Методическая разработка внеклассного мероприятия "Фольклор - душа народная"
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка позволяет преподавателям и студентам обратиться к вековому опыту народа, его духовному наследию, которое приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения внешней среды, экологического равновесия.
Фольклор – это наша внутренняя среда, тоже требующая защиты, восстановления равновесия между прошлым и настоящим
Фольклор – это и есть искомая нами связующая нить, которую мы должны передать своим детям точно так же, как передавалось она нам из поколения в поколение, из уст в уста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБПБОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Фольклор- душа народная».
Автор: Свиридова О.В
Рассмотрено на заседании
Цикловой комиссии общеобразовательных
дисциплин
Председатель комиссии
____________________
Жердевка
2017
Ведение
Данная методическая разработка позволяет преподавателям и студентам обратиться к вековому опыту народа, его духовному наследию, которое приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения внешней среды, экологического равновесия.
Фольклор – это наша внутренняя среда, тоже требующая защиты, восстановления равновесия между прошлым и настоящим
Фольклор – это и есть искомая нами связующая нить, которую мы должны передать своим детям точно так же, как передавалось она нам из поколения в поколение, из уст в уста.
Вступительное слово преподавателя
Горели рукописи, в пепелище превратились целые библиотеки с неведомыми нам поэтическими шедеврами, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории, никакие Батыевы нашествия.
Память народная сохранила, донесла до нас сквозь века песни, сказки, былины. Но сохранила не для того, чтобы они застыли, омертвели на страницах книг.
Песни, сказки, частушки, пословицы и поговорки обретут вторую жизнь на нашем фольклорном празднике
«Фольклор-душа народная»
И нас ждут интересные конкурсы, которые подготовили Хозяин и Хозяйка сегодняшнего вечера. Позвольте Вам их представить.
Ведущие:
Хозяин: Гость на гость – хозяину радость.
Хозяйка: Просим на избу: красному гостю – красное место.
Хозяин: Будьте как дома, присаживайтесь
Хозяйка: Чайку откушать и гармошку послушать.
Хозяйка: Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, в каждой деревне, каждом селе они проходили по – разному, но роднило их одно – собирались люди, чтобы себя показать, других посмотреть, переброситься частушкой, повеселить анекдотом, посоперничать в остроумии, находчивости, умении спеть, сплясать.
О том, как проходили посиделки в русских селеньях, рассказывали наши мамы и бабушки:
Звучит магнитофонная запись:
Оформление горницы:
На стенах – вышиты рушники, ажурные платки, поделки.
На столах – самовар, блюда, выполненные по старинным русским рецептам, на сцене – лавочки, корзины для рукоделия, прялка.
«Посиделки устраивались в каком либо доме с простой горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать небывальщину, вспомнить про свою молодость, про горести и радости.
На посиделки приходили девушки и парни после трудового дня.
Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить его. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжу из шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без дела: плели лапти, из дерева вырезали донце для прядения, нарезали гребни для расчесывания и конопли. Была у ребят и другая забота: нужно было угодить хозяйке, помочь по хозяйству, например, принести воды из колодца, нарубить дров, растопить печь. Когда работа была закончена, можно было и повеселиться. Играли в жмурки, горелки, танцевали краковяк, русский переплет.
Любили петь песни: «Ох ты, ноченька, ночка темная»,
«Ах, как вечер вечереет»
«Выйду ль я на реченьку»
Ребята и девчата мастера были до танцев и до частушек, сочиняли их иногда тут же, на ходу, на злобу дня. Острословы и шутники придумывали каверзные загадки. Не отгадаешь, выполняй задание и получай наказание, а то и ответь: «Кого любишь?»
Вдруг кто – нибудь из парней мазнет девушке по лицу сажей: посмотрим, как будет реагировать, каков у нее характер? Добрая или злая, понимает шутки или нет?
Праздничность чувствовалась во всем: В приподнятом настроении, в чувстве удовлетворенности от выполненной работы, в дружеском взаимопонимании
На посиделках велись и серьезные разговоры. Мечтали о лучшей жизни, думали и обсуждали, где и как можно было заработать, чтобы помочь родителям, ведь в семьях у всех было много детей (в нашей семье было шесть детей) Мечтали о том, чтобы обучиться грамоте, грамотных было очень мало.
А пока игры, смех да шутки, и блины поспели. Хозяйка зовет к столу.
Блинов много, целая гора. Хозяйка разрежет их на 4 части, смажет душистым конопляным маслом. Объеденье!
Хозяин: Сегодня мы предлагаем гостям и участникам команд воссоздать теплую, задушевную обстановку старинных посиделок и принять участие в конкурсах на лучшее исполнение русской пляски, русской народной песни, частушки, посоревноваться в острословии и догадливости.
1 Конкурс называется «Аукцион пословиц»
Мы просим вспомнить вас пословицы о зиме:
Итак, аукцион пословиц начался…
1 Аукцион пословиц (о зиме) (1 команда)
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- В зимний холод всякий молод.
- Береги нос в большой мороз
- Что летом родится – зимой пригодится
- Зима – не лето, в шубу одета.
- Январь – году начало, зиме середина
- Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос
1 Аукцион пословиц (о зиме) (2 команда)
- Много снега, много хлеба
Много воды – много травы
- Два друга – метель да вьюга
- Не тот снег, что метет, а тот что сверху идет.
- Мороз и железо рвет,
И птиц на лету бьет.
- Зиме и лету союза нету
- Январь- году начало, зиме середина
- С милым мужем и зимой не стужа.
Хозяйка: Никто не знает, когда возникли пословицы. Несомненно лишь одно: они идут из далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении истории.
Русские пословицы – крылатая мудрость народа, едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями.
Хозяин:Не даром говорится:
«Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится»
Поговорки и пословицы для нас своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми.
«Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится»
Хозяйка:
А как хорошо Вы знаете пословицы и поговорки?
Побеждает та команда, которая напишет и назовет больше студенческих поговорок.
Хозяин:
А теперь я объявляю конкурс
2 Конкурс «Студенческие поговорки или старые поговорки на новый лад»
«Студенческие поговорки»
(1команда)
- Страшные времена: студенты не хотят ни учиться, ни жениться.
- К тем, кто помалкивает на парах – прислушиваются.
- Легче пробиться дураку, т.к. умные уступают.
- Чтобы успеть на пару, надо остановиться и подумать
- Студент не знает предмет в двух случаях:
пока не проходил и когда прошел.
- Учитель – слабое, беззащитное существо, от которого невозможно спастись.
- Любишь кататься – люби и катайся.
- От труда сдохнет и рыбка из пруда.
- Ученье – свет, а неученье – чуть свет – на работу.
- Рожденный брать давать не может.
(2 команда)
- Если студент молчит, лучше его не перебивать.
- Считать деньги в чужом кошельке намного легче, если его отнять.
- Отдыхай так, чтобы потом не было мучительно больно.
- Чтобы найти свое место в жизни, места знать надо!
- Если ты учишься на чужих ошибках, не мешай другим учиться на твоих.
- Как новый год встретишь – так тебе и надо!
- Кто рано встает, тому потом весь день хочется спать.
- Если вам дали хорошее образование, это еще не значит, что вы его получили.
- В шалаше с миленьком рай, если он купил весь край.
Хозяин: «Что может быть загадочнее русской души?»
Хозяйка: «Ну, конечно, загадка»
Хозяин:
И сейчас 3 конкурс: «Загадки»
- «Что такое?» - из нее берешь, а она больше становиться? (Яма)
- «Какой рукой лучше мешать сахар в стакане с чаем? (не рукой, а ложкой)
- Летели три страуса, охотник убил одного, сколько осталось? (Страусы не летают)
Хозяин: Пока в жюри совещаются по поводу оценок, мы предлагаем прослушать вам русскую народную песню.
Хозяйка: А пока звучит песня, девушки будут соревноваться в умении быстро и красиво вязать.
Хозяин: А теперь время сказочных вопросов
Назовите сказку(угадавшие первым поднимают руку)
- Сказка о том, как экстрасенс подарил президенту радарное устройство (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке)
- …о том, как любовь превращает зверя в человека (Аксаков («Аленький цветочек»)
- … о первой жертве неудачного вложения денег (А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
- … о преимуществе каменных строений перед соломенными (С.Михалков «Три поросенка»)
- О нелегком пути хлебобулочного изделия к потребителю ( «Колобок»)
- О девушке, которая три раза чуть не вступила в неравный брак, но потом все – таки нашла своего принца («Дюймовочка»)
- О фермерском хозяйстве «Репка»
- О головокружительном взлете и крахе женщины из Приморского края («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Хозяйка: Доскажите название сказки
- Баба
- Старик
- Синдбад
- Добрыня
- Оле-
- Илья
- Соловей
- Царевна
Хозяин: Узнайте сказку
| - «Мальчик с пальчик» |
| «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» |
3.«Блинчик» | «Колобок» |
4.«Землянка» | «Теремок» |
5.«Петушок-одноцветный» | «Курочка Ряба» |
6. «Сказка о рыбачке и акуле» | «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
7. «Мышь в босоножках» | «Кот в сапогах» |
8. «Черная беретка» | «Красная шапочка» |
Хозяйка:
Пожалуй, нигде так не проявляется сообразительность, как в разгадывании загадок.
Хозяин: А теперь обмениваемся загадками.
(1 команда)
- Чем закончилась последняя серия телесериала «Спрут»?
Ответ: животное погибло.
- Кто такой пингвин?
Ответ: Это обожравшаяся ласточка.
- Салат – это?
Ответ: Национальное украинское блюдо из сала.
- Что будет, если золотую рыбку положить на сковородку?
Ответ: Количество желаний увеличится до 50.
- Вы не знаете, какой проходной балл в этом году в МГИМО?
Ответ: 2500 евро
- Я хотел бы пойти туда, где никогда не был и сделать то, что никогда не делал.
Ответ: Иди на кухню и вымой посуду!
- Кто может считаться здоровым человеком?
Ответ: Плохо обследованный больной.
(2 команда)
Что такое рай?
Ответ: Это место, где нет будильников, понедельников и начальников.
- Банка черной икры – это сотни неродившихся осетров, а что такое банка кабачковой икры?
Ответ: всего несколько скончавшихся кабачков.
- Почему славяне всегда считались вольнолюбивым народом?
Ответ: Их часто угоняли в рабство, но они там не работали.
- Для чего петух зажмуривает глаза, когда поет?
Чтобы показать, что поет наизусть.
- Сидит кошка на окошке, хвост,как у кошки, а вовсе не кошка.
Ответ: Кот.
- После семи лет что ребенка ждет?
Ответ: Восьмой год.
- Лежит в земле, красные пятки торчат?
- Ответ: Краснопяточный торчатель.
Хозяин:
Прошло время сказочных вопросов, наступило время сказок:
М.Пришвин писал: «К сказкам, поэзии все относятся, как к чему-то несущественному, обслуживающему отдых человека. Но почему же в конце концов от всей жизни остаются одни только сказки, включая в это так называемую историю?»
Хозяйка:
Помните, как восторженно отзывался о сказках Пушкин: «Что за прелесть эти сказки!» А что сегодня, можем ли мы сейчас, через полтора с лишним столетия сказать, что в нашей жизни всегда есть место сказке. Думается, мы сможем ответить на этот вопрос, оценив результаты конкурса «Старая сказка на новый лад».
Итак, начинаем «Сказочный конкурс».
4 конкурс «Студенческие сказки»
Хозяйка:
А пока команды готовятся к конкурсу, я расскажу вам сказку.
Жили-были четыре брата… Два умных, а третий-не дурак. Вот пошли они счастье искать… Шли они шли и вдруг видят, стоит колледж сахарной промышленности. А перед колледжем -огромная яма, а в яме счастье сидит.
- Чего, спрашивает,-надо,-ребята?
Первый брат говорит:
- Хочу все знать!
-Это можно, - говорит Счастье и дает ему студенческий билет.
Второй говорит:
А я самым сильным хочу стать!
Об чем разговор,- говорит Счастье.
Отправляйся в секцию шахматистов в колледж сахарной промышленности.
Третий брат говорит:
А я самым богатым хочу стать!
-Нет проблем! -говорит счастье и отправляет его в группу коммерсантов.
-А тебе чего?- спрашивает оно младшего брата.
-А тебе?- в свою очередь спрашивает младший?
-А мне бы из этой ямы выбраться.
Ухватил младший брат Счастье, вытянул его из ямы и пошел в колледж сахарной промышленности, а счастье за ним побежало…
Хозяин:
Скоро сказка сказывается, да не скоро сказка пишется. Поэтому сейчас мы объявляем конкурс на лучший анекдот.
Хозяйка:
Итак, следующий конкурс – «Лучший анекдот».
5 конкурс «Лучший анекдот»
( 1 команда)
- Утром в автобусе:
-Что вы наделали, вы втоптали в грязь самое главное, что должно быть у студента в день экзамена!
-Зачетку?
-Нет, шпаргалку!
2. Преподаватель говорит студенту:
-Бессмертных, завтра без родителей в колледж не приходи!
Бессмертных:
-А послезавтра?
3. Несмотря на то, что друзья снабдили студента Кострова шпаргалками, он получил по английскому двойку. Трагедия произошла из за того, что все шпаргалки были написаны на английском языке.
4. Объявление: Девушка без образования ищет работу по специальности.
5. Третий день не хочется учиться, чтобы это значило?
- Наверное сегодня среда
6. Дорогой, если я прыгну с этого моста, ты бросишься меня спасать?
А если я скажу «да», ты прыгнешь?
(2 команда)
- Преподаватель:
- Ваша фамилия?
Студент:
- Иванов - улыбается:
- Чему вы улыбаетесь? – спрашивает профессор.
- Доволен, что хорошо ответил на первый вопрос.
- – Папа, это правда, что в некоторых странах Востока жених не знает, кто его жена, пока не женится?
- Это в любой стране, сынок.
- – Сколько тебе понадобится, чтобы научиться водить машину?
- Точно не помню, но примерно 3-4.
- Месяцев?
- Машин.
- Преподаватель на экзамене спрашивает заметно волнующегося студента:
«Что вы так волнуетесь? Вы что, боитесь моих вопросов?»
- Нет, я боюсь своих ответов.
- Экзамен:
Преподаватель отвечающему студенту: «Что это вы мне подмигиваете»?
Студент: «Я сигнализирую, что мои знания на исходе»
- Преподаватель спрашивает:
Прежде чем начнем экзамены, есть ли у кого- нибудь вопросы?
- Да, - раздается голос с самого заднего ряда.
- А какой сегодня сдаем предмет?
Хозяйка: А вот какой нас ждет еще конкурс?
Хозяин:
Ну и какой же праздник и веселье без искрометной, озорной частушки?
Объявляем конкурс частушек!
6 конкурс «Студенческие частушки»
Хозяйка: На сцену приглашаются студентки из 1 команды
Частушки
(1 команда)
Моя милка черноглаза
В смысле кареокая
Но когда когда поет девчонка
Сильно кареокает
У бедняги депутата
Очень низкая зарплата
А ему – ну позарез-
Нужен третий мэрседес!
На заводе сахар есть
Столько, что не пересчесть
В акционеры мы пойдем
Домой сахар принесем
Чтобы сахар получить
Нужно с химией дружить
Знать, что с чем соединять
Куда и сколько добавлять
Под окошечком береза
раскудрявая растет
Кто не ленится в колледже
Тот зажиточно живет
Моя профессия – технолог
Поставьте мне зачет – молю
Промышленность я пищевую,
Как мать родимую люблю.
(2 команда)
Повезло нам, между прочим
Как вокруг не погляжу
Я такой отличный колледж
У других не нахожу
Зря о студентах говорят
Что в колледжах учиться лень
Они увы, не понимают
Воскресенье – грустный день.
Но среди ученых тоже
Есть такие, как и мы
Мы не морщим лобной кожи,
Хоть солидные умы
Знает истину технолог
Без учебы нет труда
Промышленность бывает легкой
Работа в ней – ну ни никогда!
Не гонись за коммерсантом,
А гонись за трактором,
Не гонись за красотой
Гонись за характером.
Два знакомые крылечка
В колледже остались
На одном крыльце влюбились
На другом рассталися.
Хозяйка:
«Для русской плясовой мелодии характерны величавость или искрометная энергия. В народном танце девушки пляшут и все любуются ими. Они должны красиво двигаться, сочетать грациозность танца с затейливостью дробей.
Хозяин:
Видимо, вы уже догадались, что следующий конкурс связан с русскими народными танцами, посмотрим, кто лучше сможет передать всю его красоту и грациозность.
Хозяйка: Мы вновь просим уважаемое жюри оценить конкурсы, а для всех танцует группа «Сударушка»
Хозяин: зажигательную песню кадриль исполнит группа 2ТА
Хозяйка:
Песня русская… как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня-пляска. От всех бед и печалей спасала песня. В ней талант, сила, мудрость и величие русского народа.
Звучит песня
Хозяин: А сейчас мы предлагаем спеть нашим гостям
Исполняется русская народная песня
Встречайте.
Хозяйка:
В то время как, когда будет звучать прекрасная русская песня, наши красны девицы будут соревноваться в умении быстро и красиво вязать.
Они получают спицы и клубки. Смолкнут последние звуки песни, и жюри оценит исполнительское мастерство девушек в двух конкурсах сразу.
Хозяйка и хозяин:
А теперь, мы просим уважаемое жюри отведать и оценить блюда, приготовленные по рецептам старинной русской кухни руками наших мастериц.
Звучит песня…
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: технология изготовления тряпичных народных кукол «Мурашинская парочка»
Настоящая разработка предназначена педагогам дополнительного образования для организации и проведения занятий по теме № 6 учебно-тематического плана второго года обучения образовательной программы объ...
Методическая разработка. Хореографическая постановка молдавский народный танец «Виноградинка»
В методической разработке представлены цель, постановочные задачи, драматургия постановки и композиционный ресунок с описанием движений. Хореографическая постановка предназначена для дуэта. Возрастная...
Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» По дисциплинам: Иностранный язык, русский язык и литература
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» предназначена для внеклассного мероприятия по русской и английской литературе....
Методическая разработка открытого мероприятия "День народного единства"
Методическая разработка открытого мероприятия "День народного единства"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «День народного единства»
Цели: воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. развивать у детей интерес к истории России, к истории ...
Методическая разработка классного часа "День народного единства"
Методическая разработка классного часа к Дню народного единства "4 ноября - День народного единства!"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов № 201 группы по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" на тему: "4 ноября- День народного единства"
4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства....