Образование единого русского государства
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Образование единого русского государства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orazovaniya_edinogo_russkogo_gosudarstva.docx | 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция № 4
Тема: Образование единого многонационального российского государства (ХУ - первая треть XVI вв.)
Цель лекции: сформировать знания студентов о особенностях формирования Российского централизованного государства; эволюции государственного аппарата в ХУ - первая треть XVI вв.; отличиях российского самодержавия от западноевропейского абсолютизма; целях, содержании и результатах социально-экономических преобразований в данный период.
План лекции
1. Основные этапы объединительного процесса.
2. Политический строй Российского государства.
3. Социально- экономическое развитие
4. Русская культура Х1У-ХУ вв.
1. Основные этапы объединительного процесса Борьба с внешней опасностью. В конце ХУ - начале ХУ1 вв. международное положение Руси усложнилось в связи с усилением опасности со стороны Золотой Орды и азиатских завоевателей, а также давлением на русские земли Великого княжества Литовского.
1395 г. властитель Средней Азии Тимур (Тамерлан) разгромил ордынского хана Тахтомыша и направился к границам Руси. Однако вторжение не состоялось из-за начавшейся войны Тимура с Персией. Новый хан Едигей, которому удалось временно объединить Золотую Орду в начале ХУ века, совершил поход на Русь, но взять Москву ему не удалось.
К этому времени обострились отношения между Москвой и Литвой, что было связано с захватом литовцами ранее Смоленска (1395 г.) и разорением Рязанского княжества. Великий князь литовский Витовт планировал поход на Русь, чтобы отвоевать Новгород и Псков. Но общая для Москвы и Литвы угроза со стороны Едигея привела к заключению союза между ними в первом десятилетии ХУ в.
Феодальная война Руси. Дмитрий Донской оставил духовную грамоту, в которой сформулировал принцип наследственных (вотчинных) прав московских князей на территорию всего Владимирского великого княжения. Тем самым. Он не допускал возможности перехода этого княжения к какой-либо другой княжеской линии и игнорировал былое право татарских ханов распоряжаться ярлыком на великокняжеский престол. При Василии I (1389-1422 гг.), сыне Дмитрия Донского, важнейшими вопросами внутренней политики Москвы оставались отношения с местными великокняжескими центрами. Москва присоединила Нижегородское княжество, земли в бассейне реки Вычегды, населенные народом коми, среди которых миссионерскую деятельность проводил пермский епископ Стефан. В то же время усиливаются тенденции тверского князя к независимости от Москвы, к чему стремится и рязанский князь.
Княжение Василия II(1425-1462 гг.) было связано с началом политического кризиса, переросшего в феодальную войну, в которой он стал олицетворением объединительных устремлений русских людей, а его удельные оппоненты - символом децентрализации.
Феодальная война закончилась поражением коалиции удельных князей и усилением великокняжеской власти. Ликвидация уделов и превращение земель Московского княжества в единую территорию, находящуюся под властью великого князя, создало предпосылки для завершения процесса собирания русских земель. Постепенно будет осуществлена ликвидация сохранивших пока свою самостоятельность великих княжеств Тверского и Рязанского, а также Новгорода и Пскова и включения их в состав Московского великого княжества. Этот завершающий этап в процессе создания Русского государства произойдет в княжение Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1532 гг.)
Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Исключительное значение в образовании русского национального государства принадлежит Ивану III. Иван III был крупнейшим государственным деятелем своего времени, человеком больших политических замыслов и решительных действий. Он продолжил политику своих предшественников - московских великих князей и вместе с тем был глубоко своеобразен в своих действиях. Он был последовательным «собирателем» русской земли, какими были его предки, именно он вывел Русское государство на европейский простор, вступив в дипломатические отношения с Венецией, Молдавией, Данией, Турцией, Персией, Грузией, Хоросаном. Иван III действовал самыми разнообразными методами: угрозой или хитростью, силой или уступчивостью, заключал союзы и сталкивал противников, всегда поступая с полной уверенностью, почти всегда с успехом.
За время своего княжения он в три с половиной раза расширил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород и Тверь, подчинил Псков и Рязанское княжество, расширил свои владения на северо-восток, заняв область Перми Великой. Войска Ивана 111, перейдя Урал, появились в области Юг-ры, прошли вниз по Иртышу и достигли Оби. Выступая против Литвы, он присоединил весь бассейн верхней Оки, все течение Десны, часть нижнего течения Сожа и верхнего Днепра. Действуя в союзе с Данией, он начал войну за Балтийское побережье против Ливонского ордена. После знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без сражения, благодаря дальновидности и упорству своей политики, Иван 111 «перестоял» хана Ахмата, прекратил выплату дани татарам, порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды.
Иван III был не только полководцем и военным организатором, но и выдающимся государственным деятелем. Он создал единообразную систему управления; издал Судебник; создал русскую дипломатию; придал европейский столичный облик архитектуре Москвы. По словам К.Маркса, «В начале своего царствования Иван IIIвсе еще был татарским данником: его власть все еще оспаривалась удельными князьями; Новгород... господствовал на севере России, Польско-Литовское государство стремилось к завоеванию Московии, наконец, ливонские рыцари еще не сложили оружия. К концу царствования мы видим Ивана III сидящим на вполне независимом троне об руку с племянницей последнего византийского императора; мы видим Казань у его ног; мы видим, как остатки Золотой Орды толпятся у его двора; Новгород и другие республики покорны; Литва уменьшилась в своих пределах, и ее король является послушным орудием в руках Ивана; ливонские рыцари разбиты. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана IIIедва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи».
Завершение объединения русских земель было главной задачей московской политики. Решающим этапом явилось присоединение Новгорода в результате его полной капитуляции (1477 г.) и Тверского княжества (1485 г.). Судьбу Новгорода и Твери разделили и другие княжества. Только Псков и Рязанское княжество считались самостоятельными в составе великого княжения, но и они уже давно испытывали давление «московского государя».
Объединение русских земель под властью Москвы создало условия для окончательного освобождения от ордынского ига. К концу правления Василия II зависимость Руси от Золотой Орды была номинальной. Это было связано, с одной стороны, ростом и усилением Русского государства, с другой, - ослаблением Орды, которая распалась на ряд татарских ханств. Уже к середине ХУ в. они превратились самостоятельные государства, такие, как Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская орда. Несмотря на то, что татары продолжали совершать набеги на русские земли, они теперь не имели сил для восстановления былой власти над Русью.
В 1478 г. Иван III прекратил выплату дани Большой Орде (преемнице Золотой Орды), правитель которой Ахмед-хан заключил союз с польско-литовским королем Казимиром IV, надеясь заставить великого московского князя платить дань. Положение Ивана III усложнилось начавшимся мятежом удельных князей, его братьев, которые были не довольны укреплением власти великого князя. В свою очередь Московский великий князь заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем (противником Ахмед-хана), нанесшим удар по украинским владениям Казимира IV, который не смог оказать помощь своему союзнику. В это время Ивану III удалось подавить сопротивление удельных князей.
В 1480 г. Ахмед подошел к правому берегу реки Угры, но при виде «великой московской рати» переправиться не решился. Не дождавшись помощи от Казимира, хан увел свое войско. «Стояние на Угре» закончилось освобождением Русской земли от ордынского ига, которое было подготовлено борьбой народа против поработителей и успехами объединительного процесса.
Русь превратилась в сильное, независимое государство, о чем с гордостью мог заявить Иван IIIна приеме иностранным послам в 1488 году: «Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от
Бога, как наши прародители, так и мы». Москва еще активнее продолжала политику объединения русских земель. Успехи восточной политики позволили Ивану III начать борьбу за возвращение белорусских и украинских земель, которые в прошлом принадлежали киевским князьям, затем попали под власть Литвы и Польши. В Москве литовским князьям указали на то, что эти земли «из старины от наших прародителей наша отчина и нам своей отчины жаль». Местное население издавна поддерживало экономические, религиозные и культурные связи с населением Северо-Восточной Руси (великороссами) и потому тяготело к Москве.
На службу к Москве со своими владениями переходили потомки черниговско-северских князей. Русско-литовская война, начавшаяся по этой причине, в конце ХУ в. закрепила эти земли за русским государством, к которому в итоге новой войны в начале ХУ! в. отошла огромная территория в верховьях Оки и Днепра. Двадцать пять больших городов, в том числе, Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск стали подчиняться Москве.
Важнейшей задачей западной политики Русского государства была борьба за Прибалтику, где главным противником был Ливонский орден. В его руках находилось южное побережье Финского залива, что позволяло совершать ливонцам походы против псковских и новгородских земель. Попытка великого князя Литовского и польского короля объединить силы Польши, Литвы, Ливонии, Казанского и Крымского ханств для борьбы против Московского великого княжества не имело успехов, т.к. население западнорусских земель тяготело к Москве.
В 1510 г. к Москве был присоединен Псков. В 1514 г. в результате войны с Ливонией в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск, которому Василий III дал жалованную грамоту, сохранявшую элементы самостоятельности в администрации и суде. В 1521 г. «под руку Москвы» встало и Рязанское княжество.
Таким образом, на карте Европы появилось самая крупная держава. Как отмечает летописец, «наша великая Русская освободилась от ига. и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».
Российское государство с самого начала формировалось как многонациональное, но ведущее положение в нем занимала великорусская народность, которая теперь приобрела свое государственное единство. С конца ХУ в. стал употребляться термин «Россия».
2. Политический строй Российского государства.
Система центрального и местного управления. Политическая система страны стала развиваться в сторону централизации. При великом князе сложился постоянно действующий совет знати - Боярская дума, верховный орган власти, состоящий из бывших самостоятельных князей, который как бы представлял «всю русскую землю». Все вопросы государственного управления решались великим князем совместно с Думой. При решении проблем чрезвычайной важности (о войне, мире, завещании великого князя и др.) созывались совместные заседания Боярской думы с иерархами церкви (Освященным церковным собором). Из подобных совещаний произошли позднееЗемские соборы. В конце ХУ в. появились первые «приказы», - центральные правительственные учреждения, ведающими отдельными отраслями княжеского управления, главную роль в которых играли дьяки - правители великокняжеских канцелярий. В основе приказной системы лежали принципы нераздельности судебной и административной власти.
В основе местного управления лежала система кормлений, являющаяся одним из источников обогащения верхов за счет населения. «Кормленщики», т. е. наместники и волостели (управители волостей) полностью находились на содержании местного населения. Их власть была универсальной, т. к. они правителями, судьями, сборщиками налогов и пошлин, а наместники - и местными военачальниками. Право на получение кормлений имели лишь князья, бояре и бывшие «вольные слуги» великого князя.
Система центрального и местного управления получила свое закрепление в Судебнике1497 г. - первом великокняжеском Судебнике,который вводил единообразный порядок суда и управления на всей территории Русского государства. Так, 57 статья Судебника устанавливала в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих хозяев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с выплатой «пожилого», т.е. оплаты за проживание на земле феодала.
В период правления Ивана III сложился институт местничества, согласно которому все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их служебные назначения (как военные, так и гражданские) должны были соответствовать их родовитости. Собравшись в Москве, бывшие «властители земель» распределяли между собой политические привилегии и материальные блага на службе у московского великого князя. В этом отношении институт местничества был не только препятствием в борьбе великокняжеской власти за укрепление государственного аппарата, но и проявлением ее зависимости от боярства.
Высшая духовная власть оказывала влияние на решение государственных вопросов. Великий князь по своему усмотрению назначал митрополитов и епископов, которые порой противодействовали мероприятиям великого князя. Церковные соборы обсуждали многие вопросы выдвигаемые властью, нуждавшейся в поддержке церкви. При Иване III вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих крестьян или холопов, количество которых зависело от величины поместья.
3. Социально-экономическое развитие. К концу ХУ в. территория Русского государства простиралась от Ледовитого океана на севере, до среднего течения Сейма на юге, от Финского залива, Чудского озера, верховьев Западной Двины и Днепра на западе, до Уральских гор на востоке и реки Оби на севере-востоке. Только за один век (между серединами ХУ- ХУпзв.) территория Руси увеличилась в шесть раз. Воссоединение русского народа (великороссов) в составе единого государства и общий экономический подъем привели к росту коренного русского населения. Так, в конце ХУ в. население Русского государства составляло около 5-6 млн. человек, а к середине ХУI оно возросло до 9 млн.
К этому времени укрупняются сельские поселения (села, деревни), растут города, увеличивается число населения на землях, расположенных вокруг Москвы, насчитывающей более 100000 жителей и являющейся крупнейшим европейским городом. По мнению польского историка Матвея Меховского Москва была (в 20-х гг. ХУ! в.) вдвое больше Франции и Праги; англичанину Ченслеру она показалась больше Лондона с предместьями. Крупнейшими городами страны были также Новгород, который, как считал тот же М. Меховский, « на много больше, чем Риле», и Псков (иностранные путешественники сравнивали его с Парижем).
Основным занятием населения оставалось земледелие, развитие которого в центральных районах достигло высокого уровня, и здесь окончательно утвердилась паровая система. Земледелие утвердилось и на севере, в приморской части новгородской территории и распространилось на юг и юго-восток, а также на новые земли, присоединенные к Русскому государству.
В конце ХУ - ХУI вв. существенные изменения происходят в структуре феодального землевладения. Идет постепенный распад крупных княжеско-боярских владений, особенно бывших удельных князей и бояр, и Развитие служилого поместного землевладения (поместья - это земли, раздаваемые великими и удельными князьями феодалам во временное пользование при условии несения ими «государевой службы»). Поместья запрещено было дарить и продавать. Земля, отданная в поместье, формально оставалась в руках верховного собственника - великого князя всея Руси. Феодалы, переселенные на новые места, т.е. «испомещенные там», стали называться помещиками. В развитии поместного землевладения большое значение имел захват феодалами общинных крестьянских земель, а также освоение новых территорий, присоединенных к Русскому государству.
В центральных районах страны в ХУ в. началось наступление монастырей на светское вотчинное землевладение, что было связано с большей приспособленностью монастырского хозяйства к новым условиям жизни: монастыри активно приспосабливали свое хозяйство к потребностям рынка. Уже к середине ХУI в. монастыри объединяли около трети частновладельческого земельного фонда.
Изменения в формах землевладения были связаны с заметными сдвигами происходящими в самом феодальном хозяйстве, определяющей чертой которых был процесс закрепощения крестьян.
К концу ХУ в. сложились три основные группы крестьянства: владельческие, дворцовые, черносошные. Основную массу составляли владельческие крестьяне. Усиление процесса закрепощения крестьян выражалось, с одной стороны, в интенсивном превращении черносошных и дворцовых крестьян в крестьян владельческих (в результате раздачи общинных земель помещикам и монастырям), с другой, - в усилении самих форм крепостной зависимости владельческих крестьян от своих феодалов. Крестьяне постепенно попадают в полную зависимость от феодала и фактически лишаются права перехода к другому хозяину. Важную роль в этом отношении сыграл Судебник 1497 года.
Меняется характер зависимости крестьян на вотчинных и поместных землях - натуральные оброки начинают заменяться денежными. В середине ХУ в. получает развитие барская запашка, для обработки которой используются не только холопы, но и крепостные. Изменяется и положение самих холопов, т. к. их сажают на отбираемую у крестьян землю и превращают в обычных крепостных крестьян. В свою очередь, крестьянские наделы сокращаются.
В ХУ-ХУI вв. на Руси широко развиваются промыслы и ремесла. Это касается, в первую очередь, добычи руды, т.к. потребность в металле значительно возрастает. Довольно широко развиваются гончарное, деревообрабатывающее, кожевенное и др. ремесла. К середине ХУI в. активно развиваются многочисленные ремесленные рядки, торжки, появляющиеся в селах, расположенных на торговых путях.
Заметно возрастает значение Москвы как экономического центра страны, в котором к началу ХУI в. появились целые ремесленные кварталы - слободы, населенные кузнецами, кожевниками, плотниками, гончарами, мыльниками, серебряниками, портными, оружейными мастерами и ремесленниками других специальностей. Здесь же размещались и дворы торговых людей. Главный московский торг находился на Великом посаде, в районе Красной площади. Москва была крупнейшим центром внутренней торговли. Почти все торговые пути Северо-Восточной Руси, в той или иной степени, сходились в столице: сюда везли рыбу, пушнину, соль из Двинской земли, Пермского края, Вятки; хлеб, мясо, птицу, сало, кожи - из Ярославля, Костромы, Нижегородчины, Рязани; лен, коноплю - из новгородских и псковских земель и т. д.
Заметно возрастает и внешняя торговля Руси. Ее торговые связи развиваются с Ливонией, Литвой, Ганзейскими городами, растет торговля с Ираном, Кавказом, Средней Азией, Турцией, при посредничестве которой осуществляется и русско-итальянская торговля, особенно с Венецией. Основная торговля с Западом шла через Новгород, Псков, Тверь, после 1514 г. - через Смоленск.
Однако на пути русской внешней торговли было много препятствий: на Востоке - Казанское ханство, державшее в своих руках волжский торговый путь; на юге - Крымское ханство, закрывающее выходы к Черному морю; на Западе - Литовско-Польское государство, Ливонский орден, Ганзейский союз, Швеция, настойчиво препятствующие развитию торговых сношений Руси с Западной Европой.
4. Русская культура ХШ- ХУ вв.
Нашествие ордынских полчищ нанесло тяжелейший удар развитию русской культуры. Литература середины - второй пол. ХШ в. представлена рядом эмоциональных и поэтичных произведений, отражающих события татаро-монгольского вторжения, наполненных великой скорбью о былом величии Русской земли. Среди них особое место занимают «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем, «Житие Александра Невского».
Возрождение культуры начинается во 2-й пол. в., особенно в годы предшествующие Куликовской победе и ближайшие после нее. Характерной чертой культурного подъема было особое внимание к государственным интересам, к национальному объединению под властью Москвы. В поисках опоры для своего культурного возрождения русские обращаются к эпохе былой независимости русского народа - к Руси ХI - ХП вв.
Обращение это имело народный характер, в чем глубоко убеждают русские былины, имеющие, в основном, два цикла - киевский и новгородский. Киевский цикл с его богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, объединяют действие былин вокруг Киева и киевского князя Владимира IСвятославича, ко временам которого относится расцвет Киевской Руси.
В конце Х^-начале ХУ вв. начинается подъем русской литературы, когда появляются различные произведения: летописные, житийные, повествовательные, фольклорные. Победа на поле Куликовом способствовала рождению специально посвященных ей произведений, - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».
С конца ХГУ в. активно развивается московское летописание, которое сосредотачивалось в руках великокняжеских дьяков. В летопись записываются «разряды» военных походов, описание приемов во дворце, даются точные хронологические справки, приводятся имена участников похода и списки убитых. Подробно отмечается в летописи все существенное и важное с точки зрения великокняжеской политики, подробно описываются военные события, особенно те походы, в которых принимал участие сам великий князь. Летописные своды появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. Своей ценностью исторического материала особенно славятся летописи Новгорода Великого.
Интерес к мировой истории был представлен рядом хронографов, из которых наиболее известным стал «Елинсский и Римский летописец». В середине ХУ в. создается всемирная история, так называемый «Русский хронограф». Помимо хронографов, излагавших мировую историю, появляются: обширная повесть о взятии Царьграда турками, описания путешествий на Афон, в Иерусалим, в Константинополь, во Флоренцию. Тверской купец Афанасий Никитин на 30 лет раньше Васко да Гама проник в Индию и составил описание своего «Хождения за три моря».
С середины ХУ в. все большее значение в литературе приобретает публицистическая направленность. Публицистика проникает в летопись, в историческое повествование; публицистические отступления встречаются даже в житиях святых и в богословской литературе. Крупнейшими публицистами конца ХУ - начала ХУI вв. по праву считаются Вассиан Рыло, Иосиф Волоцкий, старец Филофей, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, митрополит Даниил и многие другие. Ду4х критики, строгая логика в аргументации своих мыслей определяли собой публицистические выступления.
В - ХУ вв. особое развитие получает живопись. Расписываются старые здания церквей, возобновляются старые памятники живописи. Однако, новое искусство живее прежнего, оно полно движения, внимания ко всему индивидуальному. Расцвет живописи проходит под знаком интереса к человеческой психологии. Так, художники подчеркивают человеческие страдания Христа на кресте, стремятся передать чувство материнства в Богоматери, различные состояния святых.
В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева русское изобразительное искусство достигло своей вершины. Ф.Грек соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского искусства с достижениями русских живописных школ. Лучшими работами его считаются фрески в новгородской церкви Спаса на Ильинке в Новгороде и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Занимался Феофан и светской живописью: на стене одного из княжеских домов в Москве он изобразил панораму Москвы.
Гениальное творчество А.Рублева стало предметом легенд и страстных споров. Его живописными произведениями восхищались современники и далекие потомки. С именем Андрея Рублева соединялось все лучшее, что было в древнерусской живописи. Его деятельность началась в Троице-Сергиевом монастыре, из которого Андрей перешел ближе к Москве - в Андроников монастырь. Созданная Рублевым икона «Троица» принадлежит к самым выдающимся произведениям мирового изобразительного искусства, которая сочетает в себе богословский символический сюжет с высоким гуманизмом и простой человеческой правдой.
Рост Русского государства отражают произведения Дионисия - мастера огромной силы и творческой фантазии. Его работы относятся к концу ХУ - началу ХУI вв. Вместе с другими мастерами он пишет иконы Успенского собора Московского Кремля, работает для Ростовского собора, расписывает собор Иосифо-Волоколамского монастыря. В начале ХУI в. Дионисий с сыновьями работал в Ферапонтовом монастыре. Тематически произведения Дионисия в основном посвящены культу богоматери - «покровительнице» Москвы. В тематике росписей Дионисия сливается влияние растущего государства с влиянием семьи и утверждением личности.
Архитектура. Государственное величие Москвы наложило заметный отпечаток на монументальные произведения второй половины ХУ в. В ХГУ-ХУ вв. продолжалось развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретала московская школа, которая опиралась на традиции владими-ро-суздальского зодчества. В 1366 г. началось строительство каменного Московского кремля на месте деревянных укреплений Ивана Калиты, что было связано с возвышением Москвы, с укреплением ее мощи и подъемом ее значения среди других русских княжеств. Строительство Кремля было завершено при Иване IIIи Василии III. Московский Кремль - это живая история русского народа. В строительной деятельности Москвы приняли участие зодчие и художники из Пскова, Новгорода, Твери, Владимиро-Суздальского княжества, а также архитекторы Италии.
Строительство новых крепостей и церквей ведется не только на северо-западе от Москвы, но и южнее ее - как бы навстречу завоевателям: с 60-х гг. ХГУ в. ведется строительство в Коломне на Оке, где накануне Куликовского сражения строится большой собор Успенья.
Крупнейшими постройками первой четверти ХУ в. были: Успенский собор в Звенигороде, соборы Саввино-Сторожевского и Андроникова (в Москве) монастырей, церковь Троице-Сергиева монастыря. Зодчество Руси Х^-ХУ вв., в основном, развивалось под влиянием идей общего народного возрождения и подъема патриотического сознания, характерные для всех форм русской культуры Х^-ХУ вв.
Высокого совершенства достигает русское прикладное искусство и ремесло, представленные произведениями ювелирного искусства, изумительными образцами шитья, окладами на переплетах книг.
Огромное значение для военного дела имело раннее развитие артиллерии. Первые железные пушки появились в Москве при Дмитрии Донском. В 1382 г. они сыграли свою роль при обороне Москвы от войск хана Тохтамыша. При Иване IIIв Москве находился большой пушечный двор на реке Неглинной. Здесь, на Пушечном дворе, впоследствии работали такие прекрасные русские мастера, как Дубинин, Чохов, Осипов, создавшие свои конструкции орудий, намного обогнавшие передовую техническую мысль Западной Европы.
Известное распространение в Х^-ХУ вв. получают естественно-научные сведения, накапливаются эмпирические знания: переводятся лечебники, космографии, сочинения по астрономии, в летописи 2-й пол. ХУ в. встречаются точные описания чумы. Арифметические знания вырастали на основе практических потребностей торговли. То же самое практическое назначение имела и геометрия, в тесной связи развивающаяся с землемерным искусством: приемы исчисления площадей квадрата, параллелограмма, трапеции, треугольника и т. д. Возникает интерес к химии красок и чернил, развиваются знания по медицине, анатомии, лекарственной ботанике.
В развитии русской культуры Х^-ХУ вв. лежали идеи освобождения от чужеземного ига и объединения страны в единое целое. Все взоры народа обращались ко времени, когда Русь была едина, независима и сильна.
Литература
1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2015.
2. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. -М., 2011.
3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и политиков (1Х-Х11 вв.) - М. 2012.
4. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2012.
5. Ключевский В. О . Краткое пособие по русской истории.- М., 2011.
6. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html
7. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html
8. Е.В.Пчелов. Династия Рюриковичей. Хроника событий. - М., 2014.
9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. - М., 2011.
10.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 2012.
Контрольные вопросы к лекции 4
1. Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении русских земель?
2. Можно ли процесс объединения назвать закономерным?
3. Каково значение Куликовской битвы?
4. Докажите, что в ХУ в. образовалось единое государство.
5. Как создание единого Русского государства повлияло на развитие культуры ХУ-ХУ1 вв.
6. Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи?
7. Что вы можете рассказать о творчестве Андрея Рублева?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания
В настоящее время метод проектов широко внедрен в систему образования школ. Возможности метода в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем, допол...
Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.
A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...
тест Образование Российского централизованного государства
Образование Российского централизованного государства...
Культура Руси и Русского государства в IX-XVII вв.
Итововый контроль по истории культуры IX-XVII вв....
Справка по информатизации системы образования " Единый урок"
Защита обучающихся от информации, распространяемой посредством сети" Интернет"...
Технологическая карта к занятию: «Раздробленность на руси. Монгольское завоевание и его последствия. Образование единого русского государства»
Технологическая карта к занятию: «Раздробленность на руси. Монгольское завоевание и его последствия. Образование единого русского государства» ммоет быть использована преподавателями на ур...
КиМ к занятию: «Раздробленность на руси. Монгольское завоевание и его последствия. Образование единого русского государства»
Контрольно-измерительные материалы к занятию: «Раздробленность на руси. Монгольское завоевание и его последствия. Образование единого русского государства» могут быть использованы на...