Владимир Иванович Даль –лексикограф и этнограф
план-конспект урока на тему

Сценарий открытого мероприятия, посвященного Дню рождения В.И. Даля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dal_v.i.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль –  

                                                   лексикограф и этнограф

Цели:

Образовательные: представить учащимся имя Владимира Ивановича Даля, изучить сведения из жизни ученого, узнать,что представляет собой “Толковый  словарь живого великорусского языка”,востребован ли словарь в наше время.

Развивающие: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, совершенствовать навыки работы со словарём, совершенствовать устную и письменную речь, способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому наследию русского языка,гордости за него,потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: здровьесберегающая, компетентностно – ориентированный подход.

Оборудование: презентация жизни и творчества В.И. Даля,  “Толковый словарь живого великорусского языка”, пословицы и поговорки, лист мудрости.

                                                             Ход урока:

                                                                 В слове не менее жизни, как и в самом человеке… (В.И.Даль)

                                                                 В слове проявляется исключительная способность человека                          

                                                                 выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить,                                    сообщать разумно… (В.И.Даль)

                                                             

I Организационный момент.

II Актуализация  знаний:

Слово учителя о языке как живом организме.

- Что вы знаете о необыкновенном человеке В. Дале.?

- Чем он прославился?

Обращение к репродукции картины В.Перова “В.И.Даль”

III Объявление темы и совместное целеполагание.

Беседа с учащимися:

- Прочитайте тему урока и скажите, какую особенность языка мы рассмотрим.

- Прочитайте эпиграфы и подумайте, почему мы сегодня обращаемся к этой теме.

IV Даль – человек энциклопедических знаний.

Краткие сообщения, презентация:

  1. Даль – морской офицер.
  2. Даль - талантливый врач.
  3. Даль – инженер.
  4. Даль – ученый.
  5. Даль – языковед.
  6. Даль – литератор.

V “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля – главный труд его жизни.

Слово учителя о словаре:

  1. Начало работы над словарем. Инсценировка “Разговор Даля с Пушкиным”.
  2. Лубочные картинки и словарь.
  3. Характеристика словаря.
  4. Расположение слов в словаре.
  5. Приемы толкования слов в словаре .

VI“Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля как энциклопедия русской жизни.

Выяснение различий между пословицами и поговорками.

Обращения к тезаурусу фразеологизм.

Языковая игра”Словарное золото’’:

Закончи пословицу:

Не гордись званьем… (А гордись знаньем)

Каково пряха… (такова и рубаха)

Душа душу знает… (сердцу подает)

Была бы капна… (а ворона сядет)

Не бойся врага умного… (бойся друга глупого)

Начни пословицу:

… того и другому не чини (Чего сам не любишь)

… как лошадь (Работать)

… а рукам воли не давай (Языком мели)

… а жена в Тверь (Муж в дверь).

Далев словарь –прекрасное собрание не только лексического ,но и этнографического материала.В словарных статьях содержатся сведения о жизни народа: о жилище,способах ведения хозяйства,орудиях труда,быте,одежде,семейном укладе .

Чтение словарной статьи’’Изба’’.

VII. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля в истории русской орфографии.

Основные положения орфографической теории Даля.

Учащиеся выполняют  упражнения на правописание приставок , удвоенных согласных.

VIII Погружение в слово .

Постижение смысла высказывания невозможно без погружения в слово . Созерцая малое , можно увидеть вечное .

Чтение словарной статьи созерцать

- Какие слова , включенные в словарную статью, помогают понять смысл этого слова?

Задание:

- Насколько вы чувствуете слово:

1. Выползина. (История этого слова)

2. Быторить

3. Бахорить

4. Лебезить

5. тетенькать

6. авоська

7. баить

Лексическое значение слова- это не только понятие, зафиксированное в словаре, это еще эмоция, экспрессия, национально – культурная специфика. Докажем это.

На примере слова правда составим смысловые поля концепта.

Концепт-это слова со всеми его лексическими значениями и культурными смыслами, которые существуют или могут возникать в ментальном сознании. Ментальность-это коллективное представление людей о мире , их мировосприятие.(ментальность русского человека ярко показана в словаре В.И.Даля.)

Смысловые поля концепта «правда»

Лексические значения

По В.И.Далю

Этимология слова

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Смысловые отношения с другими словами

Учащиеся в процессе общения заполняют эти поля.

Талантливый писатель, Даль к словарной статье подошел как художник. Это художественные миниатюры.

Объясняя смысл слова,В.И.Даль использует также загадки.

Загадки из словаря Даля:

  1. Два быка бодаются, вместе не сойдутся.
  2. Черно, как жук, бело, как снег, повертка в лес, тараторит, как бес.
  3. Бурко бежит, а оглоболи стоят.
  4. Чего в избе не видно?
  5. Полно подполье гусей-лебедей.
  6. Афанасий лычком подпоясан.
  7. Поле белое, семя черное, а кто сеет, тот разумеет.
  8. Рога в хлеву, а хвост в руках.
  9. Без рук, без ног,  а в ворота отворяет.
  10. Кто стучится без рук ?
  11. Горит столб, а уголья нет.
  12. Новая посудина, а вся в дырах.

Учащиеся дают ответ.

IX Работа с текстом:

Учащиеся получают текст. Задание: расставить знаки препинания.

Хочется вспомнить слова замечательного знатока русского языка В.И. Даля С языком шутить нельзя словесная речь человека это видимая связь звено между душой и телом духом и плотью. Задуматься над этим высказыванием полезно каждому из нас.

- Объясните знаки препинания.

- Определите главную мысль текста.

- Какой вывод мы должны сделать? Какие проблемы затрагивает В. Даль?

На помощь придет другой текст:

Лишь та речь может называться культурной, у которого богатый словарь и множество разнообразных интонаций. Этой культурности никакими походами за чистоту языка не добьешься.

Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качества своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили “выбора” или “ндравится”. Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых состоит его речь. У пошлого человека и речь будет пошлой. (К. Чуковский)

- Какова основная идея этого текста?

- Назовите ключевые слова.

- Допишите предложения. У вас получится сжатое изложение:

Лишь та речь может называться культурной, (какая?) _______________________________________________________________________________________________

Культура речи неотделима (от чего?) _________________________________________________________________________________________________________.

Чтобы повысить качество своего языка, нужно (что сделать?)__________________________________________________________________________________________________.

 Можно писать и говорить без ошибок, но (какой словарный запас может быть у такого человека?)_____________________________________________________________________________________________.

У пошлого человека и (что будет пошлой?)______________________________________________________________________________________________.

X Рефлексия.

Сегодня вы встретились с личностью В.И.Даля и его “Толковым словарем живого великорусского языка”.

- С чем вы уйдете с урока?

- Что вам особенно запомнилось?

-Как вы заполнили листок мудрости?

Дается оценка деятельности учащихся.

     22 ноября 2015 года, в день рождения великого российского лексикографа Владимира Даля, в рамках празднования Года литературы Министерство образования и науки России проводит Всероссийский словарный урок.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля ─ явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный», ─ писал Даль. Таким образом лексикограф определяет неразрывную связь русских говоров и литературного языка, что и отразилось в его словаре. В разных словарных статьях Даль приводит и толкует около тридцати тысяч пословиц и поговорок русского народа, тысячи устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. Словарь В.И.Даля ─ прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала, словарные статьи содержат самые разнообразные сведения о жизни народа ─ его называют энциклопедией народной жизни XIX в.

Словари и в современном мире являются сокровищницей не только языка, но и культуры народа. Человечество обладает бесценной возможностью речевого общения. Более того, мы можем воспринимать и понимать чужую речь не только в момент речи, но и когда адресант и адресат удалены друг от друга (например, получаем информацию от наших предков и передаем ее потомкам). Поэтому любой язык, в том числе и русский, - это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.

Высокая культура речи – это показатель национального и духовного богатства народа. Поэтому нормативность и правильность речи становятся наиболее актуальными в наши дни, когда наблюдается определенное раскрепощение литературных норм. В связи с этим нельзя не вспомнить об экологии речи, которая подразумевает со стороны любого носителя русского языка заботу о здоровье языковой среды во имя сохранения культуры народа в целом.

Важнейшей формой фиксации сведений о языке являются словари, справочники и энциклопедии, в них в концентрированном виде содержится  

историко-культурная и лингвистическая информация. Умение ими пользоваться, привычка к ним обращаться – показатель высокого уровня общей и языковой культуры населения той или иной страны.

- Опираясь на материал словарных статей «изба», «двор» («епанча», «тулуп», терем»- возможно обращение к другим статьям по выбору учителя или ученика) расскажите о том, какой была изба (двор) в XIX веке, по желанию нарисуй иллюстрацию к своему рассказу.

- Опираясь на словарные статьи, рассказывающие об одежде русских крестьян, проведите параллель с современной одеждой, расскажите, какие названия сохранились, какие ушли из языка вместе с видом одежды, а какие получили сегодня другое (возможно, иноязычное) название. Составьте презентацию к своему рассказу, подобрав соответствующие иллюстрации.

- Найдите в словаре В.И.Даля иноязычные слова, активно использующиеся в современном русском языке. Познакомьтесь с их толкованием в словаре В.И.Даля и сравните его с толкованием в современном словаре иностранных слов. Совпадает ли оно? Попробуйте обосновать совпадение или несовпадение толкования.

- Проанализируй словарные статьи «болтать», «вальяжный», «тест», «честь» (можно выбрать другие слова) в разных толковых словарях (В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова). Изменилось ли значение этих слов? Если да, то с чем, по-вашему, это может быть связано?

- Проанализируй словарные статьи одних и тех же слов в разных толковых словарях (В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова). Опишите своеобразие словарных статей в словаре В.И.Даля. Выберите современное слово и составьте для него словарную статью для словаря В.И.Даля.

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

– игры-задачи «Я задумал слово», «Вопрос – ответ» и др.

Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты «Московский комсомолец».)

Воспользовавшись Словарем русских пословиц и поговорок, проверьте себя. Объясните смысл пословиц и поговорок, зашифрованных в задании.

       Задания для работы со словарями синонимов и антонимов

                      Задания по Словарю антонимов русского языка

(автор М.Р.Львов)

1.Выпишите из пословиц антонимы. Найдите их в словаре.

• Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

• Молод годами, да стар делами.

• Язык длинный, мысли короткие.

2. Найдите словарные статьи с приведенными антонимами и выпишите примеры, которые там встречаются. Что необходимо учитывать при поиске в словаре нужной словарной статьи?

Родина – чужбина, много – мало, большое – малое, родной – чужой.

3. Найдите среди иллюстративного материала в словаре примеры на антитезу. Выпишите их.

                                   Задания по орфоэпическим словарям

Задания исследовательского характера.

  - Расставить ударения в словах:

Втридорога, бомбардировать, заржаветь, исчерпать, исподволь, нефтепровод, предвосхитить, танцовщица, углубить, колледж, жалюзи, дозвонишься, пиццерия, пломбировать, пломбированный, клала, ветеринария, баловать, балуется

После того как задание будет выполнено, ученики должны самостоятельно найти все указанные слова в словаре ударений, сопоставить тот вариант, который дан в словаре ударений, и отметить ошибки, которые они допустили. Постепенно, выполняя такие задания регулярно, школьник может составить собственный орфоэпический словарик. Наиболее подготовленные ученики могут получить задание составить собственный орфоэпический диктант, выбрав из словаря те слова¸ ударения в которых кажутся им непривычными и не совсем соответствующими тому, как говорят окружающие.

                Работа с карточками

     Удобной формой хранения и использования информации и заданий по работе со словарями могут стать карточки, которые возможно использовать в разных классах и в разных условиях. Ниже предлагаем вам варианты подобных карточек, которые каждый учитель в зависимости от целей использования может разделить на разные группы:

а) возможно использовать только на уроках (во всех классах; в профильных классах; в одной параллели; в разных параллелях),

б) возможно использовать только во внеурочной деятельности (на кружках, элективных курсах),

в) возможно использовать только в качестве домашней работы,

г) возможно использовать и на уроке и в качестве домашнего задания.

Карточка № 1

1. Объясните, как Вы понимаете слово………………….

2. Проверьте себя по ……………………………..словарю.

3. Отличается ли Ваше толкование слова от того, которое дано в словарной статье? Какая новая информация о слове (по сравнению с Вашим толкованием) есть в словаре?

4. Составьте (простое распространенное/с обособленными членами/сложное бессоюзное/сложное союзное и т.п.) предложение с этим словом. Определите его роль в предложении.

46


Карточка № 2

1. Используя ………………….словарь, составьте небольшой текст (3 –5 предложений) со словами тематической группы…………….

2. Определите виды связи предложений в получившемся тексте.

3. Объясните, в каком функциональном стиле создан текст.

Карточка № 3

1. Назовите признаки научного, художественного, разговорного стилей речи.

2. Используя ………………… словарь / словари составьте три мини-текста (по 3 предложения) в этих стилях речи со словами одной тематической группы.

3. Сделайте вывод об использовании слов в речи.

Карточка № 4

1. Проанализируйте словарную статью в ………………… словаре.

2. Составьте для этого словаря словарную статью для слова ……….

Карточка № 5

1. Проанализируйте словарные статьи для слова …….. в 2-3 словарях разного вида.

2. Составьте словарные статьи для этих словарей со словом ……….. (с одним словом для разных словарей).

3. В какую тематическую группу Вы поместите эти словарные статьи в словарях с идеографическим принципом построения?

Карточка № 6

1. В зависимости от профиля Вашего класса составьте словник из слов, необходимых Вам при изучении профильных дисциплин/в Вашей предполагаемой профессиональной деятельности.

2. Пользуясь разными толковыми словарями, дайте толкование этих слов или по образцу словарной статьи в словаре напишите словарные статьи сами.

3. Предложите варианты включения получившихся словарных  статей

в словари разных принципов построения: алфавитного и идеографического.

том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни…

Таким образом, умение пользоваться различными источниками информации, в том числе, словарями разных видов, заявляется в Стандартах по русскому языку как общеучебное умение, и это определяет его значимость и важность в системе умений выпускников.

В Стандартах второго поколения, в фундаментальном ядре содержания общего образования (Русский язык) в разделе «Язык. Культура речи» среди тем заявлена и следующая: «Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка». Это предполагает не только знакомство, но и обучение работе со словарями разных видов.

Таким образом, словарная культура является показателем общей культуры как отдельной личности, так и всего общества.

Словарь Даля не только справочник, но и богатейшее собрание сырого лексического и этнографического материала для изучения живого великорусского языка со стороны его строения и бытового содержания и, вместе с тем, материал для истории русского языка. Даль был одним из первых, занимавшихся русской диалектологией, и, если недостаточность филологической подготовки и помешала ему использовать свои богатые знания народного языка и дать характеристику знакомых ему диалектических особенностей, тем не менее, словарь его всегда будет капитальным хранилищем лексического богатства нашего современного живого языка и послужит важным пособием для последующих работников в той же области. Дерптский университет поднес своему бывшему воспитаннику, Далю, за


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проведение занятий в филиале ТюмГНГУ в г.Ноябрьск по ОБЖ и БЖД с применением цифровых (мультимедиа) образовательных ресурсов – далее ЦОР

Бытует мнение, что уроки ОБЖ и БЖД любят только лентяи, так как он являетсяабсолютно «неважным предметом», к которому вовсе не обязательно готовиться.Чтобы заинтересовать каждого ученика, я стараюсь н...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Открытое мероприятие, посвященное памяти В.И.Даля

Открытое мероприятие, посвященное В.И. Далю. В презентации представлена краткая биография Даля, а так же КВН (по биографии В.И.Даля)....

Методическая разработка к занятию "Знаки и символы" - «Символы мира Сальвадора Дали»

Данный материал может бытьрекомендован педагогам, преподающим тему «Ассоциации» в программах ТРИЗ для обучениясистемному видению и объективному пониманию роли ассоциаций в жизни и творчестве, в томчис...

Внеклассное мероприятие "Владимир Даль. Собиратель слов"

Сценарий  внеклассного мероприятия содержит речь к презентации, сценку для учащихся, работу с токовыми словарями, приложение к сжатому изложению....

Рабочая программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) входящей в состав укрупненной группы профессий Науки об общес

Экзамен по профессиональному модулю ПМ 04.(квалификационный)Пояснительная записка к проведению экзамена – семинара. Тема: « Анализ потребительского спроса на определённые группы товар...

Вернадский Владимир Иванович

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общес...