Проблемы трудоустройства.
статья на тему

Шадрина Валентина Николаевна

Проблемы трудоустройства учащихся-инвалидов по слуху 1,2 вида и пути их решения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Шадрина ВН - преподаватель ОПР

Адаптация программы «Основы поиска работы и трудоустройства» к особенностям  обучающихся - инвалидов по слуху 1 и 2 вида.

Ключевые слова: квота, ДТО, Бюро медико-социальной экспертизы, ИПР, служба занятости.

Получение образования в Невском колледже им.А.Г.Неболсина предполагает  целью социализацию учащихся, то есть получение  ими работы, способной материально обеспечить выпускника, становление полноправного и ответственного гражданина Российского общества. На реализацию этой задачи направлена дисциплина « Основы поиска работы и трудоустройства».

Хочется напомнить что, СТ34 Конституции РФ дает право на свободный труд без дискриминации для каждого.


Задача будущего трудоустройства представляется  ещё более сложной и актуальной для учащихся-инвалидов 1,2 вида (слабослышащих) обучающихся профессии
 мастер по обработке цифровой информации,  так как трудоустройство этой категории выпускников  сопряжено с рядом особых сложностей:

Проблемы трудоустройства учащихся-инвалидов по слуху 1,2 вида и пути их решения.
- В большой доле случаев не осуществима  самопризентация учащихся в очной форме вследствие недостаточного развития речи — эту проблему можно решить за счет использования электронной почты, рассылки резюме и автобиографии.
- Невозможно использовать телефонные переговоры для организации собеседования, уточнения особенностей интересующей работы, что  вполне компенсируется общением через интернет-ресурсы.

 -Неуверенность учащихся в их профессиональной востребованности и возможности осуществлять взаимодействие с руководством в процессе рабочей деятельности - эта задача может быть решена за счет психологических тренингов (в нашем случае стандартный тренинг заменяется   моделирующими играми, анкетами, упражнениями, которые могут быть выполнены дистанционно)

 -Нежелание работодателей принимать на работу лиц, для которых должны быть обеспечены особые условия труда,  когда можно принять обычного работника с опытом работы при этом, необходимо заметить, что уровень безработицы в Санкт-Петербурге  минимальный и задача поиска кадров все - таки существует. В этом плане замечательно работает постановление

 " О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге  "  № 280-25 от 27.05.2003. Квота составляет 2,5% для организаций численностью более 100 человек. Выполнение квоты напрямую связано с налогами, выплачиваемыми организациями.
Кроме того следует учитывать, что работники-инвалиды по данным комитета по труду и занятности СПб составляют 15% от общего числа работающих и, как это ни печально, количество людей с инвалидностью неуклонно растет.
- Неясные представления учащихся, какую нишу на рынке труда они могут занять, получив профессию, мастер по обработке цифровой информации. Эти вопросы обсуждаются с учащимися в ходе изучения дисциплины.

Перспективы трудоустройства, учащихся обучающихся профессии мастер по обработке цифровой информации
Как показывает наш опыт и исследование, по окончании Невского колледжа им.А.Г.Неболсина учащиеся могут успешно работать:
- операторами ЭВМ
- операторами базы данных(эту деятельность можно осуществлять дистанционно)
-операторами по вводу текста
-диспетчерами (для частично говорящих учащихся)

- контент-менеджер (контроль Web-сайта, размещение предоставленных материалов)
    - веб-мастер (размещение и оформления материалов на Web -сайтах)
    - кассир (слабослышащие сотрудники с успехом выполняют эту           функцию в торговой сети "Ашан")

Заслуживает внимание то, что большинство этих работ может выполняться дистанционно. Это актуально для учащихся, у которых инвалидность по слуху сопровождается  другими хроническими заболеваниями, для них характерно частое плохое самочувствие  и невозможно длительное пребывание на рабочем месте вне дома.
    - Отсутствие рабочих мест, пригодных для трудовой деятельности сотрудников-инвалидов в удаленных местностях, особенно сельских, вследствие слабо развитой инфраструктуры. Решением проблемы будет организация дистанционных трудовых отношений (ДТО), правила и систему организации, которых призван разъяснить предмет "
Основы поиска работы  и трудоустройства"

Таким образом, для рассматриваемой категории обучающихся освоение предмета " Основы поиска работы и трудоустройства" становится  более актуальным, но преподавание и программа предмета должны учитывать психофизически особенности и требования этой категории учащегося. В Невском колледже им А.Г. Неболсина преподавание дисциплины осуществляется на основе Типовой программой СПб, на базе которой созданы рабочая программа и модульная программа, реализуемая в порядке эксперимента.

Особенности обучающихся - инвалидов по слуху 1 и 2 вида и требуемые изменений программы:

1.Расширение правовой базы предмета:

Необходимо включить в перечень правовой базы дисциплины Закон№181 Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от  24.11.1995.

Международные акты: «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты генеральной Ассамблей ООН от 20.12.1993

«О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». Конвенция Международной Организации Труда от 14.12.2006.

   2. Особенности восприятия информации слабослышащими учащимися, конкретно-образный  характер мышления, возможность ДТО и организации ИП, малых предприятий требует существенно изменить учебный модуль 1     «Экономическая сфера жизни общества». Вводятся наглядно-конкретные элементы «Фирма»,  «Формы организации малого бизнеса», поясняются правила надомной работы.

3.Трудоустройство инвалидов предусматривает оформление большего перечня документов: включение в процесс трудоустройства деятельность Бюро медико-социальной экспертизы, составление индивидуальной программы реабилитации (ИПР), расширение функций службы занятости, возможное взаимодействие с реабилитационными учреждениями и может быть,  психологическую помощь. Кроме обычных рабочих мест могут быть задействованы специальные рабочие места и специальные предприятия. Соответствующие изменения вносятся в УМ 3 «Технология трудоустройства».

 4. Возможность организации дистанционных трудовых отношений вносит необходимость разъяснения правил их организации и психологическое тестирование готовности выпускника к этому виду деятельности, что отражается в коррективах УМ 2 «Конкуренция на рынке труда». Этот модуль дополняется также вопросами квот и специализированных рабочих мест.

5. Затрудненное участие в очной форме собеседования поднимает ценность таких необходимых умений, как составление автобиографии, резюме, заполнение анкет, написание сопроводительного  письма, повышает ценность практических навыков поиска рабочих мест через интернет-ресурсы и специализированные сайты. Эти умения получают в ходе выполнения практических работ УМ3.

6.Особенности организации рабочего дня для инвалидов, социальные гарантии требуют корректив в УМ.2.  Уэ.т.2.

 7. Сравнительно низкая встроенность в разговорную среду, неуверенность в профессиональной востребованности у многих учащихся-инвалидов требуют повышения мотивации обучаемых к работе. Необходимо помочь раскрыть достоинства учащегося как работника, показать личностно-ценные качества, создать чувство уверенности в себе, сформировать желание найти работу. Для этих целей в УМ 01 вводят УЭ пр. «Карьерные планы как достичь цели», который призван визуализировать мечты, обозначить цель, создать алгоритм её существования. В УМ 04вводится большой практический блок: психологическое тестирование и моделирующие ситуации с тем чтобы учащиеся смогли сформировать самооценку и повысить самоуважение.

8.Особенности правового  регулирования трудовой деятельности инвалидов должны быть отражены в УМ 05  «Основы законодательства РФ».

9.В связи с особенностями мышления данной категории учащихся и сложностями социальной адаптации целесообразно увеличить время, отводимое на выполнение практических заданий и исключить УМ 05 Основы профессиональной этики, в связи с особенностями психофизического развития учащихся-инвалидов по слуху.

Структурированная программа в соответствии с ФГОС

                                     Требования ФГОС

Учебные модули

Обучающийся должен уметь

Обучающийся должен знать

ориентироваться в понятиях экономической сферы жизни общества

общие сведения о рыночной экономике

УМ .1Экономическая

 сфера жизни общества 

оценивать конкурентоспособность профессии на рынке труда,

работать

с Государственными службами занятости

развитие молодёжного рынка труда Санкт-Петербурга в разрезе профессий и специальностей

УМ 2.Рынок труда

строить алгоритм трудоустройства

правила и методы поиска работы

УМ 3.Технология трудоустройства

планировать и реализовывать профессиональную карьеру

характеристики профессии , организацию и условия труда

УМ 4. Профессиональная адаптация

строить взаимоотношения с работодателем и коллегами

принципы профессиональной адаптации

УМ 5.Основы профессиональной этики

ориентироваться в системе социальных норм

основы законодательства Российской Федерации, источники трудового

и гражданского права

УМ 6.Основы законодательства Российской Федерации

Изменение модульной программы дисциплины.

                                     Требования ФГОС

Учебные модули

Обучающийся должен уметь

Обучающийся должен знать

ориентироваться в понятиях экономической сферы жизни общества

Возможности самоорганизации труда и организации малого бизнеса

УМ .1Экономическая

 сфера жизни общества 

оценивать конкурентоспособность профессии на рынке труда, работать

с Государственными службами занятости

Особый порядок трудоустройства, льготы и гарантии, предоставляемые инвалидам.

УМ 2.Рынок труда

строить алгоритм трудоустройства, вести необходимую документацию

правила и методы поиска работы через интернет-ресурсы

УМ 3.Технология трудоустройства

Заполнять необходимые анкеты, раскрывать свои профессиональные и личностные достоинства.

Требования профессии, методы взаимодействия в коллективе.

УМ 4. Профессиональная адаптация

исключен

ориентироваться в системе социальных норм

основы законодательства Российской Федерации,

 законы, регулирующие труд инвалидов и ДТО

УМ 05.Основы законодательства Российской Федерации



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема трудоустройства

В статье кратко рассказано об основных трудностях, с которыми сталкивается молодой специалист - выпускник техникума....

«Проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу». Выступление на педагогическом свете-09.01.2014

В выступлении раскрываются проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустр...

Статья: дисциплина «Основы поиска работы, трудоустройства», как неотъемлемая составляющая успешного трудоустройства выпускников

Статья посвящена правилам и способам поиска работы. Также приведен опыт успешного трудоустройства Колледжа...

Проблемы и возможные пути трудоустройства выпускников-юристов системы СПО (На примере ГБПОУ Владикавказский Торгово-Экономический техникум).

В статье рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников-юристов в регионе (РСО-А), работа, проводимая в ГБПОУ в данном направлении и предложения для более активного использования молодых сп...

Круглый стол с работодателями «Проблемы обучения и трудоустройства студентов в медицинском колледже».

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий, где основной целью является  предоставление  участникам возможность высказать свою точку зрения на ...