Учебно-методический комплекс по дисциплине "История"
учебно-методический материал по теме

Заикина Анастасия Борисовна

В УМК входит рабочая программа дисциплины,ФОС,вопросы к зачету,учебник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_-_1_kurs.doc335 КБ
Файл voprosy_k_zachetu_po_istorii_1_kurs.docx18.14 КБ
Microsoft Office document icon fos_po_istorii_1_kurs.doc1.38 МБ
Файл istoriya.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области «Новосибирский радиотехнический колледж»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

Новосибирск, 2018

      Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Примерной программой общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных к использованию при реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по специальностям: 11.02.01  Радиоаппаратостроение, 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), 11.02.04 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов, 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного   оборудования (по видам транспорта).

                                                       

Разработчик:

Заикина А.Б., преподаватель

Рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных учебных дисциплин, общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин, протокол № 5  от 11.01.2018 г.

Председатель ПЦК Качесова Т.Г.

Рекомендована Методическим  советом ГБПОУ  НСО «Новосибирский радиотехнический колледж»

Протокол  № 3  от «28»  мая 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                       стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

1.1.Область применения программы

       Рабочая  программа учебной дисциплины является частью  образовательной программы в соответствии примерной программы учебной дисциплины История  для специальностей СПО 11.02.01  Радиоаппаратостроение, 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), 11.02.04 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов, 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного   оборудования (по видам транспорта).

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

 

Учебная дисциплина «История» способствует формированию целостного представления о развитии мировой истории и её контексте развития России и российского общества, интегрирует и обобщает знания по развитию общества, которые студенты получают в рамках изучения таких дисциплин, как литература, физика, химия, математика и других, где затрагиваются вопросы истории развития культуры, науки, техники. Выпускники колледжа должны иметь свою собственную точку зрения на происходящие в мире события, анализировать полученную информацию.

Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «История» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования

1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в процессе изучения дисциплины обучающийся должен осваивать общие компетенции, включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Рабочая программа дисциплины История направлена на достижение следующих целей:

 - формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

- формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;

- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

- формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 - воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

В результате изучения дисциплины История на базовом уровне

Студент должен

Знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

Уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

После прохождения курса «История» студенты могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 163 часа, в том числе:

    обязательной учебной аудиторной нагрузки обучающегося 117 часов;

    самостоятельной работы обучающегося 46 часа.

2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

163

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

117

в том числе:

      лабораторные занятия

-

      практические занятия

-

      контрольные работы

-

      курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

в том числе:

- Творческие задания

3

- Домашние задания

43

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (если предусмотрено)

Объём часов

Уровень освоения

Введение. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль России в системе мировых цивилизаций.

Историческое знание, его достоверность и источники. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

2

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

2

Тема 1.1. Первобытный мир. Источники и сведения о нём.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Основные понятия: Цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.

2

3

Самостоятельная работа: Написание эссе на тему: «Первобытный человек: кто он?»

1

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

4

Тема 2.1. Цивилизации Древнего Востока.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

Новоегипетская держава: Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником: заполнение сравнительной таблицы: «Цивилизации Древнего Востока»

1

Тема 2.2. Античная цивилизация.

 Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

Основные понятия: Аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, политический строй, идеология, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником: Заполнение сравнительной таблицы: «Цивилизации Древнего Востока».

1

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

8

Тема 3.1.  Особенности развития цивилизаций Востока в 

Средние века.

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Основные понятия: Средние века.

2

2

Тема 3.2. Арабо-мусульманская цивилизация.

Возникновение ислама. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Арабская культура. Достижения в области архитектуры.

Основные понятия: Ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.

2

2

Тема 3.3. Становление европейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Основные понятия: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство.

2

3

Самостоятельная работа: Написание эссе на тему: «Средневековье – упадок или новый период в мировой истории?»

1

Тема 3.4.  Расцвет западноевропейской цивилизации

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с текстом учебника. Творческая работа..

1

Контрольная работа по теме: «История древнего мира и средних веков».

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца ХVІI в.

22

Тема 4.1. Восточные славяне в VІІ – VІІІ вв.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.

Основные понятия: Индоевропейская общность, племенные союзы, вече, князь, дружина.

2

Тема 4.2. Киевская Русь в ІX -  начале XІІ вв.

«Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. 

Основные понятия:  Крещение, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, междоусобицы.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка обучающимися докладов по предложенным темам.

2

Тема 4.3. Русь в эпоху политической раздробленности.

 Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Основные понятия:  Боярство, раздробленность, междоусобицы.

2

2

Тема 4.4. Борьба Руси с иноземными захватчиками

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

Основные понятия:  Иго, экспансия, основы национального самосознания

2

2

Самостоятельная работа: Работа с учебником: Заполнение таблицы: «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в. ».

1

Тема 4.5. Русь на пути к возрождению.

Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Отношения с Москвой.

Основные понятия:  Уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс.

2

3

Самостоятельная работа: Решение проблемных задач: Роль московских князей в объединении Русского государства? Варианты развития Русского государства.

1

Тема 4.6. От Руси к России.

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.

Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Основные понятия:  Централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума.

2

2

Самостоятельная работа: Доклады: Теория «Москва – третий Рим», Судебник 1497 г., Особенности централизованного государства в Московии и т.д.

1

Тема 4.7. Реформы Ивана Грозного.

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.

Основные понятия:  Помещики, дворяне, царь, опричнина, террор.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником: составление кроссворда «Реформы Ивана Грозного»

1

Тема 4.8. Внешняя политика Ивана Грозного.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Основные понятия:  Казачество.

2

2

Тема 4.9. Смута в России начала  XVІІ в.

Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

Основные понятия:  Смута, самодержавие, гражданская война, раскол, крестьянская война.

2

3

Самостоятельная работа: Решение  проблемных задач: самозванцы на Руси - …? Михаил Романов – благо  или ..?

1

Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVІІ в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля.. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка обучающимися докладов по предложенным темам.

2

Тема 4.11. Русская культура в XІІІ – XVІІ вв.

Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры.

Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

Основные понятия: Национальная культура.

2

2

Контрольная работа по теме: «История России с древнейших времен до конца ХVIІ в.»

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в ХVI – XVIII вв.

10

Тема 5.1. Новое время: понятие и периодизация. Реформация.

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Европа в период Реформации и Контрреформации. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Основные понятия: Модернизация, Новое время, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия.

2

2

Самостоятельная работа: Эссе на тему: «Новое время в мировой истории – это….»

1

Тема 5.2. Эпоха Возрождения.

Социальный смысл Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Культ индивидуализма и развития человеческой личности, творчества. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. Ориентация человека на активную жизненную позицию и развитие критического мышления в ходе обновления западного христианства. Новое отношение к труду как богоугодной деятельности с целью изменения своего материального и социального положения. Формирование человека нового типа. Секуляризация общественного сознания.

Основные понятия: Возрождение, индивидуализм, общественно-политическая мысль, научная революция, секуляризация, общественное сознание.

2

3

Самостоятельная работа: Анализ творчества деятелей эпохи Возрождения

1

Тема 5.3. Западная Европа в XVІ – XVІІІ вв.

 Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Основные понятия: Абсолютизм кризис, урбанизация, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, промышленный переворот, мануфактура, фабрика.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником: Заполнение сравнительной таблицы: «Социально-экономическое развитие стран Западной Европы в XVІ – XVІІІ вв. ».

1

Тема 5.4. Эпоха Просвещения.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Основные понятия: Толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм.

2

3

Самостоятельная работа: Анализ творчества деятелей эпохи Просвещения

1

Тема 5.5. Европейские  революции в XVІІ – XVІІІ вв.

Революция в Нидерландах. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции

Основные понятия: Революция, конституция, политический режим.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником: Заполнение сравнительной таблицы: «Революции в Европе в XVІІ – XVІІІ вв».

1

Раздел 6. Россия в  XVIII вв.

8

Тема 6.1. Россия в период реформ Петра І.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени.

2

3

Самостоятельная работа: Написание эссе на тему: «Петр I или Петр Великий?»

1

Тема 6.2.  Эпоха дворцовых переворотов.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

2

2

Тема 6.3. «Золотой» век русского дворянства.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Основные понятия: «Просвещенный абсолютизм».

2

3

Самостоятельная работа: Решение проблемных задач.

1

Тема 6.4. Культура России в XVІІІ веке.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.

2

2

Контрольная работа по теме: «История России с древнейших времен в ХVIІI в.»

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации.

6

Тема 7.1. Политическое развитие Западной Европы в XІX в.

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Основные понятия: Гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником: Заполнение сравнительной таблицы: «Западная Европа и США в XІХ в».

1

Тема 7.2. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XІX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Основные понятия: «Средний класс».

2

3

Самостоятельная работа: Выполнение тестовых заданий

1

Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени 

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Основные понятия: Научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.

2

3

Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Основные понятия: Колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог.

2

2

Раздел 9. Россия в XІX веке.

14

Тема 9.1. Россия в первой половине XІX веке.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». Реформы начала царствования Александра I.

Основные понятия: Поликонфессиональность, многонациональность.

2

3

Самостоятельная работа: Решение проблемных задач.

1

Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XІX веке.

Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев.   Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Основные понятия: Аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности».

2

3

Самостоятельная работа: Работа  с источниками (мемуары, художественные произведения)

1

Тема 9.3. Внешняя политика Александра I и Николая I.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Основные понятия: Геополитическое положение, легитимизм, автономия,

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником: Составление сравнительной таблицы    «Внешняя политика России с 1801-1825 и с 1825-1855»

1

Тема 9.4. Россия в эпоху великих реформ Александра ІІ

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Основные понятия: Крестьянская реформа.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка обучающимися докладов по предложенным темам.

2

Тема 9.5. Пореформенная Россия.

 Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъем. Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Основные понятия: радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет.

2

2

Тема 9.6. Россия в системе международных отношений второй половины XІX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке

2

2

Тема 9.7. «Золотой» век русской культуры.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы.

2

3

Контрольная работа по теме: «Россия и мир в XIX в.»

Раздел 10. От новой истории к новейшей.

10

Тема 10.1. Международные отношения в начале XX века.

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты

Основные понятия:  Военно-политический блок, национальная политика.

2

2

Тема 10.2. Западное общество в начале XX века.

 Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Основные понятия: Монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, техносфера.

2

3

Работа с учебником: Составление сравнительной таблицы « Страны Европы и США с 1900-1914 гг.»

1

Тема 10.3. Россия в начале XX века.

Социальный и демографический состав российского общества.. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка обучающимися докладов по предложенным темам.

2

Тема 10.4. Первая мировая война.

 Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

2

2

Самостоятельная работа: Работа  с атласами..

1

Тема 10.5 Россия в 1917 - 1922 гг.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

Основные понятия: Тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции».

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка обучающимися докладов по предложенным темам

2

Раздел 11. Межвоенный период (1918-1939)

8

Тема 11.1 Страны Европы и США в 20-30-е гг. XX в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Основные понятия: Маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, реваншизм,  нацизм, кейнсианство.

2

2

Тема 11.2. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Основные понятия: Догоняющее развитие, каудильизм, традиционализм.

2

2

Тема 11.3. Строительство социализма в СССР в 20-30-е гг. XX в.

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Основные понятия: Новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, «культурная революция».

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка обучающимися докладов по предложенным темам.

2

Тема 11.4. Международные отношения в 20-30-е гг. XX в.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа.

2

2

Контрольная работа по теме: «Россия и мир в первой половине XX в.»

Раздел 12. Вторая мировая война (1939 -1945)

6

Тема.12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Основные понятия: Биполярный мир.

2

3

Самостоятельная работа: Решение проблемных задач.

1

Тема 12.2. Великая отечественная война.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата.

Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с источниками, атласами.

1

Тема 12.3.  Человек на войне. Власть и общество в годы войны.

Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Основные понятия: Партизанское движение, героизм, патриотизм.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка обучающимися докладов по предложенным темам.

2

Контрольная работа по теме: «Россия и мир в первой половине XX в.»

Раздел 13. Соревнование социальных систем. Современный мир. 

4

Тема 13.1. «Холодная война».

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

Основные понятия: Сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война.

2

3

Самостоятельная работа: Написание эссе на тему: «Холодная» война – это …»

1

Тема 13. 2. Мировое сообщество во второй половине XX в.

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства. Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Основные понятия: Техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

2

3

Раздел 14. СССР в 1945 -1991 гг.

8

Тема 14.1.  СССР с 1945 – 1953гг.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

2

3

Самостоятельная работа: Работа с источниками.

1

Тема 14.2.  СССР в период «оттепели».

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

Основные понятия: Волюнтаризм.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с источниками.

1

Тема 14.3.  СССР в конце 60-х – начале 1980-х годов.

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

Основные понятия: наукоемкие технологии, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с источниками.

1

Тема 14.4.  СССР в период перестройки.

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с источниками.

1

Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX – XXІ веков

3

Тема 15.1.  Российская Федерация на современном этапе.

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с источниками.

1

Тема 15.2.  Мир в XXІ в.

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Основные понятия: Постиндустриальное общество, интеграция,   одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

1

3

                                                                                         Всего:

163

  Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

ТСО, учебников по обществознанию и компьютерного класса с выходом в Интернет.

Оборудование учебного кабинета:  мультимедийные средства, учебники.

Оборудование компьютерного класса: персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Самыгин П.С. История. Ростов-на-Дону, 2009. (Люб.изд.)

2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца ХVII в. М., «Просвещение», 2008. (Люб.изд.)

3.Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец ХVII – ХIХ вв. М., «Просвещение», 2008. (Люб.изд.)

4. Левандовский А.А.,  Щетинов Ю.А.. История России ХХ – ХХI в. М., 2010. (Люб.изд.)

5. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.М.,2017.

6. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: дидактические материалы. М., 2017.

7. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.История: электронный учебно-методический комплекс. М.,2017.

Дополнительные источники:

1.Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М., 1997 г.

2. Интернет ресурсы http://school-collection.edu.ru.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные знания, освоенные умения)

Методы и формы контроля

и оценки результатов обучения

Знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

Уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Методы контроля:

 - устный опрос фронтальный и индивидуальный и комбинированный,

для активизации деятельности группы предложить составить рецензию на ответ или задать свой вопрос с последующим ответом, подобрать примеры, факты, доказательства, документы;

 - письменные контрольные работы для рубежного контроля из нескольких вариантов;

 - текущий индивидуальный из письменных заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, тесты;

 - диктанты на знание понятий, событий, дат;

 - самостоятельная работа с дидактическим материалом;

 - практические работы (знание учебного материала, работа с документами, анализ результатов, фактов, процессов, явлений, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи; последовательность и доказательность полученных результатов, оформление работы);

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;

- работа в группе и представлять как свою, так и позицию группы;

 - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.

Формы контроля:

- домашние задания проблемного, творческого характера;

 - практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

 - проектирование собственной гражданской позиции через проектирование исторических событий;

- подготовка сообщений, интересных фактов по изучаемой теме, тесты, контрольные работы.

Оценка результатов обучения:

- накопительная система баллов за каждую выполненную работу, на основе которой выставляется промежуточная оценка;

  - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

 - итоговая  контрольная работа

    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.



Предварительный просмотр:

Министерство образования   Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение   Новосибирской области «Новосибирский радиотехнический колледж»

СОГЛАСОВАНО

Цикловая комиссия  ОУД, ОГСЭ, МОЕН дисциплин

Председатель цикловой комиссии

_______ М.М.Жданова

Протокол №____

"____"_____________2018 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

  ______ Симкина Л.Е.

"___"__________2018 г.

                             

Перечень теоретических вопросов и практических заданий к дифференцированному зачету по дисциплине: «История»

Разработал:

 преподаватель истории Заикина Анастасия Борисовна

 

Специальность: 11.02.06 Техническая  эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)

Группы:  9ТЭТ-149.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Вопросы:  

  1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций.
  2. Цивилизации Древнего Востока (Древний Египет, Месопотамия, Древний    Китай, Древняя Индия).
  3. Цивилизация Древней Греции.
  4. Цивилизация Древнего Рима.
  5. Христианская Европа в IV – XV вв.
  6. Эпоха Возрождения.
  7. Исламский мир в VII – XIII вв.
  8. Индия и Дальний Восток в средние века.
  9. Восточные славяне в VII–IX вв. Образование Древнерусского государства.
  10. Русь в период феодальной раздробленности XI–XIV вв.
  11. Борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII–XV вв.
  12. Объединение русских земель в XIV–XV вв. Возвышение Москвы.
  13. Русское государство в XVI в. Иван Грозный.
  14. Смутное время в российском государстве.
  15. Развитие культуры на Руси (X – XVI вв.).
  16. Реформация и Контрреформация в Европе: причины, участники, итоги, значение.
  17. Абсолютизм в Европе.
  18. Европейские революции XVII – XVIII вв.: причины, участники, значение.
  19. Социально–экономическое, политическое развитие России во второй половине XVII в. Россия и её соседи в XVII в.
  20. Внешняя политика Петра I. Образование Российской империи.
  21. Преобразования Петра I.
  22.  Внутренняя России во второй половине XVIII в.
  23. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
  24. Культура и быт России в XVII – XVIII вв.
  25. Традиционные общества Востока в XVII – XVIII вв.
  26.  Эпоха Просвещения.
  27.  Индустриальное развитие стран Западной Европы во второй половине XVIII – начала XIX вв.
  28.  Политическое развитие западного мира в XIX в.
  29. Особенности духовной жизни нового времени
  30. Процесс модернизации в традиционных  в обществах Востока.
  31. Россия в первой половине XІX в.
  32. Отечественная война 1812 г.
  33. Россия в правления Николая І.
  34. Россия в эпоху великих реформ Александра ІІ
  35. Россия в системе международных отношений второй половины XІX в.
  36. «Золотой» век русской культуры.
  37. Западное общество в начале XX века.
  38. Россия в начале XX века
  39. Первая мировая война
  40. Россия в 1917 - 1922 гг.
  41. Страны Европы и США в 20-30-е гг. XX в.
  42. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.
  43. Строительство социализма в СССР в 20-30-е гг. XX в.
  44. Международные отношения в 20-30-е гг. XX в.
  45. Вторая мировая война: причины, ход, значение
  46. Великая отечественная война.
  47.  «Холодная война»
  48. Мировое сообщество во второй половине XX в.
  49. СССР с 1945 – 1953гг.
  50. СССР в период «оттепели».
  51. СССР в конце 60-х – начале 1980-х годов.
  52. СССР в период перестройки.
  53. Российская Федерация на современном этапе
  54. Мир в XXІ в.

/А.Б. Заикина


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"

Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"

Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...

Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий

Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями  ФГОС СПО....

Методическое обеспечение образовательного процесса: рабочие программы профессиональных модулей и учебных дисциплин, фонды оценочных средств,учебно-методические комплексы, статьи и публикации

Представленные материалы разработаны с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов среденго профессионального образования и профессиональных стандартов...

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов...