классный час. 70 лет Победы
классный час на тему
Классный час подготовлен ко Дню Победы на тему: «Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
70_let_pobedy.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час ко Дню Победы
«Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!»
Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение – песни на военную тему, солдатское письмо-треугольник с букетиком незабудок, шаль, выставка книг.
Цель: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи.
Задачи: способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей; воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность)
Эпиграф:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Н. А. Некрасов
Ход занятия:
I. Вступительное слово.
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Степан Щипачев
Звучит песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен не осталось порой имен»
(на фоне песни учитель ведет беседу)
– Чем знаменателен 2015 год в истории нашей страны? (70 лет ВОВ).
Ребята, сегодня классный час мы посвятим волнующей, трепетной теме: «Победа в Великой Отечественной Войне».
Вы говорили об этом неоднократно: на уроках истории, дома. А мне хотелось бы с вами вспомнить, благодаря чему была одержана победа над фашистской Германией.
Презентация Леры Дорошенко «70 лет Великой Победе».
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, поделитесь с классом своими историями.
О своих дедушках – героях Великой Отечественной войны нам расскажут Денис Однокозов и Даша Антонова.
Высокий моральный дух, сплоченность всего народа, защищающего свое Отечество, – были одними из главных составляющих Великой победы.
песня «Я ангелом летал» Николы Дмитриева
Я Ангелом летал
И видел дым сражений,
Никто не виноват,
Что все хотели жить.
Там дед мой погибал
От множества ранений,
Его накрыл крылом,
Не дал врагам добить.
Я Ангелом летал,
Тащил его в траншею,
Позвал сестру, чтоб кровь
Остановить.
Я пули отклонял,
Они летели к цели,
Но всех спасти не мог,
Где все хотели жить.
Я Ангелом летал,
Чтоб смог отец родится.
Тащил я деда
Из последних сил.
Врача привёл,
Заставил помолиться,
Чтоб Бог помог,
И я слетал за ним.
Я Ангелом летал
И видел дым сражений.
И Ангелом бы оставался быть,
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь.
Я Ангелом летал
И видел дым сражений,
И ангелом бы оставался быть,
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь.
III. Основная часть беседы.
В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.
Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? …
«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
Юрий Воронов написал стихотворение – воспоминание. Читает Данченко Ира.
Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …
IV. Письмо
В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
(Звучит вальс «В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Учитель зачитывает строки из письма танкиста А. Голикова любимой; в это время на экране слайды, соответствующие тематике слайды)
«28 июня» 1941г.
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц.
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди?
А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»
Вопросы классу:
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).
4). Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?
5). Какие чувства испытывает солдат к Тоне?
Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста.
V. Волжская баллада
Ребята, послушайте балладу Льва Ошанина, которая была написана через некоторое время после окончания войны.
Читает Маммедова Катя
Волжская баллада
Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча, –
С той поры, как солдатской дорогой войны
Муж ушел, сапогами стуча.
День-то занят, зато в непроглядную ночь
Думы душу секут, как дожди.
Он и на слово смолоду был не охоч,
Ну а писем и вовсе не жди.
На четвертом году прибывает пакет.
Почерк в нем незнаком и суров:
«Он отправлен в саратовский лазарет,
Ваш супруг, Алексей Ковалев».
Председатель дает подорожную ей.
То надеждой, то горем полна,
На другую солдатку оставив детей,
Едет в город Саратов она.
А Саратов велик. От дверей до дверей
Как найти в нем родные следы?
Много раненых братьев, отцов и мужей
На покое у волжской воды.
Наконец ее доктор ведет в тишине
По тропинкам больничных ковров.
И, притихшая, слышит она, как во сне:
– Здесь лежит Алексей Ковалев. –
Нерастраченной нежности женской полна,
И калеку Наталья ждала,
Но того, что увидела, даже она
Ни понять, ни узнать не могла.
Он хозяином был ее дум и тревог,
Запевалой, лихим кузнецом.
Он ли – этот бедняга без рук и без ног,
С перекошенным, серым лицом?
И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,
повалилась в кровать головой,
В голос вдруг закричала, завыла она.
– Где ты, Леша, соколик ты мой?! –
Лишь в глазах у него два горячих луча,
Что он скажет – безрукий, немой!
И сурово Наталья глядит на врача:
– Собирайте, он едет домой. –
Не вернуть тебе друга былого, жена, –
Пусть как память живет он в дому.
– Вот спаситель ваш, – детям сказала она. –
Все втроем поклонитесь ему!
Причитали соседки над женской судьбой,
Горевал ее горем колхоз.
Но как прежде, вставала Наталья с зарей,
И никто не видал ее слез.
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги…
Только вдруг, словно годы назад,
Под окном раздаются мужские шаги,
Сапоги по ступенькам стучат.
И Наталья глядит со скамейки без слов,
Как, склонившись в дверях головой,
Входит в горницу муж – Алексей Ковалев –
С перевязанной правой рукой.
– Не ждала? – говорит, улыбаясь, жене.
И, взглянув по-хозяйски кругом,
Замечает чужие глаза в тишине
И другого на месте своем.
А жена перед ним ни мертва ни жива…
Но, как был он в дорожной пыли,
Все поняв и не в силах придумать слова,
Поклонился жене до земли.
За великую душу подруге не мстят
И не мучают верной жены.
А с войны воротился не просто солдат,
Не с простой воротился войны.
Если будешь на Волге – припомни рассказ,
Невзначай загляни в этот дом,
Где напротив хозяйки в обеденный час
Два солдата за братским столом.
Вопрос классу: Как вы поняли основную мысль баллады?…
(предполагаемые ответы учеников) … Война жестока, она ломает судьбы людей, рушит семьи, их счастье, разлучает любимых, порой навсегда... …Но люди умели довольствоваться малым, ценили и осколки былого счастья, примером является Наталья - героиня баллады.
…У женщины большое доброе сердце – оно не очерствело во время войны, она преданна своему любимому мужу, даже тогда, когда видит тело без ног и рук, забирает его домой. И продолжает жить! И не жалуется на судьбу! Никто не видел ее слез. …Когда возвращается ее муж, она «ни мертва ни жива» – злую шутку с ней сыграла война, ведь она смирилась с мыслью, что ее любимый - калека, а оно вон как вышло. Возможно, напутали что-то с документами, или они были однофамильцами. Но муж все понимает без слов и кланяется жене до земли.
Вопрос классу: Сравните две истории (письмо танкиста и балладу о Наталье), что общего в них вы бы отметили?
(предполагаемые ответы) …Безграничная любовь и преданность! В первом случае танкист в последние минуты жизни пишет письмо любимой, на его коленях ее портрет, так легче и умирать не страшно, зная, что где-то далеко есть любимый человек. Во втором – для Натальи важно, что любимый жив! Любимый – калека лучше, чем мертвый любимый. …Это и есть великая сила любви, которая помогла и явилась спасительной силой для Алексея Ковалева, который вернулся домой. Не упрекнув жену ни в чем, а лишь поклонился ей до земли.
О такой же верности речь идёт и в стихотворении К.Симонова:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К.Симонов, 1941
Какие произведения о войне знаете вы? Какие фильмы о войне смотрели?
Ребята, послушайте ещё одно лирическое произведение о войне, написанное Владимиром Семёновичем Высоцким. Читает Данченко Ирина.
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.
(В. Высоцкий)
Вера Дмитриевна Ткачёва, мама Инны, тоже написала стихотворение об этих тяжёлых годах:
Снова раны о себе напоминают,
С ними вспоминается война,
Вот окоп, винтовка и граната рядом,
Всё же страшною была она.
Та война, где для смерти не было призваний:
Сын ты, брат, отец или ребёнок ты,
Всех она брала с собою
В чёрные земляные храмы,
Но и не было тому пощады,
Кто Россию продал.
Кто пришёл ею править, но без приглашенья.
Как кошмарный сон прошли четыре года,
И весна с собою принесла
Счастье, радость и свободу,
А главное – для всех она была
Одна праведная гордая победа.
Но оставила война о себе незыблимую память.
Это раны выживших солдат,
Это горе матерей с седыми волосами,
Только им не спиться по ночам,
Ведь с ночью приходят все воспоминанья…
Хочется сказать им: «Спите,
Ведь прошла война».
А на земле цветут сады,
И миром всем владеем Мы,
А для него нужны и Вы,
Дорогие наши ветераны.
VI. Подведение итогов.
Обратите внимание на слова Моцарта: Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы. Имеет ли это высказывание какое-то отношение к тому, о чем сегодня здесь шла речь? Какие выводы каждый из вас сделал для себя?
Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.
А закончить наш классный час мне хотелось бы песней «Журавли́» на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, композитора Яна Френкеля.
Звучит песня «Журавли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час 70 лет Победы в ВОв"
Формирование у обучающихся патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»
В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания студентов ГБПОУ КК «БАК» с использованием...
Классный час, посвященный 70-летию Победы "Оружие Победы"
Классный час, посвященный 70-летию Победы....
Разработка классного часа "Великая победа"
На территории нашей страны были разрушены полностью:1710 городов и 70 тысяч сёл и деревень.7 миллионов 700 тысяч – больных.13 миллионов 300 тысяч - умерших от голода и болезней, погибших от бомб...
Классный час."День Победы"
История и путь к победе....
Классный час "Урок Победы"
Методическая разработка классного часа для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.«45 год - 45 минут...
Классный час "Урок Победы"
Методическая разработка классного часа для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне«45 год - 45 минут ...