Рабочая программа по дисциплине Основы философии для специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Программа предназначена для реализации требований ФГОС СПО по специальности 08.02.08Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения,и призвана формировать общие (ОК 1-9) и профессиональные компетенции (ПК 1.1 - 3.5).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП Основы философия 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Директор ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж» _______________________В.В.Степанова « ____»___ __________ 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина | Основы философии |
Специальность | 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения |
Квалификация выпускника | Техник |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцевна базе основного общего образования |
Форма обучения | Очная (заочная) |
Саратов, 2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 2 от 10 января 2018 г., зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный № 49797 от 26 января 2018 г.).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Разработчик: Надежда Викторовна Спирина, преподаватель истории, высшая квалификационная категория
Рецензенты:
1. Агафонова Ирина Николаевна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория ГАПОУ Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
2. Климова Наталья Александровна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория Профессионально-педагогического колледжа ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № 7 от «3» апреля 2018 года.
Рекомендована методическим Советом колледжа к использованию в учебном процессе по специальности 08.02.08Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения протокол № 6 от «7» апреля 2018 года.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ
ФИЛОСОФИИ ……………………………………………………………………………. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………….7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………….…. 32
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ….…….……………………………………. 34
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
- 1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Программа предназначена для реализации требований ФГОС СПО по специальности 08.02.08Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения,и призвана формировать общие (ОК 1-9) и профессиональные компетенции (ПК 1.1 - 3.5).
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла учебного плана основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 | ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | основные категории и понятия философии; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картины мира условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины
Объем образовательной нагрузки - 48 часов,
нагрузка во взаимодействии с преподавателем составляет 40 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки | 48 |
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 40 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 38 |
практические занятия | − |
Самостоятельная работа | 8 |
Промежуточная аттестация зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Уровень освоения | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии | 22 | |||
Тема 1.1Философия как мировоззренческая система | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Предмет, задачи и основные проблемы философии. Важнейшие философские учения: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология. Основные направления философии: материализм и идеализм. Методы философии. Функции философии. | 2 | |||
Тема 1.2 Классическая древнегреческая философия | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Понятие античной философии и основные этапы ее развития. Возникновение первых философских школ. Афинская школа философии. Философские взгляды Сократа. Философское учение Платона. Философское учение Аристотеля | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся работа с оригинальными текстами | 1 | |||
Тема 1.3 Эллинистическо-римская философия | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Особенности эллинистическо-римской философии. Философские школы раннего эллинизма – кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм. Философские учения позднего эллинизма – неоплатонизм. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся работа с оригинальными текстами | 1 | |||
Тема 1.4 Средневековая философия | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Особенности эпохи и философии. Основные этапы развития: патристика и схоластика. Философское учение Аврелия Августина. Философское учение Фомы Аквинского. | 2 | |||
Тема 1.5 Философия Нового времени | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Характеристика эпохи Нового времени. Основные философские идеи. Рост значимости естествознания и гносеологии. Развитие рационализма. Философские взгляды Р. Декарта. Философская система Г.В. Лейбница - учение о монадах. | 2 | |||
Тема 1.6Философия Просвещения | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Общая характеристика эпохи Просвещения. Основные философские идеи. Философские взгляды Вольтера. Учение о праве и государстве Ш. Монтескье. Философское учение Ж.-Ж. Руссо. Философское учение Д. Дидро. | 2 | |||
Тема 1.7 Немецкая классическая философия | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Основные идеи и представители: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Философское учение И. Канта: вопросы гносеологии, проблема свободы, нравственная философия. Учение Г. Гегеля о познании бытия. Законы диалектики. Философия истории Г. Гегеля. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся составление сравнительной таблицы | 1 | |||
Тема 1.8 Марксистская философия | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Основные идеи марксисткой философии. Концепция практики К. Маркса. Исторический и диалектический материализм. Учение К. Маркса о государстве, обществе, общественных отношениях. Проблемы онтологии и гносеологии. Русский марксизм: Г. Плеханов, П. Струве, В. Ленин. Развитие марксистской философии в ХХ в. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся подготовка рефератов | 2 | |||
Тема 1.9Русская философия XIX - начала XX вв. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Основные идеи русской философии. Философские взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Историософские концепции Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Философская система В.С. Соловьева. Учение о государстве и культуре Н.А. Бердяева. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся работа с оригинальными текстами | 1 | |||
Тема 1.10Философия Новейшего времени. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Экзистенциализм как основное философское направление ХХ в.: этапы развития и крупнейшие представители. Философская антропология экзистенциализма. Понимание свободы и ответственности человека. Отношение к познанию и его формам. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. | 2 | |||
Тема 1.11Основные этапы развития философии: от античности до Новейшего времени | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Семинарское занятие. Вопросы к семинару: предмет, задачи и основные проблемы философии; основные направления и методы философии; функции философии; философские взгляды Сократа; философское учение Платона; философское учение Аристотеля; основные идеи философии Нового времени; философская система Г.В. Лейбница; основные идеи эпохи Просвещения; философское учение Д. Дидро; основные идеи русской философии; философское учение Л.Н. Толстого; философские взгляды Ф.М. Достоевского; учение о государстве и культуре Н.А. Бердяева; фундаментальная онтология М. Хайдеггера. | 2 | |||
Раздел 2 Человек. Сознание. Познание | 10 | |||
Тема 2.1Категория бытия в философии | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Понятие и основные проблемы бытия. Онтология – учение о бытии. Действительность. Процессы, происходящие в действительности. Объективная и субъективная реальность. Историческая реальность. Основные формы бытия: бытие вещей, бытие человека, социальное бытие, духовное бытие. | 2 | |||
Тема 2.2Проблема жизни в философии | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Сущность и сфера жизни. Мысли о жизни, смерти и бессмертии в идеалистической и материалистической философии. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Понимание жизни и смерти в мировых религиях. Вопрос о смысле жизни. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся работа над эссе | 1 | |||
Тема 2.3Человек как главная философская проблема | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Философские представления о человеке в античности, Средние века, Новое и Новейшее время. Теории происхождения человека. Проблема «недостающего звена» и способы ее решения. «Природа человека» в концепции Ж.-П. Сарта. | 2 | |||
Тема 2.4Проблема сознания | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Понятие и характеристика сознания. Философские уровни решения проблемы сознания. Изучение сознания в философии: средневековые представления о концепции Нового времени. Идеалистическое и материалистическое понимание сознания. Материалистическая теория сознания К. Маркса. Сознание и бессознательное: К. Маркс и З. Фрейд | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | − | |||
Тема 2.5Учение о познании | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Учение о познании – гносеология. Понятие и характеристика познания. Изучение возможностей познания в философии: концепции Ф. Бэкона, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Агностицизм. Познание и практика. Функции практики в процессе познания: концепция В.С. Соловьева. Цель познания. Истина и заблуждение. Виды заблуждений. Признак и критерии истины. | 2 | |||
Раздел 3Духовная жизнь человека (наука, религия, культура) | 6 | |||
Тема 3.1Философия и научная картина мира | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Обыденная картина мира. Особенности современного обыденного сознания. Западное и восточное обыденное сознание. Научная и философская картина мира: концепции И. Ньютона, А. Эйнштейна, объективистские и субъективистские теории. Отличия между обыденной, научной и философской картинами мира. Природа как объект философских исследований. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся работа над презентацией | 1 | |||
Тема 3.2Философия и религия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Понимание "философии религии" в широком и узком смысле. Теология как основное учение о Боге. Мистическая традиция восприятия Бога. Онтологическое, космологическое, волюнтаристское, телеологическое, психологическое доказательства Бога. Понимание природы Бога в ведущих религиозных теориях: деизме, пантеизме, дуализме. | 2 | |||
Тема 3.3Философия и культура | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Понятие «философии культуры», процесс ее возникновения. «Натуралистическая» и «классическая» модели понимания культуры. Виды культуры. Роль морали в мире культуры. Принципы и нормы межличностных отношений. Культура и цивилизация: учение о локальных цивилизациях Н.Я. Данилевского, теория О. Шпенглера о культурно-исторических типах общества. Теория «культурного плюрализма»: понимание культуры, типы цивилизаций | 2 | |||
Раздел 4Социальная жизнь человека | 10 | |||
Тема 4.1Человек и общество | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Основные идеи социальной философии. Понятие общества и общественных отношений. Черты социальных связей. Структурные элементы общества: базис и надстройка. Исторические типы общества: концепции Платона, Г. Гегеля, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера. Теория К. Маркса об общественно-экономических формациях. Теория стадий экономического роста У Ростоу. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | − | |||
Тема 4.2Личность и социальные ценности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Аксиология. Понимание ценностей И. Кантом и Г. Гегелем. Теории ценностей: натуралистический психологизм, аксиологический транцендентализм, персоналистическийонтологизм. «Предметные» и «субъектные» ценности. Социальный характер ценностей. Иерархия и система ценностей. Высшие ценности. Восточная и западная системы ценностей. | ||||
Тема 4.3Философия и история | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Понятие «философия истории». Основные вопросы философии истории. Концепции истории М. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса. Идея исторических закономерностей, прогресса и регресса. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Истроиико- философское учение А. Тойнби. Смысл истории в понимании К. Ясперса и А. Тойнби. | 2 | |||
Тема 4.4Философия и глобальные проблемы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Философские оценки современной цивилизации. Тенденции развития мира на рубеже ХХ – ХХI вв. Глобальные политические проблемы. Прогнозы относительно развития современной цивилизации – концепция Р. Дарендорфа. Угрозы настоящего и будущего: ядерная, демографическая, экологическая, международный терроризм. | 2 | |||
Тема 4.5Основы философского понимания мира | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
Семинарское занятие. Вопросы к семинару: действительность и реальность; основные формы бытия; проблема происхождения человека; понятие и характеристика сознания; материалистическая теория сознания К. Маркса; понятие и характеристика познания; истина и заблуждение; научная картина мира; религиозная картина мира; природа как объект философских исследований; философия культуры: основные концепции; культура и цивилизация; общество и общественные отношения; социальные ценности и социализация личности; глобальные проблемы современности. | 2 | |||
Промежуточная аттестация | − | |||
Всего: | 48 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием: рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся; плакаты; наглядные пособия;
техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор; экран; аудиовизуальные средства – схемы, рисунки, фото и видеоматериалы к занятиям в виде слайдов и электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
1.Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие− М.:ОИЦ «Академия», 2016
2. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие −М.: ООО «КноРус»,2014
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Национальная электронная библиотека – Режим доступа к сайту: http://нэб.рф/
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com – Режим доступа к сайту: http://znanium.com/
3. Электронная библиотека Юрайт – Режим доступа к сайту: https://biblio-online.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
Не предусмотрены.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: Основные категории и понятия философии | Перечисляет основные категории и понятия философии | Тестирование Опрос Семинар |
Основы философского учения о бытии | Демонстрирует владение основами философских учений, научной, философской и религиозной картиной мира | |
Сущность процесса познания основы научной, философской и религиозной картины мира | ||
Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | Рассуждает о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий, современных концепциях общественного развития; Определяет проблемы жизни, смерти, бессмертия, эвтаназии в духовном опыте человека. | |
Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | ||
Умения: Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Определяет значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; Формулирует представление об истине и смысле жизни; Имеет точку зрения на решение мировоззренческих проблемы, опираясь на знания пост классической европейской философии и русской философии | Тестирование Опрос Семинар |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОП.07 Основы геодезии по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности СПО 08.02.08 (приказ...
Рабочая программа УП.00 Учебной практики по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и экспл...
Рабочая программа ПП.00 Производственная практика по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа пп.00 ПРОИЗВОДСТВЕНАЯ ПРАКТИКА – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.08 Мон...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 09 ФИЗИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.09Физика предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательной програ...