эссе "Я-педагог"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - педагог»
Я – педагог. Простые слова, но сложный смысл. Что стоит за этим утверждением, а может, риторическим вопросом, а может, ироничной усмешкой. Что значит стать педагогом, быть им?
Педагог, конечно, должен постоянно учиться. Чтобы преподавать, чтобы учить кого-то, необходимо очень много знать самому, и не просто знать, а постоянно совершенствовать свои знания, узнавать что-то новое. Учиться по книгам и на опыте, на своих и чужих ошибках, радоваться успехам других и учиться у них, у успешных, как нужно работать.
И мало знать только прописные истины своей дисциплины. Владение информацией, выходящей за пределы учебников, знание интересных фактов по изучаемой теме, несомненно, заставят студентов поднять глаза и внимательно слушать преподавателя. Для этого необходимо обладать широким кругозором, много читать, следить за новостями политики, культуры и техники. Ведь даже преподаватель гуманитарных дисциплин, разбирающийся в новейших достижениях электроники, в новинках кино и результатах последних футбольных матчей, умеющий уместно для темы занятия привести из этих областей пример, станет для студентов более интересным человеком. А у интересного человека интересно и поучиться чему-нибудь.
Но в педагогике мало знать самому, надо уметь передать эти знания другим. А это уже методика. Владение разнообразными современными технологиями и методами работы позволяет разнообразить учебный процесс, вызвать интерес к изучаемому предмету, повысить заинтересованность каждого студента в процессе занятия, дать возможность реализовать свой потенциал.
Неслучайно для своей работы я выбрала кредо: «Учись сам и помоги учиться другому». В современной методике всё более остро встаёт вопрос о том, что необходимо не просто вооружать студента знаниями, а учить самостоятельно находить эти знания, то есть нужно помочь учиться. Как бы много ни знал преподаватель, он не сможет вложить все свои знания до крупицы в головы учеников. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности - "разучить" думать самостоятельно. Для того чтобы оказать влияние на студентов, помочь им захотеть учиться, нужно постоянно учиться самому и уметь применять различные методы в обучении.
Для осуществления познавательной и творческой активности студентов в учебном процессе можно использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Проблемный подход, личностно ориентированное обучение способны помочь процессам вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации личности человека. Хороший результат даёт применение исследовательского метода обучения. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока. Применение технологии модульного обучения позволяет не просто давать готовую информацию, а выступать скорее консультантом и обеспечить каждому студенту возможность выбора пути изучения модуля и содержания учебного материала. Положительный эффект приносит разноуровневое обучение. При таком методе обучения каждый студент имеет возможность овладеть учебным материалом по предметам программы на разном уровне, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Применение метода проектов на уроках повышает практическую направленность содержания. Преподаватель должен научить своих подопечных находить знания.
Так много говорю о методике, потому что я ещё и методист финансово-технологического отделения, где 7 специальностей, 600 студентов и 45 преподавателей. И для них, для педагогов, я тоже учитель, наставник и методист. Конечно, это аванс, но я очень стараюсь его оправдать, и потому сама учусь, учусь и учусь…
Ещё одной составляющей понятия «Я – педагог», безусловно, является мотивация. Для её создания можно применить разные формы: беседу, дискуссию, "мозговой штурм", самостоятельную работу, организовать "круглый стол". Но иногда приходится проявить настоящую изобретательность, учитывать характеры, привычки и интересы своих подопечных, чтобы правильно их мотивировать.
Однако педагогика включает в себя не только обучение, но и воспитание. Как часто нам приходится сталкиваться с ситуациями, в которых нужно быть и воспитателем, и психологом, и родителем, и судьёй. Не избежать в работе и межличностных отношений с учащимися, особенно когда работаешь не с маленькими детьми, а уже достаточно взрослыми людьми. Наши студенты – в основном люди со сложившимся характером и привычками. Они требуют уважения к себе, признания их как личностей, иногда могут устраивать проверку преподавателям и даже провоцировать. Выдержка и самообладание – это составляющие профессии. Педагог должен научиться выходить достойно из любой ситуации и сохранить необходимую дистанцию, чтобы стать человеком, которому доверяют и которого уважают.
Итак, я убедительно, без многоточий и иронии утверждаю: «Я – педагог. Я – педагог, и всё у нас получится!»