Рабочая программа по дисциплине Основы философии для специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
рабочая программа на тему

Спирина Надежда Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»    является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

    Программа предназначена для реализации требований ФГОС СПО по специальности 08.02.08Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения,и призвана формировать общие (ОК 1-9) и профессиональные компетенции (ПК 1.1 - 3.5).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский архитектурно-строительный колледж»

  1. УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

_______________________В.В.Степанова

« ____»___                   __________ 2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Основы философии

Специальность

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Квалификация выпускника

Техник

Нормативный срок обучения

3 года 10 месяцевна базе основного общего образования

Форма обучения

Очная (заочная)

Саратов, 2018 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения,  утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ  № 2 от 10 января 2018 г., зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный № 49797 от 26 января 2018 г.).

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

Разработчик: Надежда Викторовна Спирина, преподаватель истории, высшая квалификационная категория

Рецензенты:

1. Агафонова Ирина Николаевна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория ГАПОУ Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

2. Климова Наталья Александровна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория Профессионально-педагогического колледжа ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № 7 от «3» апреля 2018 года.

Рекомендована методическим Советом колледжа к использованию в учебном процессе по специальности 08.02.08Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения протокол № 6 от «7»  апреля 2018 года.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ

ФИЛОСОФИИ ……………………………………………………………………………. 4                                

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………….7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    ……………….….      32

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                   ….…….…………………………………….     34


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

  1. 1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»    является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

    Программа предназначена для реализации требований ФГОС СПО по специальности 08.02.08Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения,и призвана формировать общие (ОК 1-9) и профессиональные компетенции (ПК 1.1 - 3.5).

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина  «Основы философии» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла учебного плана основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.

Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,

ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры

гражданина и будущего специалиста

основные категории и понятия философии;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картины мира

условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4   Количество часов на освоение программы дисциплины

Объем образовательной нагрузки  - 48 часов,

нагрузка во взаимодействии с преподавателем составляет 40 часов.

          2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки

48

Нагрузка во взаимодействии с преподавателем

40

в том числе:

теоретическое обучение

38

практические занятия

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация                                           зачет

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Уровень освоения

Осваиваемые элементы компетенций

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии

22

Тема 1.1  

 Философия как мировоззренческая система

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Предмет, задачи и основные проблемы философии. Важнейшие философские учения: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология. Основные направления философии: материализм и идеализм. Методы философии. Функции философии.

2

Тема 1.2   Классическая древнегреческая философия

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Понятие античной философии и основные этапы ее развития. Возникновение первых философских школ. Афинская школа философии. Философские взгляды Сократа. Философское учение Платона. Философское учение Аристотеля

2

Самостоятельная работа обучающихся  работа с оригинальными текстами

1

Тема 1.3   Эллинистическо-римская философия

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Особенности эллинистическо-римской философии. Философские школы раннего эллинизма – кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм. Философские учения позднего эллинизма – неоплатонизм.

2

Самостоятельная работа обучающихся работа с оригинальными текстами

1

Тема 1.4   Средневековая философия

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Особенности эпохи и философии. Основные этапы развития: патристика и схоластика. Философское учение Аврелия Августина. Философское учение Фомы Аквинского.

2

Тема 1.5   Философия Нового времени

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Характеристика эпохи Нового времени. Основные философские идеи. Рост значимости естествознания и гносеологии. Развитие рационализма. Философские взгляды Р. Декарта. Философская система Г.В. Лейбница - учение о монадах.

2

Тема 1.6

  Философия Просвещения

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Общая характеристика эпохи Просвещения. Основные философские идеи. Философские взгляды Вольтера. Учение о праве и государстве Ш. Монтескье. Философское учение Ж.-Ж. Руссо. Философское учение Д. Дидро.

2

Тема 1.7  

 Немецкая классическая философия

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Основные идеи и представители: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Философское учение И. Канта: вопросы гносеологии, проблема свободы, нравственная философия. Учение Г. Гегеля о познании бытия. Законы диалектики. Философия истории Г. Гегеля.

2

Самостоятельная работа обучающихся составление сравнительной таблицы

1

Тема 1.8   Марксистская философия

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Основные идеи марксисткой философии. Концепция практики К. Маркса. Исторический и диалектический материализм. Учение К. Маркса о государстве, обществе, общественных отношениях. Проблемы онтологии и гносеологии. Русский марксизм: Г. Плеханов, П. Струве, В. Ленин. Развитие марксистской философии в ХХ в.

2

Самостоятельная работа обучающихся подготовка рефератов

2

Тема 1.9

   Русская философия XIX - начала XX вв.

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Основные идеи русской философии. Философские взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Историософские концепции Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Философская система В.С. Соловьева. Учение о государстве и культуре Н.А. Бердяева.

2

Самостоятельная работа обучающихся работа с оригинальными текстами

1

Тема 1.10  

 Философия Новейшего времени.

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Экзистенциализм как основное философское направление ХХ в.: этапы развития и крупнейшие представители. Философская антропология экзистенциализма. Понимание свободы и ответственности человека. Отношение к познанию и его формам. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

2

Тема 1.11  

Основные этапы развития философии: от античности до Новейшего времени

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Семинарское занятие. Вопросы к семинару: предмет, задачи и основные проблемы философии; основные направления и методы философии; функции философии; философские взгляды Сократа; философское учение Платона; философское учение Аристотеля; основные идеи философии Нового времени; философская система Г.В. Лейбница; основные идеи эпохи Просвещения; философское учение Д. Дидро; основные идеи русской философии; философское учение Л.Н. Толстого; философские взгляды Ф.М. Достоевского; учение о государстве и культуре Н.А. Бердяева; фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

2

Раздел 2 Человек. Сознание. Познание

10

Тема 2.1

  Категория бытия в философии

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Понятие и основные проблемы бытия. Онтология – учение о бытии. Действительность. Процессы, происходящие в действительности. Объективная и субъективная реальность. Историческая реальность. Основные формы бытия: бытие вещей, бытие человека, социальное бытие, духовное бытие.

2

Тема 2.2

  Проблема жизни в философии

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Сущность и сфера жизни. Мысли о жизни, смерти и бессмертии в идеалистической и материалистической философии. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Понимание жизни и смерти в мировых религиях. Вопрос о смысле жизни.

2

Самостоятельная работа обучающихся работа над эссе

1

Тема 2.3  

Человек как главная философская проблема

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Философские представления о человеке в античности, Средние века, Новое и Новейшее время. Теории происхождения человека. Проблема «недостающего звена» и способы ее решения. «Природа человека» в концепции Ж.-П. Сарта.

2

Тема 2.4  

 Проблема сознания

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Понятие и характеристика сознания. Философские уровни решения проблемы сознания. Изучение сознания в философии: средневековые представления о концепции Нового времени. Идеалистическое и материалистическое понимание сознания. Материалистическая теория сознания К. Маркса. Сознание и бессознательное: К. Маркс и З. Фрейд

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.5  

Учение о познании

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Учение о познании – гносеология. Понятие и характеристика познания. Изучение возможностей познания в философии: концепции Ф. Бэкона, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Агностицизм. Познание и практика. Функции практики в процессе познания: концепция В.С. Соловьева. Цель познания. Истина и заблуждение. Виды заблуждений. Признак и критерии истины.

2

Раздел 3Духовная жизнь человека (наука, религия, культура)

6

Тема 3.1

   Философия и научная картина мира

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Обыденная картина мира. Особенности современного обыденного сознания. Западное и восточное обыденное сознание. Научная и философская картина мира: концепции И. Ньютона, А. Эйнштейна, объективистские и субъективистские теории. Отличия между обыденной, научной и философской картинами мира. Природа как объект философских исследований.

2

Самостоятельная работа обучающихся работа над презентацией

1

Тема 3.2  

Философия и религия.

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Понимание "философии религии" в широком и узком смысле. Теология как основное учение о Боге. Мистическая традиция восприятия Бога. Онтологическое, космологическое, волюнтаристское, телеологическое, психологическое доказательства Бога. Понимание природы Бога в ведущих религиозных теориях: деизме, пантеизме, дуализме.

2

Тема 3.3  

 Философия и культура

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Понятие «философии культуры», процесс ее возникновения. «Натуралистическая» и «классическая» модели понимания культуры. Виды культуры. Роль морали в мире культуры. Принципы и нормы межличностных отношений. Культура и цивилизация: учение о локальных цивилизациях Н.Я. Данилевского, теория О. Шпенглера о культурно-исторических типах общества. Теория «культурного плюрализма»: понимание культуры, типы цивилизаций

2

Раздел 4Социальная жизнь человека

10

Тема 4.1  

Человек и общество

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Основные идеи социальной философии. Понятие общества и общественных отношений. Черты социальных связей. Структурные элементы общества: базис и надстройка. Исторические типы общества: концепции Платона, Г. Гегеля, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера. Теория К. Маркса об общественно-экономических формациях. Теория стадий экономического роста У Ростоу.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.2  

 Личность и социальные ценности.

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Аксиология. Понимание ценностей И. Кантом и Г. Гегелем. Теории ценностей: натуралистический психологизм, аксиологический транцендентализм, персоналистическийонтологизм. «Предметные» и «субъектные» ценности. Социальный характер ценностей. Иерархия и система ценностей. Высшие ценности. Восточная и западная системы ценностей.

Тема 4.3

  Философия и история

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Понятие «философия истории». Основные вопросы философии истории. Концепции истории М. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса. Идея исторических закономерностей, прогресса и регресса. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Истроиико- философское учение А. Тойнби. Смысл истории в понимании К. Ясперса и А. Тойнби.

2

Тема 4.4  

 Философия и глобальные проблемы

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Философские оценки современной цивилизации. Тенденции развития мира на рубеже  ХХ – ХХI вв. Глобальные политические проблемы. Прогнозы относительно развития современной цивилизации – концепция Р. Дарендорфа. Угрозы настоящего и будущего: ядерная, демографическая, экологическая, международный терроризм.

2

Тема 4.5  

 Основы философского понимания мира

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 10

Семинарское занятие. Вопросы к семинару: действительность и реальность; основные формы бытия; проблема происхождения человека; понятие и характеристика сознания; материалистическая теория сознания К. Маркса; понятие и характеристика познания; истина и заблуждение; научная картина мира; религиозная картина мира; природа как объект философских исследований; философия культуры: основные концепции; культура и цивилизация; общество и общественные отношения; социальные ценности и социализация личности; глобальные проблемы современности.

2

Промежуточная аттестация

Всего:

48


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный

оборудованием: рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся; плакаты; наглядные пособия;

техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор; экран; аудиовизуальные средства – схемы, рисунки, фото и видеоматериалы к занятиям в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1 Печатные издания

1.Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие− М.:ОИЦ «Академия», 2016

2. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие −М.: ООО «КноРус»,2014

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Национальная электронная библиотека – Режим доступа к сайту: http://нэб.рф/

2. Электронно-библиотечная система Znanium.com – Режим доступа к сайту: http://znanium.com/

3. Электронная библиотека Юрайт – Режим доступа к сайту: https://biblio-online.ru/

3.2.3. Дополнительные источники

Не предусмотрены.

 

        


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

Основные категории и понятия философии

Перечисляет основные категории и понятия философии

Тестирование

Опрос

Семинар

Основы философского учения о бытии

Демонстрирует владение основами философских учений, научной, философской и религиозной картиной мира

Сущность процесса познания

основы научной, философской и религиозной картины мира

Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Рассуждает о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий, современных концепциях общественного развития;

Определяет проблемы жизни, смерти, бессмертия, эвтаназии в духовном опыте человека.

Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Умения:

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,

ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры

гражданина и будущего специалиста

Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы

и смысла жизни как основе формирования культуры

гражданина и будущего специалиста;

Определяет значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

Формулирует представление об истине и смысле жизни;

Имеет точку зрения на решение мировоззренческих проблемы, опираясь на знания пост классической европейской философии и русской философии

Тестирование

Опрос

Семинар



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОП.07 Основы геодезии по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП.07 Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности СПО 08.02.08 (приказ...

Рабочая программа УП.00 Учебной практики по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа профессионального модуля  – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и экспл...

Рабочая программа ПП.00 Производственная практика по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа  пп.00 ПРОИЗВОДСТВЕНАЯ ПРАКТИКА  – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.08  Мон...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 09 ФИЗИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.09Физика предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательной програ...