Квест-игра "Маска, я Вас знаю?!"
методическая разработка на тему
Этот увлекательный, игровой способ работы мотивирует ребенка на учебную деятельность, создает для него пространства не только получения знаний, но и личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kvesta_-_smagina_a.s.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс
«Педагог-библиотекарь года - 2016»
Методическая разработка мероприятия
Образовательный квест по теме
«Литературно-исторические памятники Тамбовщины»
Квест-игра
"Маска, я Вас знаю?!"
Мероприятие разработала:
Смагина Алина Серафимовна,
педагог-библиотекарь
МБОУ "Никифоровская СОШ №2"
тел. 89027301311
2016г.
Введение
Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы и библиотеки. Читательские предпочтения школьников убеждают в возрастающей значимости влияния школы и библиотеки на развитие личности ученика. Образовательное мероприятие в форме квеста может способствовать тому, чтобы повернуть лицо ребят от новомодных гаджетов к книге и чтению, сделать из них активных читателей, умеющих размышлять о прочитанном.
Участники квеста узнают много нового. В ходе подготовки к игре обучающиеся познакомятся с биографиями писателей и поэтов Тамбовщины, изучат их творческий путь, неразрывно связанный с родным краем.
Все вопросы заданий направлены не только на проверку знаний, но и на получение новой информации. Время, проведённое со своими друзьями, будет способствовать сплочению классного коллектива.
Предполагается, что в результате работы по подготовке квеста и непосредственно при его проведении учащиеся научатся:
- анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературы;
- понимать, что ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в контексте с историей своего родного края и своей страны;
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
- творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией.
Квест ориентирован на ознакомление обучающихся с культурными и героическими страницами истории Тамбовского края, воспитания чувства патриотизма и гордости за величие писателей и поэтов, которые внесли неоценимый вклад в литературное наследие Тамбовского края.
Краткое описание квеста
В квесте участвует несколько команд с одинаковым количеством участников. Команды проходят по 4 этапа, но в разной последовательности, чтобы не допустить их пересечения на маршруте.
Команды заранее придумывают себе название, девиз, выбирают капитана. Участники должны иметь опознавательные знаки: эмблемы, значки, ленточки разного цвета, др.
Согласно сценарию, участники квеста должны помочь Маске, - неизвестному литературному герою из 19 века, - вспомнить своё имя.
Цель квеста – собрать слова - подсказки, составить из них известные изречения, и угадать имя автора афоризмов. Только после этого Маска сможет вернуться домой.
Командам выдаются маршрутные карты, в которых фиксируются названия станций, ставится отметка о прохождении и количество полученных баллов.
На каждом этапе находятся модераторы, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы в случае успешного их выполнения. Если команда затрудняется в выполнении задания или отвечает неправильно, то модераторы предлагают подсказки, но за каждую подсказку будут сниматься баллы. Ответы на вопросы могут быть и в книгах, представленных на книжной выставке.
После того, как будут собраны все подсказки, команды встречаются в библиотеке, чтобы составить из них предложения. Но оказывается, что слов не хватает, и тогда проводится конкурс капитанов, и команды получают новые подсказки.
Когда все слова собраны, и из них составлены предложения, команды озвучивают свои афоризмы и называет автора. Таким образом, открывается имя таинственного литературного героя в маске. Цель квеста достигнута – Маска возвращается домой.
Команды получают задание для второго этапа квеста.
Подведения итогов и награждения победителей первого этапа.
Капитаны команд отдают заполненные маршрутные листы для подведения итогов. Всем командам вручаются грамоты, а набравшей наибольшее количеств баллов - поощрительный приз.
Название квеста:
"Маска, я Вас знаю?!"
Автор идеи:
Смагина Алина Серафимовна, педагог-библиотекарь МБОУ "Никифоровская СОШ №2".
Тема квеста:
«Литературно-исторические памятники Тамбовщины».
Возраст участников:
15-17 лет
Межпредметные связи:
Литература, историческое краеведение, литературное краеведение.
Проблемное поле:
1. Кем из писателей и поэтов нашего края мы гордимся сегодня.
2. Какой вклад внесли литературные деятели Тамбовщины в культуру нашего региона и России в целом.
3. Может ли поэзия, литература существовать сами по себе, вне связи с историей родного края и страны в целом?
Цель квеста:
- Расширение и обогащение знаний школьников о литературном наследии Тамбовского края и его роли в культуре России;
- формирование патриотического сознания учащихся и чувства гордости за свою малую Родину.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Участники квеста научатся:
- ориентироваться в большом пространстве литературных произведений, составляющих литературное наследие Тамбовского края;
- определять литературных героев по отрывкам из произведений;
- пользоваться интерактивной доской;
- делать интерактивные карты литературно-исторических памятников Тамбовщины.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У участников квеста будут сформированы:
- способность к самооценке;
- уважение к истории, культурным и литературным памятникам;
- доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Участники квеста научатся:
- определять и формулировать цель;
- проговаривать последовательность действий во время игры;
- работать в группе;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- высказывать свое предположение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Участники квеста научатся:
- аргументировать свою точку зрения;
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному взаимодействию;
Познавательные универсальные учебные действия
Участники квеста научатся:
- ориентироваться в литературных произведениях тамбовских авторов;
- находить ответы на вопросы, используя книги, современные источники информации, свой жизненный опыт;
- пользоваться интерактивной доской.
Образовательное пространство:
Мероприятие будет проходить в стенах школы. Начало и окончание квеста – в читальном зале библиотеки, 4 станции – в классных комнатах.
Участники квеста:
учащиеся 9-10 классов,
модераторы - 4 чел. из числа учителей литературы и истории.
Учащимся заранее даётся задание разбиться на команды и выбрать капитана. Кроме того, был составлен список литературы, которую ребята должны были прочитать заранее.
Ресурсы:
компьютер - 4 шт., мультимедийный проектор - 4 шт., экран - 4 шт., интерактивная доска - 1 шт., фонограммы песен, книжная выставка «Поэты и писатели Тамбовского края».
Планируемое время квеста - 1 час 30 мин
Сценарий квест-игры «Маска, я Вас знаю?!»
Игра начинается в библиотеке.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Ведущий 2: Наша встреча в библиотеке необычна.
Ведущий 1: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.
Ведущий 2: Вы познакомитесь с замечательными поэтами и писателями Тамбовского края, узнаете много нового и интересного об их жизни и творчестве, неразрывно связанным с родным краем.
Внезапно в библиотеку входит человек в маске.
Библиотекарь: Что Вы здесь делаете и кто Вы такой? И почему бы Вам не снять маску?
Маска: Здравствуйте, господа! Я бы с удовольствием ответил на Ваши вопросы, сударыня, но... я не знаю кто я и откуда, и где я сейчас. А что за почтеннейшая публика собралась в сием зале?
Ведущий 1. У нас собрание знатоков книг, а вот Вы кто?
Маска: Я – очень известный литературный герой, но только вот не помню какой! Может быть, знатоки книг помогут вернуть моё имя?
Ведущий 1: Вы должны нам дать какие-то подсказки, и мы установим кто Вы и откуда.
Маска: Я ничего не помню, сударь? Но я – литературный герой, это точно!
Ведущий 2: Мы прочитали много книг, но что-то не припомним такого героя: без памяти и в маске. Может быть Вы - мистер Икс?
Маска: Что вы, сударь, моё имя было более звучное!
Ведущий 2: Что-то Вы всё «сударь» да «сударыня»? В 21 веке такие слова не актуальны.
Маска: 21 век? Буквально 5 минут назад я был в 19 веке, сидел за столом и писал пером свой очередной шедевр.
Ведущий 1: Вы не шутите, гражданин? Покажите-ка нам Ваши документы, "сударь" из 19 века!
Маска: Роется в карманах и подаёт свиток.
Ведущий 1: Читает: "Где начало того конца, которым оканчивается начало? Зри в корень! Ничего не понимаю. Читает дальше. Вернётся имя к сему герою тогда, когда ребята дружною гурьбою пройдут намеченный маршрут, на все вопросы ответы дадут и добудут заветные слова. Те слова пусть соберут в предложенья, чтоб получились известные изреченья. Как только имя автора произнесётся, так сразу память сей герой обретёт, и он снова в 19 век вернётся".
Маска. Судари и сударыни, пожалуйста, помогите мне вернуть моё имя? Я хочу домой, меня ждут великие дела!
Ведущие: вместе: Но как?
Библиотекарь: Ребята, давайте поможем нашему гостю - Маске! Раздаёт командам маршрутные карты. (Приложение №1).
Схема вашего движения показана на маршрутных картах. У каждой команды будет свой путь, но вы поочерёдно пройдёте 4 литературные станции, где вам предстоит выполнить задания или ответить на вопросы. За это вы получите слова, которые в конечном итоге станут подсказками в определении имени нашей Маски. Кроме того, вы будете зарабатывать баллы, и команда, набравшая больше всех баллов, будет награждена поощрительным призом.
Ведущий 1. Мы будем стараться, ведь мы любители и знатоки книг, и нам не терпится сказать нашему гостю: "Маска, я Вас знаю!".
Ведущий 2. Ждите нас, сударь, мы обязательно Вам поможем!
Библиотекарь: Итак, в путь, ребята! Удачи!
Команды расходятся по станциям.
Каб. №1 - Станция «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...». (Приложение №2)
Каб. №2 - Станция «По следам литературных героев». (Приложение №3)
Каб. №3 - Станция «Интеллектуальная». (Приложение №4)
Каб. №4 - Станция «Музыкальная». (Приложение №5)
После прохождения 4-х станций команды возвращаются в библиотеку.
Библиотекарь: Ребята, что вам удалось добыть во время путешествия?
Капитаны докладывают, что все команды получили слова - подсказки, осталось их сложить. Команды пытаются собрать из слов предложения, но у них не получается.
Библиотекарь: Пришло время показать свои знания и блеснуть эрудицией нашим капитанам. Каждому из них необходимо разгадать кроссворд, и тогда они получат последние слова-подсказки. Членам команды разрешается помогать своим капитанам. (Приложение 6)
Капитаны с помощью своих команд разгадывают кроссворды, получают заветные слова и в конечном итоге составляют предложения с изречениями.
Капитаны зачитывают афоризмы.
- Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Маска: Но это же мои изречения! Они принесли мне такую популярность, что я чувствую себя королём афоризмов! Скажите же, скорее, кто я такой!
Библиотекарь: Ребята, вы готовы назвать имя литературной Маски?
Ответ участников: Да! Маска - это Козьма Прутков!
Маска: Да, это я! Неужели меня знают и помнят обо мне в 21 веке?
Библиотекарь: Да, очень хорошо знают. Ваши афоризмы, Козьма Петрович, стали настоящими крылатыми изречениями на протяжении уже более 150 лет. Один из создателей Вашего образа - литературной маски - был человек, внёсший большой вклад в литературное наследие Тамбовского края. Это - Алексей Михайлович Жемчужников, 195-летие которого отметили в феврале этого года. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...» - эти бессмертные слова Г.Р. Державина можно отнести и к Вашему творчеству тоже, Козьма Петрович!
Маска: Спасибо! Право, мне ужасно неловко за столь высокую оценку моих трудов. Спасибо, ребята, за то, что помогли вернуть мне моё известное имя! Спасибо, уважаемая публика, за то, что помните меня и знакомы с моим творчеством. Желаю вам никогда не переставать дружить с книгами и черпать в них доброту, любовь и мудрость. До свидания! (Уходит)
Библиотекарь: Вот мы и вернули имя нашей Маске. Я надеюсь, что наша квест-игра оставила у вас массу положительных эмоций, сплотила вас, расширила и обогатила ваши знания о литературном наследии Тамбовского края. Пусть у вас останутся только самые положительные впечатления о нашем с вами путешествии по литературно-историческим памятникам Тамбовского края!
Рефлексия:
Понравилось ли вам квест-игра?
Что нового вы для себя узнали?
Какие моменты были наиболее интересными?
Какие трудности возникли в процессе квест-игры?
Хотели бы вы ещё участвовать в подобных мероприятиях?
Ваши предложения и пожелания.
Заключительная часть.
Задание командам для следующего тура квеста: (по выбору)
1. Создать интерактивную карту памятников писателям и поэтам в г. Тамбове.
2. Подготовить электронную книжную выставку произведений наших земляков на сайте школы.
3. Придумать и сделать рекламный ролик о новинках литературного Тамбова.
Вручение грамот и подарков победителям.
Список использованных источников:
- Илёшин Б. Литературные тропинки отчего края. – М., 1986.
- Морозов, Е. А. Наш Тамбов: ист. памятники и мемор. доски в обл. центре / Е. А. Морозов. – Тамбов : ред. газ. Тамб. вестн., 2001. – 119 с., ил.
- Муравьёв, Н. В. Улицы и площади Тамбова / Н. В. Муравьёв // Муравьёв, Н. В. Избранные краеведческие труды : в 2 т. – Тамбов : Тамб вестн., 2006. – Т. 1.
- Тамбовская энциклопедия. – Тамбов : ЮЛИС, 2004. – 704 с., ил. И. В. Стяблина
- Яковлев, Е.А. Ярмарка: исторический роман. Первая часть / Е.А. Яковлев. – Тамбов, 1990. – С.6
- Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1980.
- Пешков В. Страницы прошлого читая... Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Тамбов, 2004.
- Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006.
- Полякова Л. Михаил Юрьевич Лермонтов // Полякова Л., Дорожкина В. Литературное краеведение: Пособие для учителя. – Тамбов, 2007.
- Чехов А. Каштанка:Рассказы/ А. Чехов. ─ М.:Книги Искателя,2008. ─ 64с. ─ ( Библиотечка школьника).
- http://www.tambovlib.ru/
- http://tambovodb.ru/
- http://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-6259
- http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/
- http://festival.1september.ru/articles/643091/