до XVIII в.
2. 12 ч. –г.Нововоронеж в XX в.
В первой части акцентируется внимание на древнейшей истории Воронежского края, на древних племенах и народах, населявших нашу местность, на образовании Воронежа и Воронежской губернии, на событиях крестьянской войны Пугачёва, событиях XVIII в. в контексте всероссийской истории., особая роль отводится развитию культуры в крае.
Во второй части дается представление о 20-м столетии и возникновении в Воронежском крае города Мирного Атома: самоотверженной работе первых покорителей атома на берегах Дона, этапах становления города, современном развитии.
Программа модуля требует включения в образовательном процессе наряду с традиционным уроком таких форм учебной деятельности, как экскурсии, семинары.
При ведении модуля следует иметь в виду, что:
- историю воронежского края надо изучать как часть исторического процесса в России
- отметить региональные особенности, специфику истории и культуры края
- обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный их характер с географией, этнографией, литературой, биологией.
Умения
(5-6 класс)
1. Когнитивные умения.
1.1. Уметь выделять главное в тексте учебника, работать с основными понятиями темы; выявлять логическую схему текста и основных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (переконструировать текст в процессе подготовки отчета и конспектировании материала); осуществлять частичную поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний, делать обобщающие выводы.
1.2. Учиться в процессе прослушивания, чтения, объяснения учителя, сообщения учащихся вести записи (в свободной форме) основного содержания их; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного планов; анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы. В учебных и самообразовательных целях использовать циклы радиопередач, телелекций, грамм- и аудиозаписей.
1.3. Учиться работать с публицистической литературой, использовать литературу при подготовке к урокам. Находить литературу в систематическом каталоге, библиографических пособиях; использовать такие элементы книги, как комментарии авторские, переводчика, редактора; подстрочные, в конце книги; справочный аппарат книги; сводный алфавитный указатель произведений к собранию сочинений, справочный том в собрании сочинений. Регулярно работать с периодическим изданиями.
2. Коммуникативные умения.
2.1. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь самостоятельно формулировать вопросы творческого характера; учиться вести диалог в целях получения новой информации ( с помощью различных наглядных средств); владеть разными видами типовых ответов; связно излагать материал межпредметного характера из различных источников; использовать при ответе иллюстрированный материал, простейшие ТСО; составлять характеристики (индивидуальные, сравнительные, групповые), руководствуясь типовыми схемами, планами.
2.2. Владеть следующими основными видами письменных работ: сочинение, изложение, отзыв, рецензия на ответ ученика, план, заметка в газету.
(8 класс)
1. Когнитивные умения.
1.1. Самостоятельно усваивать несложные учебные темы; выполнять задания воспроизводяще-творческого характера; осваивать решение отдельных видов поисковых задач, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях в процессе подготовки домашних заданий; пользоваться сформированным приёмом выделения главного; передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логический схемы типовых ответов; уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы.
1.2. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на или без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать содержание и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грамм- и аудиозаписям, телелекциям, используя их содержание в учебном процессе.
1.3. Учиться работать с критической литературой, составлять план, конспекты, тезисы, выписки, делать вырезки из газет и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их. Находить критическую литературу в каталогах, картотеке, использовать списки литературы внутри книг. Систематически использовать научно-популярную литературу в процессе подготовки к уроку, обращаться к справочной научно-технической литературе. Совершенствовать методы работы с периодическими изданиями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-8 класс
№ № п/п | Содержание | кол-во часов | форма занятия |
1. | Введение История Воронежского края в истории России | 2 | урок |
2. | Появление человека в Воронежском крае ( Костёнки) | 2 | Экскурсия в музей «Костёнки» |
3 | Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177г.) | 2 | Урок. Презентация. |
4 | Воронежский край в составе Российского государства Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами | 2 | Урок. Презентация |
5 | Строительство Белгородской черты (1635-1658гг.) | 2 | урок |
6. | Деятельность Петра Великого в Воронеже. Строительство Азовского флота в Воронеже. | 2 | Поездка в г.Воронеж |
7. | Колумбы истории Воронежской обл. ( НИ Костомаров., Татищев В. СМ Соловьёв, Р.) | 2 | урок |
8. | г.Нововоронеж на карте области | 2 | Работа по карте |
9. | НВАЭС-градообразующее предприятие города. | 2 | Посещение музея станции |
10. | Кто вы, первые строители АЭС? | 2 | |
11. | Наши земляки-герои труда. | 2 | |
12. | Улицы родного города. | 2 | |
13. | Открытие первой общеобразовательной школы | 2 | Посещение музея школы |
14. | Герб, флаг. История создания. | 2 | |
15. | Памятники нашего города | 2 | |
16. | Земляки-ликвидаторы аварии на ЧАЭС. | 2 | Видео-презентация, круглый стол |
17. | Город день за днем. | 2 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ПРОГРАММЫ
Проекты ученических групп – презентации, видео интервью, эссе.
Итоговый продукт- составление буклета «Памятные места Атомграда»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
* Предметная компетентность
* Информационно- методологическая компетентность
* Высокий уровень мотивации к изучению истории
* Навыки публичных выступлений
* Коммуникативные умения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "День города"
В Петербурге мы сойдемся снова.Внеклассное мероприятие, посвященное Дню города....
Сценарий историко-краеведческой композиции "Краснодар архитектурный"
Классный час, посвященный 220-летию г.Краснодара для студентов специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»
Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...
День города
Масштабное молодежное шествие «Геолокация Краснодар» состоялось 24 сентября....
Классный час «День полного освобождения города Ленинграда от блокады»
27 января – День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады....
День освобождения Дзержинского района и города Кондрово от немецко-фашистских захватчиков 19 января 1942 года
Зима 1942 … Как это было...
Историко-краеведческий квест «Память о прошлом храним (посвященный 90-летию колледжа)»
Квест-технология в образовательном процессе как понятие появилась относительно недавно (для педагогического сообщества привычнее использовать понятие...