Классный час на тему: "Остался навсегда он верен России, Богу, Матери своей..."
классный час на тему

Крикунова Елена Владимировна

Классный час посвящён 20-летию духовного подвига русского воина – Евгения Родионова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

 «Курганинский аграрно-технологический техникум»

Классный час на тему:

                                                                            Подготовила и провела:

                                                                             Кл. руководитель:

  Е. В. Крикунова

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2016 г.

Цели и задачи:

  • Дать представление о понятиях «герой», «подвиг:  гражданский, материнский, профессиональный, подвиг мученический» на примерах истории и современной жизни;
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к защитникам Отечества и народу;
  • Познакомить обучающихся с духовным подвигом русского воина – Евгения Родионова

 

Оборудование и материалы: Ноутбук, презентация, проектор, интерактивная доска

     

       План мероприятия:

       I.   Организационный момент (2 мин.)

       II. Ход классного часа (40 мин.)

       III. Заключительный вывод: (3 мин.)

I.   Организационный момент

Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим о мужестве тех, кто защищал нашу землю, кто не щадил себя ради блага Отечества, кто до конца остался и остается верен воинскому  и гражданскому долгу – о тех, кого мы называем героями Отечества.

На нашем классном часе мы  поговорим о подвигах людей, живущих рядом с нами, в наше время.

 II. Ход мероприятия:

Вступительное слово классного руководителя:

9 декабря наша страна отмечает свой новый праздник – День Героев Отечества. Праздник, уходящий своими корнями к историческим глубинам - к Илье Муромцу, Пересвету и другим героям, отдавшим свою жизнь за Отечество.

Понятие «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти понятия все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершать добрые дела.

Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые  условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии?  На все эти вопросы мы и постараемся  ответить сегодня.

1.-  Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем? ( высказывания ребят)

Посмотрите,  как трактует данное понятие  толковый словарь С.И. Ожегова:

 Герой  - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

-Как вы понимаете слово «подвиг»? (Мнения ребят)

Подвиг – самоотверженный героический поступок.

- Слово «подвиг» означает «жертвенность»  на благо своей земли, своей Родины. Человек, совершает подвиг, невзирая на опасность, без страха, проявляя благородство, хладнокровие, силу, мудрость.

Такой подвиг можно назвать «воинский»

-Как вы думаете, как должен выглядеть герой?

-Сколько лет, должно быть человеку, который совершает подвиг?

- Герои – это люди особой профессии?

- Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

-Герои живут в каком – то особом месте?

 Вывод: конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. «Героями не рождаются, героями становятся»

  - Каких героев вы знаете из фильмов, книг? (называют)

2.    -Россия, наша любимая, необъятная Родина. Наши предки, деды, отцы собирали по крупицам, строили наше государство. А случалось в смутные времена нашествия иноземцев, когда Отечество стояло на краю гибели, вставали на защиту родной Земли.

Что же давало им силы? Что делало из обычных людей – героев?

Любовь, безграничная любовь к матушке – родине, к родному краю, к людям родным, обычаям, преданиям, сказкам, всему тому, что вмещает в себя огромное, всепоглощающее слово – Родина,  вдохновляло их на подвиги.

В минуты опасности являла всему миру русская душа непреодолимую, непостижимую способность к самопожертвованию и сплоченности.  И это  не зависит  ни от национальности, ни от вероисповедания, ни от возраста, ни от профессии, а лишь от чувства к Родине.

Все может родная земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле и пользуется ее дарами.

3.С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг русского народа.

Наше Отечество богато героями. Кому еще на земле выпали столь суровые испытания? Кто еще пролил столько крови за свою свободу?

Былинные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости.

4.  Не менее знаменит в борьбе с иноземцами   русский герой – князь Александр Невский.

( Рассказывает Богородов Станислав, обучающийся гр. № 1)

В 12 веке Русь была великим государством, и много врагов стремилось вторгнуться в ее владения, завладеть ее богатствами. С запада на русскую землю рвались немцы и шведы, а с востока – монголы-татары. Среди тех, кто защищал Русскую землю в те тяжелые годы, наибольшую славу у современников и потомков снискал князь Александр Ярославович, названный Невским.

Александр Невский:

Стонала Русь под иноземным игом.

С Ордой сражаться не хватало сил.

И шведы, немцы ждали только мига,

Чтоб я с Ордой копье свое скрестил.

Я знал, что рано с ханами сражаться,

Что надо прежде  Русь объединить,

Когда в кулак единый всем собраться,

Тогда и плечи можно распрямить.

Мы на Неве разбили гордых шведов,

Н Чудском озере топили крестоносцев,

Дух поднимали славные победы!

Русь начинала путь победоносный!

За всю свою недолгую жизнь Александр Невский участвовал в 12 сражениях.

В знаменитом сражении 5 апреля 1242 году,  получившем название «Ледовое побоище», Александр Невский показал себя как великий полководец, сумевший поднять боевой дух русских воинов. Сражение происходило на Чудском озере. Перед боем Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром закованных в железо вражеских воинов заманили на лед. Весенний лед не выдержал тяжести отступающих и, проломившись, обрёк на гибель немецкие войска.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

бросая копья и щиты,

с коней валились немцы наземь,

воздев железные кресты.

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись.

Трусливо шпоря лошадей…

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлепая об лед…

К.Симонов. Ледовое побоище.

Александр Невский: «Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости, но без меча. Но если кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля»

Уже в 1280 годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской Православной церковью.    В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих  частей.

5.  На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

Но истинной проверкой силы и мощи, героизма и мужества нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.   Путь к Победе был долгий и трудный. Не было ни одного человека, который бы не стал на защиту своего Отечества. О наших дедах, прадедах и прабабушках мы будем  всегда помнить. О тех, кто вставал на защиту  своей Родины, своей семьи, своего народа.

 6.Не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики  стояли у станков по 16-18 часов, превозмогая усталость и голод, выпуская  снаряды и оружия. В полях на себе женщины и дети тащили плуги и сеялки.  Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей победы. Что же это как не  гражданский подвиг?  

7. – Ребята, а в наше время есть герои?

Я хочу вам рассказать о  подвиге молодого человека Евгения Родионова.

13 февраля 1996 года Евгений вместе с тремя своими товарищами был захвачен в плен в Чечне, где они служили в погранвойсках.

Исполнив свой воинский долг, отягченный многими инструкциями скорее мирного, чем военного времени, они не пропустили набитую оружием и боевиками машину скорой помощи. Следы крови, рукопашной схватки на этом месте и плен свидетельствовали о неравном соотношении сил. С этого момента они вместе неразлучно несли свой Крест, - Крест унижения и побоев, пыток и надругательств.

Три с половиной месяца продолжались пытки и мучения. Вначале бандиты заставили одного пленного пытать другого. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда. Это вызвало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть отречься от Христа. За твердый отказ сделать это он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в день своего рождения; в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.

Презентация  о Евгении Родионове,  прослушивание песни А. Маршала.

(20-летию подвига воина-мученика Евгения Родионова посвящается…)

- 4 воина – пограничника предпочли мученическую смерть предательству. Им было предложено принятие мусульманства в обмен на жизнь. Молодые ребята ушли в жизнь вечную, не предав ни веру православную, ни воинскую присягу, ни материнскую любовь.

Подвиг – солдат пограничников, пострадавших с Евгением Родионовым был отмечен государством награждением каждого из них орденом Мужества, подвиг исповеднический отмечен вниманием Церкви к возможности их прославления в лике святых воинов-мучеников по формуле: «воин – мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

-Как можно назвать подвиг Евгения Родионова?

«Мученический» подвиг – не отречение от Бога в любой ситуации.

8. -Ребята, только ли на войне есть место подвигу?

- Кого мы можем назвать героями в мирное время?

-Можем ли мы назвать маму героиней?

Наиболее социально насыщенное и поэтически воспетое понятие, связанное с рождением и воспитанием ребёнка – это материнство.  Поэты говорят так: «Самая прекрасная на свете женщина – с ребёнком на руках»

9. В нашей стране есть место  подвигу не только на войне, но и в любой профессии.

- Как мы  можем назвать такой подвиг?

«Профессиональный» подвиг – подвиг человека, который достиг в своей профессии высоких показателей. Например,  Пётр Иосифович Крикунов – единственный в нашем техникуме заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации.

подвиг

                                           

                                                                                        профессиональный

                                           

                                                                                   

воинский                                                                                                                      

        материнский

                            гражданский                мученический

III. Вывод:

-Ребята ответьте на вопрос: Герой. Кто он?

Герой – это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.

- Как сделать так, чтобы о подвигах наших предков не забывали?

Героическая эстафета на Русской земле всегда передавалась от поколения к поколению герои всегда оставались и остаются рядом с нами. Это привилегия великого народа – иметь перед глазами вдохновляющий пример.

 И закончить наш классный час, хочется словами  Гете: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».

Ребята, благодарю вас за общение, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР_КЛАСС По теме: Приготовление и нанесение жидких обоев из подручного материала своими руками

Методическая разработка предназначена для мастера производственного  обучения, является практическим пособием для проведения мастер-класс. Методическая разработка поможет провести внеклассное мер...

Открытый урок повторения и обобщения пройденного материала “Своя игра по физике”

“Я мыслю, следовательно, существую!” (Декарт) Урок-игра (повторения и обобщения материала) проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядн...

Мастер - класс" Приготовление и нанесение жидких обоев из подручного материала своими руками "

Мастер - класс проводится в целях обучения новой техники приготовления жидких обоев из подручных средств....

классный час по теме: "Остался навсегда он верен России, Богу, Матери своей..."

Классный час посвящён 20-летию духовного подвига русского воина – Евгения Родионова...

Электронно-обучающий материал "Своя игра"

Электронный образовательный материал (ЭОМ) "Своя игра"  был создан с целью контроля теоретических знаний и формирования общих и профессиональных компетенций к практическому занятию на т...

Классный час на тему "День воссоединения Крыма с Россией"

Воспитательное мероприятие, посвященное воссоединению Крыма с Россией....