Разработка кураторского часа
методическая разработка на тему
Разработка кураторского часа(литературного вечера), посвященного 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_kuratorskogo_chasa_esenin.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка кураторского часа(литературного вечера), посвященного 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
Сергей Есенин – певец земли Русской.
Кураторский час был проведен в группах 5122 и 5221
Куратор Захарова Н.А.
Цели: познакомить студентов с биографией и творчеством поэта Сергея Есенина; заинтересовать их личностью С. Есенина, увлечь поэтическим творчеством.
Оборудование: компьютер, проектор, флейта.
Материалы: презентации.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово куратора Захаровой Н.А. и преподавателя русского языка и культуры речи Полякова В.З.
Наш кураторский час посвящен Сергею Есенину. Сергей Есенин – поэт, певец крестьянской Руси. Так называли его современники.
2.1. Художественное чтение стихотворения «Я покинул дом родимый» в исполнении Вероники Салтановой
Я покинул родимый дом...
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
2.2. Художественное чтение стихотворения «Запели тесаные дроги» в исполнении Чмиревой Виктории
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка,
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
2.3. Художественное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая» в исполнении Смирновой Алины
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
3. Биография Сергея Есенина с демонстрацией слайдов в исполнении Мокиной Ксюши
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября1895года в селе Константиново Рязанской области. Село пролегало широкой прямой улицей, насчитывало около 600 дворов, шло вдоль крутого берега реки Оки. Село было тихое, чистое, утопающее в зелени (Слайд 1)
Основным украшением села являлась церковь, стоявшая в центре. Белая прямоугольная колокольня, заканчивающаяся пятью крестами: 4 по углам и 5-й, более высокий, в середине; купол, выкрашенный зелёной краской, придавали ей вид какой-то удивительной лёгкости и стройности. (Слайд 2)
Дом Есениных стоял как раз напротив церкви. Двери, рамы, наличники покрашены белой краской. В доме было чисто и уютно (Слайды 3,4)
Вот здесь на этих просторах протекало детство Сергея. На этих лугах, в зарослях озёр босоногим мальчиком он вылавливал утиные выводки, здесь рвал цветы, валялся на траве (Слайд 5)
(Слайд 6) Отец Сергея - Александр Никитич Есенин в юности пел в церковном хоре, был обычным крестьянином, а затем переехал в Москву, где работал приказчиком в мясной лавке. Он был немногословным человеком, редко и кратко ругал детей, никогда не бил, если кто-то провинится, но так посмотрит, что лучше бы побил. Умел читать и писать.
Татьяна Федоровна Титова, мама будущего поэта, почти всю жизнь прожила в деревне. Она не была строга, но никогда не ласкала детей как другие матери: никогда не погладит по голове, не поцелует. Она считала это баловством. Она была неграмотная и всю жизнь об этом жалела. Уже, будучи пожилой женщиной, пыталась учиться, но руки плохо слушались и она едва научилась расписываться и читать по слогам. Она была большая мастерица рассказывать сказки, пела песни на стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина. У неё была хорошая память и, слушая, как дети заучивали стихи, она их запоминала и иногда читала вслух. Когда маленькому Сергею исполнилось 3 года, мать поехала на заработки в Рязань.
(Слайд 7) Воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка по материнской линии - Наталья Евтихиевна и Федор Андреевич Титовы. Семья деда была довольно зажиточной, кроме маленького Сережи в доме Федора Андреевича жили трое его неженатых сыновей (дяди будущего поэта), с которыми будущий Сергей проводил много времени. Именно они учили мальчика плавать, ездить на лошади и работать в поле.
От бабушки Сергей Есенин узнал множество народных сказок, песен и частушек. По признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных стихов. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет. Среди сверстников будущий поэт, имевший прозвище Серега Монах, был признанным коноводом, драчуном и неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр.
(Слайды 8,9) В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Возможность учиться имели немногие и в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников. По воспоминаниям соучеников Сергея и его учителей "занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником; Сергей был заядлым книголюбом, и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга".
Первыми его учителями были муж с женой: Иван Матвеевич (священник отец Иван) и Лидия Ивановна. Иван Матвеевич был очень строгим учителем. В классе у него всегда была тишина. За малейшую провинность он драл ученикам уши и ставил в угол на колени. Ученики его боялись, но любили. Лидия Ивановна тоже была строга. Тоже наказывала больно. Отдерёт, бывало, за ухо или ударит линейкой по затылку. Она была вспыльчива, но отходчива. Учиться было трудно. Писали на бумаге, какую кто сумеет достать, вплоть до газет. Вместо чернил писали свекольным соком, а промокашкой был чистый песок с реки Оки. В 3-ем классе Сергея Есенина отчислили за шалости. Но всё же в 1909 году Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали "испытания при окончании курса" на "пять", среди них был и Сергей.(Слайд10)
В этом же году Сергей Есенин поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, Пробыв несколько дней в школьном интернате, Сергей, тосковавший по дому, совершил "побег" и пешком вернулся в родное село, но его отвезли обратно. Школа была учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты; программа включала церковную общую и русскую историю, закон божий, русский язык, церковнославянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение, рисование, дидактику. Весь день воспитанники были в здании школы: утром - на занятиях, вечером готовили уроки под наблюдением учителей; в субботу и в воскресенье - обязательное присутствие на церковной службе. Сергей Есенин закончил заведение в 1912 году, получив диплом «учителя школы грамоты»(Слайд11).
Во время обучения в учительской школе Есенин написал ряд стихотворений:
«Наступление весны».
«Осень».
«Зима».
«Вот уж вечер. Роса...»
«Там, где капустные грядки...»
«Поет зима — аукает...»
«Подражанье песне»
«Выткался на озере алый свет зари...»
«Дымом половодье...»
«Сыплет черемуха снегом...»
«Калики» и другие.
(Читают стихи подготовленные студенты )
Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета.
С 1914 года публикует свои стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинки», «Доброе утро» (Слайд 12)
В начале 1916 г. Выходит первая книга «Радуница» (Слайд 13)
Потом вышли другие сборники: «Иисус младенец», «Голубень», Преображение», «Сельский часослов», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», «Берёзовый ситец», «Персидские мотивы» и многие другие. (Слайды 14, 15, 16)
С 1912 по 1925 года Есенин жил то в Москве, то в Петербурге, служил в армии, путешествовал по Европе, посетил Америку. Умер Сергей Есенин в 1925 году совсем молодым, в возрасте 30 лет. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (Слайд 17).
Но память о нём осталась и не только в его стихах.
Во многих городах нашей страны есть памятники Сергею Есенину. (Слайды 18, 19, 20)
Музеи Сергея Есенина есть не только в нашей стране, но и за рубежом. (Слайды 21, 22, 23)
23 марта 2012г. состоялось торжественное открытие народного музея Сергея Есенина в Воронеже (Слайд 24)
За свою недолгую жизнь Сергей Есенин написал около 500 произведений. Это стихи, поэмы, рассказы, очерки, сценарии.
Поэзия Есенина пробуждает патриотические чувства, учит ценить красоту родной природы, прививает любовь «ко всему живому в мире», внушает уважение к труду и к людям. Предельная искренность стихов Есенина вызывают у читателей сопереживание, побуждает вновь и вновь обращаться к его творчеству. В обычных, ничем не примеченных картинах природы он старается найти прекрасное, нежное, привлекательное. (Слайд 25)
В творчестве Есенина есть совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших «четвероногих братьях». Мы видим их по-человечески мыслящими и страдающими, со своими заботами, горестями и радостями. Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности - к каждой корове, лошади, собаке, с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.
Стихи о животных читают преподаватели Поляков В.З. и Захарова Н.А. Сукин сын Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил я девушку в белом, Для которой был пес почтальон. Не у всякого есть свой близкий, Но она мне как песня была, Потому что мои записки Из ошейника пса не брала. Никогда она их не читала, И мой почерк ей был незнаком, Но о чем-то подолгу мечтала У калины за желтым прудом. Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... уехал... И вот Через годы... известным поэтом Снова здесь, у родимых ворот. Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь, С лаем ливисто ошалелым Меня встрел молодой ее сын. Мать честная! И как же схожи! Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе, И хоть снова записки пиши. Рад послушать я песню былую, Но не лай ты! Не лай! Не лай! Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом... Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. |
Ах, как много на свете кошек...
Сестре Шуре
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
4. Слушаем Живой голос поэта. С. Есенин читает свои стихи: «Монолог Хлопуши», « Я покинул родимый дом»
Монолог Хлопуши
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Пётр!
Чернь его любит за буйство и удаль.
Я три дня и три ночи блуждал по тропам,
В солонце рыл глазами удачу,
Ветер волосы мои, как солому, трепал
И цепами дождя обмолачивал.
Но озлобленное сердце никогда не заблудится,
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красноше́рстной[1] верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.
И холодное, корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощённым векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
5. Литературно-музыкальная композиция: стихи «Не жалею, не зову, не плачу» и «Закружилась листва золотая» читает Холоднова Ирина в сопровождении флейты - Кулакова Алина
Не жалею, не зову, не плачу...
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Закружилась листва золотая...
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть.
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
6. Слушаем «Письмо матери» в исполнении Николая Сличенко(запись)
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
7. Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных. Люди, животные, растения, предметы – всё это у Есенина дети одной матери – природы. Он очеловечивает природу. В стихах поэта много фольклорных слов и выражений, поэтому легко запоминаются. Особую роль в творчестве поэта занимают стихи о любви, которые с удовольствием и большим энтузиазмом читают студенты:
7.1. Стихотворение «Заметался пожар голубой…» в исполнении Смородиной Кати
Заметался пожар голубой...
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
7.2. Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…» в исполнении Юли Поповой
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пуст твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
7.3. Стихотворение «Дорогая, сядем рядом…» в исполнении Даши Задорожной
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых -
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
Там теперь такая ж осень...
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,
Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
7.4. Стихотворение Письмо к женщине» в исполнении Артура Хадисова
Вы помните, Вы говорили: Любимая! Не знали вы, Лицом к лицу Земля — корабль! Ну кто ж из нас на палубе большой Тогда и я Любимая! Но вы не знали, Теперь года прошли, Сегодня я Любимая! Я стал не тем, Простите мне... Живите так, 8. С заключительным словом выступила куратор Захарова Н.А. Поблагодарила всех студентов за активное участие в литературном вечере, всех чтецов и музыкантов, за проявленный интерес к творчеству величайшего поэта. |
Вас помнящий всегда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"
Цель кураторского часа - воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии...
Методическая разработка кураторского часа "Гордимся! Помним!"
Кураторский час посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., проводится в течении 1.5 часов. Целью данного кураторского часа является воспитание у студентов ...
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны...
Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя
Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни...
Методическая разработка кураторского часа на тему: Терроризм – главная угроза 21 века
Методическая разработка кураторского часа на тему: Терроризм – главная угроза 21 века...