Рабочая программа по истории Смоленщины 7 класс
рабочая программа на тему

Кондратенкова Нина Петровна

Рабочая программа по истории Смоленщины 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

Рассмотрено и принято

На педагогическом совете

Протокол от 30.08.2016г№1

Утверждаю

Директор________/Г.М.Петракова

Приказ от 30.08.2016г. № 32 -ОД

       

                                                                       

                                

Рабочая программа

по  истории Смоленщины

7 класс

Уровень образования - Базовый

Срок  реализации 2016-2017 учебный год

   

Составитель :

Кондратенкова  Нина Петровна

Учитель 1 квалификационной категории

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.Пояснительная записка
2.  Общая характеристика учебного предмета.
3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

4.Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

5..  Содержание учебного предмета, курса.

 6.календарно-тематическое планирование
7.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.
8. Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал
.) 

1.  Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Смоленщины для 7  класса разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ»,  Программой основного общего образования по истории Смоленщины, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и   программой курса История Смоленщины» (С древнейших времен до настоящего времени) для 6-9классов,составители Ластовский Г.А, Н.Н. Колпачков  Ильюхов  А.А.-Смоленск 1995г. Обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины в основной школе, утвержденного в 2000 году и . в соответствии с учебным планом школы и требованиями к оснащению образовательного процесса.

В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

На основании учебного плана МБОУ «Иозефовская О.Ш.»,где на изучение предмета отведено 17 часов в первом полугодии.

2. Общая характеристика учебного предмета.

История  Смоленщины как, наверное, никакая другая способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинациональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России, с другой стороны позволяет познакомиться с огромным и многообразным наследием в различных формах его проявления как эпохи великого переселения народов, так и периода Киевской государственности. Представленная программа до определенной степени развенчивает шовинистические штампы об исключительной "великорусское" Смоленска и Смоленщины, представляя в реальном свете историю этого интернационального региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтских народов.

Преподавание курса предусматривает как обращение на уроках по различным темам к истории своего города, поселка, деревни, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографического материала, организацию экспозиций в школьных музеях и краеведческих уголках.

Цель курса — показать роль Смоленского края в истории России,  определенное своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России, познакомить с его огромным и многообразным  историческим и культурным наследием.

Курс построен по хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям развития Смоленского региона, а также проследить динамику  его исторического развития.

В основные задачи курса входит:

  • сформировать у учащихся  целостное представление о месте Смоленщины в истории России;
  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное  развитие  Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;
  • охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;

Формируемые умения  учащихся:

  • умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • умения  анализировать  материал,   определять  предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения сравнивать исторические явления в различных регионах, выделяя сходство и различия, особенности явлений имевших место в истории Смоленщины.
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой; иллюстрациями и схемами.
  • умения оперировать историческими датами,  выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Роль учебного предмета «История Смоленщины» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания. Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Место предмета в учебном плане

На основании учебного плана МБОУ «Иозефовская О. Ш.»,где  на изучение предмета отведено 17 часов в первом полугодии.

Требования к уровню подготовки учеников.

В результате изучения истории Смоленщины ученики  должны

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Смоленщины в разные исторические периоды; выдающихся деятелей Смоленского края;
  • важнейшие достижения культуры Смоленского края; изученные виды исторических источников по истории родного края;
    уметь:
  • соотносить даты событий  истории Смоленщины с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;
  • показывать на исторической карте территорию Смоленщины в разные исторические периоды,  древнейшие города Смоленщины, места значительных исторических событий в истории края;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины, достижениям  культуры населения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4.Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умение выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов

- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;

- понимание роли социально активной личности в истории;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях, осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль и самооценку.

- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания; вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

Предметные результаты:
-определять хронологию событий, соотносить события с веком , эпохой; 

-работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; 

-выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе; 

-раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства; 

-обобщать и систематизировать полученную информацию; 

-определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; 

-обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии; 

-участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх; 

-выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; 

-осуществлять самоконтроль и самооценку. 

5.  Содержание учебного предмета, курса.

Часть 2 (17 ч.)

История Смоленщины в XVII-XVIII веках.

Введение (I час)

Место Смоленщины в российской Истории. История Смоленщины XVII-XVIII   веков. Особенности  развития региона. Исторические факторы, повлиявшие на судьбу региона  в данный период истории

Раздел 1. Смоленщина в XVI - XVII веках. (7 Ч)

Смоленщина в составе Московского государства (2 ч).

Социально-экономическое развитие Смоленщины в XVI веке. Попытки возвращения Смоленщины в состав Великого княжества Литовского. Ливонская война и Смоленщина (1563 - 1564 гг.). Люблинская уния 1569 г. Последний этап Ливонской войны. Ям-Запольское перемирие (1582 г.). Культура Смоленщины XVI века (литература и книгопечатание, Ф.Скорина, В.Позняков и его "Хождение" в Египет, архитектура Смоленского края, крепостное зодчество Ф.Коня).

Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство (2 ч).

Смоленский край в период народного движения 1603 - 1607 гг. Оборона Смоленска 1609 - 1611 годов. Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство в 1618 -1654 годах (социально-экономическая и политическая характеристика). Смоленская война 1632 - 1634 годов. "Балашовское" движение. Культурное развитие Смоленщины в первой половине XVII века.

Смоленщина во второй половине XVII века (2 ч).

Русско-польская война 1654 - 1667 годов и присоединение земель Смоленского воеводства к Российскому государству. Движение "шишей". Социально-экономическое развитие края во второй половине XVII века. Смоленская шляхта и ее привилегии.

Повторение по разделу 1. (1ч)

Раздел 2. Наш край в XVIII веке. (7 Ч)

Смоленский край в первой половине XVIII века (1 ч).

Смоленщина в начале XVIII века. Начало Северной войны. Петр I и подготовка Смоленска к обороне. Война в пределах Смоленского края. Сражение у Мигновичей (1708 г.). В.Кочубей и И.Искра. Образование Смоленской губернии и ее социально-экономическое развитие в первой половине XVIII века.

Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII - первой половине XVIII века(1 ч).

Просвещение. Развитие градостроительства. Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы). Литература и искусство.

Экономическое развитие края во второй половине XVIII века (1 ч).

Развитие промышленности. Отхожие промыслы крестьян. Новые явления в сельском хозяйстве. Торговля. Экономическое развитие западного региона Смоленщины в XVIII веке.

Социально-политическое развитие Смоленщины во 2\2  XVIII века (1 ч).

Изменение в административно-территориальном делении по указу 1775 года. Генеральное межевание земель края (1776 - 1779 гг.). Города губернии в последней четверти XVIII века. Характеристика сельских населенных пунктов.

Деятельность смоленских дворян в Комиссии по выработке нового Уложения. Участие смолян в восстании Пугачева. Крестьянские выступления на территории края. Кружок А.М.Каховского. Изменения в административно-социальном устройстве западных территорий Смоленщины.

Культура Смоленщины во второй половине XVIII века (2 ч).

Просвещение. Развитие градостроительства. Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. Здравоохранение. Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. Смоленское дворянство и крестьянский вопрос. «Усерднейший сын Отечества» – Г.А. Потемкин.

Повторение по разделу 2. (1ч)

Итоговое повторение.


6.Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Тип

урока

К-во часов

        Планируемые результаты на уровне УУД

дата

1.Введение. Место Смоленщины в истории России.

Раздел 1. Смоленщина в XVI-XVII веках.

2.В составе Московского государства

3.«Ожерелье земли Русской».

4.Смоленщина в начале XVII века.

5.Смоленское воеводство в Речи Посполитой.

6.Борьба за Смоленск.

7.Смоленский край во второй половине XVII века.

8.Повторение по теме « Смоленщина в XVI – XVII веках».

Раздел 2. Смоленщина в XVIII веке.

9.Смоленский край в первой половине XVIII века.

-11 Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII– первой половине XVIII века.

Градостроительство.

12 Экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века.

13Социально - политическое развитие  во второй половине XVIII века.

14 «Усерднейший сын Отечества».- Г.А. Потёмкин.

 

15 Культура во второй половине XVIII века.

16 Повторение по теме    «Смоленщина в XVIII веке».                                                                                            

17 Итоговое повторение по теме «Наш край в XVII- XVIII веках».нова

Урок усвоения новых знаний

1

1

Предметные:

Получат возможность научиться: анализировать исторические документы

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: 

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

Предметные:

Научатся определять термины: Ливонская война, Люблинская уния,

Получат возможность научиться: анализировать обстоятельства, приведшие к  объединению двух государств: ВКЛР  и Речи Посполитой.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

 Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельностиние  

Предметные:

Научатся определять термины:

 Ожерелье земли Русской.

Получат возможность научиться: анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД:

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Предметные:

Научатся определять термины:  протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать.  

Получат возможность научиться:  сравнивать экономическое развитие России с экономическим развитием Западной Европы и делать вывод о необходимости экономических преобразований в России.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные УУД:

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Предметные УУД:

Научатся определять термины:воевода,.

Получат возможность научиться:  составлять сравнительную таблицу гос. Управления допетровского и петровского периодов, системно излагать содержание петровских реформ и давать им собственную оценку.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные УУД:

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Предметные:

Научатся определять термины: бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война

Получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

 Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Личностные УУД:

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Предметные:

Научатся определять термины, изученные в теме Смоленщина  в XVI I  в.

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения

Предметные:Научатся определять термины: работные люди, отходники, посессионные крестьяне. 

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, выявлять причины народных восстаний и сравнивать их с народными выступлениями предшествующего периода.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные УУД:

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Предметные:

Научатся определять термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати,белая слобода, митрополит, епископы, казаки

Получат возможность научиться: анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД:

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Предметные:

Научатся определять термины:  протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать.  

Получат возможность научиться:  сравнивать экономическое развитие России с экономическим развитием Западной Европы и делать вывод о необходимости экономических преобразований в России.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные УУД:

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Предметные:Научатся определять термины: работные люди, отходники, посессионные крестьяне. 

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, выявлять причины народных восстаний и сравнивать их с народными выступлениями предшествующего периода.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные УУД:

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

Предметные:Научатся определять термины: работные люди, отходники, посессионные крестьяне. 

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, выявлять причины народных восстаний и сравнивать их с народными выступлениями предшествующего периода.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные УУД:

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

ПредметныеУУД:

Научатся определять жанры и виды искусства.

Получат возможность научиться: характеризовать особенности развития художественной культуры, литературы, театра, музыки, живописи и скульптуры.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познававтельную мотивацию учения

Предметные:

Научатся определять термины, изученные по теме

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные УУД:

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Предметные:

Научатся определять термины за курс истории России

Получат возможность определить уровень своих знаний.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные УУД:

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им


6.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.

  1. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск, 2011г.
  2. Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2011г.
  3. Исторический атлас Смоленской области.- Москва «Издательство ДИК», 2008 год.

                          Смоленщина в 14-начале 16 вв.

1.Выбери правильную дату.

1. Кревская уния была подписана в

а) 1348 году;

б) 1359 году;

в) 1385 году.

2. Присоединение Смоленского княжества к Великому княжеству Литовско-Русскому произошло в

а) 1385 году;

б) 1386 году;

в) 1395 году.

3. «Великая Замятня» произошла в

а) 1440 году;

б) 1493 году;

в) 1500 году.

2. Выбери правильный ответ.

1. Смоленск вошел в состав Великого княжества Литовско-Русского при князе

а) Ягайло;

б) Витовте;

в) Свидригайло.

2. Смоленск был присоединен к Московскому государству при князе

а) Иване 3;

б) Василии 3;

в) Иване 4.

3. Смоленские земли в составе Великого княжества Литовско-Русского

а) управлялись вечем;

б) полностью зависели от наместника Литвы;

в) имели определенное самоуправление, при котором наместник решал лишь важнейшие вопросы.

3. Согласны ли вы с данными утверждениями?

1. В 15 веке Смоленское княжество стремилось присоединиться к Московскому государству, так как через него шла основная торговля с Востоком.

2. В битве под Грюнвальдом именно смоенские полки сыграли решающую роль.

3. Причиной гражданской войны 1432-1440 гг. в Великом княжестве Литовско-Русском было то, что православные имели преимущество перед католиками.

4. По какому принципу образованы ряды?

      1.Миндовг, Витовт, Ягайло, Жигимонт.

      2. Панщина, дякло, мезлева.

      3. 1242, 1348, 1410 гг.

  5. Что является лишним в ряду?

  1. а) 1410 г.; б) 1493 г.; в) 1500 г.; г) 1514 г.

 2. а) Кревская уния; б) Городельский привилей; в) Смоленские привелеи 1404, 1442, 1505 гг.

 3. а) Иван Александрович; б) Святослав Иванович; в)Юрий Святославович; г) Иван 3.

 6. Расположи события в правильной последовательности.

 1. Грюнвальдская битва.

 2. Битва при Ведроши.        

 3. Присоединение Смоленска к Великому княжеству Литовско-Русскому.

 4. Присоединение Смоленска к Москве.

 5. «Великая замятня»

 6. Присоединение Вяземских земель к Московскому государству.

 7. Вставь вместо пропусков нужные слова.

 1. В 14-15 вв. государственным языком в Великом княжестве Литовско-Русском был…

 2. Большинство законов Великого княжества Литовско-Русского были заимствованы из…

 3. Вершиной Смоленского летописания являлась … летопись.

 8. О каком событии идет речь?

В 16 в. в истории Смоленска была странная ночь, которая во всем городе не было слышно стука топоров. (С чем это было связано?)

9. Соотнеси события и имена.

1. Вхождение в состав Великого княжества Литовско-Русского.

2. Грюнвальдская битва.

3. Городейский привилей.

4. «Великая замятня»

5. Присоединение Вязьмы.

6. Присоединение Смоленска к Московскому государству.

а) Ягайло
б) Витовт
в) наместник Андрей Сакович

г) Иван 3
д) Василий 3

Критерии оценок

ОТЛИЧНО:

∙•называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

∙•называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

∙•читает историческую карту с опорой на легенду

∙•рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

∙•соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

∙•называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

∙•объясняет смысл и значение исторических понятий

∙•излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

∙•объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

∙•определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

ХОРОШО

∙•называет даты важнейших событий

∙•называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

∙•читает историческую карту с опорой на легенду

∙•рассказывает устно об исторических событиях,

∙•соотносит единичные исторические факты и общие явления

∙•объясняет смысл важнейших исторических понятий,

∙•излагает суждения о причинно - следственных связях исторических событий

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

∙•называет даты важнейших событий

∙•называет место. Обстоятельства важнейших событий

∙•читает историческую карту с опорой на легенду

∙•рассказывает устно об исторических событиях,

∙•объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

∙•не может назвать ни одной важной даты

∙•не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

∙•не может читать историческую карту

не может объяснить смысл важнейших понятий

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 7 класс

Тематическое планирование...

рабочая программа по истории 5 класс

рабочая  программа по истории 5 класс...

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при из...

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс...

Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс...

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс...