Гражданские качества личности
творческая работа учащихся на тему

Герасимова Татьяна Евгеньевна

работа ученика

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Саратовской области

«Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

 

ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Выполнил:

студент группы № С-314

Федотов  Даниил

Руководитель:

преподаватель Герасимова Т .Е.

 

Энгельс, 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.

1. Что такое гражданские чувства и качества.

2. Базовые компоненты гражданственности.

3. Гражданские качества личности.

4. Преимущества гражданственности.

5. Проявления гражданственности в повседневной жизни.

6. Пути развития гражданственности.

7. Анализ результатов опроса студентов и обучающихся

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум».

Заключение.

Список используемых источников и литературы.

        Особая  актуальность   темы  гражданственности сегодня заключается в том, что   Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств, одновременно обеспечивая национальную  безопасность. Эти процессы  не могут  выстраиваться без глубокого  проникновения патриотических идей  в сознание   россиян.    Патриотизм  в настоящее время рассматривается как важная характеристика, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбы государства и гражданского общества,. 

«Сейчас, в начале нового столетия», – говорит  Президент Российской Федерации В.В.Путин, «есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества. Наступает время, когда быть гражданином России становится престижным. Тем более что простое понятие «гражданин» всегда значило гораздо больше, чем юридически оформленная связь с государством. И потому гражданственность и патриотизм от одной лишь записи в документе не появляются».

Но в реальной жизни нас часто окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия, безработица, пьянство, наркомания, брошенные дети. А стране нужны патриоты -  люди любящие свою страну и способные идти на жертвы ради Родины. 

Цель моей работы – выяснить, что такое гражданские чувства и качества и насколько они развиты у современного студента СПО.

Объектом исследования является гражданственность как система ценностей и добродетелей.

 Данная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть основные понятия  гражданственного отношения к жизни и нравственного становления личности гражданина.

- выявить модели гражданственности на основе данных анкет студентов.

1.Что такое гражданские чувства и качества?

Чтобы понять, что такое гражданские чувства, нужно вспомнить обычные человеческие чувства по отношению к другим людям: чувство долга перед нашими родителями, чувство коллективизма, сочувствие к больным и немощным и т.д. 
Гражданские чувства
 связаны со страной, в которой мы живем: чувство любви к Родине, чувство долга защищать её, чувство уважения к символам государства, его культуре, языку, истории, гражданское достоинство. Гражданские чувства укрепляют человека в его убеждениях, нравственных принципах, личностных гражданских качествах и проявляются в его действиях и поступках. Процветание общества во многом зависит именно от того, из каких людей оно состоит. Если в стране тяжело жить, то виноваты в этом не только власть или внешние враги; в значительной степени это зависит от самих граждан этой страны, от их характеров, воли, чувств, способностей, от их гражданских качеств. 
Личность – многообразное слово. Одно из значений понятия “личность” выражает сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку, свойствах разума, души, поведения, что любит, умеет, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово. Быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину. Личность дает иметь твердые принципы, к ним относят моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.
В философии  обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений – язык, знания, умения, право, обычаи и т. д. – все то, что делает человека человеком. У каждого человека, личности есть права и обязанности, ответственность по отношению к окружающим людям, коллективу, обществу, государству.
Для характеристики личности в смысле прав, свобод и обязанностей употребляют понятие “гражданин”.  Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое, старинное словосочетание “гражданин отечества”. Гражданин является участником политической и правовой жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.

Развивающейся Российской Федерации нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 2. Базовые компоненты гражданственности.

В концепции     гражданина базовыми являются компоненты, которые включают:

- интернализацию   универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание её неприкосновенности; свобода и ответственность;

-   основные сферы жизнедеятельности современного человека, гуманизирующие личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания;  и т.д.

Каждый индивид обладает определенным набором способностей и талантов. Долг каждого человека заключается в их развитии и применении во благо обществу. Личность должна осознавать важность ответственности. Человеку для успешной социализации необходимо использовать свою свободу так, чтобы не причинять вреда другим людям. Индивид должен обладать определенными моральными нормами, принципами, ценностями, культурой, соответствующей его окружению. Очень важна и активная жизненная позиция. То есть человек должен участвовать в различных общественных делах, быть заинтересованным в решении насущных проблем государства. Несомненно, что одной из черт, которой должен обладать гражданин, является умение правильно строить отношения с другими, людьми на основе уважения чужой точки зрения, чужих интересов и взглядов. Это воспитывает толерантность, а также умение достигать общей пели совместными усилиями, сотрудничеством. История не раз показывала нам примеры спасения Отечества в результате  сплочения   всего   народа.  Известны также  примеры, когда страна достигала серьезных успехов, объединяя усилия всех граждан.

 

3. Гражданские качества личности.

Гражданские качества личности вырабатываются под непосредственным влиянием социума. Рассмотрим их все. Гражданственность – это осознание своей принадлежности к жителям страны, участие в жизни общества, уважение своих и чужих интересов. Идентичность – это понимание своей роли в социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми. Гражданское становление – это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны.  

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.  

 Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции  представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

 

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение человека  в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.  

   Гражданская позиция – это система, состоящая из трех структурных элементов:

– эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

– интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

– деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность.

Гражданское образование - это система, функцией которой является воспитание и обучение членов государства и общества, любящих Родину и ориентированных на овладение личностно значимыми нравственно-правовыми и политическими знаниями, мировоззренческими и культурными ментальными ценностями, обладающих способностью и готовностью реализовать на практике права и обязанности членов демократического общества.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
 Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
 Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.

Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.

Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.

Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.

Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.

Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

4. Преимущества гражданственности.

Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.

Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.

Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.

Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.

Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.

Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

5. Проявления гражданственности в повседневной жизни

Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.

Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.

Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.

Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.

Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.

Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

6. Пути развития гражданственности.

Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.

Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Состоятельный человек дает деньги на ремонт детского дома для того, чтобы помочь детям-сиротам. Он не покупает себе ещё один дом, а отдает свои средства на дело, чрезвычайно важное для общества и конкретных людей. Его поступок является благородным и гражданским. Любой гражданский поступок требует от человека волевого усилия. Воля помогает человеку преодолеть такие негативные качества, как лень, трусость, несдержанность.

 

7. Анализ результатов опроса студентов и обучающихся ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум».

     Чтобы определить какие ценности находятся в основании деятельности студентов     мы  использовали опросник  “Ценностные ориентации”. Студентам 1-го и 2-го курсов (16-17 лет) был  предложен     список  ценностей.  

 Исследованием установлено, что в иерархия ценностей-целей доминирует “Активная деятельная жизнь”.  Другие ценности-цели в порядке их значимости для учащихся выстроились следующим образом: 2. Наличие хороших и верных друзей. 3. Интересная работа. 4. Материально обеспеченная жизнь. 5.Уверенность.  6.Общая хорошая обстановка в стране. 7. Свобода как независимость в поступках и действиях. 8. Самостоятельность как независимость в суждениях и поступках. 9. Любовь.   10. Общественное признание.  11. Красота природы и искусства.  12.Творчество.   13. Удовольствия. 14. Равенство. 15. Счастливая семейная жизнь.  

Основываясь на полученных данных,  можно сделать вывод, что у современной молодежи преобладают коллективные ценности.

Наше исследование предполагало также выявление желания и готовности студентов участвовать в политической жизни страны. Из 82 опрошенных студентов:

64% – политика интересна;

13% – являются членами молодежных организаций (в том числе и политических);

93% – поддерживают партию «Единая Россия»;

56% – считают себя приверженцами демократических ценностей;

81% – поддерживают внешнюю политику РФ;

72% – считают интересы государства приоритетными.

75% – считают себя патриотами.

Таким образом,   можно констатировать, что  студенты ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» в среднем активно интересуются политикой, информацию о политической жизни получают   из телевизионных передач и Интернета. Однако политические ориентации студентов носят в основном обрывочный, не оформившийся характер.    Всё же в своём большинстве студенты ориентированы на либерально-демократические ценности.

Ответы на вопросы анкеты «Качества толерантной личности» показали следующие результаты:

72%уверены, что только путём межкультурного общения можно предотвратить новые этнические конфликты;

65% согласны с тем, что грядущее столетие должно стать веком гуманности, иначе человечество уничтожит само себя:

85% – ориентируются на общечеловеческие ценности.

Подводя итог, можно констатировать, что наши студенты обладают достаточно высоким   уровнем гражданской и духовной культуры.

Список используемых источников и литературы:

1. Исаева Е.А., Маклашин И.С., Соколов А.В. Региональные аспекты гражданской активности в современной России.  –  М.Проспект, 2015.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.  Питер, 2000.

3. Власов А.И. Политические манипуляции. М.: . М.: ЭКСМО, 2010.

4. humanities.edu.ru

5. About-Political.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние занятий искусством на физиологию ребенка с точки зрения развития интеллектуальных и духовных качеств личности"

В методическом сообщении раскрывается связь между занятиями музыкой и развитием интеелектуальных и духовных качеств личности...

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

Гражданское воспитание личности в теории и практике А.С. Макаренко

Особую актуальность сегодня приобретает проблема гражданского воспитания. Сейчас эта проблема стоит особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». ...