Электронный образовательный ресурс Методические материалы для самостоятельного изучения Истории ОГСЭ
методическая разработка по теме
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические указания по каждой теме, перечень вопросов для самопроверки знаний и список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_po_istorii_posle_11.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Электронный образовательный ресурс
Методические указания по организации самостоятельной работы
по дисциплине «История СПО»
Составитель: Моисеева И.Ю, к.и.н., преподаватель
Москва 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История относится к блоку общих и гуманитарных и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения историческим и наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. Данный курс предполагает не столько повторение истории, сколько углубленное изучение на более высоком, проблемно-теоретическом уровне ранее пройденного материала.
Самостоятельная работа студентов предусматривается учебным планом программы и ей уделяется большое внимание в учебной деятельности студентов. Данный вид деятельности студентов способствует более полному осмыслению знаний об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти ХХ – начала ХХ1 в.
Самостоятельная работа также формирует навыки исследовательской, творческой работы с источниками, личностному осмыслению важнейших категорий человеческого бытия, формированию мировоззрения.
Значительное место в предлагаемых заданиях для самостоятельной работы занимают вопросы об основных направлениях развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ и ХХ1 века, сущности и причинах локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХ1 в., о процессах интеграции, политического и экономического развития мира.
Выполнение работы по этим заданиям так же способствует лучшему усвоению исторического материала. Большое значение для наиболее полной теоретической и профессиональной подготовки имеет изучение студентами рекомендованной литературы
. Указания призваны способствовать самостоятельному овладению студентами предметом истлории.
Предметом изучения является история России с последней четверти ХХ века –. по настоящее время, рассматриваемая в общем контексте развития мировой цивилизации, системы международных отношений.
В содержании учебной дисциплины по каждому разделу приведены конкретные рекомендации по изучению темы, вопросы для самоконтроля и список использованной литературы
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Уровень исторического развития определяет успешное постижение других дисциплин: естественно-научных, технических, прикладных. Часть тем раскрыта в лекционном материале (9 лекций). В данном методическом пособии представлены только темы на самостоятельное изучение
Изучение предмета проводится в форме лекций и самостоятельного изучения материала.
Прежде чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, студент должен ознакомиться с методическими указаниями и изучить учебный материал, пользуясь источниками, рекомендуемыми настоящим пособием.
Перечень тем на самостоятельное изучение
№ | Название разделов и тем |
1 | Раздел 1 Развитие СССР и его место в мире в 1980 – гг Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. (самостоятельное изучение) |
2 | Раздел 2.Россия и мир в конце XX-начале XXIвека Тема 2.1.Постсоветское пространство в 90-е гг.XXвека. |
3 | Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве |
4 | Тема 2. 3 Россия и мировые интеграционные процессы |
5 | Тема 2.4. Развитие культуры в России |
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Раздел Развитие СССР и его место в мире в 1980 – гг.
Тема 1. 2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
План темы:
- Перестройка в СССР и её влияние на дезинтеграционные процессы в Восточной Европе и СССР.
- Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
- Предпосылки дезинтеграционных процессов в СССР. Проявления сепаратизма и национализма в СССР в 1980- е гг.
- «Парад суверенитетов» в СССР в конце 1980-х – начале 90-х гг.
- Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ.
- Российская Федерация как правопреемница СССР
Методические указания и рекомендации
Перестройка – это период 1985 – 1991 г.в истории нашей страны и связан с эпохой правления М.С. Горбачева. Следует уяснить каковы были причины, побудившие руководство страны перейти к этой политике, в чем её сущность. Необходимо помнить, что мероприятия, проводимые в этот период затронули практически все сферы общественной жизни: экономику, политику, социальную, духовную сферы. Необходимо обратить внимание, что изначально ставилась зада не перестройки все существующих отношений в обществе а ускорение социально-экономического развития за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора»путем повышения трудовой дисциплины и ответственности каждого. Отдача от ускорения оказалась минимальной. Попытка её осуществления привели к росту числа аварий, самой крупной из которых стал взрыв на Чернобыльской АЭС 27 апреля1986 г.
Следует изучить реформы в экономической и политической сфере, выделяя периоды Перестройки:
- (март 1985 – январь 1987) характеризовался признанием отдельных недостатков в политико-экономической системе и попытками исправления их отдельными административными мерами, наибольший урон экономике в этот период нанесла антиалкогольная компания.
- (январь 1987 г. – июнь 1989 г.) характеризовался реформами всех сфер жизни общества, направленными на внедрение отдельных рыночных мероприятий, провозглашена политика гласности, началось реформирование политической системы, введены альтернативные выборы. Высшим органом власти в СССР становился Съезд народных депутов.
- (Июнь 1989 – 1991) характеризовался дестабилизацией политической обстановки из-за противостояния коммунистического режима и новых политических сил. Был введен пост Президента СССОР, Отменена 6 статья Конституции СССР, повилась многопартийная система, взят курс на формирование правового государства. В экономике шел поиск путей перехода к рынку, разрабатывались рыночные программы, однако к концу указанного периода ни одна из начатых реформ не привела к положительному результату. Кризис в производстве привел к карточной системе распределения.
Во внешней политике следует изучить новую внешнеполитическую концепции., выдвинутую М.С. Горбачевым – «новое политическое мышление», позволившей завершить «холодную войну» Эта концепция нашла свое практическое воплощение. Студентам необходимо рассмотреть практические шаги Горбачева в этом направлении. Не случайно советский лидер в 1990 г. был награжден Нобелевской премией мира.
Процессы перемен в СССР, перестройка советской внешней политики на основе идей нового политического мышления дали мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе. Необходимо уяснить, что как только стало ясно, что СССР более не намерен силой оружия поддерживать правящие режимы в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ и антикоммунистической ориентации. Изучая вопрос о политических событиях в Восточной Европе в конце 80-х гг.следует отметить специфику этих событий применительно к отдельным странам: В Польше, Чехословакии, Болгарии, Румынии, ГДР, Югославии.
С ослабление центральной власти и отказом от силовых способов решения политических вопросов происходит обострение и национальных противоречий. СССР, провозглашенный как федеративное государство, на деле являлся государством унитарным, в котором центральная власть навязывала национальным окраинам свою политику, не учмтывая местнывх интересов. Следует изучить конкретные примеры обострения межнациональных отношений в республиках Советского Союза и попытки властей совладать с этой проблемой в Казахстане, Армении, Азербайджане, Грузии, Украине, республиках Прибалтики, Таджикистане, Узбекистане. Посеместно начался так называемый «парад суверенитетов», когда республики одна за другим объявляли о свеем суверенитете. Не осталась в стороне от этих событий и самая крупная республика СССР Россия. 12 июня 1990 г. Б.Н. Ельциным была подписана Декларация о государственном суверенитет России. Следует помнить, что принятие этих деклараций ещё не охначал выход из состава СССР. Речь шла о фактическом выражении недоверия союзным властям, стремлении расшитрить полномочия республиканских органов за счет союзного центра. В этих условиях были начаты переговоры об обновлении Союза. При этом , проведенный в марте 1991 г. референдум порказал, что подавляющее большинство граждан СССР выступает за его сохранение в обновлённом виде.
В апреле 1991 г. была достигнута договоренность о вступлении в новый Союз (Содружество суверенных государств ССГ) 10 из 15 бывших союзных республик. Подписание договора о создании ССГ планировалось 20 августа 1991.
Этим событиям не суждено было состояться, вследствие попытки со стороны ГКЧП отстранения Горбачева от власти. В литературе это событие получило название «Путч ГКЧП». Следует уяснить, кто такие ГКЧ-писты, их цели. Их попытка провалилась. Необходимо рассмотреть роль в этих событиях лидера России Б.Н. Ельцина. Последствия этого события, которые значительно ускорили развал СССР. Необходимо рассмотреть события декабря 1991г. известные как Беловежские соглашения, которые юридически поставили точку в существовании СССР и объявили о создании СНГ. Споры о причинах распада ССР не утихают до сих пор, студентам так же следует задуматься об этом вопросе.
Студенты должны знать, что после распада ССР каждая из республик были признаны мировым сообществом как отдельное государство и стала участником ООН. Россия стала правопреемницей СССР, унаследовав статус ядерной державы, члена Совета Безопасности ООН и в то же время все долги бывшего СССР ( примерно 70 млрд. долларов)
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы были цели Перестройки, в чем смысл её идей?
- Какие экономические реформы проводились в эпоху Перестройки? Каковы их итоги?
- Какие политические тенденции наметились в развитии КРПСС в период Перестройки?
- В чем была сущность политики «гласности»?
- Какие политические реформы были проведены в эпоху перестройки? Чем объясняется углубление экономического и политического кризиса СССР в конце 1980-х гг.? Как проявлялись его симптомы?
- В чем состоял смысл идей нового политического мышления? Какую реакции. они вызвали на Западе? Каковы итоги её реализации.
- Каковы предпосылки демократических революций в странах Восточной Европы? Какое влияние на восточноевропейские государства оказали процессы перестройки в СССР?
- Как происходили преобразования в странах Восточной Европы?
- В чем состояли причины обострения межнациональных отношений в СССР? В чем заключались проявления сепаратизма и национализма в 1980-е гг? Что такое «парад суверенитетов»?
- Каковы политические последствия создания и поражения ГКЧП?
- Почему попытка августовского переворота привела к срыву планов реорганизации СССР?
- Почему попытки М.С. Горбачева сохранить реформированное союзное государство потерпели неудачу?
- Какую роль сыграл Б.Н. Ельцин и демократические силы в событиях 1991 г?
- Как было образовано СНГ?
Список литературы к теме:
- А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012.
- Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
- Всеобщая история ХХ – начало ХХ1 века. 11 класс.: Учебник для образовательных учреждений./ под ред Л.Н. Алексашкиной.. – М.: Мнемозина, 2013. – 310
- Интернет-ресурсы:http://school-collection.edu.ru
Раздел 2.Россия и мир в конце XX-начале XXIвека
Тема 2.1.Постсоветское пространство в 90-е гг.XXвека.
План темы:
- Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
- Внутренняя политика государственной власти в РФ и её влияние на постсоветском пространстве
- Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Методические указания и рекомендации
Следует отметить, что в наследство от СССР России достался статус ядерной державы, около 60% экономического потенциала, большая часть территории, богатой природными ресурсами. В то же время в наследие достались и серьезные проблемы, такие, как долговые обязательства бывшего СССР (около 70 млрд. долл.), изношенность основных фондов промышленности (около 70%), межнациональные проблемы, духовный кризис, связанный с утратой многими россиянами привычных жизненных ориентиров.
Следует изучить основные направления реформирования экономики Е. Гайдара, А.Чубайса по скорейшему переводу её на рыночные рельсы, которая получила названии «шоковая терапия», выявить положительные и отрицательные последствия либерализации цен, ваучерной приватизации, изучить программу корректировки либерального курса правительством В.С. Черномырдина, причины и особенности экономического кризиса 1998 г., приведшего российскую экономику к дефолту, а так же последствия его преодоления правительствами Е.М. Примакова, С. Степашина, В.В. Путина в конце 90-х гг.
Падение уровня жизни большей части населения, развал системы социальной защиты, рост безработицы повысили напряженность в обществе, вызвали недовольство значительной части населения реформами и способствовали нарастанию политического кризиса в начале 90-х гг. Следует изучить материалы о Конституционном кризисе 1993 г., понять причины противостояния между Президентом Б.Н. Ельциным и депутатами Верховного Совета по поводу принятия новой Конституции, уяснить опасность противостояния, приведшего к кровавым события 3-4 октября в Москве, угрозе начала гражданской войны., итоги этого кризиса. Следует проанализировать новую систему органов государственной Власти по Конституции РФ 1993 г. Следует отметить, что политическое противостояние Президента Б.Н.Ельцина и других политических партий, прежде всего КПРФ, продолжалось на протяжении всех 90-х гг., что проявилось во время Президентских выборов 1996г, при принятии законов, попытке коммунистического большинства в 1999 г. организовать импичмент Президенту Ельцину, и, наконец добровольной отставке самого Ельцина, который признал вину в нерешенных в 1990-е гг. социальных и экономических проблемах.
В свою очередь нерешенные экономические проблемы способствовали росту сепаратизма и обострению межнациональных проблем и стремлению выйти из состава России. Эти процессы наглядно проявились, в Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Татарстане, Якутии и др. регионах. В то же время отношения со станами СНГ так же испытывали кризис. Не были реализованы надежды на сближение их. Политика большинства бывших советских республик вызвала межнациональные конфликты. Россия столкнулась с необходимостью проводить миротворческие операции на территории бывшего СССР (в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане) принимать беженцев из соседних государств, что легло дополнительным бременем на её экономику.
Раскрывая сущность международных отношений России и стран Запада в 90-е гг., следует проследить как менялись ориентиры государства в проведении этой политики. С началом реформ в России господствовало убеждение, что отношения со странами Запада и СЩА имеют наибольшую значимость, что проявилось в сближении с этими странами, даже ценой собственных уступок. Происходило сближение с НАТО. В 1994 г. Россия и большинство бывших советских республик присоединились к программе НАТО Партнерство во имя мира, призванной преодолеть отчуждение между Востоком и Западом. Европейского континента. В целом политика России способствовала преодолении. наследия «холодной войны» и позволила дипломатическими средствами укрепить международную безопасность страны. В то же время во второй половине 90-х гг произошло ухудшение этих отношений, необходимо понять, чем был вызван поворот в сторону роста конфронтации с НАТО, отношение России к проблеме расширения НАТО, позицию России в Косовском кризисе 1998 г. и натовских бомбардировок Югославии в 1999 г., круг сегодняшних проблем во взаимоотношениях с НАТО.
Вопросы для самоконтроля
- Каким было экономическое положение в Российской Федерации после распада СССР?
- Охарактеризуйте реформы правительства Е.Т.Гайдара, В.С. Черномырдина, С. Кириенко, С.М. Примакова, С. Степащина, В. В, Путина в 90-е гг.
- Каким было экономическое положение России после выборов 1996 г.? Каковы были последствия дефолта 1998 г.?
- В чем заключался конституционный кризис 1993г.? Как он развивался, какие имел последствия?
- Охарактеризуйте политическую обстановку в стране в конце ХХ в.
- В чем состояли сложности отношений России с другими странами СНГ?
- Приведите примеры операций ООН по поддержке мира в различных регионах Земли, в том числе и на пространстве бывшего СССР? Какие задачи решаются с помощью миротворческих операций?.
- Каковы основные направления и итоги внешней политики России в 90-е гг.?
- Какую позицию заняла Россия по отношению к расширению НАТО на Восток? Какие государства вступили в НАТО в 90-е гг и начале 2000-х гг.?
- Как строились отношения НАТО и России в 90-е гг.?
- Что из себя представлял Косовский кризис 1998 г. и какую позицию заняла Россия?
Список литературы к теме:
- А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012.
- Н.В. Загладин История России и мира в ХХ веке. – М.: «Русское слово». – 2013.
- Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
- Всеобщая история ХХ – начало ХХ1 века. 11 класс.: Учебник для образовательных учреждений./ под ред Л.Н. Алексашкиной.. – М.: Мнемозина, 2013. – 310
- Интернет-ресурсы:http://school-collection.edu.ru
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
план темы:
- Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации
- Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе
- Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Абхазией, Южной Осетией и прю.
Методические указания и рекомендации
Следует отметить, что недостатки в решении национальных проблем на уровне ССР между советскими республиками проявились внутри самой России. В регионах РФ еще до распада СССР начался подъем национальных и общественно-политических движений. Ставились вопросы развития национальных культур, повышения статуса языков, прав регионов на землю и её недра, самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности.
Частичный компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Следует выяснить положительные и отрицательные последствия этого события, какие республики отказались от подписания этого договора.
Следующим этапом в развитии федеративных отношений стало принятие конституции , провозгласившей России федерацией равноправных субхектов, что способствовало разрешению кризиса в этой сфере.
Однако наиболее сложная ситуация сложилась в Чеченской республике, которая ещё в 1991 г. провозгласила свою независимость и выход из состава РСФСР. Применительно к событиям в этой республике необходимо исследовать причины конфликта. приведшие к этой войне, участников, действия сторон конфликта, разрешение конфликта. Следует помнить, что этот конфликт развивался в два этапа. первая чеченская война произошла в 1994 – 1996 г. и в 1999 г. началась фактически вторая чеченская война, сопровождавшаяся контртеррористической операцией. Следует так же рассмотреть резкое повышение уровня террористической угрозы в связи с событиями в Чечне и борьбу федеральных властей с терроризмом, которая в Кавказском регионе не завершилась до сих пор.
В этой теме необходимо так же рассмотреть вопросы взаимоотношений России с республиками бывшего СССР в конце ХХ – начале ХХ1 века. Необходимо проследить динамику взаимоотношений России со странами СНГ. Следует отметить, что наиболее тесные связи у России развивались с Белоруссией. В 1999г. между ними подписан договор о союзе, в 1999г. – об образовании союзного государства. И, наоборот, следует изучить многие проблемные аспекты в отношениях СНГ, приведшие к военному конфликту, как то: участие России в конфликте между Грузией и Южной Осетией в 2008 г., завершившийся признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии от Грузии, конфликт с Украиной, приведший к возвращению Крыма под юрисдикцию России. Следует уяснить позицию России в ситуации гражданского противостояния на территории Украины.
Вопросы для самоконтроля
- Каково было содержание федеративного договора 1992 г.? Какие плюсы и минусы содержала в себе модель «договорной федерации»?
- В чем выражалось усиление стремления к самостоятельности после подписания федеративного договора?
- В чем сущность российской национальной политики 1990 –х гг.? В чем выражалось ухудшение национальных отношений в 1990-е годы?
- Как развивались события в Чечне? Каковы причины, участники, содержание и результаты вооруженного конфликта в этом регионе?
- Как можно оценить попытки Б.Н. Ельцина остановить развал страны?
- Где произошли цветные революции в странах СНГ?
- Каковы были взаимоотношения России с республиками бывшего СССР в 1990-е – начале 2000 – х гг.: С Украиной, Белоруссией, Грузией, Молдовой, Узбекистаном
- В чем сущность российской «операции по принуждению к миру Грузии» в 2008 г.?
Список литературы к теме:
- А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012.
- Н.В. Загладин История России и мира в ХХ веке. – М.: «Русское слово». – 2013.
- Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
- Всеобщая история ХХ – начало ХХ1 века. 11 класс.: Учебник для образовательных учреждений./ под ред Л.Н. Алексашкиной.. – М.: Мнемозина, 2013. – 310
- Интернет-ресурсы:http://school-collection.edu.ru
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы
план темы:
- Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда»
- Россия в «Большой восьмерке». Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
- Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе
Методические указания и рекомендации
Студенту следует понимать, что Европейский союз (ЕС) – экономическое и политическое объединение 27 государств. Союз юридически был закреплен Маастрихтским договором 1992 г. на принципах Европейского сообщества. Основные цели, провозглашенные им:
-введение европейского гражданства;
- обеспечение свободы, безопасности и законности;
-содействие экономическому и социальному прогрессу;
-укрепление роли Европы в мире.
Изучая деятельность Европейского союза студенту нужно обратить внимание на попытки введения единой Европейской Конституции, идеи открытых границ в рамках Шенгенской зоны, на сотрудничество России с ЕС, уметь приводить примеры такого сотрудничества. Необходимо рассмотреть процесс расширения ЕС, структуру ЕС, его влияние на республики бывшего Советского Союза, причины осложнения отношений ЕС и России с 2014 г.
Обратить внимание, что в рамках единого европейского пространства высшего образования 19 июня 1999 г. была подписана Болонская декларация, которую сейчас подписали уже более 40 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а так же обеспечение успешное трудоустройства выпускников вузов. Следует ознакомиться с программой реформирования российской системы образования в соответствии с этим процессом, что бы понять, какие возможности она способна принести российским студентам.
Относительно внешней политики, следует отметить, что после распада СССР нарушилось равновесие сил на глобальном уровне и начал утверждаться «новый мировой порядок» под руководством одной сверждержавы – США. В этих условиях Росси вынуждена активно укреплять свое положение на международной арене. Страны «большой семерки» -это 7 ведущих стран мира (США, Англия, Франция, ФРГ, Канада, Япония, Италия), которые на своих встречах – «саммитах» обсуждают основные проблемы мирового развития. С 1994 г. Эта «Большая семерка» превратилась в «Большую восьмерку» в связи с приглашением России к участию. Этот процесс не означал, конечно, что Россия признается одной из ведущих стран мира, но в то же время признавался факт важности участия России в решении многих глобальных проблем и отражал на тот момент достаточно высокий уровень доверия между западным миром и Россией. Следует проследить динамику взаимоотношений России и НАТО, понять, как менялись эти отношения, и почему? В настоящий момент Россия исключена из этого клуба «супердержав», в связи событиями 2014 г. в Крыму и Восточной Украине.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое «Европейский союз»? Каковы его цели, задачи?
- Как происходило расширение ЕС на Восток в конце ХХ – нач. ХХ1 веков?
- Как строились отношения России и ЕС в 1990-е и начале 2000-х гг.?
- Охарактеризуйте деятельность ЕС в начала ХХ1 века, каковы специфические черты современной европейской интеграции?
- Как Россия участвует в создании единого образовательного пространства в Европе?
- Каковы успехи и проблемы внешней политики России в 1990 – е и 2000 – е гг.?
- В чем и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России стран Запада?
- Когда и почему Россия была исключена из стран «Большой восьмерки»?
Список литературы к теме:
- А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012.
- Н.В. Загладин История России и мира в ХХ веке. – М.: «Русское слово». – 2013.
- Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
- Всеобщая история ХХ – начало ХХ1 века. 11 класс.: Учебник для образовательных учреждений./ под ред Л.Н. Алексашкиной.. – М.: Мнемозина, 2013. – 310
- Интернет-ресурсы:http://school-collection.edu.ru
Тема 2.4. Развитие культуры в России
план темы:
- Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
- Государственная политика в области культуры, достижения российской культуры.
- Идеи «поликультурности»» и молодежные экстремистские движения
- Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
Методические указания и рекомендации
Изучая вопросы развития культуры следует уяснить особенности государственной политики в этой области. В начале 90-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы, театры и кинотеатры, спортивные и туристические базы; падали тиражи газет и журналов. Среди тенденций развития духовной культуры в 90- е гг. следует отметить следующие:
-коммерциализация культуры;
-господство западной массовой культуры;
-вестернизация (заимствование западных образцов);
- глобализация;
-бурное развитие индустрии досуга;
- развитие информационных технологий в этой сфере;
-бурное развитие рекламных продуктов
-рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям;
-религиозный ренессанс.
В конце 1990-х гг. наметилось преодоление кризисных тенденций в области культуры. Студентам необходимо уметь приводить конкретные примеры достижений отечественного театра, кинематографа, музыки, литературы, , живописи, архитектуры, скульптуры и спорта. Необходимо знать современные виды творчества: инсталляции, перфомансы, биеннале. Следует отметить, что к конце 1990-х гг. государственные расходы на развитие культуры увеличились, создан государственный телеканал «Культура», реализуются масштабные культурно-образовательные программы. В последнее десятилетие более успешно развивается наука, где все чаще используются инновационные технологии. Следует уяснить. что такое инновации, какова их роль в развитии науки, экономики, уметь приводить примеры применения инновационных технологий и развития инновационных центров на территории России.
В то же время в мире в целом наблюдается тенденция к росту бездуховности и политического экстремизма, особенно в молодежной среде. Необходимо четко понимать, что такое экстремизм, каковы признаки экстремистских организаций, приводить примеры его проявления и меры борьбы с ним.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое массовая культура? Каковы её признаки и особенности в современном мире?
- Какие особенности развития культуры России в постсоветский период можно выделить?
- Какие вы знаете направления современной российской культуры и достижения духовной культуры?
- Какие направления реформирования системы образования вам известны?
- Какие вы знаете наиболее влиятельные религии в современном мире. В чем особенность религиозности современных верующих?
- Что такое «свобода совести» и в чем она проявляется в современной России?
- Что такое экстремизм, его особенности и примеры проявления.
- Что такое поликультурность, толерантность, мультикультурализм, каковы его проявления?
- Каковы особенности развития российской науки в условиях реформирования (1990-е – нач. 2000 – х гг.)?
- Что такое инновации? Что вам известно об инновационной деятельности российских ученых?
Список литературы к теме:
- А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012.
- Н.В. Загладин История России и мира в ХХ веке. – М.: «Русское слово». – 2013.
- Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
- Всеобщая история ХХ – начало ХХ1 века. 11 класс.: Учебник для образовательных учреждений./ под ред Л.Н. Алексашкиной.. – М.: Мнемозина, 2013. – 310
- Интернет-ресурсы:http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""
В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...
Электронный образовательный ресурс. Методические указания по самостоятельному изучению истории ОД
Материалы расчитаны на обучающихся дистанционно....
Электронный образовательный ресурс. Методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"
Предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические рекомендации по каждой теме, контрольные вопросы и перечень литературы....
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиде...
«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСТЕРОВ С ПОМОЩЬЮ WEB-СЕРВИСА «LEARNINGAPPS.ORG»
В статье приведена сравнительная характеристика применение технологии использования клипового мышления на уроках истории, во благо в контексте минимакса....
Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"
Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"...