Изображение жизни русской деревни в рассказах В.М Шукшина
методическая разработка на тему
Термин «деревенская проза» и «писатели -деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Виктор Астафьев, Василий Белов, Виктор Распутин, Василий Шукшин. В своих произведениях. Они дали картину жизни русского крестьянства в XX веке, отразив главные события, повлиявшие на судьбу деревни: Октябрьский переворот, гражданскую войну, коллективизацию, голод, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством. С любовью писатели создали целую галерею образов деревенских жителей. Это прежде всего мудрые старухи Астафьева, шукшинские «чудики», многотерпеливые простые крестьяне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shukshin.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский колледж электронного приборостроения»
Методическая разработка
по дисциплине «Литература»
для специальностей:
09.02.02 Компьютерные сети
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
11.02.01 Радиоаппаратостроение
11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
09.02.05 Прикладная информатика
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
вид разработки: учебное занятие
Изображение жизни русской деревни в рассказах
В.М Шукшина.
Разработала преподаватель: Л.А. Лосева
Рассмотрена и одобрена на заседании
цикловой комиссии
и филологических дисциплин
протокол __________ от ____________
председатель ПЦК _______ О.А.Халезина
2015 г.
План-конспект учебного занятия
Тема: «Изображение жизни русской деревни в рассказах Шукшина»
Дисциплина: литература
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
-образовательная: дать представление о «деревенской прозе»; познакомить с биографией и творчеством В.М. Шукшина.
-воспитательная: формирование гражданско-патриотического мировоззрения учащихся через изучение и анализ произведений, рассказывающих о жизни русской деревни, о малой родине.
-развивающая: развить умения анализировать художественные произведения малого жанра; раскрывать общечеловеческое содержание изученных произведений; аргументировать и формулировать своё отношение к прочитанному.
Задачи:
-ознакомить учащихся с историческими особенностями периода «оттепели»;
-познакомить с понятиями «деревенская» проза, «городская» проза, «писатели-деревенщики»
-проанализировать рассказы Василия Шукшина: «Чудик», «Материнское сердце», «Верую», «Земляки», «На кладбище» и другие.
Оборудование: портреты писателей, фрагменты фильма «Калина красная», проектор, компьютер, экран, сборники рассказов.
Методические приемы: использование ИКТ, лекция, аналитическая беседа.
Ход урока:
- Слово преподавателя: Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова советского писателя Виктора Астафьева, который подвёл итог «деревенской прозе», написав следующие слова: «Мы отпели последний плач- человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали её одновременно. Как говориться, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства».
Термин «деревенская проза» и «писатели -деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Виктор Астафьев, Василий Белов, Виктор Распутин, Василий Шукшин. В своих произведениях. Они дали картину жизни русского крестьянства в XX веке, отразив главные события, повлиявшие на судьбу деревни: Октябрьский переворот, гражданскую войну, коллективизацию, голод, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством. С любовью писатели создали целую галерею образов деревенских жителей. Это прежде всего мудрые старухи Астафьева, шукшинские «чудики», многотерпеливые простые крестьяне.
Сегодня мы обратимся к творчеству Василия Макаровича Шукшина (1927-1974 г.) Сам он родом из крестьянской семьи, его родина село Сростки на Алтае. Шукшин много успел повидать и испытать в своей жизни: служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем и даже директором школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Стал известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист.
2.Презентация, подготовленная студентами, о жизни и творчестве
В.М Шукшина.
3. Просмотр эпизода из художественного фильма «Калина красная», где писатель играет главную роль Егора Прокудина.
4. Аналитическая беседа по данной повести.
Какие темы поднимает автор в повести «Калина красная»?
Симпатию или антипатию вызывает главный герой и почему?
Как относятся деревенские жители к бывшему заключенному (родители, брат Любы, сноха, председатель колхоза)?
Почему, не смотря на обман, Люба полюбила Е.Прокудина?
Над чем заставляет задуматься финальная сцена?
5.Сценическое чтение и анализ рассказа «Материнское сердце» или рассказа «Ванька Тепляшин». Что объединяет эти два рассказа с повестью «Калина красная».
6. Слово учителя.
Герои рассказа Шукшина деревенские люди, сталкивающиеся с городом или горожане, попавшие в село. У всех героев разные характеры и разная судьба, но их часто объединяет сердечная доброта, искренность, человеколюбие, даже некоторая непосредственность. Первый сборник Шукшина так и назывался «Сельские жители» (1963 г.) Одним словом, их можно назвать «чудиками», потому что их поступки часто трудно понять расчётливым и практичным людям. Чудики, словно белые вороны, выделяются среди окружающих незаурядным характером при обыкновенной (заурядной) внешности.
7. Аналитическая беседа. Анализ рассказов В.Шукшина по плану:
Какие рассказы Шукшина вы читали?
Какие «чудики» вам запомнились?
О чём они думают, размышляют, к чему стремятся?
О чём мечтают?
Чем «чудики» не похожи на односельчан?
Как относиться к героям сам автор?
Чем понравились или не понравились «чудики»?
О чём заставили вас задуматься?
8.Анализ рассказа «Чудик» (1967г). С элементами инсценирования.
Главный герой Василий Егорыч Князев которому отроду 39 лет получил прозвище «чудик» от своей жены, которая иногда называла его так ласково. Но его поступки часто вызывали непонимание окружающих, а иногда даже злили, доводили до бешенства.
Домашняя заготовка, творческая работа. Монолог героя о себе.
-Выступление ученика, готовившего этот рассказ.
-Инсценирование отрывка из рассказа «Отправление телеграммы»
9.Анализ рассказа «Срезал».
Главный герой тщеславный, невежественный, амбициозный житель села постоянно пытается доказать себе и односельчанам, что он не хуже, а умнее любого городского, приехавшего в село. Цель его жизни «Переплюнуть, срезать», обхамить, унизить человека, чтобы возвыситься над ним.
Домашняя заготовка. Сцена из рассказа «Срезал»: спор с учёным, приехавшим из города.
Итог занятия: Новаторство Шукшина связано с обращением к особому типу – «чудиков», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Иногда чудачества бывают добрыми и безобидными, например, в рассказе «Чудик», где Василий Егорыч разукрашивает детскую коляску, а иногда чудачества перерастают в желания возвыситься над другим человеком, например, в рассказе «Срезал».
Шукшин ищет источники мудрости в умении чувствовать красоту природы, жизни, в умении радовать людей, в душевной чуткости, в любви к ,земле к ближнему.
«Ну, работа работой, а человек же не каменный. Да если его приласкать, он же в три раза больше сделает. Любая животина любит ласку, а человек- тем более… Ты живи да радуйся, да других радуй».
Из письма старухи Кандауровой (рассказ «Письмо»).
Домашнее задание.
Прочитать главу из романа В.П. Астафьева «Царь-рыба». Сделать анализ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии и проблемного обучения. Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова
Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологиии проблемного обученияИзображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова...
Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина
Духовная и нравственная ценность рассказов "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ" В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»...
Презентация к уроку на тему "Жизнь и творчество В.М. Шукшина"
Презентация к уроку на тему "Жизнь и творчество В.М. Шукшина"...
«Нам бы про душу не забыть» (по рассказам В.М. Шукшина)
Данное учебное занятие по литературе предполагает обобщающий разговор по прочитанным рпссказам В.М. Шукшина. Студенты представляют свои прроектный работы по одному из рассказов, акцентируя...