ФОС по дисциплине "Обществознание"
методическая разработка на тему
Представлен паспорт фонда оценочных средств по дисциплине "Обществознание" для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fos_po_obshchestvu_16_-_isb.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (2013)
по учебной дисциплине обществознание
по специальности: 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовый уровень)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | ОК, ПК | Наименова- ние темы | Уровень освоения темы | Рубежный контроль (в течение семестра) | Текущий контроль (поурочный) | Промежуточная аттестация | |||
Наименова- ние контрольно-оценочного средства | Уровень трудности | Наименова- ние контрольно-оценочного средства | Уровень трудно- сти | Наименова- ние контрольно-оценочного средства | Уровень трудности | ||||
Знать: определение понятий «индивид», «личность», «социализация»», «познание», «научное познание», «истина и ее критерии» биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; особенности социально-гуманитарного познания Уметь: характеризовать основные этапы социализации личности, типы мировоззрения -объяснять причинно-следственные связи между воспитанием и формированием личности -анализировать виды и сущность человеческой деятельности -сравнивать формы чувственного и рационального познания | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 7. | Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 1,2,3 | Тест по теме 1.1. | 1.2.3 | Устный опрос по теме. Доклады, сообщения эссе | 1,2,3 | ||
Знать понятия «Общество», «общественные отношения», «сферы общества», «Институты общества», «глобализация», «глобальные проблемы»; основные теории общественного развития; критерии общественного развития общества, пути развития общества Уметь объяснять Структуру общества, характеризовать различные типы общества; давать характеристику современному процессу глобализации общества и предлагать пути решения глобальных проблем | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 7 | Тема 1.2. Общество как сложная система | 1.2.3 | Контрольная работа по теме 1.2. | 1.2.3 | Устный опрос доклады | 1.2.3 | ||
Знать:основные понятия и термины: термины: «духовная культура», «массовая культура», «элитарная и экранная культуры», «субкультура», «контркультура», «этикет» особенности форм культуры, виды молодежных субкультур проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям, особенности социально-гуманитарного познания Уметь анализировать состояние современной культуры по материалам СМИ; оценивать виды культурной деятельности с точки зрения социальных норм и собственной системы ценностей | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК.7 . . | Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества. Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | 1,2,3 | Тест по разделу 2 | 1,2,3 | Устный опрос Доклады, рефераты . | 1, 2,3 | ||
Знать: классификацию наук -особенности современной Российской системы образования, порядок предоставления образовательных услуг -государственные гарантии в получении образовании -систему образования и особенности профессионального образования в России методы исследования социальных наук,, специфику объекта исследования науками: социологией, политологией, социальной психологией, философией, значимость социального знания Уметь характеризовать систему естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, выделяя существенные признаки социальных наук характеризовать современные достижения науки, - оценивать социальную ответственность ученого перед обществом анализировать актуальную информацию в СМИ о системе образования, о реформах в области образования и дополнительных образовательных услуг | ОК 1. ОК 2. ОК 3. . | Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | 1,2,3 | Устный опрос Доклады. Письменная работа с основной литературой | 1,2,3 | ||||
Знать: понятия «мораль», «религия», «конфессия», «свобода совести», «искусство» и его направления - принципы и нормы морали - характеристику форм религий, искусства Уметь: характеризовать систему догм различных религиозных конфессий анализировать памятники искусства, направления искусства -оценивать деятельность социальных групп, личностей с точки зрения норм морали | ОК 1. ОК 2. ОК 3. | Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 1,2,3 | Устный опрос , Доклады, рефераты. | 1,2,3 | ||||
знать термины: «рыночная экономика», «ресурсы», «производство», «потребление», «распределение», роль экономики в жизни общества; характеристику различных экономических систем уметь характеризовать типы экономических систем; раскрывать на конкретных примерах из социальной действительности черты различных экономических систем | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 5 | Раздел 3 Экономика Тема 3.1. экономика и экономическая наука | 1.2.3 | Тест по разделу 3 | 1.2.3 | Устный опрос доклады | 1.2.3 | ||
Знать термины: «рынок», «товар», «цена», «спрос», «предложение», «акции», «облигации», «фондовый рынок», «менеджмент», «маркетинг», «биржа», «конкуренция», «предпринимательство», «монополия», «налоги», «государственный бюджет»;тенденции развития рыночной экономики в современный период; необходимость регулирования государством рыночных отношений уметь объяснять связь спроса и предложения; сравнивать понятия конкуренции и монополии; раскрывать на примерах развития экономики в России деятельность различных рыночных структур | ОК 1. ОК 2. ОК 3. | Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 1.2.3 | Устный опрос доклады | 1.2.3 | ||||
Знать тенденции и особенности развития финансовой системы в России и мире в современный период; сущность механизмов деятельности финансовых институтов; термины «ВВП», «ВНП», «Банк», «инфляция», «безработица», «паевые и пенсионные фонды»; уметь характеризовать условия и факторы экономического роста; анализировать современную ситуацию на рынке труда; характеризовать функции и деятельность финансовых институтов | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 7 | Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция. | 1.2.3 | Устный опрос Доклады, презентации | 1.2.3 | ||||
Знать понятия «мировая экономика», «интеграция», «экспорт», «импорт», «сальдо торгового баланса», «протекционизм», «таможенный тариф», «квоты». «эмбарго»;основные особенности формирования рыночной экономики России;основные проблемы экономики России и ее регионов тенденции развития мировой экономики уметь характеризовать экономическую политику Российской Федерации;- анализировать информацию СМИ, Интернета о состоянии мировой экономики, экономической политике государств, проводимых ими экономических реформах; объяснять взаимосвязь экономических процессов, происходящих в России и развитие мировой экономики | ОК 1. ОК 2. ОК 3 ОК 8. | Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. | 1.2.3 | 1.2.3 | Устный опрос Доклады, презентации | 1.2.3 | |||
Знать:термины:«социальнаяструктура», «статус», «социальная мобильность», «стратификация», «бедность», «средний класс», «прожиточный минимум», «этнос», «семья», «род», «племя», «нация», «национальность»; основные направления социальной политики РФ. виды социального статуса и социальные роли человека в юношеском возрасте, в семье, трудовом коллективе. Уметь: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам характеризовать социальную структуру общества; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения соответствия их поведения социальной роли; анализировать различные социальные общности и группы; характеризовать семью как малую группу; | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК. 4 ОК. 5 | Раздел 4 Социальные отношения Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | 1,2,3 | Тест по разделу 4 | Устный опрос по теме. Доклады, рефераты. | 1.2.3 | 2,3 | ||
Знать: понятия и теримины: «социальный контроль», «девиация», «девиантное поведение», «аномия», «социальный конфликт» виды девиантного поведение и пути минимизации такого поведения необходимость регулирования общественных отношений с целью профилактики наиболее негативных форм девиантного поведения среди молодежи Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - анализировать различные виды девиантного поведения характеризовать причины, истоки возникновения социальных конфликтов и пути их разрешения; подготавливать устное выступление по проблематике девиантного поведения, социальных конфликтов в обществе | ОК 1. ОК 2. ОК 3 ОК 8. | Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | 1,2,3 | Письменная контрольная работа по темам 3.1. и 3.2. | 1.2.3 | Устный опрос по теме Выступление с докладами и рефератами | 1,2,3 | ||
Знать: термины: «социальная стратификация», «социальные группы», «квазигруппы», «этнос», «народность», «нация», «толерантность», «космополитизм», «социальный конфликт», «семья» особенности социальной стратификации в современной России конституционные принципы национальной политики РФ особенности молодежной политики в РФ необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Уметь: оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм характеризовать особенности социальной стратификации в России в сравнении с развитыми странами Запада; анализировать черты отдельных социальных групп формулировать ценности и функции семьи, | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК .7 | Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 1,2,3 | Устный опрос по теме. Выступление с докладами, презентациями | 1,2,3. | ||||
Знать: термины: «власть», «легитимная власть», «политическая система», «государство», «форма правления», «монархия», «республика», «политический режим», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия», «форма государственного устройства», «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «правовое государство»; признаки и функции государства, государственный суверенитет тенденции развития политической системы общества -признаки и ценности демократии Уметь: характеризовать формы правления, территориально-государственного устройства и политического режима; извлекать из неадаптированных научно-популярных, публицистических текстов знания о сущности политической системы современной России анализировать состояние современной политической системы в России с точки зрения признаков правового государства формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК. 7 | Раздел 5. Политика как общественное явление Тема 5.1. Политика и власть. | 1,2,3 | Тест по теме 5.1. | 1.2.3. | Устный опрос по теме Выступление с докладами, рефератами | 1.2.3. | ||
Знать понятия темы: «политическая элита» и ее типология, «гражданское общество», «экстремизм», «партия», «идеология» и ее типы, «избирательные системы», «абсентизм» -основные признаки гражданского общества; современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. особенности политической активности и политической культуры в современной России Уметь: -характеризовать формы участия граждан в политической жизни страны - анализировать партийные идеологии, избирательное законодательство и избирательный процесс; -раскрывать на примерах из политической действительности типы политического лидерства - оценивать состояние гражданского общества в России анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК, 4 ОК. 5 | Тема 5.2. Участники политического процесса | 1,2,3 | Контрольная работа по разделу. | 1,2,3 | Устный опрос Выступление с докладами, Написание эссе. | 1,2.3 | ||
знать термины: «публичное право», «частное право», «форма права» «нормативно-правовые акты», «трудовой договор», административный проступок», «преступление», правоотношение«правонарушение», «государственное право», «административное право», «трудовое право», «семейное право», «уголовное право». структуру нормы права, виды правовых норм;- роль и место права в системе социальных норм- цели и виды юридической ответственности УМЕТЬ характеризовать систему права, называть основные отрасли; анализировать юридическую сущность нормативно-правовых актов, действие нормативно-правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц; раскрывать на примерах из социальной действительности признаки правонарушений | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4 | Раздел 6 Право Тема 6.1. Правомерное регулирование общественных отношений | 1.2.3 | Тест по разделу | 1.2.3 | Устный опрос Выступление с докладами, презентациями | 1.2.3 | ||
Знать понятия «Конституция», «Конституционный строй», «гражданство», «система разделения властей», «государственный орган», «адвокатура», «нотариат», «права и обязанности человека и гражданина», «избирательная система», «избирательный процесс».; основы конституционного строя, особенности системы разделения властей и института президентской власти в РФ; порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ; основные конституционные права и обязанности Уметь анализировать систему органов государственной власти Российской Федерации; характеризовать правоохранительные органы; раскрывать на конкретных примерах социальной действительности ситуации соблюдения конституционных прав и действие гарантий и способов их защиты | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 7 | Тема 6.2. Основы Конституционного права Российской Федерации | 1.2.3 | Устный опрос Письменная работа с правовыми источниками | 1.2.3 | ||||
знать содержание понятий: «гражданская правоспособность и дееспособность», «физические и юридические лица, «имущественные и личные неимущественные права и способы их защиты», «право собственности» и основания приобретения и прекращения права собственности, «брак», порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, «опека», «попечительство»; «трудовой договор» и его виды, порядок заключения и расторжения, правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних, трудовые споры; «административные проступки», «административная ответственность» и ее виды; «преступление», «состав преступления», «уголовная ответственность», особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность; принципы гражданского, уголовного процесса, производства по делам об административных правонарушениях, способы судебной защиты, порядок обжалования в суд, порядок обращения в Конституционный суд РФ уметь характеризовать источники отраслей права; анализировать субъекты, объекты и содержание правоотношений; объяснять состав административных правонарушений, гражданских деликтов, преступлений и ответственность за их совершение | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 5 | Тема 6.3. Отрасли российского права | 1.2.3 | Защита рефератов | Устный опрос Письменная работа с правовыми источниками доклады | 1.2.3 | |||
Знать: содержание понятий «ООН», «Всеобщая Декларация прав человека», «Билль о правах», «ПАСЕ», «Европейский суд по правам человека»; систему международного права; способы защиты прав человека; -роль международного права в правовой системе Российской Федерации Уметь характеризовать значимость и юридическую силу различных источников международного права; уметь оценивать деятельность органов государственной власти с точки зрения соблюдения норм международного права | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 10 | Тема 6.4. Международное право | 1.2.3 | Устный опрос по теме доклады | 1.2.3 | ||||
экзамен | 1.2.3 |