Презентация "Синонимы"
методическая разработка на тему

Валузина Наталья Васильевна

Презентация создавалась к открытому уроку в 5 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Синонимы» Выполнила учитель русского языка Валузина Наталья Васильевна

Слайд 3

1 с у щ е с т в и т е л ь н о е 2 И с т о к 3 н о р а 4 О м о н и м ы 5 н и н е й 7 м и р 8 ы

Слайд 4

Синонимы –это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Слайд 5

это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов;

Слайд 6

Вьюга, снежная пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно снег лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вьюги и метели- Дайте радужной парчи Для косматых елей. (С.Я.Маршак)

Слайд 7

синквейн 1 строка Кто? ЧТО? 1 существи тельное 2 строка Какой? 2 Прилага тельных 3 строка Что делает? 3 глагола 4 строка Что автор думает о теме? Фраза из 4-5 слов 5 строка Кто? Что? Новое зву чание темы. 1 существительное Правила написания этого чуда такие: o Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить. o Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём. o Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное. o Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному. o Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 8

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Словно серые вороны Раскричались на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна. Принагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь. Простору много. Сыплет снег и стелет шаль. Бесконечная дорога, убегающая вдаль. С. Есенин.

Слайд 9

Проверьте исправленный текст Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром блестят в синеве неба стволы берез, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов, блестят железные крыши, блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической картины Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берез, и ярко искрятся кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов, сверкают железные крыши, переливаются и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической картины

Слайд 10

Рефлексия Я вспомнил, что … Я понял… Я узнал Было интересно… Особенно понравилось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Методическая разработка РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «Словообразование. Орфография». Выполнила: учитель русского языка Валузина Наталья Васильевна

Слайд 2

Пояснительная записка. Одним из важнейших разделов, изучаемых в 6 классе, является «Словообразование. Орфография». Для методической разработки выбран этот раздел, так как он является ключевым в изучении орфографии и содержит систему понятий из области морфемики и словообразования; сведения об орфографии ; перечень видов орфограмм по данной теме. 2

Слайд 3

Цели раздела: а) познавательные: 1) Формировать у учащихся знания о структуре слов. 2) Дать представление об основных способах образования слов в русском языке. 3) Совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разборы слова. 4) Формировать умения учитывать значение морфем при выборе их правильного написания. б) развивающие : 1) Развивать логическое мышление, умение анализировать. 2) Обучать школьников связно излагать свои мысли в устной или письменной форме. в) воспитательные: 1) Воспитывать интерес к изучению предмета. 2) Воспитание учащихся средствами данного предмета. 3

Слайд 4

Психолого-педагогическая характеристика Для учащихся 5-6 классов характерно обращение к своему внутреннему миру – у них начинает развиваться потребность в осознании своих личных качеств. Большое место в жизни младшего подростка занимает игровая деятельность. Этот возраст отличается повышенной эмоциональностью и возбудимостью, любознательностью и активностью. В мышлении преобладают наглядно-образный и практически действенный компоненты. Эти факторы учитываются мной при подготовке и проведении уроков в 6 классе. 4

Слайд 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ Учащиеся должны знать - условия выбора написания корней с чередованием гласных; - лексическое значение корней с чередующимися гласными; - условия выбора букв ы и и после приставок на согласные; - о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их значения; - основные способы образования слов в русском языке; - об этимологических словарях, особенностях построения в них словарных статей; - об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е. - о видах сложносокращенных слов по способу их образования. Учащиеся должны уметь 5 - определять условия выбора о и а в корнях с чередованием; - правильно применять правило «Буквы ы и и после приставок»; - различать значения и правописание слов с приставками пре- и при- ; - определять способ образования слов; - пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования; - верно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах; - определять лексическое значение сложносокращенных слов, правильно употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени .

Слайд 6

Обоснование использования технологий, методов, форм организации деятельности учащихся На своих уроках я использую разные методы обучения. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый. По источнику получения знаний: словесные методы; наглядные методы; практические методы . Формирую у учащихся умение работать с учебником, дополнительной литературой, таблицами и опорными конспектами.. Для стимуляции интереса к предмету включаю в содержание уроков познавательные игры, опорные конспекты, занимательные задания; использую различные формы учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую. На уроках стараюсь поддерживать доброжелательную атмосферу сотрудничества, создавать условия для творчества и самореализации личности, использую личностно-ориентированный подход. 6

Слайд 7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Использование методики В.Ф. Шаталова по работе с опорными сигналами. Функции опорных сигналов: 1)Обеспечивают логически последовательное раскрытие темы. 2) Осуществляют обратную связь на этапе первичного объяснения материала. 3) Упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку. 4) Позволяют резко увеличить объем изучаемого на уроке материала. 5) Снимают проблему накопляемости оценок. 6) Приучают детей к художественной образности и графическому моделированию. И ГРАТЬ РАЗ Ы ГРАТЬ меж институтский СВЕРХ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИ- ПРИСОЕДИНЕНИЕ . . . ПРИБЛИЖЕНИЕ . . . БЛИЗОСТЬ . . . НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ . . . ПРЕ- ≈ ПЕРЕ- . . . ≈ ОЧЕНЬ . . . ПР…ТВОРИЛ МЕЧТУ ЗНАЧЕНИЕ ПР…ТВОРИЛ ДВЕРЬ ПРИОБРЕСТИ СЛОВАРь ПРЕОДОЛЕТЬ 7

Слайд 8

проблемное обучение. метод обучения – исследовательский. Например, при изучении чередований гласных в корнях используется лингвистическая задача со следующими заданиями: Выразительно прочитайте текст К.Г. Паустовского. Что нового вы узнали о заре и зарнице? Какие знания нам необходимы для правильного написания этих слов? С какими трудностями мы можем столкнуться при лексическом и орфографическом анализе текста? Составьте словообразовательное гнездо с данным корнем(воспользуйтесь словарем). 8

Слайд 9

Применение информационных технологий . Использование образовательного комплекса под редакцией О.И. Руденко-Моргун «Русский язык. Морфология. Орфография» для проведения урока «Словообразование». Русский язык 6 класс. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Уроки русского языка 5-6 классы. Мультимедийное приложение издательства «Глобус». 9

Слайд 10

Поурочное планирование по разделу № Тема Тип урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 10 № Тема Кол. часов Тип урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 Повторение изученного в 5 классе Чередование гласных в корне Буквы О-А в корне КОС-КАС Буквы О-А в корне ГОР-ГАР Буквы О-А в корне ГОР-ГАР Буквы О-А в корне ЗОР-ЗАР Чередование гласных в корне слова Контрольный диктант Буквы Ы-И после приставок Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Гласные в приставках ПРЕ и П РИ 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Уроки повторения Урок повторения Урок – ознакомление с новым материалом Комбинированный урок Комбинированный урок Урок-исследование Урок обобщающего повторения Урок проверки знаний и умений Урок – ознакомление с новым материалом Комбинированный урок Комбинированный урок Урок-исследование

Слайд 11

№ Тема Кол. часов Тип урока 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Основные способы образования слов в русском языке Основные способы образования слов в русском языке Этимология слов Соединительные О-Е в сложных словах Сложносокращенные слова Разбор слова по составу и словообразовательный разбор Тестирование по теме «Словообразование» Повторение изученного по теме «Словообразование» Контрольный диктант Анализ диктанта, работа над ошибками 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Комбинированный урок Урок-зачет Урок - ознакомление с новым материалом Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Урок-зачет Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки знаний и умений 11

Слайд 12

Разработка урока Тема урока «Чередование гласных в корне слова». Класс 6 «А» Тип урока : урок обобщения изученного материала. Цели урока : ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 1 . Систематизировать знания по теме «Чередование гласных в корнях». Развивающие : 1.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности. 2.Отрабратывать навыки устной речи, публичных выступлений. Воспитательная: 1. В ОСПИТЫВАТЬ АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ, ЛЮБОВЬ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Оборудование и материалы к уроку : опорный конспект, учебники, тетради, мультимедиа, тесты. 12

Слайд 13

Ход урока 13 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. ОРГМОМЕНТ 0,5 минут. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Записывают число и вид работы 2. Проверка домашнего задания. 5 минут. Задача: а ктуализация знаний учащихся 1.Подготовка к восприятию темы. Лингвистическая игра «Третий лишний». (запись на доске) 1)Огорчение, гора, загорать. 2) Блестеть, сверкать, сиять. 3) Коса, коснуться, косарь. -Скажите, какие слова в строчках лишние? -Что объединяет эти слова? -Как можно сформулировать тему нашего урока? 2.Расскажите о чередовании гласных в корнях по опорному конспекту. Отгадывают третье лишнее слово. Ответ: загорать, блестеть, коснуться. Ответ: орфограмма – гласная в корнях с чередованием. Запись темы урока «Чередование гласных в корне слова». 2. Сначала по опорному конспекту рассказывает заранее подготовленный ученик, потом пересказ в парах.

Слайд 14

14 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Закрепление знаний, умений и навыков по теме 20 минут 1. Оказывается, что корней с чередованием так много, что в них недолго и запутаться. Поэтому давайте приводить наши знания в порядок. Скажите, от чего зависит правописание чередующейся гласной в корне? Ответ: от ударения, от суффикса, от согласной, которая стоит после гласной. Задача: обобщить изученное и закрепить полученные знания. Заполните таблицу в тетради следующими словами: расти, заросли, излагаю, изложить, выбираю, вымерли, загар, загорелый, расстелить, вытираю, озарять, зорька, коснуться, касаться, предлагать, предложить, росток - Сверьте выполненное задание с таблицей на экране. - В каких словах вы допустили ошибки? 2. Заполнение таблицы на доске тремя учащимися Корни, завися- щие от Корни, завися- щие от Корни, завися- щие от ударения согласного суффикса

Слайд 15

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Теперь давайте тренироваться узнавать корни с чередующимися гласными. На экране цитаты из стихотворений. 1) Найдите слова, в которых встречается чередование гласных, и выпишите их. а) Красавица-зорька В небе загорелась.( А.Кольцов). б) Руслан на мягкий мох ложится Пред умирающем огнем… (А.С.Пушкин). в) Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. (М.Ю. Лермонтов ). Сверьте выполненное задание с текстом на экране. Ученики выписывают слова с чередующимися гласными в корне. Ученики сверяют выполненное задание с тестом на экране. 14

Слайд 16

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Работа по группам. Первая группа ребят составляет предложения на тему «Пожар в лесу», включая туда слова с чередующимися гласными в корне. Вторая группа составляет связный текст. 4. Проверочная работа. 12 мин. Задача: проверить знания по теме Чтобы проверить ваши знания, выполним тест (два разных по уровню сложности). Учащиеся работают с тестом. 16 Ученики выполняют творческую работу.

Слайд 17

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 5. Задание на дом 5 мин Задача: развивать творческие способности Домашнее задание предлагается одно из двух на выбор: написать сочинение по упражнению 150; 2) Написать сочинение на свободную тему, обязательное условие – использовать не менее 10 слов с чередующимися гласными в корне. Учащиеся записывают домашнее задание. 6. Итоги урока Рефлексия учащихся-2,5 мин. А сейчас давайте вспомним, чем мы занимались на уроке Для ответа нужно составить предложения по данному началу. Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Составление предложений по данному началу. 17

Слайд 18

Опорный конспект «Чередование гласных в корнях» О А Коснуться -кос- -кас а - . . . Заг о рать загар Зори з а ря . –лож- -ла г а- . . . -рос- -ра ст - -ра щ - выращу Но! Ростов, росток отрасль ростовщик, Е И -бер- бир а - -пер- -пир а - -дер- -дир а - -тер- -тир а- -мер- -мир а - -стел- -стил а - -блест- -блист а - -жег- -жиг а - -чет- -чит а 18

Слайд 19

Проверочные работы. 1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) предл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить 2) возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать 3) изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать 4) прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить 2. В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1) выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать; 2) р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий 3) зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль 4) зр..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) к..саться, к..саемся, соприк..саться, при..косновение 2) прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный 3) прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешься 4) к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться 4. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание 2) возг..рание, к..снуться, прил..жение, отр..слевой 3) з..рница, оз..рение, з..ря, оз..ренный 4) з..рька, предл..гать, нар..щение, прик..сновение. 5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) уб..рать, нат..рание, прид..раться, расст..лить 2) зам..рание, оп..раться, прот..рать, соб..раться 3) расст..латься, выт..рать, выт..реть, уд..ру. 6. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е? расст...ливший, прот...рать, приб…русь, выд…рнуть 2) соб...ру, прид ...русь, зам..реть, неразб…риха 3) отп…рать, …рание, отт...реть, подст…лить. Тесты. 1.Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква а) выр..сти , прил..гать, дог..реть б) оз..рить, дог..реть, прик..сновение в)р..сточек, г..рение, з..ренька 2.а) отп..рать, расст..лить, разб..рать б) зам..рать выч..тание, уб..рала в) зад..ру, ум..рает, расст..лить. 3. а) г..рение, з..рей, заг..рать б) прик..саться. прил..гать, прир..стать в) сл..жение, р..сток, отр..сль 2. Найдите третье лишнее слово. а) сд..рать, уб..рать, заг..рать б) прик..снуться, сл..гаемое, прик..сновение в) р..сток. р..стовщик, р..сли 4.а) приг..рел, з..ренька, выр..стает б) ор..сить, пол..жить, прик..сновение в) заж..гание, уб..рать, выд..рнул 5.а) бур..лом, зап..рли, выд..рнул б) расст..лать, сд..ру, соб..ру в) прик..саться, прил..гаю, приг..раю 19

Слайд 20

Результативность 20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Золотая осень» Интегрированный урок литературы в 6 классе. Учитель Валузина Н.В.

Слайд 2

Посмотрите на фамилии известных поэтов 19 века. М.Ю. Лермонтов, А.А.Фет, Н.А. Некрасов, А. С. Пушкин. Послушайте отрывки из стихотворений русских поэтов о природе и Родине и определите автора стихотворения.

Слайд 3

Вспомните авторов этих отрывков. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна.. Грустную думу наводит она.

Слайд 4

Вспомните авторов этих отрывков. Ласточки пропали, А вчера с зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера не спится, На дворе темно. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом Сыпучим Одета, как ризой, она.

Слайд 5

Александр Сергеевич Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, И в сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Слайд 6

Как хороши порой весенней неги – И свежесть мягкая зазеленевших трав, И листьев молодых душистые побеги По ветвям трепетным проснувшихся дубрав, И дня роскошное и теплое сиянье, И ярких красок нежное слиянье! Но, сердцу ближе вы, осенние отливы, Когда усталый лес на почву сжатой нивы Свивает с шепотом пожолклые листы, А солнце позднее с пустынной высоты, Унынья светлого исполнено, взирает... Так память мирная безмолвно озаряет И сердце прошлое и прошлые мечты. Николай Огарев «Осенью »

Слайд 7

Федор Иванович Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Где быстрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь- И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

Слайд 8

Край родной, навек любимый! Где найти ещё такой? Иван Бунин «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой , Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…

Слайд 10

И.Левитан «Золотая осень»

Слайд 11

Прочитай описание картины Исаака Ильича Левитана и расскажи, что ты видишь на этом полотне. Для многих людей осень – это грязь, слякоть, первые холода. Однако Левитан в своей картине «Золотая осень» показывает эту пору с другой стороны. Картины Левитана 1890-х годов полны чувства радости, которая передается с помощью ярких красок, когда деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает смешением красного и жёлтого цветов. Картину художник построил на смелых цветовых контрастах. Промытое до прозрачной голубизны небо, золото листвы, зелень пожухлой травы сливаются в нечто вечное – в красоту, очаровывающую человека.

Слайд 12

И.С. Остроухов

Слайд 14

Синквейн Имя существительное. Два прилагательных. Три глагола. Предложение из четырех слов. Вывод, состоящий из одного слова.

Слайд 15

- Поэты, художники, композиторы хотели…. - Было интересно…. - Особенно понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка по теме «Лексика. Омонимы и синонимы»

Урок ио теме "Омонимы и синонимы" ЦЕЛИ:  Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и  переносное значение слов, многозначные слова...

Синонимы для "All" и "None\'

Предлагается краткий обзор лексико-грамматических различий в употреблении "All" , "None" и их синонимов. Прилагается тренировочное упражнение для отработки изакрепления навыка упортребления....

Методическая разработка. Конспект урока. Омонимы. Паронимы. Синонимы и антонимы

Технологии: личностно-ориентированная, игровая.Цели: Создать условия для развития речи детей, расширить их словарный запас, формировать коммуникативные умения.Задачи:1. Повторить сведения о слове, его...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...

Презентация "Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов"

Данная презентация предназначена для урока русского языка при изучении "Лексики", как одного из разделов языкознания, для студентов СПО 1 года обучения.Тема урока: "Изобразительные возможности синоним...

Презентация "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"

Презентация используется для систематизации знаний обучающихся техникума по теме "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"....

Презентация к занятию на тему: «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление»»

Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинатьИ, словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Б.Слуцкий...