КИМы итоговая аттестация для профессии "Сварщик"
методическая разработка на тему

КИМы предназначены для итоговой аттестации студентов НПО по профессии "Сварщик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КИМы для профессии "Сварщик"49.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании П(Ц)К

Председатель комиссии

_____________________ Н.С. Белоглазова

« ____» ___________ 2017 года

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР и КО

__________________Е.В. Селиванова

« ____» ___________ 2017 года

Назначение:

КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения ОДБ.01 Русский язык и литература по профессии 15.01.05  «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» по итогам IV семестра.

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

  • извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
  • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
  • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
  • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека
  • выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
  • вычитывать разные виды информации;
  • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
  • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
  • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
  • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
  • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
  • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
  • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
  • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
  • проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
  • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)
  • аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
  • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
  • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
  • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
  • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
  • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании;
  • опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения тексто- образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
  • комментировать ответы товарищей;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
  • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
  • производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
  • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
  • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
  • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам
  • аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение
  • аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание;
  • аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование;
  • участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание
  • аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре
  • аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа
  • аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом
  • аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа;
  • аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения;
  • аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана;
  • аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений;
  • аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений.

Задания для обучающихся:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Условия выполнения задания: для проведения экзамена по дисциплине используется 18 вариантов заданий, в каждом из которых по три вопроса.

Перечень вопросов:

I Теоретические вопросы по русскому языку

  1. Текст и   его признаки.
  2. Повествование как функционально-смысловой тип речи.
  3. Описание  как функционально-смысловой тип речи.
  4. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
  5. Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
  6. Способы словообразования в русском языке.
  7. Имя существительное как часть речи.
  8. Имя прилагательное как часть речи.
  9. Имя числительное как часть речи.
  10. Наречие как часть речи.
  11. Местоимение как часть речи.
  12. Глагол как часть речи.
  13. Причастие как часть речи.
  14. Деепричастие как часть речи.
  15. Предлог как часть речи.
  16. Союз как часть речи.
  17. Словосочетание и его виды.
  18. Предложение и его виды.

II Практические задания по русскому языку

1 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.Подберите синоним к выделенному слову.

Люди р…ботали2сп…койно споро м…лчаливо4.

2 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью управление. Подберите синоним к выделенному слову.

        За р…кой к…сили4. От (туда)  н…слозапахомсвежескоше (н, нн) ой 2  травы.

3 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью управление.  Подберите синоним к выделенному слову.

          К веч…руподнялась 2  метель1. Бурей снесло крышу 4.

4 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите из предложения все словосочетания, укажите вид связи слов.  Подберите синоним к выделенному слову.

        С  запада  надв…галась2  огромнаядожд…вая2 туч…    Постепенно т…мнело4.

        5 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите из предложения все словосочетания, укажите вид связи слов. Выпишите местоимение, укажите разряд.

        Мы ех…ли 2по просело (ч, чь) ной дороге. Сосны б…резы лиственниц… мелькали по сторонам 4.

6 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите из предложения все словосочетания. Выпишите глаголы, укажите спряжение.

            Десятки шустрых с…ницсл…тались2на стол и склевывали крошки 4.

7 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите из предложения все словосочетания, укажите вид связи слов.  Выпишите антонимы.

          Всю ночь 1огонь костра то   ра (з, с) г…рается2то  гасн…т4.

8 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование.  Выпишите местоимения, укажите разряды.

                     Друзья 1  мои  пр…красен 2наш  с…юз ! 4

9 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите из предложений все словосочетания. Выпишите местоимение, укажите разряд.

Ст…рик2видимо хорошо  знал  прошлые вр…мена 4.

10 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Составьте схему предложения. Выпишите из предложения все наречия, разберите их по составу.  Выпишите антонимы.

         Ух…дите 2 лесом к  р…ке  и дальше (в) верх и (в) низ 1по  р…ке  сказал   Василий туристам.

11 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью управление. Выпишите все местоимения, укажите разряды. Составьте схему предложения.

        Я снова жил с бабушкой и каждый веч…р перед сном она ра (с, з) сказывала мне ска…ки  и свою 1жизнь 4.

12 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. Выпишите все наречия. Составьте схему предложения.

         Звезды ещё св…ркали  остро и холодно но небо на востоке уже стало св…тлеть 4.

13 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите все служебные части речи. Выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование. Составьте схему предложения.

        Когда подн…мался2 вет…р  на   поверхн…стиоз…ра   вздувались и б…жали 2 мелкие волны  4.

14 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите все местоимения, укажите разряд. Составьте схему предложения.

        В доме все 1уже  л…гли2но   (ни) кто   (не) спал 4.

15 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование. Выпишите из предложения причастие.  Составьте схему предложения.

     Стекля (н, нн) ая  дверь на балкон была закрыта что (бы)  из сада  (не) несло  жаром 4.

16 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите из предложения все словосочетания.

Составьте схему предложения.

       Осень ко (н, нь) чилась  сильный  вет…р  замета…т 2  её 1  сл…ды4.

17 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование. Выпишите служебные части речи.  Составьте схему предложения.

           Зима  глухая  бродит по дорогам  и  в (ь, ъ) юга злая 1жалобно 2скулит 4.

18 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите грамматические разборы. Выпишите из предложения словосочетание с подчинительной связью примыкание. Составьте схему предложения. Подберите антоним к выделенному слову.

               В  л…су  стало  тихо 2птиц…  ул…тели4.

III Вопросы по литературе

1 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения И.А. Бунина вам известны?

                Родина

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

                          И.А. Бунин

2 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения В.Я. Брюсова вам известны?

Первый снег

Серебро, огни и блестки,–

        Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

        Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

        Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

        Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

        На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

        Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

        Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

        Этот мир из серебра!

В.Я. Брюсов

3 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения А.А. Ахматовойвам известны?

Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

А.А. Ахматова

4  Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения А.А. Блока вам известны?

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну, что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А.А. Блок

5 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения Н.М. Рубцовавам известны?

Журавли

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей —
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…

Н.М. Рубцов

6 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения М.И. Цветаевой вам известны?

Вот опять окно…

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

М.И. Цветаева

7 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения О.Э. Мандельштамавам известны?

Смутно-дышащими листьями

Смутно-дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В темном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.

И над лесом вечереющим
Встала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?

О.Э. Мандельштам

8 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения Б.Л. Пастернака вам известны?

Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, AвваOтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Б.Л. Пастернак

9 А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».Объясните смысл названия рассказа. Как автор показывает талант машиниста Мальцева?Какое определение дает автор Мальцеву в начале рассказа?С кем сравнивает Платонов главного героя?Почему все проверял своими руками?

В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии "ИС", то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно. Я былопределен работать в бригаду Мальцева помощником. Я был доволен своим назначением. Машина "ИС", единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления. Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов.Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках.Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне.Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо. Мальцев вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен. Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища и работал с полным усердием, однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно и постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной.

 Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф уже проверил, - сказал я ему однажды, когда он стал проверять эту деталь после меня.

 А я сам хочу,  улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня.

        Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам.

10 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения Н.М. Рубцова вам известны?

Родная деревня

Хотя проклинает приезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится едва из пеленок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…
Н.М. Рубцов

11 А.М. Горький. Пьеса «На дне». Определите основную мысль монолога Сатина. Согласны ли вы этим мнением? Обоснуйте свой ответ.

Сатин.Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он – молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек – свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек –вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!(Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это  огромно! В этом  все начала и концы... Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело–век! Это – великолепно! Это звучит... гордо! Че–ло–век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне – "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?

Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек –выше! Человек–выше сытости!.. 

Барон (качая головой). Ты  рассуждаешь... Это – хорошо... это, должно быть, греет сердце... У меня – нет этого... я – не умею! (Оглядывается и  тихо, осторожно.) Я, брат, боюсь... иногда. Понимаешь? Трушу... Потому – что же дальше?

Сатин (уходит). Пустяки! Кого бояться человеку?

12 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения С.А. Есенина вам известны?

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою  в чаще берёзовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

                              С.А. Есенин

13 А.И. Солженицын. «Матренин двор». Какие художественные средства помогают автору создать образФаддея, отца Антошки Григорьева?

        Раз, придя из школы, я застал в нашей избе гостя. Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на середину комнаты, к печке-голландке. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены чёрные, едва выказывая уши, поднимались к чёрным космам, свисавшим с темени; и ещё широкие чёрные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всём облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол, –  сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матрёной, возившейся за перегородкой.

 Когда я пришёл, он плавно повернул ко мне величавую голову и назвал меня внезапно:

–  Батюшка!.. Вижу вас плохо. Сын мой учится у вас. Григорьев Антошка...

14 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения В.В. Маяковского вам известны?

А вы могли бы…

Я сразу смазал карту будняя,

Плеснувши краску из стакана.

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

В.В. Маяковский

15 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения С.А. Есенина вам известны?

***

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

С.А. Есенин

16 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения А.А. Ахматовойвам известны?

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

А.А. Ахматова

17 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения А.Т. Твардовского вам известны?

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А.Т. Твардовский

18 Какое впечатление производит стихотворение? Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения? Каково настроение лирического героя? Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать это настроение? Какие еще стихотворения Б. Ш. Окуджавы вам известны?

            Песенка

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой кроткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек!

Б. Ш. Окуджава

        Время выполнения задания для одного студента составляет 25 минут.

Критерии оценки для экзамена:

на оценку «5» (отлично) - 100 % выполнения заданий;

на оценку «4» (хорошо) - 75 % выполнения заданий;

на оценку «3» (удовлетворительно) - 50 % выполнения заданий.

на оценку «2» (неудовлетворительно) - менее 50%

Для проведения экзамена необходимо: файл с вариантом задания, ручка, карандаш, ластик.

 По окончании проведения экзамена заполняется экзаменационная ведомость, где выставляется оценка за семестр и в диплом.

Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1 Воителева Т.М. русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Т.М. Воителева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

2 Воителева Т.М. русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Т.М. Воителева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.

3 Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для сред.проф.образования / Т.М. Воителева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. -224 с.

4 Греков В.Ф. Русский язык.10 – 11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 368 с.

5 Г.А. Обернихина. Литература: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с., илл.

6 Г.А. Обернихина. Литература: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 400 с., илл.

        Дополнительные источники:

7 Бабайцева В.В. Русский язык. 10 – 11 кл. : учеб.дляобщеобразоват. учреждений филол. профиля / В.В. Бабайцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 447 с.

8 Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 350 с.

9 В.П. Журавлев. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб.для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч 1 / Л.А. смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред.  В.П. Журавлева. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 334 с.

10 В.П. Журавлев. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб.для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч 2 / Л.А. смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред.  В.П. Журавлева. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 384 с.

Словари:

11 Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М.: Дрофа, 2007.  – 189 с.

12 Словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 2008. – 221 с.

13 Словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 2006. – 436 с.

14 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2008. – 541 с.

15 Фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2007. – 249 с.

16 Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Русский язык, 2007. – 216 с.

Интернет  ресурсы:

17 Русский язык и культура речи. Форма доступа: portal@gramota.ru;

18 Русский язык и культура речи. Форма доступа: http://www.slovari.gramota.ru;

19 Электронная библиотека словарей русского языка: толковые, иностранных слов, орфо-графический, семантический. Поиск по словарям. Служба русского языка: http://www.slovari.ru.

20 Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru

21 Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru

22 Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru

23 Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

24 Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru

25 Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru

26 Правила грамматики русского языка. Форма доступа: www.stihi-rus.rus/pravila.

27 Учебный портал по использованию ЭОР. Форма доступа www.eor.it.ru/eor.

28 Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе. Форма доступа www.uchportal.ru.

29 Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе. Форма доступа www.uchportal.ru

  1. Порядок выполнения задания

Студент выбирает билет и в течение установленного времени письменно выполняет задания. В каждом билете - один вопрос по русскому языку и один - по литературе.Преподаватель анализирует и оценивает работу студента, результат оформляется в экзаменационную ведомость, журнал  и в зачетную книжку студента группы.

Разработчик:                                  Е.Н. Помочтова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы по дисциплине «Физика» для подготовки к итоговой аттестации

Вопросы по дисциплине «Физика» для подготовки к  итоговой аттестации...

Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности  030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...

ПОЛОЖЕНИЕ о промежуточной и итоговой аттестации

ПОЛОЖЕНИЕ о промежуточной и итоговой аттестации в "Детской школе искусств" с.Чаши....

Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9-х классах

Пробная версия итоговой аттестации позволит лучше подготовиться к экзамену и выявить проблемы в знаниях....

вопросы итоговой аттестации к экзамену по массажу

вопросы итоговой аттестации  к  экзамену по массажу по специальности "Прикладная эстетика"...

Программа Государственной итоговой аттестации по профессии – 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Программа  Государственной итоговой аттестации по профессии – 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...