ФОС по дисциплине "Обществознание"
методическая разработка на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Представлен паспорт фонда оценочных средств по дисциплине "Обществознание" для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fos_po_obshchestvu_16_-_isb.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (2013)

по учебной дисциплине обществознание

по специальности: 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовый уровень)

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

ОК, ПК

Наименова-

ние темы

Уровень освоения темы

Рубежный контроль

(в течение семестра)

Текущий контроль (поурочный)

Промежуточная аттестация

Наименова-

ние контрольно-оценочного средства

Уровень трудности

Наименова-

ние контрольно-оценочного средства

Уровень трудно-

сти

Наименова-

ние контрольно-оценочного средства

Уровень трудности

Знать: определение понятий «индивид», «личность», «социализация»», «познание», «научное познание», «истина и ее критерии»

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

особенности социально-гуманитарного познания

Уметь: характеризовать основные этапы социализации личности, типы мировоззрения

-объяснять причинно-следственные связи между воспитанием и формированием личности

-анализировать виды и сущность человеческой деятельности

-сравнивать формы чувственного и рационального познания

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 7.

Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

1,2,3

Тест по теме 1.1.

1.2.3

Устный опрос по теме.

Доклады, сообщения

эссе

1,2,3

Знать понятия «Общество», «общественные отношения», «сферы общества», «Институты общества», «глобализация», «глобальные проблемы»; основные теории общественного развития; критерии общественного развития общества, пути развития общества

Уметь объяснять Структуру общества, характеризовать различные типы общества; давать характеристику современному процессу глобализации общества и предлагать пути решения глобальных проблем

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 7

Тема 1.2. Общество как сложная система

1.2.3

Контрольная работа по теме 1.2.

1.2.3

Устный опрос

доклады

1.2.3

 Знать:основные понятия и термины:

термины: «духовная культура», «массовая культура», «элитарная и экранная культуры»,  «субкультура», «контркультура», «этикет»

особенности форм культуры, виды молодежных субкультур

проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде

государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям,

особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

анализировать состояние современной культуры по материалам СМИ;

оценивать виды культурной деятельности с точки зрения  социальных норм и собственной системы ценностей

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК.7

.

.

Раздел 2

Основы знаний о духовной культуре человека и

общества.

Тема 2.1.  Духовная культура личности и общества

1,2,3

Тест по разделу 2

1,2,3

Устный опрос

Доклады, рефераты

.

1, 2,3

Знать:

классификацию наук

-особенности современной Российской системы образования, порядок предоставления образовательных услуг

-государственные гарантии в получении образовании

-систему образования и особенности профессионального образования в России 

 методы исследования социальных наук,, специфику объекта исследования науками: социологией, политологией, социальной психологией, философией, значимость социального знания

Уметь

характеризовать систему естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, выделяя существенные признаки социальных наук

характеризовать современные достижения науки,

- оценивать социальную ответственность ученого перед обществом

анализировать актуальную информацию в СМИ о системе образования, о реформах в области образования и дополнительных образовательных услуг

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

.

Тема 2.2.  Наука и образование в современном мире

1,2,3

Устный опрос

Доклады.

Письменная работа с основной литературой

1,2,3

Знать: понятия «мораль», «религия», «конфессия», «свобода совести», «искусство» и его направления

- принципы и нормы морали

- характеристику форм религий, искусства

Уметь:

характеризовать систему догм различных религиозных конфессий

анализировать памятники искусства, направления искусства -оценивать деятельность социальных групп, личностей с точки зрения норм морали

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

1,2,3

Устный опрос ,

Доклады, рефераты.

1,2,3

знать термины: «рыночная экономика», «ресурсы», «производство», «потребление», «распределение», роль экономики в жизни общества; характеристику различных экономических систем

уметь характеризовать типы экономических систем; раскрывать на конкретных примерах из социальной действительности черты различных экономических систем

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 5

Раздел 3 Экономика

Тема 3.1. экономика и экономическая наука

1.2.3

Тест по разделу 3

1.2.3

Устный опрос

доклады

1.2.3

Знать термины: «рынок», «товар», «цена», «спрос», «предложение», «акции», «облигации», «фондовый рынок», «менеджмент», «маркетинг», «биржа», «конкуренция», «предпринимательство», «монополия», «налоги», «государственный бюджет»;тенденции развития рыночной экономики в современный период; необходимость регулирования государством рыночных отношений

уметь объяснять связь спроса и предложения; сравнивать понятия конкуренции и монополии;  раскрывать на примерах развития экономики в России деятельность различных рыночных структур 

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

Тема 3.2. Рынок.

Фирма. Роль государства в экономике

1.2.3

Устный опрос

доклады

1.2.3

Знать тенденции и особенности развития финансовой системы в России и мире в современный период; сущность механизмов деятельности финансовых институтов;  термины «ВВП», «ВНП», «Банк», «инфляция», «безработица», «паевые и пенсионные фонды»;

уметь характеризовать условия и факторы экономического роста; анализировать современную ситуацию на рынке труда; характеризовать функции и деятельность финансовых институтов

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 7

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

1.2.3

Устный опрос

Доклады, презентации

1.2.3

Знать понятия «мировая экономика», «интеграция», «экспорт», «импорт», «сальдо торгового баланса», «протекционизм», «таможенный тариф», «квоты». «эмбарго»;основные особенности формирования рыночной экономики России;основные проблемы экономики России и ее регионов тенденции развития мировой экономики

уметь характеризовать экономическую политику Российской Федерации;- анализировать информацию СМИ, Интернета о состоянии мировой экономики,   экономической политике государств, проводимых ими экономических реформах; объяснять взаимосвязь экономических процессов, происходящих в России и развитие мировой экономики

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3

ОК 8.

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

1.2.3

1.2.3

Устный опрос

Доклады, презентации

1.2.3

Знать:термины:«социальнаяструктура», «статус», «социальная мобильность», «стратификация», «бедность», «средний класс», «прожиточный минимум», «этнос», «семья», «род», «племя», «нация», «национальность»;

основные направления социальной политики РФ.

виды социального статуса и социальные роли человека в юношеском возрасте, в семье, трудовом коллективе.

             Уметь: 

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

характеризовать социальную структуру общества;

оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения соответствия их поведения социальной роли;

анализировать различные социальные общности и группы;

характеризовать семью как малую группу;

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК. 4

ОК. 5

Раздел 4 Социальные отношения

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

1,2,3

Тест по разделу 4

Устный опрос по теме.

Доклады, рефераты.

1.2.3

2,3

Знать: понятия и теримины:  «социальный контроль», «девиация», «девиантное поведение», «аномия», «социальный конфликт»

виды девиантного поведение и пути  минимизации такого поведения

необходимость регулирования общественных отношений с целью профилактики наиболее негативных форм девиантного поведения среди молодежи

Уметь:

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- анализировать различные виды девиантного поведения

характеризовать причины, истоки возникновения социальных конфликтов и пути их разрешения;

подготавливать устное выступление по проблематике девиантного поведения, социальных конфликтов в обществе

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3

ОК 8.

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

1,2,3

Письменная контрольная работа по темам 3.1. и 3.2.

1.2.3

Устный опрос по теме

Выступление с докладами и рефератами

1,2,3

Знать: термины:

«социальная стратификация», «социальные группы», «квазигруппы», «этнос», «народность», «нация», «толерантность», «космополитизм», «социальный конфликт», «семья»

особенности социальной стратификации в современной России

конституционные принципы национальной политики РФ

особенности молодежной политики в РФ

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

Уметь: 

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм

характеризовать особенности социальной стратификации в России в сравнении с развитыми странами Запада;

анализировать черты отдельных социальных групп

 формулировать  ценности и функции семьи,

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК .7

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

1,2,3

Устный опрос по теме.

Выступление с докладами, презентациями

1,2,3.

Знать:

термины: «власть», «легитимная власть», «политическая система», «государство», «форма правления», «монархия», «республика», «политический режим», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия», «форма государственного устройства», «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «правовое государство»;

признаки и функции государства, государственный суверенитет

тенденции развития политической системы общества

-признаки и ценности демократии

     Уметь:

характеризовать формы правления, территориально-государственного устройства и политического режима;

 извлекать из неадаптированных научно-популярных, публицистических текстов знания о сущности политической системы современной России

анализировать состояние современной политической системы в России с точки зрения признаков правового государства 

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК. 7

Раздел 5. Политика как общественное явление

Тема 5.1. Политика и власть.

1,2,3

Тест по теме 5.1.

1.2.3.

Устный опрос по теме

Выступление с докладами, рефератами

1.2.3.

Знать понятия темы:

 «политическая элита» и ее типология, «гражданское общество», «экстремизм», «партия», «идеология» и ее типы, «избирательные системы», «абсентизм»

-основные признаки гражданского общества;

  современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

 особенности политической активности и политической культуры в современной России

                   Уметь:

-характеризовать формы участия граждан в политической жизни страны

- анализировать партийные идеологии, избирательное законодательство и избирательный процесс;

-раскрывать на примерах из политической действительности типы политического лидерства

- оценивать состояние гражданского общества в России

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК, 4

ОК. 5

Тема 5.2. Участники политического процесса

1,2,3

Контрольная работа по разделу.

1,2,3

Устный опрос

Выступление с докладами,

Написание эссе.

1,2.3

знать термины: «публичное право», «частное право», «форма права» «нормативно-правовые акты», «трудовой договор», административный проступок», «преступление», правоотношение«правонарушение», «государственное право», «административное право», «трудовое право», «семейное право», «уголовное право». структуру нормы права, виды правовых норм;- роль  и место права в системе социальных норм- цели и виды юридической ответственности

УМЕТЬ характеризовать систему права, называть основные отрасли; анализировать юридическую сущность нормативно-правовых актов, действие нормативно-правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц; раскрывать на примерах из социальной действительности признаки правонарушений

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4

Раздел 6 Право

Тема 6.1. Правомерное регулирование общественных отношений

1.2.3

Тест по разделу

1.2.3

Устный опрос

Выступление с докладами, презентациями

1.2.3

Знать понятия «Конституция», «Конституционный строй», «гражданство», «система разделения властей», «государственный орган», «адвокатура», «нотариат», «права и обязанности человека и гражданина», «избирательная система», «избирательный процесс».; основы конституционного строя, особенности системы разделения властей и института президентской власти в РФ; порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ; основные конституционные права и обязанности

Уметь анализировать систему органов государственной власти Российской Федерации; характеризовать правоохранительные органы; раскрывать на конкретных примерах социальной действительности ситуации соблюдения конституционных прав и действие гарантий и способов их защиты

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 7

Тема 6.2. Основы Конституционного права Российской Федерации

1.2.3

Устный опрос

Письменная работа с правовыми источниками

1.2.3

знать содержание понятий: «гражданская правоспособность и дееспособность»,  «физические и юридические лица, «имущественные и личные неимущественные права и способы их защиты», «право собственности» и основания приобретения и прекращения права собственности, «брак», порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, «опека», «попечительство»; «трудовой договор» и его виды, порядок заключения и расторжения, правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних, трудовые споры;  «административные проступки», «административная ответственность» и ее виды; «преступление», «состав преступления», «уголовная ответственность», особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность; принципы гражданского, уголовного процесса, производства по делам об административных правонарушениях, способы судебной защиты, порядок обжалования в суд, порядок обращения в Конституционный суд РФ

        уметь характеризовать источники отраслей права; анализировать субъекты, объекты и содержание правоотношений; объяснять состав административных правонарушений, гражданских деликтов, преступлений и ответственность за их совершение

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 5

Тема 6.3. Отрасли российского права

1.2.3

Защита рефератов

Устный опрос

Письменная работа с правовыми  источниками доклады

1.2.3

Знать: содержание понятий «ООН», «Всеобщая Декларация прав человека», «Билль о правах», «ПАСЕ», «Европейский суд по правам человека»; систему международного права; способы защиты прав человека; -роль международного права в правовой системе Российской Федерации

Уметь характеризовать значимость и юридическую силу различных источников международного права;  уметь оценивать деятельность органов государственной власти с точки зрения соблюдения норм международного права

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 10

Тема  6.4. Международное право

1.2.3

Устный опрос по теме

доклады

1.2.3

экзамен

1.2.3