Проблемы трудоустройства.
статья на тему
Проблемы трудоустройства учащихся-инвалидов по слуху 1,2 вида и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Шадрина ВН - преподаватель ОПР
Адаптация программы «Основы поиска работы и трудоустройства» к особенностям обучающихся - инвалидов по слуху 1 и 2 вида.
Ключевые слова: квота, ДТО, Бюро медико-социальной экспертизы, ИПР, служба занятости.
Получение образования в Невском колледже им.А.Г.Неболсина предполагает целью социализацию учащихся, то есть получение ими работы, способной материально обеспечить выпускника, становление полноправного и ответственного гражданина Российского общества. На реализацию этой задачи направлена дисциплина « Основы поиска работы и трудоустройства».
Хочется напомнить что, СТ34 Конституции РФ дает право на свободный труд без дискриминации для каждого.
Задача будущего трудоустройства представляется ещё более сложной и актуальной для учащихся-инвалидов 1,2 вида (слабослышащих) обучающихся профессии мастер по обработке цифровой информации, так как трудоустройство этой категории выпускников сопряжено с рядом особых сложностей:
Проблемы трудоустройства учащихся-инвалидов по слуху 1,2 вида и пути их решения.
- В большой доле случаев не осуществима самопризентация учащихся в очной форме вследствие недостаточного развития речи — эту проблему можно решить за счет использования электронной почты, рассылки резюме и автобиографии.
- Невозможно использовать телефонные переговоры для организации собеседования, уточнения особенностей интересующей работы, что вполне компенсируется общением через интернет-ресурсы.
-Неуверенность учащихся в их профессиональной востребованности и возможности осуществлять взаимодействие с руководством в процессе рабочей деятельности - эта задача может быть решена за счет психологических тренингов (в нашем случае стандартный тренинг заменяется моделирующими играми, анкетами, упражнениями, которые могут быть выполнены дистанционно)
-Нежелание работодателей принимать на работу лиц, для которых должны быть обеспечены особые условия труда, когда можно принять обычного работника с опытом работы при этом, необходимо заметить, что уровень безработицы в Санкт-Петербурге минимальный и задача поиска кадров все - таки существует. В этом плане замечательно работает постановление
" О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге " № 280-25 от 27.05.2003. Квота составляет 2,5% для организаций численностью более 100 человек. Выполнение квоты напрямую связано с налогами, выплачиваемыми организациями.
Кроме того следует учитывать, что работники-инвалиды по данным комитета по труду и занятности СПб составляют 15% от общего числа работающих и, как это ни печально, количество людей с инвалидностью неуклонно растет.
- Неясные представления учащихся, какую нишу на рынке труда они могут занять, получив профессию, мастер по обработке цифровой информации. Эти вопросы обсуждаются с учащимися в ходе изучения дисциплины.
Перспективы трудоустройства, учащихся обучающихся профессии мастер по обработке цифровой информации
Как показывает наш опыт и исследование, по окончании Невского колледжа им.А.Г.Неболсина учащиеся могут успешно работать:
- операторами ЭВМ
- операторами базы данных(эту деятельность можно осуществлять дистанционно)
-операторами по вводу текста
-диспетчерами (для частично говорящих учащихся)
- контент-менеджер (контроль Web-сайта, размещение предоставленных материалов)
- веб-мастер (размещение и оформления материалов на Web -сайтах)
- кассир (слабослышащие сотрудники с успехом выполняют эту функцию в торговой сети "Ашан")
Заслуживает внимание то, что большинство этих работ может выполняться дистанционно. Это актуально для учащихся, у которых инвалидность по слуху сопровождается другими хроническими заболеваниями, для них характерно частое плохое самочувствие и невозможно длительное пребывание на рабочем месте вне дома.
- Отсутствие рабочих мест, пригодных для трудовой деятельности сотрудников-инвалидов в удаленных местностях, особенно сельских, вследствие слабо развитой инфраструктуры. Решением проблемы будет организация дистанционных трудовых отношений (ДТО), правила и систему организации, которых призван разъяснить предмет " Основы поиска работы и трудоустройства"
Таким образом, для рассматриваемой категории обучающихся освоение предмета " Основы поиска работы и трудоустройства" становится более актуальным, но преподавание и программа предмета должны учитывать психофизически особенности и требования этой категории учащегося. В Невском колледже им А.Г. Неболсина преподавание дисциплины осуществляется на основе Типовой программой СПб, на базе которой созданы рабочая программа и модульная программа, реализуемая в порядке эксперимента.
Особенности обучающихся - инвалидов по слуху 1 и 2 вида и требуемые изменений программы:
1.Расширение правовой базы предмета:
Необходимо включить в перечень правовой базы дисциплины Закон№181 Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995.
Международные акты: «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты генеральной Ассамблей ООН от 20.12.1993
«О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». Конвенция Международной Организации Труда от 14.12.2006.
2. Особенности восприятия информации слабослышащими учащимися, конкретно-образный характер мышления, возможность ДТО и организации ИП, малых предприятий требует существенно изменить учебный модуль 1 «Экономическая сфера жизни общества». Вводятся наглядно-конкретные элементы «Фирма», «Формы организации малого бизнеса», поясняются правила надомной работы.
3.Трудоустройство инвалидов предусматривает оформление большего перечня документов: включение в процесс трудоустройства деятельность Бюро медико-социальной экспертизы, составление индивидуальной программы реабилитации (ИПР), расширение функций службы занятости, возможное взаимодействие с реабилитационными учреждениями и может быть, психологическую помощь. Кроме обычных рабочих мест могут быть задействованы специальные рабочие места и специальные предприятия. Соответствующие изменения вносятся в УМ 3 «Технология трудоустройства».
4. Возможность организации дистанционных трудовых отношений вносит необходимость разъяснения правил их организации и психологическое тестирование готовности выпускника к этому виду деятельности, что отражается в коррективах УМ 2 «Конкуренция на рынке труда». Этот модуль дополняется также вопросами квот и специализированных рабочих мест.
5. Затрудненное участие в очной форме собеседования поднимает ценность таких необходимых умений, как составление автобиографии, резюме, заполнение анкет, написание сопроводительного письма, повышает ценность практических навыков поиска рабочих мест через интернет-ресурсы и специализированные сайты. Эти умения получают в ходе выполнения практических работ УМ3.
6.Особенности организации рабочего дня для инвалидов, социальные гарантии требуют корректив в УМ.2. Уэ.т.2.
7. Сравнительно низкая встроенность в разговорную среду, неуверенность в профессиональной востребованности у многих учащихся-инвалидов требуют повышения мотивации обучаемых к работе. Необходимо помочь раскрыть достоинства учащегося как работника, показать личностно-ценные качества, создать чувство уверенности в себе, сформировать желание найти работу. Для этих целей в УМ 01 вводят УЭ пр. «Карьерные планы как достичь цели», который призван визуализировать мечты, обозначить цель, создать алгоритм её существования. В УМ 04вводится большой практический блок: психологическое тестирование и моделирующие ситуации с тем чтобы учащиеся смогли сформировать самооценку и повысить самоуважение.
8.Особенности правового регулирования трудовой деятельности инвалидов должны быть отражены в УМ 05 «Основы законодательства РФ».
9.В связи с особенностями мышления данной категории учащихся и сложностями социальной адаптации целесообразно увеличить время, отводимое на выполнение практических заданий и исключить УМ 05 Основы профессиональной этики, в связи с особенностями психофизического развития учащихся-инвалидов по слуху.
Структурированная программа в соответствии с ФГОС
Требования ФГОС | Учебные модули | |
Обучающийся должен уметь | Обучающийся должен знать | |
ориентироваться в понятиях экономической сферы жизни общества | общие сведения о рыночной экономике | УМ .1Экономическая сфера жизни общества |
оценивать конкурентоспособность профессии на рынке труда, работать с Государственными службами занятости | развитие молодёжного рынка труда Санкт-Петербурга в разрезе профессий и специальностей | УМ 2.Рынок труда |
строить алгоритм трудоустройства | правила и методы поиска работы | УМ 3.Технология трудоустройства |
планировать и реализовывать профессиональную карьеру | характеристики профессии , организацию и условия труда | УМ 4. Профессиональная адаптация |
строить взаимоотношения с работодателем и коллегами | принципы профессиональной адаптации | УМ 5.Основы профессиональной этики |
ориентироваться в системе социальных норм | основы законодательства Российской Федерации, источники трудового и гражданского права | УМ 6.Основы законодательства Российской Федерации |
Изменение модульной программы дисциплины.
Требования ФГОС | Учебные модули | |
Обучающийся должен уметь | Обучающийся должен знать | |
ориентироваться в понятиях экономической сферы жизни общества | Возможности самоорганизации труда и организации малого бизнеса | УМ .1Экономическая сфера жизни общества |
оценивать конкурентоспособность профессии на рынке труда, работать с Государственными службами занятости | Особый порядок трудоустройства, льготы и гарантии, предоставляемые инвалидам. | УМ 2.Рынок труда |
строить алгоритм трудоустройства, вести необходимую документацию | правила и методы поиска работы через интернет-ресурсы | УМ 3.Технология трудоустройства |
Заполнять необходимые анкеты, раскрывать свои профессиональные и личностные достоинства. | Требования профессии, методы взаимодействия в коллективе. | УМ 4. Профессиональная адаптация |
исключен | ||
ориентироваться в системе социальных норм | основы законодательства Российской Федерации, законы, регулирующие труд инвалидов и ДТО | УМ 05.Основы законодательства Российской Федерации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема трудоустройства
В статье кратко рассказано об основных трудностях, с которыми сталкивается молодой специалист - выпускник техникума....
«Проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу». Выступление на педагогическом свете-09.01.2014
В выступлении раскрываются проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустр...
Статья "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников организаций профессионального образования: проблемы, идеи, решения"
Социальное партнерство в рамках дуального обучения на примере практического опыта работы...
Статья: дисциплина «Основы поиска работы, трудоустройства», как неотъемлемая составляющая успешного трудоустройства выпускников
Статья посвящена правилам и способам поиска работы. Также приведен опыт успешного трудоустройства Колледжа...
Проблемы и возможные пути трудоустройства выпускников-юристов системы СПО (На примере ГБПОУ Владикавказский Торгово-Экономический техникум).
В статье рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников-юристов в регионе (РСО-А), работа, проводимая в ГБПОУ в данном направлении и предложения для более активного использования молодых сп...
Круглый стол с работодателями «Проблемы обучения и трудоустройства студентов в медицинском колледже».
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий, где основной целью является предоставление участникам возможность высказать свою точку зрения на ...
Доклад на заседании методического объединения классных руководителей "Трудоустройство выпускников колледжа: проблемы и их решение"
Данный доклад представлялся на заседании классных руководителей выпускных групп....