Презентация
презентация к уроку на тему
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_semeynoe_pravo.pptx | 2.05 МБ |
prezentatsiya_k_uroku_sotsialnye_normy_i_otklonyayushcheesya_povedenie.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока 1. Выяснить правовые основы заключения и расторжения брака 2. Определить правовую связь между членами семьи 3. Познакомиться с правами и обязанностями супругов 4. Выяснить права и обязанности детей и родителей
План урока 1. Что такое семейное право, источники, принципы семейного права. 2. Условия и порядок вступления в брак. 3. Права и обязанности супругов. 4. Права и обязанности родителей и детей.
1 вопрос: Что такое семейное право, источники, принципы семейного права. Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. Брак - юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности. ЗАГС - запись актов гражданского состояния.
Источники c емейного права - Конституция РФ и Семейный кодекс РФ Равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст.19п.3) Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей (ст.38 п.2) Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3)
Брак - добровольный союз мужчины и женщины
Фактический брак - длительное проживание мужчины и женщины без оформления своих отношений в органах ЗАГС.
Церковный брак - венчание мужчины и женщины в церкви без регистрации на законных основаниях.
Гражданский брак – брак , зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС.
Семья – объединение, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сестры, другие близкие родственники), усыновления или иной формы устройства детей в семью. Члены семьи – муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновленные, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др.
Субъекты семейных правоотношений – муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновленные, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. Объекты семейных правоотношений – вызывающие правоотношения действия членов семьи (заключения брака, развод), а так же их вещи (дача, приватизированная квартира и др.).
2 вопрос: Вступление в брак и расторжение брака Брак – это добровольный, равноправный, направленный на создание семьи союз мужчины и женщины, порождающий для них личные имущественные и неимущественные права и обязанности.
Условия вступления в брак - Достижение 18 лет; - Присутствие обоих лиц: жениха и невесты; - Добровольное согласие вступающих в брак;
Обстоятельства, препятствующие заключению брака - Браки между родственниками: родными братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, между усыновленными и усыновителями - Если одно лицо уже состоит в браке (многоженство запрещено законом) - Если одно из лиц признано недееспособным, в следствии психического расстройства
Расторжение брака осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке В ОРГАНАХ ЗАГС В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ при отсутствии общих несовершеннолетних детей ; при присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругам совместного заявления; о расторжении брака (ст. 33 Закона «Об актах гражданского состояния»); по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестнототсутствующим или недееспособным или приговорен к лишению свободы на срок свыше трех лет. при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей.
БРАК может быть НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ: в судебном порядке - при сокрытии одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИД) или венерического заболевания, передающегося половым путем.
3 вопрос: Права и обязанности супругов С момента регистрации брака в органах ЗАГСа лица , заключившие брак, становятся супругами и у них возникают по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Права и обязанности супругов можно разделить на: - личные , носящие неимущественный характер (к примеру, стирка белья, посещение родительских собраний, выбор фамилии, профессии и т.д.) - имущественные , то есть касающиеся прав на конкретные вещи.
Личные права Семейный кодекс РФ выделяет следующие виды личных прав супругов : Среди личных прав супругов можно отметить: - Право на выбор фамилии супругов - Право выбирать род занятий, например, проходить обучение в образовательном учреждении - Право на выбор профессии - Право на выбор места проживания и воспитания ребенка - Право на выбор образовательного учреждения для ребенка - Право на отдых и восстановления здоровья - Право на религиозное воспитание ребенка К взаимным обязанностям можно отнести: - Обязанность по содержанию семьи - Обязанности воспитывать совместных детей - Уважать друг друга и заботиться о членах семьи - Заботиться о благосостоянии членов семьи и детей
Имущественные права и обязанности С момента заключения брака, все, что будет нажито в браке супругами, будет считаться совместной собственностью. Правовой режим имущественных прав и обязанностей становиться совместным и для того чтобы распорядиться таким имуществом, требуется согласия на то второй стороны брачных отношений.
Имущественные права и обязанности К имущественным правам супругов можно отнести: - Право на недвижимость, дом, квартиру, дачный участок - Право на транспортное средство - Право на мебель - Право на доходы - Право на занятие предпринимательской деятельностью - Право на ведение домашнего хозяйства - Право на ведение фермерства К имущественным обязанностям супругов относят следующее: - Обязанность содержать семью - Обязанность использовать доход полученный семьей, за исключением дарения и наследования - Обязанность платить налоговые платежи по имуществу - Обязанность управлять семейными бизнесом
Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану): первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) парная демократическая \ патриархальная традиционная
Нуклеарная семья
Расширенная ( многопоколенная семья)
Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.
Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: Полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и Полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, в матрилинеальных — по матери;
В) Патриархальные и матриархальные семьи В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
Г) Гомогенные и гетерогенные семьи В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
Д) по количеству детей : Малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) многодетные семьи (5 и более детей).
Е) Полные и неполные семьи Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).
Традиционная или патриархальная семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей
Партнерская или эгалитарная семья (Семьи равных) можно отнести: справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.
Права супругов Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства. Право на выбор фамилии Равные права родителей в воспитании детей. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.
Права детей Право ребенка на имя, отчество и фамилию Право ребенка жить в семье Право на общение со своими родителями и родственниками Право на защиту своих прав С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы С 14 лет – право на изменение имени и фамилии
Проблемы современной семьи Задание классу: Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений. Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?
Анкетирование В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак? А) в 18- 20 Б) 20- 25 В) 25-30 Сколько вы планируете иметь детей? А) 1 Б) 2 В) более 2 Во главе семьи должен быть А) мужчина Б) женщина В) должно быть равноправие Нужно ли составлять брачный договор? А)да Б) нет В) не знаю, по обстоятельствам Хотите ли вы, чтобы ваши родители жили с вами А) да Б) нет В) по обстоятельствам
Спасибо за внимание презентация подготовлена учителем истории и обществознания Баталова Анастасия Петровна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные вопросы для изучения: Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
Понятие социальной нормы Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д. Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными. Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения. Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.
Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия. Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе . В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.
Социальные нормы - это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму). Социальные нормы характеризуются тем, что они являются: правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки; правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил); не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия. Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.
Обычаи и традиции Эстетические нормы Нормы этикета Правовые нормы Моральные нормы Политические нормы Религиозные нормы
Социальные нормы Обычаи Мораль Право Как возникли? Кем поддерживаются? На кого распространяются? Наличие выбора (свободы) выполнения Способ распространения и существования
Социальные нормы Обычаи Мораль Право Как возникли? Возникают в процессе исторической практики Возникают в процессе исторической практики Создаются специально уполномоченными людьми Кем поддерживаются? Общественным мнением Общественным мнением Силой государства На кого распространяются? На людей, придерживающихся данного обычая На людей, присвоивших данные социальные нормы На всех жителей государства Наличие выбора (свободы) выполнения Обязательность исполнения, исполнение без раздумий Свобода выбора (моральный выбор) Обязательны для исполнения Способ распространения и существования Передаются из уст в уста, существуют в устном виде Существуют преимущественно в устной форме Существуют только в письменной форме
«Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества» ( англ.поэт и литературовед XVIII в. С.Джонсон ) Какова, по-вашему, идея этого афоризма? Какую мысль хотел донести до нас его автор? Согласны ли вы с точкой зрения С.Джонсона ? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.
Понятие социального контроля Социальный контроль — это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой. Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций . Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм. Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные , налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные , выраженные неофициальными лицами. Выделяют следующие механизмы (методы) социального контроля: изоляцию — изолирование девианта от общества (например, тюремное заключение); обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику); реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни. Санкции Позитивные (поощрения) Негативные (наказания) Формальные (официальные) Медали и ордена, степени и дипломы, стипендии и премии, титулы, грамоты Штрафы, арест, разжалование, конфискация имущества, тюремное заключение, казнь Неформальные (неофициальные) Похвала, одобрение, комплименты, слава, хорошие отзывы, aплодисменты, улыбка Оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот Типы социальных санкций
Понятие девиантного поведения Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся. Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
Типология девиантного поведения Р.Мертона Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации: инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к « инноваторам » относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые); ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель; ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.); бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).
Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными . Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций. Негативные девиации делятся на два типа: отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия); отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).
Причины девиантного поведения Согласно концепции дезориентации , предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм. Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения. В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта . Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности, потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие коррекции действий индивидуальным потребностям.
источники Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват . организаций: базовый уровень / [ Л.Н.Боголюбов , Н.И.Городецкая , Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова , А.Ю.Лазебниковой ; Рос.акад.наук , Рос.акад.образования , изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – (Академический школьный учебник) Обществознание. 11 класс: поурочные разработки / Л.Н.Боголюбов , Л.Ф.Иванова , Н.И.Городецкая . – М.: Просвещение, 2014. ЕГЭ. Обществознание: Пошаговая подготовка / Н.Н.Семке , Ю.В.Доля , С.Н.Смоленский . – М.: Эксмо , 2015. – (ЕГЭ. Неделя за неделей) http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-normy.html http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-kontrol.html http://www.grandars.ru/college/sociologiya/deviantnoe-povedenie.html http://odepressii.ru/obschee/deviantnoe-povedenie.html#i-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Компьютерная презентация"
Презентация предназначена для использования при изучении курса компьютерных дисциплин для студентов 1 и 2 курсов. Презентация описывает понятие мультимедиа, компьютерной презентации, программного обес...
Презентация студента СПО Соколова Данилы по истории для научно-практической конференции "Юность. Наука. Культура". Тема презентации: «Иван Грозный- спаситель или губитель России»
Презентация создана как дополнительный материал- исследование по истори, для выступления на научно-практической конференции "Юность.Наука. Культура". Цель: Выяснить роль Ивана IV Грозного в...
презентация "Как сделать свой фон в презентации"
Не секрет, что имеющиеся программе Microsoft PowerPoint шаблоны для создания презентаций не всегда соответствуют запросу. В связи с чем стоит разобраться, как сделать свой фон в презентации PowerPoint...
Презентация по основам бухгалтерского учёта, Открытый интегрированный урок английский-экономика на тему" Деньги" и Презентация к открытому интегрированному уроку (английский-экономика) на тему" Деньги"
Предложенный материал поможет вам в изучении экономических дисциплин...
Как сделать презентацию интересной. Презентация на тему "Зарождение письменности"
Как сделать презентацию интересной.Сделав не одну презентацию, хочу поделиться своим опытом по оформлению и содержанию презентаций.1) Краткая статья.2) Презентация "Зарождение письменности"...
Презентация к методической разработке «Презентация специальности профессиональных проб лесное и лесопарковое хозяйство – Я в профессии»
Краткое описание специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство"...
Презентация по теме "Требования к презентации"
В презентации коротко отражены требования, которые необходимо соблюдать при создании презентаций....