Квест-игра "Маска, я Вас знаю?!"
методическая разработка на тему

Смагина Алина Серафимовна

Этот увлекательный, игровой способ работы мотивирует ребенка на учебную деятельность, создает для него пространства не только получения знаний, но и личностного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kvesta_-_smagina_a.s.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс

«Педагог-библиотекарь года - 2016»

Методическая разработка мероприятия

Образовательный  квест  по теме

«Литературно-исторические памятники Тамбовщины»

Квест-игра

"Маска, я Вас знаю?!"

Мероприятие разработала:

Смагина Алина Серафимовна,

педагог-библиотекарь

МБОУ "Никифоровская СОШ №2"

тел. 89027301311

2016г.

Введение

Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы и библиотеки. Читательские предпочтения школьников убеждают в возрастающей значимости влияния школы и библиотеки на развитие личности ученика.  Образовательное  мероприятие в форме квеста может способствовать тому, чтобы повернуть лицо ребят от новомодных гаджетов к книге и чтению, сделать из них активных читателей, умеющих размышлять о прочитанном.

Участники квеста узнают много нового. В ходе подготовки к игре обучающиеся познакомятся с биографиями писателей и поэтов Тамбовщины, изучат их творческий путь, неразрывно связанный с родным краем.

Все вопросы заданий направлены не только на проверку знаний, но и на получение новой информации.  Время, проведённое со своими друзьями, будет способствовать сплочению классного коллектива.

Предполагается, что в результате работы по подготовке квеста и непосредственно при его проведении учащиеся научатся:

  • анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературы;
  • понимать, что ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в контексте с историей своего родного края и своей страны;
  • уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
  • творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией.

Квест  ориентирован на ознакомление обучающихся с культурными и героическими страницами истории Тамбовского края, воспитания чувства патриотизма и гордости за величие писателей и поэтов, которые внесли неоценимый вклад в литературное наследие Тамбовского края.

Краткое описание квеста

В квесте участвует несколько  команд с одинаковым количеством участников. Команды проходят по 4 этапа, но в разной последовательности, чтобы не допустить их пересечения на маршруте.

Команды заранее придумывают себе название, девиз, выбирают капитана. Участники должны иметь опознавательные знаки: эмблемы, значки, ленточки разного цвета, др.

Согласно сценарию, участники квеста должны помочь Маске, - неизвестному литературному герою из 19 века, -  вспомнить своё имя.  

Цель квеста – собрать слова - подсказки, составить из них известные изречения, и угадать имя автора афоризмов. Только после этого Маска сможет вернуться домой.

Командам выдаются маршрутные карты, в которых фиксируются названия станций, ставится отметка о прохождении и количество полученных баллов.

На каждом этапе находятся модераторы, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы в случае успешного их выполнения.  Если команда затрудняется в выполнении задания или отвечает неправильно, то модераторы предлагают подсказки, но за каждую подсказку будут сниматься баллы.  Ответы на вопросы могут быть и в книгах, представленных на книжной выставке.

После того, как будут собраны все подсказки, команды встречаются в библиотеке, чтобы составить из них  предложения. Но оказывается, что слов не хватает, и тогда проводится конкурс капитанов, и команды получают новые подсказки.

Когда все слова собраны, и из них составлены предложения, команды озвучивают свои афоризмы и называет автора. Таким образом, открывается имя таинственного литературного героя в маске. Цель квеста достигнута – Маска возвращается домой.

Команды получают задание для второго этапа квеста.

Подведения итогов и награждения победителей первого этапа.

Капитаны команд отдают заполненные маршрутные листы для подведения итогов.  Всем командам вручаются грамоты, а набравшей наибольшее количеств баллов - поощрительный приз.  

Название квеста:

"Маска, я Вас знаю?!"

Автор  идеи:

Смагина Алина Серафимовна, педагог-библиотекарь МБОУ "Никифоровская СОШ №2".

Тема квеста:

«Литературно-исторические памятники Тамбовщины».

Возраст участников:

15-17 лет

Межпредметные связи:

Литература, историческое краеведение, литературное краеведение.

Проблемное поле:

1. Кем из писателей и поэтов нашего края мы гордимся сегодня.

2. Какой вклад внесли литературные деятели Тамбовщины в культуру нашего региона и России в целом.

3. Может ли поэзия, литература существовать сами по себе, вне связи с историей родного края и страны в целом?

Цель квеста:

  • Расширение и обогащение знаний школьников о литературном наследии Тамбовского края и его роли в культуре России;
  • формирование патриотического сознания учащихся  и чувства гордости за свою малую Родину.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: 

Участники квеста научатся:

  • ориентироваться в большом пространстве литературных произведений, составляющих литературное наследие Тамбовского края;
  • определять литературных героев по отрывкам из произведений;
  • пользоваться интерактивной доской;
  • делать интерактивные карты литературно-исторических памятников Тамбовщины.

Метапредметные результаты: 

Личностные универсальные учебные действия:

У участников квеста будут сформированы:

  • способность к самооценке;
  • уважение к истории, культурным и литературным памятникам;  
  • доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

Участники квеста научатся:

  • определять и формулировать цель;
  • проговаривать последовательность действий во время игры;
  • работать в группе;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • высказывать свое предположение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Участники квеста научатся:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному взаимодействию;

Познавательные универсальные учебные действия

Участники квеста научатся:

  • ориентироваться в литературных произведениях тамбовских авторов;
  • находить ответы на вопросы, используя книги, современные источники информации, свой жизненный опыт;
  • пользоваться интерактивной доской.

Образовательное пространство:

Мероприятие будет проходить в стенах школы. Начало и окончание квеста – в читальном зале библиотеки, 4 станции – в классных комнатах.

Участники квеста:

учащиеся 9-10 классов,

модераторы - 4 чел. из числа учителей литературы и истории.

Учащимся заранее даётся задание разбиться на команды и выбрать капитана. Кроме того, был составлен список литературы, которую ребята должны были прочитать заранее.

Ресурсы:

компьютер - 4 шт., мультимедийный проектор - 4 шт., экран - 4 шт., интерактивная доска - 1 шт., фонограммы песен, книжная выставка «Поэты и писатели Тамбовского края».

Планируемое время квеста - 1 час 30 мин

Сценарий  квест-игры «Маска, я Вас знаю?!»

Игра начинается в библиотеке.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Ведущий 2: Наша встреча в библиотеке необычна.

Ведущий 1: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

Ведущий 2: Вы познакомитесь с замечательными поэтами и писателями Тамбовского края, узнаете много нового и интересного об их жизни  и  творчестве, неразрывно связанным с родным краем.

Внезапно в библиотеку входит человек в маске.

Библиотекарь: Что Вы здесь делаете и кто Вы такой? И почему бы Вам не снять маску?

Маска: Здравствуйте, господа! Я бы с удовольствием ответил на Ваши вопросы, сударыня, но... я не знаю кто я и откуда, и где я сейчас. А что за почтеннейшая  публика собралась в сием зале?

Ведущий 1. У нас собрание знатоков книг, а вот Вы кто?

Маска: Я – очень известный литературный герой, но только вот не помню какой! Может быть, знатоки книг помогут вернуть моё имя?    

Ведущий 1: Вы должны нам дать какие-то подсказки, и мы установим кто Вы и откуда.

Маска: Я ничего не помню, сударь? Но я – литературный герой, это точно!

Ведущий 2: Мы прочитали много книг,  но что-то не припомним такого героя: без памяти и в маске. Может быть Вы - мистер Икс?

Маска: Что вы, сударь, моё имя было более звучное!

Ведущий 2: Что-то Вы всё «сударь» да «сударыня»? В 21 веке такие слова не актуальны.

Маска: 21 век?  Буквально 5 минут назад  я был в 19 веке, сидел за столом и писал пером свой очередной шедевр.

Ведущий 1: Вы не шутите, гражданин? Покажите-ка нам Ваши документы, "сударь" из 19 века!

Маска: Роется в карманах и подаёт свиток.

Ведущий 1: Читает: "Где начало того конца, которым оканчивается начало? Зри в корень! Ничего не понимаю. Читает дальше. Вернётся имя к сему герою тогда, когда ребята  дружною гурьбою пройдут намеченный маршрут, на все вопросы ответы дадут и добудут заветные слова.  Те слова пусть  соберут в предложенья, чтоб получились известные изреченья. Как только имя автора произнесётся, так сразу память сей герой обретёт, и он снова в 19 век вернётся".

Маска. Судари и сударыни, пожалуйста, помогите мне вернуть моё имя?  Я хочу домой, меня ждут великие дела!

Ведущие: вместе:  Но как?

Библиотекарь:  Ребята,  давайте поможем нашему гостю - Маске! Раздаёт командам маршрутные карты. (Приложение №1).

Схема вашего движения показана на маршрутных картах.  У каждой команды будет свой путь, но вы поочерёдно пройдёте 4 литературные станции, где вам предстоит выполнить задания или ответить на вопросы.  За это вы получите слова, которые в конечном итоге станут подсказками  в определении имени нашей Маски.   Кроме того, вы будете зарабатывать баллы, и команда, набравшая больше всех баллов, будет награждена поощрительным призом.

Ведущий 1. Мы будем стараться, ведь мы любители  и знатоки книг, и нам не терпится сказать нашему гостю:  "Маска,  я Вас знаю!".

Ведущий 2. Ждите нас, сударь, мы обязательно Вам поможем!

Библиотекарь: Итак, в путь, ребята! Удачи!

Команды расходятся по станциям.

Каб. №1 - Станция «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...». (Приложение №2)

Каб. №2 - Станция «По следам литературных героев». (Приложение №3)

Каб. №3 - Станция «Интеллектуальная». (Приложение №4)

Каб. №4 - Станция «Музыкальная».  (Приложение №5)

После прохождения 4-х станций команды возвращаются в библиотеку.

Библиотекарь: Ребята, что вам удалось добыть во время путешествия?

Капитаны докладывают, что все команды получили слова - подсказки, осталось их сложить. Команды пытаются собрать из слов предложения, но у них не получается.

Библиотекарь: Пришло время показать свои знания и блеснуть эрудицией нашим капитанам. Каждому из них  необходимо разгадать кроссворд, и тогда они получат последние слова-подсказки. Членам команды разрешается помогать своим капитанам.  (Приложение 6)

Капитаны с помощью своих команд разгадывают кроссворды,  получают заветные слова и в конечном итоге составляют предложения с изречениями.

Капитаны зачитывают афоризмы.

  • Если хочешь быть счастливым, будь им.
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Маска: Но это же мои изречения! Они принесли мне такую популярность, что я чувствую себя королём афоризмов! Скажите же, скорее, кто я такой!

Библиотекарь: Ребята, вы готовы назвать имя литературной Маски?

Ответ участников: Да! Маска - это Козьма Прутков!

Маска: Да, это я! Неужели меня знают и помнят обо мне  в 21 веке?

Библиотекарь: Да, очень хорошо знают. Ваши афоризмы, Козьма Петрович,  стали настоящими крылатыми изречениями на протяжении уже более 150 лет.  Один из создателей Вашего образа - литературной маски - был человек, внёсший большой вклад в литературное наследие Тамбовского края. Это - Алексей Михайлович Жемчужников, 195-летие которого отметили в феврале этого года. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...» - эти бессмертные слова Г.Р. Державина  можно отнести и к Вашему творчеству тоже, Козьма Петрович!

Маска: Спасибо! Право, мне ужасно неловко за столь высокую оценку моих трудов. Спасибо, ребята, за то, что помогли вернуть мне моё известное имя! Спасибо, уважаемая публика, за то, что помните меня и знакомы с моим творчеством. Желаю вам  никогда не переставать дружить с книгами и черпать в них доброту, любовь и мудрость. До свидания! (Уходит)

Библиотекарь: Вот мы и вернули имя нашей Маске. Я надеюсь, что  наша квест-игра  оставила у вас массу положительных эмоций, сплотила вас,   расширила и обогатила ваши знания о литературном наследии Тамбовского края.  Пусть у вас останутся только самые положительные впечатления о нашем с вами путешествии по литературно-историческим памятникам Тамбовского края!

Рефлексия:

Понравилось ли вам квест-игра?

Что нового вы для себя узнали?

Какие моменты были наиболее интересными?

Какие трудности возникли в процессе квест-игры?

Хотели бы вы ещё участвовать в подобных мероприятиях?

Ваши предложения и пожелания.

Заключительная часть.

Задание командам для следующего тура квеста: (по выбору)

1. Создать интерактивную карту памятников писателям и поэтам в г. Тамбове.

2. Подготовить электронную книжную выставку произведений наших земляков на сайте школы.

3. Придумать и сделать рекламный ролик о новинках литературного Тамбова.

Вручение грамот и подарков победителям.

Список использованных источников:

  1. Илёшин Б. Литературные тропинки отчего края. – М., 1986.
  2. Морозов, Е. А. Наш Тамбов: ист. памятники и мемор. доски в обл. центре / Е. А. Морозов. – Тамбов : ред. газ. Тамб. вестн., 2001. – 119 с., ил.
  3. Муравьёв, Н. В. Улицы и площади Тамбова / Н. В. Муравьёв // Муравьёв, Н. В. Избранные краеведческие труды : в 2 т. – Тамбов : Тамб вестн., 2006. – Т. 1.
  4. Тамбовская энциклопедия. – Тамбов : ЮЛИС, 2004. – 704 с., ил. И. В. Стяблина
  5. Яковлев, Е.А. Ярмарка: исторический роман. Первая часть / Е.А. Яковлев. – Тамбов, 1990. – С.6
  6. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1980.
  7. Пешков В. Страницы прошлого читая... Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Тамбов, 2004.
  8. Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006.
  9. Полякова Л. Михаил Юрьевич Лермонтов // Полякова Л., Дорожкина В. Литературное краеведение: Пособие для учителя. – Тамбов, 2007.
  10. Чехов А. Каштанка:Рассказы/ А. Чехов. ─ М.:Книги Искателя,2008. ─ 64с. ─ ( Библиотечка школьника).
  11. http://www.tambovlib.ru/
  12. http://tambovodb.ru/
  13. http://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-6259
  14. http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/
  15. http://festival.1september.ru/articles/643091/